Таджиева М.К, Еленгеева В. Обзор дошкольных образовательных программ в зарубежных странах
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
Таджиева М.К. - преподаватель КаЗНПУ имени Абая, магистр дошкольного обучения и воспитания
Еленгеева В. - магистрантка 1 курса специальности «Дошкольное обучение и воспитание» КазНПУ имени Абая
Сегодня в мировой образовательной практике дошкольное детство рассматривается как один из главных образовательных резервов. Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения. За последние десятилетия международным сообществом принят ряд документов, в которых провозглашена приоритетность прав детей в обществе, обоснованы направления этой политики. Среди них - «Декларация прав ребенка» (1959) [1].
Основной ее тезис - «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Декларация призывала родителей, неправительственные организации, местные власти, правительства, общественность стран стремиться обеспечить детям такие условия, которые позволяют им развиваться здоровыми людьми, свободными от любых форм насилия, с чувством собственного достоинства. После принятия ООН «Декларации прав ребенка» многие представления изменились. Возникла необходимость принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, а на основе юридических норм предлагались меры для защиты этих прав. «Конвенция о правах ребенка» (1989) [1] не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации. Государства, которые присоединяются к Конвенции, должны нести юридическую ответственность перед международным сообществом за свои действия в отношении детей. Права, провозглашенные во «Всеобщей Декларации прав человека», реализуются для ребенка через систему образования, гуманизацию и демократизацию идей, содержания, форм, методов и технологий.
Мировой и отечественный опыт развития образовательных систем свидетельствует о том, что гарантией в этом процессе может быть лишь диалектическое единство свободы личности и равенства прав на образование.
Последние годы страны СНГ характеризуются возникновением новых видов учреждений воспитательно-образовательного характера для детей, разнообразием педагогических услуг, которые предлагаются детям и их родителям. Наряду с государственными существуют негосударственные детские сады. Большая часть детских учреждений решает задачи общего развития детей, но уже имеются учреждения, ставящие целью раннее развитие специальных способностей дошкольников (эстетические центры, дошкольные группы и детские сады при лицеях, гимназиях и т.п.); интеграцию воспитания здоровых детей и детей с некоторыми проблемами физического развития; создание дошкольных групп, работающих в условиях двуязычия, и другие. Такое положение дел в дошкольном образовании непосредственно связано как с возрастающими запросами родителей, желающих поднять общий уровень развития детей, раскрыть у них те или иные способности, подготовить к обучению в определенной школе, так и с изменениями в самом школьном образовании. Есть все основания считать, что в будущем тенденции к разнообразию дошкольных организаций будут усиливаться.
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в дошкольных организациях (ДО), важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДО предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. Так, например, в соответствии с п.5ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДО. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд российских программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.
Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.
Особый интерес представляет опыт развития дошкольных образовательных программ в США, которые могут проходить в рамках классных комнат или в домашней обстановке. Бывают и смешанные программы, включающие занятия как в школе, так и дома [2]. Такие программы можно разделить на широкомасштабные (национальные) и локальные. Локальные образовательные программы длятся, как правило, гораздо дольше (в некоторых из них дети продолжают принимать участие и в школьном возрасте), и с этим многие исследователи связывают их более высокую эффективность по сравнению с национальными. Особенно полезным признано участие ребенка в таких программах в моменты поступления в детский сад и перехода в школу, так как это «переломные» или «критические» моменты. Образовательные программы высокого качества создают такие условия для детей, при которых у них вырабатывается мотивация к самостоятельному обучению и решению ежедневных интеллектуальных, социальных и физических проблем, а также к самостоятельному контролю своего окружения. Кроме того, такие программы мотивируют родителей к более активному участию в развитии их детей и помощи преподавателям в учебном процессе.
В целом, научная оценка таких программ показала, что они повышают результаты тестов на умственные способности и академические успехи в начальной школе. Некоторые исследования выявили сохранение позитивного эффекта от участия детей в такого рода программах на протяжении подросткового периода.
Самыми известными такими программами в США являются: High/Scope Perry School Project, Abecedarian Project, Сhicago child-parent center program. Данные программы характеризуются локальностью.
Так, проект High/Scope Perry School – это дошкольная образовательная программа высокого качества, предназначенная для детей из бедных семей начальной школы Perry в школьном округе Ипсиланти, штат Мичиган. Abecedarian Project был осуществлен в Северной Каролине, а Чикагская программа центров детей и родителей была реализована в штате Чикаго.
На результаты обучения ребенка в той или иной программе влияют три основных фактора: сама программа, школа, в которую он попадает после, и индивидуальная жизненная траектория ребенка. Уровень концентрации бедности в районе, где расположена та или иная школа, также влияет на образовательные успехи детей. Этот фактор не зависит от характеристик конкретных ребенка и семьи [2].
В английском дошкольном образовании до 1999 года не было обязательной реализации единой программы. Каждое дошкольное учреждение самостоятельно формулировало цели своей работы; при этом большинство ориентировалось на социальное, интеллектуальное, физическое творческое развитие детей. Однако в последние годы в дошкольном образовании Англии происходят существенные изменения.
В 2000 году британское правительство ввело так называемую базовую ступень, которая включает дошкольные учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании и предоставляющие образование детям 3-5 лет. Базовая ступень распространяется и на негосударственные учреждения, если они получают определенные правительственные субсидии. Все эти учреждения обязаны следовать единой государственной образовательной программе («Программа – руководство для базовой ступени», 2000) и реализовать цели раннего обучения, установленные Законом 2002 года [3].
Предпринятые меры способствуют усилению контроля над дошкольным образованием, приведению его к единой системе, повышению статуса и качества. Образовательные программы для разных ступеней носят название «Куррикулум». Это понятие несколько шире содержания программы. Оно подразумевает весь педагогический процесс – все, что дети делают, видят, слышат или чувствуют в дошкольном учреждении, как заранее планируемое, так и непланируемое. Введение единого программного документа в значительной степени регламентирует и структурирует учебно-воспитательный процесс в дошкольных учреждениях Великобритании. В 2002 году выпущена программа для детей от рождения до 3 лет «От рождения до трех – это важно» [4]. Затем принимается кардинальное решение объединить базовую ступень (3-5 лет) с ранним возрастом (0-3 лет) и разработать единую образовательную программу.
Таким образом, анализ существующей системы предоставления образовательных услуг детям дошкольного возраста позволил установить, что большинство программ воспитания и обучения детей за рубежом построены на основе личностно-ориентированного похода к организации педагогического процесса детского сада, где центральное место занимает ребенок с его способностями и задатками.
- 1. www.vikipedia.org
- 2.Woodhead, M., Pre-school education has long-term effects: but canthey be generalized? // Oxford Review of Education, Vol. 11, №2.
- 3. Программа – руководство для базовой ступени. – Лондон, 2000.
- 4.Воскресенская Н.М. Структура и учебно-воспитательный процесс в 12-летней общеобразовательных школах западно-европейский стран. − М.: Ин-т теории образования и педагогики, 2001.