Иванов А.В. Педагогическая поддержка ребенка в современном воспитании
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
Botex (Обговорення • внесок) м (adding template) |
Snak (Обговорення • внесок) м |
||
Рядок 63: | Рядок 63: | ||
[[Категорія:Наукові праці]] | [[Категорія:Наукові праці]] | ||
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | [[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | ||
− | |||
[[Категорія:Московський гуманітарний педагогічний інститут]] | [[Категорія:Московський гуманітарний педагогічний інститут]] | ||
[[Категорія:Наукові праці Іванова О.В.]] | [[Категорія:Наукові праці Іванова О.В.]] |
Поточна версія на 05:36, 17 травня 2012
Иванов Александр Владимирович, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой социальной педагогики Московского гуманитарного педагогического института, профессор, г. Москва
Педагогика представляет собой сочетание двух взаимопереплетающихся научных пространств: социальной педагогики и педагогики индивидуальности. Собственно педагогики как общая категория рассматривает общие закономерности и принципы, формы и методы деятельности педагога с разными возрастными группами людей, имеет основные разделы: воспитание и обучение.
Социальная педагогика включает большое разнообразие направлений, которые можно разделить по двум основаниям: социально-организационная принадлежность (социальный субъект воспитания) и социальная проблема. К первому относятся: семейная, дошкольная, школьная, профессиональная педагогика, педагогика дополнительного образования, педагогика исправительных учреждений, военная педагогика. Ко второму – коррекционная, инновационная, творческая, т.д.
Педагогика индивидуальности представлена в идеях О.С. Газмана (с таким же названием), гуманной педагогикой Ш.А. Амонашвили, педагогикой свободного воспитания, религиозной, духовной педагогикой.
Главное отличие состоит в том, что социальная педагогика направлена на успешную социализацию личности, а педагогика индивидуальности концентрируется на развитии отдельного человека, не замыкаясь рамками общества.
В социальной педагогики объектом воспитания является ребенок, а субъектом - педагог и социальные институты, так как помощь в освоении социальных норм и культуры оказывает ребенку педагог.
В педагогике индивидуальности объект и субъект совпадают, так в процессе взаимодействия педагога и ребенка происходит их взаимообогащение, что влияет на развитие индивидуальности каждого.
Пересечения этих двух научных областей происходят в моментах, связанных с формированием качеств и способностей, раскрытии генетически заданных способностей человека. Только в первом случае для успешной их реализации в социальном мире, во втором случае – для раскрытия себя, расширения своего сознания, связанного с космосом.
Современная педагогика, основанная на гуманистических ценностях, должна исходить из положения о необходимости оказания поддержки в развитии у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя как существо сугубо общественное и как неповторимую личность, со своими специфическими запросами и индивидуальными способами социальной самореализации.
Если в воспитании просветительской культурной парадигмы образования для приобщения ребенка к должному возникает проблема педагога, то в воспитании информационной культурной парадигмы образования – в центре педагогического общения стоит проблема ребенка. Педагог-гуманист видит в плохом поведении, неудовлетворительных оценках ребенка его проблему, стремится помочь увидеть ее самим учеником и совместно с ним найти способы ее разрешения. В традиционном воспитании педагог решал свои вопросы, когда придумывал систему наказаний за проступок, как средство разрешения своей педагогической проблемы.
Основными принципами, обеспечивающими педагогическую поддержку являются:
- согласие ребенка на помощь и поддержку,
- опора на личные силы и потенциальные возможности личности,
- вера в эти возможности,
- ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия,
- сотрудничество, содействие,
- конфиденциальность,
- доброжелательность и безоценочность,
- безопасность, защита здоровья, прав человеческого достоинства,
- реализация принципа «Не навреди».
Педагогическая защита и поддержка – это совместный поиск педагога и ребенка в конкретной ситуации конкретных способов помощи, переосмысления ситуации и выхода на принятие нового в своей «Я-концепции», тем самым дальнейшее развитие ее. Отсюда вытекает и задача педагога – не давать конкретных рецептов, как защититься, не закрывать ребенка собой во всех жизненных ситуациях, создавая комфортную «питательную среду» от всех невзгод, трудностей ребенка, а раскрыть перед ним «веер» возможных способов решений и помочь выбрать тот путь, который соответствует данному субъекту в данной ситуации.
Педагогическая поддержка ребенка в образовании становится не только основной функцией педагога, особой технологией образования, но и принципом современной культурной парадигмы образования, основой содержания деятельности воспитателя.
Предметом педагогической поддержки, считал О.С. Газман, становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему в его индивидуальном и социальном развитии. Источником препятствия выступает какая-либо недостаточность в самом субъекте (Я-препятствия), в социальной среде, в материальных условиях. По уровню сложности преодоления препятствий, их можно разделить на: препятствие–отсутствие ориентировки, препятствие–трудность, препятствие–проблема. Я-препятствия возникают, когда возникает или некоторая сложность в реализации планов, или проблема в деятельности, отношениях, мотивации, самоорганизации, самореабилитации. Социальные препятствия – источником служит социальная среда: работники школы, учащиеся, друзья, семья, социум с его ценностями и традициями. Материальные препятствия лежат в сфере образовательного процесса: недостаточность учебников, пособий, помещений, оборудования, или связаны с материальным положением семьи.
Работа с каждой группой препятствий составляет специфические задачи именно педагогической поддержки. В систему педагогической поддержки включается психологическая, социальная и медицинская – поскольку все они интегрируются образовательным учреждением. Это предполагает наличие медицинской, психологической, социальной помощи и поддержки как своеобразных методов воспитания, поскольку именно педагог выступает профессионалом, удерживающего целостность ребенка, берет на себя интегрирующую функцию. Роль педагога заключается в первом случае в том, чтобы помочь ребенку увидеть свои проблему, найти и осознать ее причину, найти способы или создать условия для ее разрешения; или научить ребенка «жить с ней», переместить ее на менее значимый уровень, тем самым создать условия для актуализации иных потребностей, а может быть, найти другую проблему, являющуюся причиной неразрешенности данной.
Осмысление ребенком возникшего отрицательного или нового опыта помогает ему развивать себя. Педагогическая поддержка может быть прямого или превентивного действия. Прямая педагогическая поддержка осуществляется педагогом, например, путем проведения индивидуальной рефлексивно-терапевтической беседы. Превентивная педагогическая поддержка осуществляется через группу других лиц, развитие соответствующей атмосферы в коллективе.
Педагогическая поддержка обеспечивает процесс индидивидуализации – создания условий для саморазвития личности ребенка. Однако поддержка необходима ребенка и в процессе социализации. Это помощь в познании окружающего мира, норм государства и общества, в разрешении межличностных конфликтов, освоении социальных качеств и способностей. Такая поддержка получила название социально-педагогическая поддержка ребенка. Сущность социально-педагогической поддержки заключается в обеспечении процесса сотрудничества и сотворчества педагогов и воспитанников, позволяющего каждому из участников в процессе взаимодействия раскрыть свои возможности, развить свои способности, тем самым успешно интегрироваться в общество.