Вольфман М.В. Учреждение дополнительного образования и роль социального педагога в нем
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
Вольфман М.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Московского гуманитарного педагогического института, г. Москва
Современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений. Расширяется деятельность учреждений дополнительного образования. Учитывая, что речь идет об образовании детей, подростков и молодежи, повышается значимость таких учреждений в развивающе-воспитательной деятельности, усложняется профессиональная роль социального педагога в нем, что обуславливает важность профессиональной подготовки социального педагога для учреждений дополнительного образования. В 1997 году письмом Министерства образования РФ в учреждениях дополнительного образования вводится должность социального педагога, он становится полноправным членом педагогического коллектива.
Одной из актуальных современных задач педагогической науки и практики является создание условий для приобретения детьми жизненно важных знаний, умений, раскрытия и развития детских интересов, природного творческого потенциала личности, формирования у ребенка социального опыта. Социализация личности происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов бытия, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий, которые реализуются в образовательном учреждении.
Многие десятилетия ХХ столетия в России достаточно бурно развивалась система так называемых внешкольных учреждений. В 1992 году Закон РФ «Об образовании» придал новый статус внешкольным учреждениям, переименовав их в учреждения дополнительного образования детей. В связи с этим повысились требования к созданию условий для организации учебно-воспитательного процесса и культурного досуга детей, содержанию образования, профессиональному мастерству педагогов в учреждениях такого типа.
Учреждение дополнительного образования – тип образовательного учреждения, реализующего программы различной направленности, выходящие за пределы основных общеобразовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан. Учреждения дополнительного образования выполняют следующие социально-педагогические задачи: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.
В учреждениях дополнительного образования представлены разнообразные виды деятельности, создается особая микросреда, основанная на неформальности отношений, добровольности участия, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности. В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере, наиболее ярко раскрывается индивидуальность каждого ребенка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная позиция, формируются общественные и нравственные интересы и качества, художественные и эстетические вкусы, личностные потребности.
Ребенок приходит в учреждение дополнительного образования по ряду причин. Среди них выделяют следующие: досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени; компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения; коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами; творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности; познавательные потребности детей и их родителей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в области, выходящих за рамки программ школьного образования; профориентационные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип, образования», как «зона ближайшего развития образования в России».
Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
При организации дополнительного образования следует опираться на следующие приоритетные принципы.
- Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
- Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
- Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
- Единство обучения, воспитания, развития.
- Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.
В условиях учреждения дополнительного образования ребенок имеет реальную возможность выбора своего индивидуального пути личностно-творческого развития. Получение ребенком такой возможности означает, что его включение в занятия по интересам, создает условия для достижения успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Учреждения дополнительного образования решают такую важную задачу, как воспитание у подрастающего поколения культуры межнационального общения, основанной на принципе этнической толерантности, расширение культурного пространства микросоциума, которое осваивает ребенок. В этой сфере знакомство ребенка с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций. Так появляется возможность «погружения» в культуру. Для этого существует множество эффективных форм и методов, которые, в частности, взяты из театральной и музейной педагогики.
Главная задача педагогов – развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножать. Речь должна идти не о навязывании человеку тех или иных образцов культуры, а о создании адекватных условий, в которых знания, ценности, образцы будут «присваиваться» и «переживаться» как собственные достижения и открытия.
Особое значение имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Задача дополнительного образования – помочь подросткам сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаще можно встретить различные курсы практической направленности (вождение автомобиля, ремонт теле- и радиоаппаратуры, вязание, дизайн, гувернерство и др.). Еще больший успех, особенно у старшеклассников, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством, азами бухгалтерского учета и т.п.). Раскрыв свои потенциальные способности, попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения. По данным специалистов, более 60% детей не имеют ярко выраженных склонностей, у них неустойчивые интересы к профессиональной деятельности.
Для социальной адаптации воспитанников учреждения дополнительного образования важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
Таким образом, отличительными особенностями воспитательно-образовательного процесса в учреждении дополнительного образования являются:
- создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;
- осуществление «ненавязчивого» воспитания – благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит «незаметное» формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения;
- компенсация отсутствия в основном образовании тех или иных учебных курсов (в основном гуманитарной направленности), которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств.
Для эффективной работы такого рода учреждений важен профессионализм, высокий уровень подготовленности всех специалистов учреждения, в том числе и социального педагога.
Роль социального педагога в учреждении дополнительного образования сложна и многогранна и позволяет нам обосновать содержательно-технологическое наполнение следующих профессиональных компетенций социального педагога:
рекламно-маркетинговая – изучение потребностей микрорайона в досуговых организациях, анализ востребованности творческих объединений в среде несовершеннолетних микрорайона, установление продуктивных отношений с другими образовательными учреждениями, продвижение услуг предоставляемых учреждением дополнительного образования, работка новых программ типа «Школа молодых родителей» и др.;
диагностическая – организация диагностической работы по вопросам социальной педагогики и анализ документов, материалов по работе с родителями и результатов диагностических исследований;
культурно-просветительская – организация разносторонней социально значимой культурно-досуговой деятельности детей и подростков на базе учреждения, организация клубной работы, волонтерской деятельности воспитанников; проведение лекций и семинаров по профессиональной ориентации с детьми и подростками;
профилактическая – проведение профилактической работы по предотвращению отклонений от норм социального развития детей и подростков, различных негативных явлений в социуме (профилактика безнадзорности несовершеннолетних в микрорайоне, где расположено учреждение дополнительного образования и др.);
аниматорская – организация экскурсионной деятельности, проведение социокультурных программ;
геронтологическая – проведение социально-педагогической работы с родителями, бабушками и дедушками, которые приводят воспитанников на занятия; руководство взаимодействием родителей педагогов и воспитанников;
коррекционно-развивающая и реабилитационная – социально-педагогическая коррекция и реабилитация личности, межличностных отношений в творческих объединениях; осуществление мер по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья детей и подростков;
фасилитаторская – обеспечение информацией родителей воспитанников учреждения дополнительного образования по вопросам воспитания; оказание эмоциональной поддержки детям; оказание посреднических услуг воспитанникам и членам их семей в воспитании;
организационно-управленческая – обеспечение взаимодействия различных специалистов образовательных, медицинских, культурных, спортивных, правовых учреждений в социально-педагогической работе; привлечение добровольных помощников и координирование их участия в социально-педагогических проектах;
правозащитная – правовое воспитание несовершеннолетних; защита прав несовершеннолетних; обеспечение информацией родителей воспитанников и лиц, их заменяющих, по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки;
этнокультурная – проведение педагогической работы по взаимодействию различных культур, выявлению основных сходств и различий между религиями и концессиями, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, формирование основ этнотолерантности;
методическая – проектирование и планирование социально-педагогической деятельности с учетом специфики работы учреждения дополнительного образования на основе изучения государственных документов, социальных программ, учебно-методической литературы.
Социальный педагог внимательно изучает условия жизни воспитанников, которые зачастую препятствуют развитию их творческих способностей. В его задачу входит своевременное оказание помощи таким детям, разрешение различных конфликтных ситуаций и нахождение наиболее благоприятной среды для реализации интересов и потребностей ребенка. Он может подсказать педагогу дополнительного образования, как лучше вести себя с «трудным» ребенком, как заинтересовать его каким-либо видом творчества. Он включает своих воспитанников в социально значимые дела, и эта деятельность может стать сферой сотрудничества с педагогами дополнительного образования. Социальный педагог особое внимание уделяет профориентационным видам занятий, т.к. они, выполняя социально-адаптационные функции, могут стать хорошей стартовой площадкой для его подопечных.
Учреждение дополнительного образования дает воспитанникам огромные возможности в процессе социальной адаптации и творческого развития личности, и в этом процессе немалую роль играет социальный педагог (он и социальный педагог, и педагог-организатор, и педагог дополнительного образования).
Список использованных источников:
- Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Владос, 2000. – 256 с.
- Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений средн. проф. образования / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова Н.Н. – М., 2002. – 352 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002. – 24 с.
- Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 399 с.