Гришкина Л.И. Формирование культуры здоровья педагогов как инновационная деятельность школы

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

ГРИШКИНА Людмила Ивановна, кандидат педагогических наук, директор сш №3 г. Пикалево, Ленинградская обл., Российская Федерация


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ


Актуальность темы исследования обусловлена общественным характером проблемы, которая состоит в том, что здоровье населения страны определяется здоровьем подрастающего поколения. Важнейшая роль в формировании адекватного здоровому образу жизни поведения молодого поколения отводится учителю (Е.И. Кальченко, Н.Б.Коростелев, Д.В.Колесов, В.А.Мосолов, А.А.Наин, Н.М.Полетаева, А.К.Савина, С.Г.Сериков, А.Г.Хрипкова, Б.Р.Яременко). Именно учитель в контексте общей культуры человека призван формировать систему ценностных ориентации, в том числе, и в отношении здоровья (В.Н.Касаткин, Д.А.Леонтьев, Н.Д.Никандров, А.А. Саградов). В современной педагогике здоровье рассматривается как педагогическая категория (В.Ф. Базарный, В. Зацепин, В. Пахальян).

Формирование ценностного отношения педагогов к своему здоровью и здоровью учащихся как необходимому условию физического, психического и социального благополучия человека определено требованиями Государственного стандарта к уровню подготовки лиц по специальностям педагогического профиля. Современные требования к укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни детей и подростков в учебном процессе сформулированы в концепции Европейского регионального бюро ВОЗ, Совета Европы и Комиссии европейского сообщества «Европейская сеть школ укрепления здоровья».

Анализ имеющейся зарубежной литературы выявил потребность включения культуры здоровья в профессиональную культуру педагогов на всех этапах его деятельности (A.Charlton и др.). В условиях образовательного учреждения расширение объёма знаний по вопросам сохранения и укрепления здоровья способствует повышению уровня культуры здоровья педагогов – осведомлённость о здоровом образе жизни, позитивное отношение учителя к собственному здоровью и готовность к формированию культуры здоровья учащихся (M.Goodstat, P.Puska и др.).

Вместе с тем, до настоящего времени недостаточно изучены вопросы профессиональной готовности педагогов к защите ребёнка в сфере здоровья, слабо разработаны вопросы управления, моделирования обучения и воспитания с учётом региональных демографических и климатических условий, которые требуют исследования в контексте инновационной деятельности школ.

В «Региональной целевой программе развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы» был выделен проект «Инновационные модели школ», среди которых рекомендуется разработка и апробация модели «Школа здоровья». Одной такой экспериментальной площадкой является школа №3 города Пикалево.

Цель исследования – выявить и обосновать организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья педагогов.

Объект исследования – культура здоровья педагогов.

Предмет исследования – формирование культуры здоровья педагогов как инновационная деятельность школы, работающей в режиме развития.

Задачи исследования:

  1. Определить научную сущность феномена «культура здоровья педагога».
  2. Обосновать теоретико-методологические подходы к формированию культуры здоровья педагогов как инновационной деятельности школы.
  3. Определить объективные и субъективные условия формирования культуры здоровья педагогов.
  4. Разработать критерии и показатели сформированности культуры здоровья педагогов в условиях школы.

В своем исследовании мы исходили с того, что культура здоровья педагога – компонент общей и профессиональной культуры учителя, отражающий научно-обоснованный и подтвержденный традициями народа опыт здорового образа жизни, который педагог, как его носитель, передаёт молодому поколению в своей профессиональной деятельности.

В структуре культуры здоровья педагога выделяются основные его компоненты:

  1. устойчивая мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ);
  2. профессиональная компетентность в области ЗОЖ;
  3. владение здоровье сберегающими технологиями педагогической деятельности и способами здоровье сберегающего профессионального поведения («поведенческая грамотность»).

Современная трактовка категории «качество образования» предполагает включение в модель выпускника и культуры здоровья как готовности к ведению ЗОЖ, к сохранению и укреплению своего здоровья, а также здоровья окружающих. Можно предположить, что экспериментальная школа, работающая по инновационным моделям «Школа здоровья» и «Центр содействия сохранению и укреплению здоровья», не только потребует от педагога более высокого уровня культуры здоровья, но и создаст более благоприятные условия для ее формирования у педагогов и учащихся.

Исследования показывают, что студенты педагогических институтов – будущие учителя и работающие в школах педагоги не отличаются ни высоким уровнем здоровья, ни высоким уровнем валеологической культуры (Г.М.Брадик, Г.К.Зайцев). Неврозы учителей как следствие профессиональной деформации личности педагога отрицательно сказываются на психическом здоровье учащихся, являются одной из причин нервно-психической дезадаптации школьников (А.В.Басов, И.Ю.Глинянова, Г.Е.Гун, С.Г.Сериков, Л.Г.Татарникова, Л.Ф.Тихомирова и др.).

С низким уровнем культуры здоровья педагог приходит в школу, которая в условиях модернизации образования активно включается в режим инновационного развития. Многие школы приобретают свое индивидуальное «лицо», свой имидж, реализуя определенные концепции развития, получают официальный статус экспериментальной площадки, поэтому понятие «экспериментальная школа» становится массовым явлением действительности. В такой школе создаются условия обучения и работы повышенной сложности и напряженности, которые требуют от педагога особой выносливости работоспособности, культуры здоровья, высокого уровня готовности к валеологическому воспитанию школьников. Решать эту задачу как управленческую приходится, в первую очередь, директору школы.

Проблема формирования культуры здоровья педагогов стала одной из управленческих проблем. Ее актуальность в современной школе обусловлена социально- педагогической значимостью, особенно в условиях модернизации образования, связанной с активизацией инновационных процессов, требующих дополнительных затрат здоровья и творческих сил педагогов, и с ростом числа экспериментальных школ. Необходима разработка определенных организационно-педагогических условий позитивного решения данной проблемы одновременно с организацией опытно-экспериментальной работы и повышением квалификации учителей в области культуры здоровья. Значительную роль в этом играют интегрированные учебные курсы по культуре здоровья для учащихся, междисциплинарная интеграция знаний о здоровье и здоровом образе жизни в обучении учителей, реализация социально-акмеологической концепции системы валеологического воспитания, нацеленной на саморазвитие и самосовершенствование педагогов и школьников в области культуры здоровья на основе устойчивой мотивации и престижности здоровьесозидающего поведения.

Итак, педагог выступает примером здорового образа жизни для учащихся и носителем культуры здоровья, которую он призван транслировать молодому поколению. Культура здоровья как интегральная характеристика личности, поведения и деятельности педагога является показателем его общекультурного развития и одновременно - компонентом его профессиональной культуры. В экспериментальной школе культура здоровья педагога выступает как один из признаков его готовности к инновационной деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Формирование культуры здоровья педагогов необходимо осуществлять поэтапно, с учетом этапов программы эксперимента в школе, по линии воздействия на когнитивно-интеллектуальную, ценностно-мотивационную и действенно-практическую сферы личности и по всем аспектам, составляющим целостность феномена здоровья (духовно-нравственное, психическое, физическое, социальное, эмоциональное, репродуктивное и др.).

Теоретико-методологической основой проектирования педагогической системы формирования культуры здоровья педагогов в экспериментальной школе может служить интеграция системного, антропологического, культурологического, акмеологического и валеологического подходов к общему среднему и последипломному образованию. Интеграция выражена во взаимодействии принципов, соответствующих названным подходам: системности, природосообразности, культуросообразности, направленности на здоровье как ценность при проектировании целостной организационно-педагогической системы инновационной деятельности школы.

Мы выделяем такие этапы стратегического планирования системы инновационной деятельности экспериментальной школы.

I этап – изучение состояния здоровья педагогов как субъектов инновационной образовательной деятельности учителей экспериментальных школ г. Пикалево (300 человек): в начале эксперимента выявлен низкий ранг (13 место по методике М.Рокича) значимости здоровья как ценности и регулятора здорового образа жизни педагогов; проведена самооценка различных признаков здорового образа жизни педагогов (вредных привычек, физической активности, обращений к врачу и медицинских осмотров). Отмечена высокая распространённость среди педагогов негативных поведенческих факторов - употребление алкоголя (84,3% опрошенных), курения (21,7 %), нерегулярного питания (22,9%), нерегулярной физической активности (утреннюю гимнастику регулярно выполняют лишь 18,9%); за медицинской помощью, в случае заболевания, обращались всего 9 %. Интерес к информации о здоровом образе жизни проявили 52 % учителей. Эти данные были использованы как стимул к мотивации здорового образа жизни, роста познавательного интереса в области культуры здоровья.

Полученные результаты были положены в основу разработки программы охраны и укрепления здоровья учителей экспериментальной школы № 3 г.Пикалево, включающей медико-профилактическую работу на базе самой школы, поликлиники и внеполиклинических объектов здравоохранения города, спортивно- оздоровительную работу (спортивная школа, бассейн, тренажёрный зал школы, нетрадиционные спортивные объединения муниципального образования, дни здоровья, спортивные соревнования, занятия лечебной физкультурой), обеспечение санитарно- гигиенических норм в образовательном учреждении.

II этап – проектирование целостной организационно- педагогической системы инновационной деятельности школы по формированию культуры здоровья, компонентами которой явились:

  1. педагогическая система формирования культуры здоровья педагогов;
  2. внутришкольная педагогическая система сохранения и укрепления здоровья учащихся;
  3. здоровьесозидающая социокультурная среда.

Проектирование организационно-педагогической системы инновационной деятельности по формированию культуры здоровья педагогов осуществлялось с учётом принципов системности, природосообразности, личностно-деятельностного, акмеологического, аксиологического и культурологического подходов. Содержанием инновационной деятельности в педагогической системе формирования культуры здоровья педагогов стала реализация:

  1. программы охраны здоров’я педагогов средствами образовательного учреждения и муниципального образования г. Пикалево;
  2. программы, непрерывного последипломного образования с целью формирования профессиональной компетентности педагогов в области культуры здоровья;
  3. программы диагностики готовности учителей к формированию культуры здоровья учащихся, их профессиональной компетентности в этой области;
  4. программы опытно-экспериментальной работы школы как Центра здоровья с активной инновационной здоровьесозидающей деятельностью учителей.

Управленческая деятельность, как компонент организационно-педагогической системы по формированию культуры здоровья предполагает:

  • организацию непрерывного образования педагогов в области здоровья,
  • создание валеологической службы школы,
  • обеспечение здоровьесозидающей среды,
  • включение целей сохранения и укрепления здоровья в основные документы школы,
  • соблюдение этапов формирования культуры здоровья педагогов: мотивационно-побуждающего, конструктивно-действенного, системно-формирующего и рефлексивно-обобщающего.

III этап – моделирование здоровьесозидающей социокультурной среды школы.

Моделирование такой среды осуществлялось также поэтапно: 1-е 1999 года - создавалась общая модель «Школы здоровья» как открытой социокультурной системы, отражающей взаимосвязи социальных и педагогических условий формирования культуры здоровья; II - блочно-модульное построение среды жизнедеятельности педагогов и школьников в экспериментальной школе «Центре содействия сохранению и укреплению здоровья» (с 2002 года) и в окружающем микросоциуме, удовлетворяющем основные потребности в области здорового образа жизни.

Основными блоками здоровьесозидающей социокультурной среды экспериментальной школы стали: медицинский, социально-психологический, эколого-валеологический, воспитательный, учебный, физкультурно-оздоровительный, управленческо-кадровый, материально-технический и другие, направленные на формирование культуры здоровья педагогов как условия сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Повышение квалификации учителей на базе экспериментальной школы № 3 г. Пикалево осуществлялось по учебной программе (76 часов), содержащей разделы:

  1. «Социально-гигиенические аспекты формирования культуры здоровья в современных условиях»;
  2. «Школа как центр формирования культуры здоровья»;
  3. «Современная система гигиенического обучения и воспитания подрастающего поколения».

Все компоненты педагогической системы формирования культуры здоровья педагогов объединялись интегрированной целевой программой «Профессиональное здоровье учителя», направленной на формирование активной жизненной и профессиональной позиции педагога в отношении своего здоровья и здоровья учащихся (акмеологическая позиция). Такая позиция педагога обеспечивала здоровьесозидающий характер образовательной среды школы (субъективные условия). Активная позиция педагога в отношении своего здоровья формировалась под влиянием здоровьесозидающей парадигмы профессиональной деятельности экспериментальной школы, работающей по инновационным моделям «Школа здоровья» и «Центр содействия сохранению и укреплению здоровья». Педагоги осваивали новый для них валеологический подход к образованию школьников, здоровье сберегающие технологии обучения, курсы валеологии, психологии, экологии, включались в оздоровительные мероприятия школы.

В исследование мы раскрыли культуру здоровья педагогов как компонент профессиональной культуры и показали ее влияние на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Развитие школы как региональной экспериментальной площадки осуществлялось в соответствии с этапами: I - подготовительный, II - поисково-конструктивный, III -обобщающе-заключительный. На каждом этапе создавались организационно-педагогические условия, обеспечивающие целенаправленное влияние на ценностно-мотивационный, когнитивно-компетентностный и действенно-практический компоненты культуры здоровья как составной части профессиональной культуры педагога. К таким условиям отнесены:

  • целенаправленное повышение квалификации педагогов по проблемам здорового образа жизни и здоровье сберегающим технологиям обучения учащихся;
  • стимулирование включения педагогов в оздоровительные мероприятия, в здоровый образ жизни, создание для этого необходимых условий;
  • активная инновационная деятельность педагогов по созданию школы - Центра здоровья и применению здоровье сберегающих технологий;
  • диагностика и самодиагностика состояния здоровья и культуры здоровья педагогов и учащихся;
  • установка на жизнеутверждающую, акмеологическую позицию педагогов и учащихся как субъектов здорового образа жизни.

Исследованием выявлена положительная тенденция в формировании культуры здоровья педагогов как компонента их профессиональной культуры. Показателями этого процесса являются следующие:

  • рост степени готовности к работе по формированию культуры здоровья школьников по данным самооценки учителей (низкая степень готовности (- 3 балла) сократилась с 3,37% до 2,7 %);
  • повышение в процессе экспериментальной работы интереса и готовности педагогов к их переподготовке по вопросам здорового образа жизни, а также к самообразованию в этой области (среднее число использованных источников информации о ЗОЖ в год возросло с 3,64 до 4,37 на одного педагога);
  • ценностно-мотивационная переориентация педагогов на те ценности, которые лежат в основе здорового образа жизни (любовь, мудрость, активность в жизни, здоровье, друзья, работа), здоровье как ценность переместилось с 13 на 4 место в ранге ценностей;
  • активное включение в последипломное образование по проблеме валеологического воспитания учащихся, рост профессиональной компетентности педагогов в этой области (средний балл возрос с 2,48 до 4,35);
  • включение в активные формы и методы формирования культуры здоровья школьников.

Большинство учителей пятого года эксперимента в школе (90,9 %) подчеркнули значимость для окружающих (учеников и родителей) личного примера педагога в соблюдении норм здорового образа жизни. Число учителей, хорошо владеющих методиками формирования культуры здоровья учащихся, возросло с 28,5 % на начало экспериментальной работы в школе до 36,8 % к пятому году. Отмечено снижение частоты некоторых заболеваний, по которым велась активная оздоровительная и профилактическая работа в регионе (миопии); однако, общая тенденция увеличения заболеваемости учителей хроническими заболеваниями (почек, органов дыхания, пищеварения, кровообращения и особенно эндокринной системы) сохранилась.

На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы школы и рефлексивно-обобщающем этапе формирования культуры здоровья педагогов была поставлена задача выявить влияние культуры здоровья педагогов на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Мы исходили из многофункциональной специфики сущности феномена «культура здоровья», который предстает как:

  • междисциплинарная категория науки;
  • компонент общей культуры человека;
  • компонент профессиональной культуры педагога;
  • интегральное качество личности современного педагога;
  • педагогическое условие сохранения и укрепления здоровья учащихся;
  • один из показателей качества результатов общего среднего образования.
  • одна из задач последипломного образования педагога.

Установлено, что педагог, обладающий культурой здоровья, выступает примером для школьников, что усиливает его воспитательное влияние. За годы работы школы в статусе региональной экспериментальной площадки наметилась положительная тенденция в улучшении здоровья учащихся:

  • число практически здоровых детей увеличилось с 39,2% до 49,7% (первая группа здоровья);
  • имеющих отклонения в здоровье уменьшилось с 60,7% до 50,3%;
  • учащихся с нарушениями осанки уменьшилось с 18% до 2,6%, со сколиозом - от 3,3% до 1,9% и т.п.;
  • число учащихся со второй группой здоровья уменьшилось с 41,1% до 36,6%, с третьей - с 19,3 до 13,7%;
  • число первоклассников, возвращающихся из школы домой с положительными эмоциями, возросло с 75% до 93% (результаты „фейс”-теста).


Таблица 1
Состояние здоровья учащихся, поступивших в 1 класс
Состояние здоровья
2001-2002 учебный год
2002-2003 учебный год
2003-2004 учебный год
Практически здоровы
40%
43%
45%
Имеют отклонения в состоянии здоровья
60%
57%
55%

Сотрудничество школы № 3 г. Пикалево с ДОУ № 8 и школой-садом № 9 по программе охраны здоровья привело к улучшению состояния здоровья детей, поступающих в школу (табл. 1).

Проведенное исследование дало возможность сделать такие выводы:

  1. Формирование культуры здоровья педагогов является составной частью инновационной деятельности и стратегического планирования развития экспериментальной школы от «Школы здоровья» к «Центру содействия сохранению и укреплению здоровья».
  2. Исследованием впервые установлена многофункциональная сущность междисциплинарной категории «культура здоровья педагога», как интегрального качества личности современного педагога и компонента профессиональной культуры. Культура здоровья педагога рассматривается как цель, условие и результат инновационной деятельности школы.
  3. Организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья педагогов определяются принципами системности и культуросообразности как ведущими в инновационной деятельности школы и включают объективные (непрерывное образование педагогов в области культуры здоровья, медико-оздоровительные условия охраны здоровья, педагогическая деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся) и субъективные условия (личностная самоорганизация педагогов в области здорового образа жизни, межсубъектное взаимодействие на основе принципов здорового образа жизни, мотивации ЗОЖ), образующие здоровьесозидающую социокультурную среду школы.
  4. Показателями сформированности культуры здоровья педагогов являются: устойчивая мотивация ЗОЖ, компетентность в области здоровья и ЗОЖ, владение здоровье сберегающими технологиями обучения учащихся. Готовность педагога к формированию ЗОЖ учащихся - один из показателей сформированности культуры здоровья, она предполагает способность педагога к включению всех участников педагогического процесса в здоровьесозидающую деятельность.
  5. Установлено положительное влияние роста уровней сформированности культуры здоровья педагогов на улучшение показателей состояния здоровья учащихся.


Список использованных источников:

  1. Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков / В.Ф. Базарный, В.А. Гуров, Э.Я. Оладо // Сборник научно-методических и информационных материалов для медицинских работников службы формирования здорового образа жизни. – М., 1994. – С. 46-55.
  2. Зайцев Г.К. Психологический компонент валеологического образования школьников / Г.К. Зайцев, Г.М. Брадик Г.М. //Валеологія. –1999. – № 3. – С. 64-68.
  3. Я и мое здоровье : Учеб. пособие по валеологии / Л. Г. Татарникова, И. Ю. Глинянова; Волгогр. гос. пед. ун-т. – Волгоград Перемена 1995. – 215 с.




Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама