Терентьева Н.А. Приоритетные задачи деятельности университетов Украины: наука и инновации
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
Терентьева Н.А. - кандидат педагогических наук, доцент, докторант Института высшего образования Национальной академии педагогических наук Украины
2000 год стал годом, в котором Украина вместе с еще 189 странами обозначила цели, приоритеты развития, целевые индикаторы и временные рамки их достижения, что очерчено в Декларации Тысячелетия. Также Декларация (в соответствии с парадигмой / стратегией устойчивого / стабильного развития обозначила перечень глобальных целей, адаптированных для Украины с учетом национальных особенностей развития (Цели развития тысячелетия в Украине).
Поскольку будем говорить о развитии университетского образования, целесообразно обозначить стратегические задания реализации триады «университетская образование – правительство – производство», в частности обеспечение перехода экономики на инновационную модель развития, ускорение развития высокотехнологических отраслей, внедрение ресурсосохраняющих технологий и т.п.
В аналитическом докладе «Реализация приоритетных направлений развития науки и техники и полученные результаты в 2011 году» (2012) важнейшим условием обеспечения эффективного научно-технического развития страны обосновано выбор приоритетов и концентрацию научного потенциала, финансовых и материальных ресурсов на их реализации. Приоритетные направления научно-технического развития консолидируют основные направления исследований, способных создать новые технологии и производства, развивающие национальную экономику и социальную сферу [2; 3]. Такими приоритетами определены (в соответствии с Законом Украины «О приоритетных направлениях развития науки и техники» на период до 2020 года следующие: фундаментальные научные исследования наиболее важных проблем развития научно-технического, социально-экономического, общественно-политического, человеческого потенциала для обеспечения конкурентоспособности Украины в мире; информационные и коммуникационные технологии; энергетика и энергоэффективность; рациональное природоиспользование; науки о жизни, новые технологии профилактики и лечения распространенных болезней; новые вещества и материалы [2; 3]. Без университетских исследований невозможным становится решение этих задач. Анализируя некоторые документы [2] [3], приходим к выводу, что значительная часть расходов (около двух третей) выделяется на фундаментальные исследования, а оставшаяся часть распределяется между оставшимися шестью направлениями. Не смотря на такое распределение государственных дотаций на совершаемые исследования, вывод очевиден – все приоритетные позиции, которые определены государством поддерживаются (хоть и в недостаточной мере) в практической деятельности университетов и научно-исследовательских институтов. Поддержку предоставляют Министерство образования и науки Украины, Национальная академия наук Украины, Национальная академия педагогических наук Украины и др. Определенно, большинство научных исследований, проводимых в Украине, теоретические и изобретательские, что связано с недостаточной финансовой поддержкой естественно-математической и технической сфер.
Интересной и показательной есть тенденция уменьшения количества организаций, выполняющих научные и научно-технические работы, уменьшение количества научных организаций, сохраняющий стабильную структуру распределения их в соответствии с научными отраслями; сокращение общего количества сотрудников научных организаций с сохранением численности остепененных сотрудников, увеличением количества печатной научной и научно-технической продукции, репрезентованной на международном уровне [3] [1; 171]. Частично это говорит о тенденции сохранения интеллектуальной составляющей научных кадров, однако реализуется в большинстве случаев за личный счет научных сотрудников и благодаря внутренней потребности в совершенствовании, проведении исследований на высоком уровне и личностным убеждениям.
Инновационная же деятельность на протяжении последних трех лет осуществлялась за счет накоплений и кредитов, однако в сфере закупки машин, оборудования, программного обеспечения, результатов научно-исследовательского труда и технологий. К сожалению, часть отечественных инновационных разработок остается невостребованной (в сфере усовершенствования железнодорожного и автомобильного транспорта, горюче-смазочных материалов и т.п.), что значительно снижает мотивацию проводить научные исследования в технико-технологической сфере. Стратегическими приоритетами инновационной деятельности (в порядке осуществления их финансирования) являются: освоение новых технологий производства материалов, их обработка и соединение, создание индустрии наноматериалов и нанотехнологий; широкое внедрение технологий чистого производства и охраны окружающей среды; развитие современных информационных, коммуникационных технологий, робототехники; внедрение новых технологий и оборудования для качественного медицинского обслуживания, лечения, фармацевтики [3]. Государственную поддержку осуществляют отраслевые министерства и ведомства, государственные департаменты, комитеты, управления [3].
Перед университетами стоит еще ряд глобальных задач: обеспечение доступа к образованию и научной деятельности [4; 14], частично обозначено в Цели 1 ЦРТ (Цели развития тысячелетия. Украина 2010) и приравнено по значимости к таким проблемам как борьба с голодом и нищетой, достижение гендерного равенства, снижение уровня смертности, сокращение распространения ВИЧ / СПИДа, совершение помощи развивающимся странам. Целью 2 определено обеспечение качественного образования на протяжении жизни, что позволит преодолеть финансовую незащищенность. ЦРТ приводит статистические данные, согласно которым экономический статус тесно связан и зависит о уровня полученного образования, а наличие высшего образования в 2,3 раза снижаем риск бедности. Люди с высшим образованием тратят значительную часть дохода на образование своих детей [4; 23], что, в свою очередь, обеспечивает возможность учета способностей и задатков детей, а это напрямую связано с целью 1. Перед институциями высшего образования стоит вопрос налаживания эффективного социального взаимодействия «государство – высшее учебное заведение – работодатель – общество» с целью достижения оптимального баланса выпускников с высшим образованием и потребностью ринка руда в специалистах, распределению сфер ответственности: государственный заказ, социальный заказ – трудоустройство, обеспечение потребности в саморазвитии, самообразовании и т.п.
Национальным докладом НАН Украины (2010) «Новый курс: реформы в Украине. 2010–2015» определены направления институционализации научной сферы, в частности определение стратегических приоритетов государственной поддержки развития науки и научной деятельности; соблюдение параметров государственной поддержки академической науки; определение опережающего развития фундаментальных исследований и содействие сохранения ведущих научных школ (использую специальную программу государственной поддержки); внедрение организационно-мотивационных механизмов развития научных исследований; создание наукоемких корпораций путем интеграции научных, производственных и финансовых структур; переориентация действующих целевых программ научных исследований и экспертных разработок на обеспечение реализации приоритетных направлений развития науки, техники, технологий и т.п. [1; 172-174], предусмотрены направления развития национальной инновационной системы [1; 175-178], механизмы повышения спроса та обеспечения коммерциализации результатов научной работы [1; 178-180].
Таким образом, для отечественного университетского образования приоритетом является обеспечение качества образования с учетом экономических и общественных факторов; повышение продуктивности инновационного исследовательского направления деятельности (при государственной поддержке и с ориентировкой на фундаментальные и прикладные исследования по стратегическим направлениям), развитие научных школ и кадрового потенциала с сохранением национальных достижений.
- 1. Новий курс: реформи в Україні. 2010–2015. Національна доповідь / за заг. ред. В. М. Гейця [та ін.]. – К.: НВЦ НБУВ, 2010. – 232 с.
- 2. Реалізація пріоритетних напрямів розвитку науки і техніки та отримані результати у 2011 році [Електронний ресурс] / Реалізація пріоритетних напрямів розвитку науки і техніки та отримані результати у 2011 році : Аналітична довідка. Державне агентство з питань науки, інновацій та інформатизації України. Український інститут науково-технічної і економічної інформації – К., 2012. – 44 с. // Режим доступу: http://www.dknii.gov.ua/images/stories/2...rior11.pdf
- 3. Реалізація пріоритетних напрямів розвитку науки і техніки та отримані результати у 2011 році [Електронний ресурс] / Реалізація пріоритетних напрямів розвитку науки і техніки та отримані результати у 2011 році : Висновки і додатки // Режим доступу: http://www.dknii.gov.ua/images/stories/2...odatki.pdf
- 4. Цілі розвитку Тисячоліття. Україна 2010 [Електронний ресурс] / Національна доповідь. Міністерство економіки України. – К., 2010. – 110 с. // Режим доступу: http://www.undp.org.ua/files/ua_53509MDGS_UKRAINE2010_UKR.pdf