Олексюк Е.А.Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе повышения квалификации учителей математики
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
Олексюк Е.А. - аспирантка Киевского университета имени Бориса Гинченко, методист НМЦ естественно-математического образования Института последипломного педагогического образования Киевского университета имени Бориса Гринченко
В Национальной доктрине развития Украины в XXI веке отмечено, что приоритетным направлением развития образования является формирование высокого уровня информационной культуры каждого члена общества, государства, внедрение современных информационных технологий в практику учебно-воспитательного процесса.
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Становится очевидным, что достижение цели современного образования связано с личностным потенциалом учителя, его общей и профессиональной культурой, без которых невозможно решение имеющихся проблем обучения и воспитания в соответствии с новыми образовательными парадигмами. Поэтому в профессиональной деятельности педагогов внедрение информационно-коммуникационных технологий является неизбежным.
В последние годы в школы всё чаще поступает новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски) и поэтому использование SMART-технологий на уроках математики является инновацией. Но, к сожалению, приходится признать, что не все учителя могут и работают на этом оборудовании. Поэтому на сегодня актуальна проблема разработки SMART-уроков и конкретных методик использования инновационных технологий в учебном процессе по математике.
В Институте последипломного педагогического образования Киевского университета имени Бориса Гринченко создана необходимая материально-техническая база для прохождения курсовой переподготовки учителей. В учебном процессе концентрируются и используются современные основные методические достижения, в частности, и по формированию и развитию ИКТ-компетентности учителей математики. Под ИКТ-компетентностью учителя математики понимается не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности. Слушатели курсов повышения квалификации имеют возможность приобрести начальные навыки по созданию эффективных уроков с использованием программного средства SMART Notebook, ознакомиться с возможностями SMART Notebook MathTools, с технической поддержкой пользователей SMART-технологии, российскими и зарубежными ресурсами SMART Exchange, созданных для обмена разработками. <p align=justify> Преподаватели курсов повышения квалификации предлагают слушателям авторские идеи и проекты проведения уроков математики с максимально возможным использованием SMART-технологий.
Приведем пример этапа нашего нового авторского урока с использованием технологии SMART:
Урок 17. Треугольник и его элементы. Равенство фигур
Разработчик: Е.А.Олексюк.
Название файла: Book_geometry_7_ern_lesson #17. notebook
Технические требования: Для демонстрации материалов конспекта необходимы компьютер и мультимедийный проектор. Наибольшую эффективность от предложенного опорного конспекта можно получить при условии использования интерактивной доски SMART Board, но такое оборудование не является обязательным.
Программное обеспечение SMART Notebook 10.
Если в классе установлена интерактивная доска SMART Board любой модели, с помощью ее серийного номера (использовав его в качестве «ключа» для активации, или послав его к компании SMART по e-mail) загруженную пробную программу SMART Notebook 10 можно активировать для постоянного использования и автоматического обновления.
SMART Notebook Express. Если программа SMART Notebook 10 на компьютере не установлена, презентацию можно демонстрировать с помощью бесплатного браузера (программы для просмотра) SMART Notebook Express, какая доступная в режиме on-line http://express.smarttech.com/# и открыта для загрузки http://smarttech.com/notebook Express.
Характеристика учебного контента.
Общая характеристика. Интерактивный опорный конспект (дальше конспект) предназначен для использования в качестве наглядного материала во время объяснения, закрепления и проверки учебных достижений учеников.
Конспект также можно использовать для индивидуального опроса учащихся около доски или для самостоятельной работы учеников с учебным материалом на индивидуальных нетбуках. Материалы интерактивного опорного конспекта являются дополнительными к основным учебным материалам (учебникам, пособиям, рабочим тетрадям, и т.д.), какие используются в процессе обучения геометрии в 7 классе.
Все движущиеся объекты презентации могут быть перемещены в любой момент в произвольной последовательности, которая дает возможность учителю контролировать ход работы с наглядным материалом, координируя свои действия в соответствии с ситуацией в классе. Например, можно использовать не все страницы конспекта, или открывать не все скрытые на них объекты, таким образом, сокращая время демонстрации.
Нерассмотреные на уроке отдельные страницы конспекта можно использовать для внеклассной работы или предложить ученикам обработать их самостоятельно. Конспект не имеет жестко предложенного сценария. Это дает возможность использовать его в классах с разным уровнем математической подготовки. Например, в некоторых классах теорему можно рассмотреть без доказательства, а больше внимания уделить способам ее применения.
Детальная характеристика интерактивного опорного конспекта
Для удобной работы с конспектом перейдите в режим полного экрана. Для этого на панели инструментов выберите соответствующую отметку (1).
После нажатия на отметку в (1), на экране появляется панель управления, с помощью которой можно осуществлять переходы: на страницу назад (2), на страницу вперед (3), возврат в режим редактирования (4) и т.д.. Кроме того, каждая страница конспекта имеет кнопку «домой» (5). Нажатие на нее возвращает пользователя на титульную страницу.
К этому уроку также готовится презентация SMART Notebook по заданиям для самостоятельной работы, а также тесты для проверки знаний и умений учащихся.
Таким образом, только через привлечение учителя к различным формам повышения квалификации возможен рост его профессионализма, рост его профессиональной подготовки. А уровень профессионального мастерства учителя оценивают высокими результатами, четкой организацией педагогической деятельности, ее творческой спецификой, признанием авторитета учителя педагогическим коллективом, учениками, родителями, общественностью.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя позволяет ему широко применять их с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса по математике, а также самому самосовершенствоваться, саморазвиваться на протяжении всей жизни.
- 1. Думанська Г. О. Застосування комп’ютерних технологій у навчальному процесі. //Математика в школах України. № 4.-2009.-С. 2-4.
- 2. Жалдак М. И., Горошко Ю. В., Винниченко Е. Ф. Математика с компьютером: Пособие для учителей. К.: РУНЦ „ДИНИТ”, 2004. – 251 с.
- 3. Пінчук О. П. Використання педагогічних програмних засобів на уроках математики. //Математика в школах України. №19-20.-2006.-С.34-35.