Алиева С.В. Профилактика семейной дезадаптации как аспект социально-педагогической деятельности
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
Алиева С.В., преподаватель кафедры социальной педагогики Московского гуманитарного педагогического института, г. Москва
На современном этапе проблема социальной адаптированности семьи и личности приобрела особую остроту из-за существенных социально-экономических преобразований, потрясших общество, среди них: реформирование всей системы законодательства, изменение идеологической модели государства, структурные макроэкономические изменения, повлекшие за собой рост безработицы, имущественное расслоение общества и т.д. Все это в совокупности повлияло на институт семьи, являющийся важнейшим звеном многоуровневого процесса формирования личности ребенка. В современном обществе стали заметны дезадаптированные типы семейных отношений, что связано не только с нарушением взаимодействия супругов по разным причинам, но и с функционированием системы «родители–ребенок», влекущим взаимное отчуждение детей и родителей. Дезадаптированная семья не выполняет своих воспитательных функций, прежде всего успешной социализации детей, т.к. не обеспечивает психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи, должного стать основой общественного благополучия в целом.
Для социального педагога при изучении данной проблемы необходимо прежде всего учитывать ресурсы семьи – ее материальное положение, количественно-структурные показатели, а также личностные особенности ее членов и специфику отношений между ними. Эти важные показатели необходимо понимать как неиспользованные ресурсы семьи, которые могут быть использованы для преодоления ее дезадаптированности при активной организации ее социально-педагогической поддержки.
Современные ученые считают, что социальная адаптация – это многоуровневый процесс, включающий в себя психологическую адаптацию (на уровне индивидуального взаимодействия людей), культурную адаптацию (на уровне усвоения норм и ценностей культуры) и собственно социальную, или институциональную адаптацию (на уровне взаимодействия личности и социальных институтов). Именно такое определение социальной адаптации позволяет определить подходы к пониманию термина «семейная адаптация», которую следует рассматривать как процесс адаптации человека к своей семейной роли, установления культурно-ценностных отношений с другими членами семьи и всем обществом в целом, его социальными институтами в частности, а также создание позитивных условий, содействующих развитию личности. Наличие каких-либо деформаций на этих трех уровнях и формируют условия для проявления семейной дезадаптации.
Дезадаптация на социальном уровне - это нарушение процессов взаимодействия человека с социальной средой в целом. Дезадаптацию, как и адаптацию, характеризует три уровня: процесс протекания, специфика проявления и результат.
Дезадаптация как процесс означает снижение адаптационных возможностей человека в условиях среды его жизнедеятельности или в определенных социальных институтах, с которыми он взаимодействует (например, в семье, в детском саду, в классе).
Дезадаптация как социальное проявление является внешней характеристикой какого-либо неблагополучия человека, которая находит выражение в его нетипичном поведении, отношениях и результативности деятельности в условиях данной среды.
Дезадаптация как результат есть свидетельство о сравнительной оценке качественно нового состояния и проявления, не соответствующих средовым условиям, не типичных для этого человека, исходя из его прежнего поведения и отношений. В научной литературе и на практике встречается использование категорий дезадаптированных по отношению к определенной категории людей: «дезадаптированные дети», «дезадаптированный ребенок», «дезадаптированная группа», а также по отношению к среде, обусловившей деформационные явления: «школьная дезадаптация», «семейная дезадаптация» и др.
Семейную дезадаптацию, характеризует круг нарушений, которые могут возникнуть под влиянием сложных социальных условий, обстоятельств жизни. К ним следует отнести:
- нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность ребенка. Такая обстановка может иметь место в семьях «группы риска», семьях, в которых преобладает авторитарный стиль воспитания, проявляется фактор психологического, физического, сексуального насилия над ребенком;
- отсутствие или недостаток внимания к фактору общения с ребенком со стороны родителей;
- перегрузку, связанную с «заботой» о развитии ребенка, не подходящую его возрасту и индивидуальным особенностям.
Учитывая преимущественно негативное влияние семейной дезадаптации на развитие личности ребенка, необходимо вести профилактическую работу по ее предупреждению. К основным путям, способствующим предупреждению и преодолению последствий дезадаптации детей, следует отнести:
- создание оптимальных для ребенка средовых условий;
- обучение родителей методике работы по предупреждению дезадаптации и преодолению ее последствий.
Содержание и характер социально-педагогической деятельности определяются теми последствиями, к которым привела дезадаптация. При этом важно учитывать, что сама среда не воспитывает, для этого её необходимо превратить в воспитательную среду.
Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи, ее традиции и стиль взаимоотношений между всеми членами.
Истиной причиной неблагополучного детства является критическое положение российской семьи. К сожалению, в наше непростое время семья нередко становится той средой, где под влиянием процессов, происходящих в обществе, формируется негативизм, агрессивность, наблюдается нетолерантность по отношению к тем, кто живет и мыслит иначе и по-другому. Ребенок впитывает эту семейную, культурную, социальную и подчас этническую неприязнь, а подросток, будучи максималистом, уже готов крушить, бить, уничтожать ненавистных инородцев или инакомыслящих, в частности.
В условиях экономической и бытовой неустроенности, отсутствия стабильности на всех уровнях, психологических стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций – воспитательную?
О кризисном состоянии семьи свидетельствует и увеличение числа разводов, и падение рождаемости, что приводит к девальвации смысла семейной жизни, к разрушению ее детоцентристской модели, в частности.
Особенно сложен и проблематичен процесс воспитания личности в тех семьях, где родители ведут асоциальный образ жизни, ведь семья является для ребенка группой соотнесения, он идентифицируется с ней, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Случаи ухода детей из-под влияния семьи вызваны, как правило, слабыми межличностными связями между родителями и ребенком, сильным противодействием внешнего окружения отца и матери, входящего в противоречие с личностью ребенка.
Самоустранение семьи от воспитательной роли сегодня свершается по двум основным причинам. С одной стороны, это проявленная тенденция перепоручения функций воспитания элитным дорогостоящим учебным учреждениям или гувернерам, что характерно для обеспеченных семей, а с другой стороны – невыполнение семьей своих обязанностей по отношению к детям из-за болезни, депрессии, «ухода» родителей в различные асоциальные формы поведения, причины этого могут быть весьма разнообразны. Тревожит также специалистов и педагогическая безграмотность родителей, которые, не владея в достаточной степени знанием о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, с грубыми педагогическими ошибками. Процесс социализации в современных условиях сложен и противоречив. Растет число конфликтных ситуаций, порожденных разногласиями в представлениях, взглядах, мнениях членов семьи. По данным нашего опроса, каждого седьмого ребенка беспокоят отношения с родителями, число детей, постоянно вступающих в конфликты с родителями, составляет 60%. В случае возникновения противоречий большинство родителей (61%) проводят с детьми серьезный разговор, 19% - лишают их удовольствий, а 6% применяют физическое наказание. Судя по полученным данным, родители с низким образовательным уровнем в большей степени склонны к деструктивным способам разрешения конфликтов, в том числе с использованием физических наказаний.
Неблагоприятная для развития детей социально-психологическая обстановка в семье характеризуется следующими проявлениями: общим дефицитом общения с родителями, нехваткой соответствующих возрастным особенностям детей видов общения; преобладанием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми; широкой распространенностью наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей; завышенными требованиями родителей по отношению к детям.
Нарушение психологической связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды в целом.
Весьма разнообразные причины, вызывающие семейную дезадаптацию, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на социализацию ребенка:
- кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;
- психолого-педагогические причины, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;
- причины биологического характера (наследственность в частности алкоголизм и агрессивность).
Анализ психолого-педагогических причин семейной дезадаптации позволяет отметить нарастание фактора отчуждения между детьми и родителями.
Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного (обеспечиваемого государством) воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали и продолжают считать, что главная их задача – обеспечить материальное содержание ребенка в семье, создать ему достойные или приемлемые условия жизнедеятельности, а его воспитание – дело школы и других учебно-воспитательных учреждений.
Самоустранение родителей порой достигает гипертрофированных форм, когда они бросают своих детей на произвол судьбы или даже отказываются от них, полагая, что общество может лучше побеспокоиться о них и дать им больше.
В семье сегодня проблема воспитания отодвигается на второй план. Ослабление или даже разрыв между детьми и родителями также вызывают такие причины как:
- сверхзанятость родителей;
- конфликтная ситуация в семье;
- пьянство родителей;
- отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
- особенности подросткового возраста.
Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей с ребенком, теплоты и ласки приводит к состоянию психической депривации. Речь идет о семьях с низким «качеством брака», имеется в виду характер внутрисемейных отношений, не только между супругами, но и с детьми, а возможно, и другими членами семьи.
Семейные союзы всегда выигрывают, когда они скрепляются общностью интересов, вкусов и потребностей. «С хорошей женой горе -полгоря, а радость вдвойне»,- говорит народная пословица. Семейный союз может быть прочным и счастливым, даже несмотря на отрицательные черты характера у ее членов, что успешно компенсируется атмосферой взаимопонимания и любви, царящей в семье.
Главное - это добрые, честные, полные любви и взаимопонимания отношения между всеми членами семьи. Дети тонко чувствуют семейный разлад и всегда реагируют на него, для них это травма, которая скажется на всей дальнейшей жизни, ведь равнодушие родителей к детям вызывает у них чувство одиночества, и дети начинают искать привязанность на стороне, в компании таких же обездоленных родительским вниманием детей. С возрастом подобный разрыв лишь увеличивается, не содействуя, однако, успешной социализации ребенка. Жизненный уклад семьи за последние 60 лет разительно изменился. Если раньше неработающие матери могли заниматься воспитанием детей, то сегодня, чтобы поставить детей на ноги, должны работать, как правило, оба родителя, и им подчас некогда даже недолго пообщаться с ребенком. Однако семья - это организм, в котором каждый его член для того, чтобы этот организм нормально функционировал, должен выполнять заданную функцию, занимать определенное место в системе ролевых отношений в семье.
Семейная роль - одна из важных ролей человека в обществе. Муж, жена, родители (мать, отец), сын, дочь, брат, сестра, дедушка, бабушка - все это семейные роли. Выполняя ту или иную роль, каждый из нас представляет, чего от него ждут другие члены семьи. Муж, будучи главой семьи, должен быть сильным, волевым, жена - нежной, заботливой и т.п. Плохое выполнение или невыполнение своей семейной роли приводит к внутрисемейным конфликтам. Они чаще происходят в сложных семьях, где супруги второго поколения являются и детьми, и супругами, и родителями одновременно. Конфликты возникают и тогда, когда одна семейная роль включает в себя множество социальных функций, например, если женщина – и мать, и хозяйка, и воспитатель детей, и сиделка, и работник, т.к. наравне с мужем обеспечивает семью материально.
Конфликт может произойти и в том случае, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере. Здесь можно посоветовать супругам гибко перераспределить семейные роли. Конфликты в современных семьях часто возникают и из-за того, что жена не хочет вести хозяйство или рожать детей, или бабушка не хочет нянчиться с внуком.
Отцовство в словаре русского языка С. И. Ожегова определяется как «кровное родство между отцом и его ребенком». Не только от матери, но и от отца зависит биологическое существование будущего человека. Ведь ребенок похож на отца или мать цветом волос, глаз, особенностями телосложения, функционирования основных органов и систем организма. Задатки – основа способностей (к умственной деятельности, музыке, спорту, языкам) – также закладываются генетически. По наследству передаются заболевания, привычки отца и матери, алкогольная зависимость и ген агрессивности. Поэтому будущий отец должен заботиться о своем физическом здоровье, здоровом образе жизни.
Социальные функции отцовства определяет выражение: «На плечах отца держится мир». Отец – защитник отечества, он управляет государством, ведет научные исследования, выполняет тяжелую физическую работу, отец обеспечивает семью материально, несет ответственность за жену и детей, помогает родителям-старикам.
Ответственность, чувство долга, физическая и нравственная сила, смелость и мужество, гражданственность, надежность и великодушие – все эти качества необходимы отцу для воспитания детей. Эти отцовские качества формируются на протяжении всей жизни. Хороший отец организует деятельность всей семьи, видит в ребенке личность, избегает грубых воздействий на детей и родных. Таково идеальное представление о социальной роли отца в обществе.
В семье без отца возникает масса социальных проблем. Безотцовщина особенно болезненна и чревата отрицательными воспитательными последствиями для мальчиков.
Также существует проблема семейной жестокости, когда члены семьи подвергаются эмоциональному, физическому или сексуальному насилию. Супружеская жестокость преобладает в семьях с низким доходом, в которых возраст супругов от 20 до 30 лет. Часто жертвами становятся женщины, дети. Семейная жестокость вызвана социальными факторами, стрессами в семье, употреблением алкоголя, наркотиков, психическими отклонениями и отсутствием культуры. Феминистки утверждают, что жестокость будет существовать до тех пор, пока женщины будут зависимы от мужчин.
Но тем не менее дезадаптированность семьи возможно понимать, как временное состояние, которое может быть преодолено путем профилактических мероприятий. И именно это положение особенно важно для социальной педагогики, так как оно создает возможности для реального преодоления семейной дезадаптации в процессе индивидуальной профилактической деятельности социального педагога.
При этом отметим, что семейную дезадаптацию мы понимаем как рассогласование действий членов семьи, наращивание эмоциональной неудовлетворенности семейными контактами, создание обстановки, не содействующей формированию позитивного потенциала для развития личности ребенка. Именно такой подход к пониманию семейной дезадаптации позволяет увидеть реальные возможности воздействия социального педагога на семейное неблагополучие в ходе целенаправленной социально-педагогической деятельности.
По данным как отечественных, так и зарубежных ученых, нарушения системы семейного воспитания, дисгармония супружеских отношений являются основным патогенетическим фактором, обуславливающим возникновение девиаций в поведении детей и подростков.
Часто первичная профилактика семейной дезадаптации требует комплексного подхода, приводящего в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой.
Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляется все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.
Психолого-педагогическая профилактика – это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана прежде всего со всеми субъектами педагогического процесса. Однако довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в профилактическую работу систем мер по социальной защите детства. Социальная защита детства – это специальные меры по гарантированному обеспечению прав несовершеннолетних, предусмотренных российским законодательством и международной конвенцией о правах ребенка.
Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность.
Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых.
Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий – к специальной. Специальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, семейной дезадаптации. Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка условий, способствующих его благополучному развитию, преодолению кризисных явлений как в его семейной жизни, так и на уровне личностного развития.
В последние годы много внимания уделяется ранней профилактике. Это связано со следующими причинами:
- детство является тем периодом, в котором закладывается фундамент личности;
- в детстве закладываются нравственные ценности и этические эталоны поведения;
- в детстве формируются правилосообразное поведение и нормативная деятельность;
- нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению;
- в этом периоде ребенок обладает повышенной внушаемостью, подражаемостью;
- в этом периоде ребенок зависим от взрослого; а родители и педагоги – его главные авторитеты.
Социально-педагогическая профилактика – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации для развития детей и способствующих проявлению различных видов их активности.
Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия.
Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на повышение воспитательного потенциала микросоциума ребенка, изменяя характер отношений, воздействующих на ребенка со стороны родителей, учителей, сверстников и т.д. Специалист может воздействовать на представления ребенка об окружающих и взаимоотношениях с ними, изменить позиции ребенка по отношению к социуму, что благоприятно отразится на его процессе социализации.
Социально-педагогическая работа с семьей по обеспечению адекватных внутрисемейных отношений на всех этапах ее жизнедеятельности представляется как помощь семье по восстановлению активного ее функционирования и развитию способности самостоятельно преодолевать и предупреждать последующие трудности.
Для оказания адресной социально-педагогической поддержки недостаточно общего представления о типологии семей, необходим более широкий спектр знаний о социально-педагогических проблемах семьи. В зависимости от типа семьи и присущих ей социально-педагогических проблем определяются приоритетные сферы оказания ей социально-педагогической поддержки, корректируются технологии профилактической работы.
До недавнего времени государство обеспечивало, пусть и недостаточный, но относительно устойчивый уровень социальных гарантий для каждого человека в области образования, здравоохранения, культуры, трудовых отношений, социального обеспечения и т.д. Сегодня, когда многие семьи покидает ощущение привычной «спины» государства, проблемы социальной защищенности (или незащищенности), осознания своих прав, социальных и косвенных последствий экономических преобразований все более влияет на социальное благополучие семье.
Индивидуальная профилактическая работа с семьей направлена на повышение адаптивных возможностей семьи через консультации, беседы (формирование новых знаний, умений и навыков) и воспитание (изменение ценностей, установок). Индивидуальная профилактическая работа с семьей решает проблемы восстановления ее функций, собственного потенциала через оперативное овладение определенной суммой знаний и формирование конкретных умений с целью изменения поведения членов семьи и связанных с ними решений социально-педагогических проблем. Для того, чтобы понять, как проводить индивидуальную профилактику дезадаптивной семьи, необходимо рассмотреть проблемы и особенности современной семьи с низким уровнем социальной адаптации.
Многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в обществе, сегодня в большей мере затронуло семью, нередко дестабилизируя ее жизненные функции и снижая ее способность к адаптации в новых условиях. Во время обострения социальных проблем со всей очевидностью обнажились социально-педагогические проблемы семьи. Трудно решаемые проблемы жилищного обеспечения, материального достатка, трудоустройства создают у семьи чувство непредсказуемости перспектив своего развития, недостаточную информированность в вопросах воспитания детей и социально-педагогический дискомфорт. Семья повседневно ощущает давление той или иной неотложной проблемы.
В современный период специалистами выявлены следующие проблемы семьи, вызванные реалиями российской жизни:
- семья как социальный институт утрачивает главные функции воспроизводства населения и социализации;
- наблюдается рост социального сиротства и неполных семей;
- государство не обладает способностью эффективно поддерживать демографические процессы в семье;
- растет жестокость и насилие в семьях;
- стереотипы мужской и женской роли не соответствует современным реалиям.
Разрушение патриархальных внутрисемейных связей привело к усложнению межличностных отношений между супругами, родителями и детьми, а сама потребность в детях стала занимать невысокое положение в структуре потребностей личности.
Эволюция семейной организации привела к значительным трансформациям социальных ролей супругов, которые связаны с развитием социально-профессиональной структуры общества: резко изменились внутрисемейные функции супругов, произошла утрата патриархальной роли отца и супруга в семье в связи с возрастанием материнского участия в обеспечении и обслуживании семьи. Прямым выражением этого противоречия явилась социальная проблема супружеского неравенства при новых семейных ролях.
Процесс демократизации общественной жизни оказал непосредственное влияние на развитие семейных отношений в сторону быстрого разрушения патриархальных устоев в сфере супружества. В современных условиях моногамия все больше утрачивает свой пожизненный характер, заменяясь правом вступления в повторные браки. В результате этого распадается слитность, целостность брачного, сексуального и репродуктивного поведения; разваливается единство системы «супружество–партнерство–родительство–родство».
Кроме того, можно выделить следующие современные реалии, влияющие на семейную дезадаптацию:
- недостаточная психолого-педагогическая подготовка родителей;
- изменение семейных ценностей;
- отсутствие полового и сексуального воспитания и образования;
- осложнение процесса взаимодействия образовательных учреждений с родителями и др.
Самой сложной проблемой современной семьи является невозможность родителей достаточно обеспечить жизнь своих детей, вследствие чего происходят конфликты детей и родителей. Существует прямая связь между ухудшением жизненных условий и напряжением семейной атмосферы, что часто приводит к внутрисемейной жестокости, насилию над детьми в семье. Такая ситуация детерминирована как изменяющимися взглядами и установками членов семьи, так и накоплением усталости и негативных психологических реакций, проявляющихся часто в агрессии против слабых, незащищенных членов семьи.
Трудности, с которыми встречается социальный педагог в решении этой проблемы определяются усилением представлений о суверенитете семьи в современном обществе, невмешательстве социума в ее функционирование, распадом прежде существовавших систем социального контроля, а также утратой возможностей надзора за поведением и самочувствием детей и родителей. При отсутствии современной профессиональной помощи проблемной семье конфликт между детьми и родителями усугубляется, что ведет к семейной дезадаптации, которой социальный педагог и противостоит как профессионал со всем арсеналом знаний и умений. При этом следует отметить назревшую необходимость расширения прав социального педагога, решающего проблемы современной семьи, реально противостоящего семейной дезадаптации.
Список использованных источников:
- Дети социального риска и их воспитание / Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. – СПБ.: Речь, 2003. – 144 с.
- Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т.В.Лодкина. – М.: Академия, 2008. – 208 с.
- Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Уч. для ВУЗов / Ф.А.Мустаева. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В.Овчарова. – М.: Сфера, 2005. – 479 с.
- Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В.Петровский. – М.: Знание, 1981. – 190 с.
- Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы / А.Г. Харчев, М.С.Мацковский. – М.: Статистика, 1978. – 210 с.
- Целуйко В.М. Психология современной семьи: кн. для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2006. – 287 с.