Белинская А.Б. Конфликтологическая культура социального педагога

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

(відмінності між версіями)
Перейти до: навігація, пошук
(Створена сторінка: БЕЛИНСКАЯ Александра Борисовна, доктор философских наук, профессор кафедры социально...)
 
 
(7 проміжних версій 5 користувачів не показані)
Рядок 1: Рядок 1:
[[БЕЛИНСКАЯ Александра Борисовна]],
+
[[Белинская Александра Борисовна]],
 
доктор философских наук, профессор кафедры  
 
доктор философских наук, профессор кафедры  
 
социальной педагогики [[Московський гуманітарний педагогічний інститут|Московского гуманитарного педагогического института]], г. Москва
 
социальной педагогики [[Московський гуманітарний педагогічний інститут|Московского гуманитарного педагогического института]], г. Москва
Рядок 44: Рядок 44:
  
 
[[Категорія:Наукові праці]]
 
[[Категорія:Наукові праці]]
 +
[[Категорія:Наукові праці Бєлінської О.Б.]]
 
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]]
 
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]]
 
[[Категорія:Московський гуманітарний педагогічний інститут]]
 
[[Категорія:Московський гуманітарний педагогічний інститут]]
 +
[[Категорія:Статті з педагогіки]]
 +
[[Категорія:Для аспірантів]]
 +
[[Категорія:Для магістрантів]]
 +
[[Категорія:Для науковців]]
 +
[[Категорія:Для студентів]]
 +
 +
{{Збірник наук. праць. - Випуск 1}}

Поточна версія на 21:10, 23 березня 2013

Белинская Александра Борисовна, доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики Московского гуманитарного педагогического института, г. Москва


КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА


В структуре профессиональной культуры наряду с такими ее видами как информационная культура, методологическая культура, коммуникативная культура, выделяется культура конфликтологическая.

Конфликтология сегодня являет собой вполне сформировавшееся и устоявшееся научное направление, имеющее прикладное значение, поэтому правомерно рассматривать вопрос о конфликтологической культуре личности, которая заключается в стремлении и умении человека предупреждать и разрешать социально-педагогические конфликты: межличностные, межэтнические, и межнациональные. Владение конфликтологической культурой играет решающую роль в гармонизации межличностных отношений в условиях обостряющегося противостояния в современном обществе.

Содержание конфликтологической культуры личности составляют: культура ценностно-смысловой сферы, культура мышления, культура чувств, культура воображения, коммуникативная культура.

О.И. Щербакова определяет конфликтологическую культуру как качество личности, проявляющееся в способности решать проблемы и преодолевать противоречия конструктивными способами. В отличие от конфликтологической компетентности, которая характеризуется преимущественно наличием специальных знаний и умением управлять конфликтами, что можно делать без внутреннего принятия, конфликтологическая культура предполагает перестройку ценностно-смысловой сферы личности и включает особую систему ценностей, смыслов, мотивов, убеждений, установок личности, таких как ценность отношений, установка на сотрудничество, интернальность, рефлексия и т.д.

Специалисту, обладающему конфликтологической культурой, свойственно усвоение и использование особых, профессионально ориентированных конфликтологических знаний, необходимых для восприятия конфликтов и последующей реализации профессиональных функций в условиях конфликта. Таким образом, профессионально-прикладная специфика конфликтологической культуры специалиста отличает этот феномен от конфликтологической культуры личности.

Сущность конфликтологической культуры специалиста заключается в регулировании процессов профессионального взаимодействия (общения, взаимной деятельности, взаимоотношений), в преобразовании конфликтогенных параметров профессиональной среды, в структурировании профессиональной культуры специалиста.

Функциональное описание конфликтологической культуры специалиста, проведенное в логике конструктивных функций конфликта, позволяет определить ее ведущие регулятивные и преобразующие функции, заключающиеся:

  1. в гармонизации взаимоотношений субъектов профессиональной деятельности;
  2. в согласовании их взаимных действий;
  3. в обеспечении эффективной профессиональной деятельности и профессионального становления в условиях профессионального конфликта;
  4. в преобразовании конфликтогенной профессиональной среды с целью предупреждения возможных конфликтов [1, 180].

Конфликтологическая культура в отличие от конфликтологической компетентности позволяет выйти в психосоциальном развитии человека за пределы конфликтных отношений. Здесь речь идет фактически о вершинном свойстве личности, целенаправленное развитие которого, начиная с детского возраста, позволит в последующем избежать многих негативных проявлений.

Формирование конфликтологической культуры происходит в соответствии с механизмами психосоциального развития, представленными в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Социальные отношения в результате интериоризации переходят на внутренний план и преобразуются в стратегии и действия личности, которые, в свою очередь, становятся структурной основой психического функционирования.

В силу сложности и многогранности человеческого бытия конфликтологическая культура не может быть однообразным и монолитным конструктом. Ее проявления зависят от многих факторов. В этой связи, развитие конфликтологической культуры предполагает выявление и усвоение многообразных контекстов, в которых протекают конфликты и которые их определяют. Это, в частности, могут быть контексты поведения оппонента в конфликтной ситуации, внешние и внутренние контексты выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации, динамика конфликта, контексты внутреннего душевного состояния субъектов конфликтного взаимодействия и т.д.

Сложное душевное состояние – это типичная особенность человека, обратившегося в социальную службу за помощью. Поэтому первоочередной задачей социального педагога является создание благоприятной психологической атмосферы для общения с клиентом.


Список использованных источников:

  1. Селье Г. Стресс без дистресса / Г.Селье. – Рига: Виеда, 1992. – 124 с.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама