Приступа Е.Н. Педагогическая диагностика личностного социального здоровья ребёнка
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
Nonomi (Обговорення • внесок) |
|||
Рядок 73: | Рядок 73: | ||
[[Категорія:Наукові праці]] | [[Категорія:Наукові праці]] | ||
+ | [[Категорія:Наукові праці Приступи Є.Н.]] | ||
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | [[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | ||
[[Категорія:Московський гуманітарний педагогічний інститут]] | [[Категорія:Московський гуманітарний педагогічний інститут]] |
Поточна версія на 21:28, 23 березня 2013
Приступа Е.Н., доктор педагогических наук, профессор, РГСУ, г. Москва
В статье рассматривается проблема осуществления педагогической диагностики личностного социального здоровья ребенка в рамках междисциплинарного подхода. Рассмотрен феномен социального здоровья школьника с учетом процессов социальной адаптации, социализации, инкультурации, социального развития и социального воспитания. Диагностические методики приведены с учетом критериев личностного социального здоровья школьника.
Тенденция к комплексному анализу здоровья человека основана на углубленном изучении проблем физического, психического, социального здоровья, о котором писал римский поэт-сатирик Децим Юний Ювенал (Decimus Junius Juvenalis) (около 60 – 127 г.): «Mens sana in corpore sano» («Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом»). Аспекты же социального здоровья являются актуальными, но слабо научно разработанными с педагогической точки зрения.
Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и отраженное в своем Уставе в 1948 г.: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [1;8].
Понятие «социальное здоровье» давно вошло в научный оборот. В научной социально-психологической, социально-медицинской, философской, валеологической литературе серьезному анализу подвергаются проблемы социального развития, сохранения и укрепления социального здоровья взрослого человека. Имеются отдельные данные изучения здоровья ребенка и здоровья взрослого человека, но отсутствуют целостные исследования формирования социальной стороны здоровья детей младшего школьного, подросткового, старшего школьного возраста. В медицинской науке разрабатываются подходы к изучению социального здоровья как влияния социальных факторов на общественное физическое здоровье. Здоровье в данном контексте характеризуется как общественное и групповое, но практически термин «индивидуальное социальное здоровье» не используется. Широко распространено определение «социального благополучия», которое обозначает «состояние субъекта общественного процесса (индивида, территориальной общности, общества в целом), характеризующееся гармонией между ценностями, интересами, потребностями и возможностями для их удовлетворения, то есть спокойной жизнью в довольстве и достатке». Обобщая накопленный опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательной среде, необходима теоретическая, методологическая и методическая проработанность проблемы социально-педагогической деятельности по сохранению социального здоровья ребенка школьного возраста.
С психолого-педагогических позиций, здоровье рассматривается как гармоничное единство биологических, психических и социальных качеств человека, позволяющих ему адаптироваться к условиям микро- и макросреды, а также вести продуктивную в социальном и экономическом планах жизнь; самореализация личности в образовательном процессе, в котором происходит воплощение ребенка по разработанному и принятому в социуме личностному образу [3].
Опираясь на методологические и теоретические основы проблемы здоровья личности человека, мы выявили, что социальное здоровье – это интегрированная, комплексная категория, объединяющая педагогические, психологические, социологические, медицинские научные знания, характеризует социальное развитие личности на настоящий период времени. Для объективной иллюстрации теоретических положений содержания социального здоровья мы основываемся на уже разработанных положениях физического, психического развития ребенка, адаптации человека к окружающей среде. Для установления относительной гармонии между человеком и средой (социальной, биогенной, абиогенной) мы исследуем основные процессы, лежащие в основе социального здоровья ребенка: социальной адаптации и активизации личности в социальной среде, социализация и инкультурация, социальное воспитание, социальное развитие. Рассмотрим междисциплинарный характер социального здоровья.
I. Философия социального здоровья. Проблема определения социального здоровья представляется особо значимой по нескольким причинам:
- здоровье является компонентом целого – культуры, где личное здоровье – это компонент личностной культуры; здоровье нации – компонент национальной культуры;
- здоровье – фактор социальной реализации человека [6;9,14].
II. В социологии здоровья социальное здоровье – это здоровье общества или его общностей (страт, групп)– это ресурс, социальный капитал, необходимый молодежи и школьникам для успешной социализации и социальной адаптации в новых общественно-экономических условиях, а также в условиях модернизации российского образования [5;5]. Содержание категории здоровья рассматривается через понятия «социальное благополучие», «социальная безопасность», «устойчивость социального статуса». Ученые в основном оперируют понятиями «социальное здоровье индивида», «социальное здоровье общества», «социальное здоровье населения». В современной социологии социальное здоровье трактуется как состояние индивидуума, группы, общества, соответствующее норме с точки зрения всех статусных параметров (психологического, семейного, социального, культурного, экономического, этнического). Так, социальное здоровье определятся так же, как система взаимодействия социальных субъектов на принципах гражданского участия, уважения человеческого достоинства, признания прав индивидуума, соблюдение социальной справедливости и прав человека. Рагимовой О.А. разработана модель социального здоровья: социальное здоровье – здоровье общества – здоровье общности – здоровье слоев населения – здоровье семьи [5;29].
III. Психология социального здоровья. Социальное здоровье зависит от особенностей социального развития ребенка, определенного отрезка жизни. Социальное здоровье определяет не столько процесс, сколько состояние уравновешенности, гармонии личности и социальной среды. И.В. Кузнецовой было дано следующее определение социальному (личностному) здоровью. Это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие [2]. IV. Медицина социального здоровья. Общественное социальное здоровье изучается социальной гигиеной. В России первая кафедра социальной гигиены была основана З.Г. Френкелем в Петербургском Психоневрологическом институте в 1913 г.
На основании проведенного нами исследования социальное здоровье школьника характеризуется критериями и показателями нормы и отклонений, которые имеют свои особенности проявления в зависимости от возраста. Критериями нормативности социального здоровья школьника выступают:
- социально-адаптивный (адаптивность; социальная удовлетворенность; социальная пластичность),
- социально-динамический (нормативность социального развития; соответствие возраста и ведущей деятельности),
- социокультурный (социальная готовность; социальные знания и социальный опыт, социальная культура; социальное благополучие),
- общекультурный (воспитанность; социально приемлемые ценностные ориентации и отношения; положительная направленность личности),
- нормативно-поведенческий (социальность поведения; стиль, уклад, здоровый образ жизни; отсутствие поведенческих расстройств),
- личностно-аксиологический (самоопределение; самоценность «Я образа»),
- личностно-рефлексивный (сформированность социально значимых личностных качеств; способность к самоконтролю; эмпатийность) [4].
Для изучения процесса формирования личностного социального здоровья используется социально-педагогическая диагностика, под которой понимается комплексный процесс исследования социального и педагогического явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития в отношении нормы и аномии социального здоровья личности. Первичная диагностика касается получения информации на этапе сбора фактического материала на этапе констатации. Вторичная диагностика проводится в процессе всего педагогического эксперимента, направленная на своевременную коррекцию целей и средств педагогической деятельности.
Педагогическая диагностика личностного социального здоровья ребенка предполагает отслеживание динамики социогенеза личности школьника, определение причин его отклонений от нормы (изучение особенностей социальной адаптабельности воспитанников, изучение направленности личности ребенка, составление индивидуальных карт социального развития, диагностика социальных сетей и индивидуальной социальной ситуации развития детей, диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками, диагностика отклонений в социальном поведении и их причин, диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми умениями и навыками). Социально-педагогическая диагностика предполагает анализ социального здоровья ребенка, выявление детей группы риска с предсказуемыми ожиданиями, а также категории клиентов с социокультурными деформациями.
На первом этапе педагогической диагностики проводится обследование всех детей на предмет изучения особенностей социального здоровья в выборке.
На втором этапе осуществляется деление детей по социальным трудностям и проблемам. Дети разделялись на подгруппы по сходным симптомам для более корректного педагогического воздействия.
На третьем этапе составлялись индивидуальные программы социально-педагогической профилактики девиаций социального здоровья школьника.
Набор социально-педагогического и психолого-педагогического инструментария по изучению социального здоровья школьника достаточно разнообразен. Весьма продуктивной, по нашему мнению, представляется модель, включающая скрининг – направленное выявление детей групп риска и последующую дифференциальную диагностику этих групп с привлечением узких специалистов для уточнения причин социальных отклонений.
Подобранные, обоснованные, апробированные социально-педагогические методики изучения социального здоровья школьника включают три блока:
- диагностика психосоциального личностного развития: Детский личностный опросник Кэтелла; цветовой тест отношений (А. М. Эткинд); оценка волевой активности; метод обобщения независимых характеристик; самооценка психических состояний личности Г. Айзенка; опросник Т.М. Ахенбаха; Фрейбургская анкета; методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма и др.;
- социально-педагогическая диагностика воспитанности детей и подростков: социально-педагогическая диагностика особенностей семейного воспитания ребенка; диагностика нарушений во взаимоотношениях родителей с подростками и их причины; графическая запись состояния воспитанности по Шиловой Т.А. и др.;
- социально-педагогическая диагностика социального развития ребенка, личностных адаптационных ресурсов, особенностей психосоциальной адаптации (социальной дезадаптации): тест «Социальная установка» (автор О.Ф. Потемкина); диагностика и критерии неконструктивного поведения детей М.Э. Вайнера; Шкала определения поведения ребенка (на всех возрастных этапах) И.Осиповой; Методики-рисунки Г.Ф. Гаврилычевой; методика регистрации социальной активности ребенка младшего школьного возраста; методика «Индивидуальная социальная ситуация развития» И.А. Николаевой; методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда (ДПА); методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения Ю.А. Клейберга; методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (автор А.Н.Орел); методика оценки уровня развития морального сознания (социального развития) по Л. Колбергу и др. Комплекс методик, направленных на изучение нормы и девиаций социального здоровья школьника, используются как целостно, так и каждая методика в отдельности в зависимости от конкретного случая, целей воспитательной работы, уровня специальной психолого-педагогической подготовленности специалистов [4].
Подведя итог в данной статье, определим, что эффективность диагностирования социального здоровья школьника в осуществлении своевременной педагогической профилактики социальных отклонений зависит от взаимодействия специалистов междисциплинарной команды: педагогов, психологов, медицинских, социальных работников, а также правильно подобранных методик, интерпретирования полученных результатов.
Список использованных источников:
- Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.П. Артюнина, Н.Т. Гончар, С.А. Игнатькова; Псков. гос. пед. ин-т им. С.М. Кирова. – Псков: ПГПИ, 2003. – 303 с.
- Кузнецова И.В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.психол.н.: Спец. 19.00.07 / Кузнецова Ирина Владимировна; [ Психол. ин-т Рос. акад. образования]. – М., 2003. – 58 c.
- Лазарев М.Л. Воздействие психологических факторов на физическое здоровье детей: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н.: Спец. 19.00.13 / Лазарев Михаил Львович; [Психол. ин-т Рос. акад. образования]. – М., 1997. – 25 с.
- Приступа Е.Н. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.пед.н.: Спец. 13.00.02 / Приступа Елена Николаевна; [Российский государственный социальный университет]. – М., 2008. – 40 с.
- Рагимова О.А. Социальное здоровье младших школьников в условиях трансформации российского общества: монография; Пед. ин-т Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. – 228 с.
- Сергеева Т.Б. Социальное здоровье: философский аспект: (Учеб. Пособие для студентов педиатрического факультета). – Ставрополь: СГМА, 2003. – 44 с.