Кравчук Л.В. Реализация инновационных подходов в нравственном развитии младших школьников
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
Кравчук Л.В. - старший преподаватель кафедры методики и психологии дошкольного и начального образования Института последипломного педагогического образования Киевского университета имени Бориса Гринченко
Нравственное развитие подрастающего поколения и, в частности, детей младшего школьного возраста, как психолого-педагогическая проблема во все времена существования человечества привлекала к себе внимание философов, педагогов, психологов. Ведь чтобы жить в обществе, чувствовать себя благополучно в нем, «каждый человек должен выработать в себе определенный круг понятий о человеческой жизни, об обращении с людьми; это понимание верности, справедливости, дружбы и добра» (А. Швейцер). Но никто не становился хорошим человеком случайно. Усвоение нравственных норм – сложный процесс, который, с одной стороны, предполагает овладение опытом этического поведения предыдущих поколений, что и помогает вести себя нравственно в традиционных ситуациях, с другой – требует развития критического мышления, интуиции, этической чувствительности, что поможет сделать нравственный выбор, принять решение в нестандартной жизненной ситуации. Нам нужно научиться жить вместе, как братья, или мы погибнем вместе, как глупцы. Наконец-то нужно задуматься над этими словами Мартина Лютера Кинга. И начать действовать.
На нравственное развитие человека влияют биологические факторы, социальные условия, но решающая роль в этом процессе все-таки принадлежит психолого-педагогическим влияниям, как наиболее управляемым. Навыки и привычки нравственного поведения устойчивы, если формируются с детства, систематически и в определенной системе. К большому сожалению, благоприятное время для усвоения нравственных норм младшими школьниками школа часто упускает. Почему? Мы видим несколько причин. Во-первых, в учебных планах для начальной школы не предусмотрено время для проведения часов общения, поэтому функции нравственного воспитания в большей степени переведены на учебные предметы. Вместе с тем, любая школьная дисциплина ориентируется на свои дидактические задачи и методы преподавания и ее основная цель – предоставить основы научных знаний по данному предмету. Во-вторых, перенасыщенность школьной программы ведет к смещению акцентов на обязательное усвоение детьми определенного объема знаний, умений, навыков по предметам, отодвигая, таким образом, вопрос нравственного развития и воспитания ребенка младшего школьного возраста на второй план. Как видим, решать задачи нравственного развития младших школьников в процессе обучения трудно. В этом случае усвоение нравтвенных норм младшими школьниками происходит эпизодически, поверхностно, односторонне. Вот и получается, что в погоне за знаниями очень часто забываем, что «истинным показателем цивилизации является не уровень богатства или образования, не величина городов, не большое количество урожаев, а характер, поступки, поведение человека, которого воспитывает общество» (Р. Эмерсон). Кроме того, методы, применяемые взрослыми, направлены, в основном, на развитие когнитивного компонента нравственного сознания ребенка. Недооценка значения развития эмоциональной сферы, по сравнению с интеллектуальной, порождает эмоциональную глухоту, бездуховность, жестокость не только в общении детей между собой, но и в отношении ребенка ко взрослому. Традиционными остаются и подходы к нравственному развитию младших школьников: доминирование словесных методов, фронтальной формы работы, недостаточная активизация мышления детей, актуализация их жизненного опыта. Сегодня ощутима потребность в специально организованных «занятиях человечности», в основу которых были бы положены инновационные формы и методы работы. С целью привлечения педагогов к инновационной деятельности в сфере нравственного развития младших школьников, нами была разработана программа курса за выбором «Ступеньки нравственного роста».
Инновационная направленность предлагаемого курса заключается в следующем:
* каждое занятие предполагает формирование у младших школьников целостных представлений о природном и социальном в мире, о человеке как гармоничной составляющей окружающей действительности;
* содержание занятий предусматривает минимум лекционного материала и максимальное включение интерактивных форм и методов обучения, практического компонента с целью приобретения детьми социального опыта взаимодействия;
* учитывая психологические предпосылки младшего школьного возраста в усвоении нравственных норм, материал занятий и построение самого занятия направлены на активизацию мышления детей; актуализацию их жизненного опыта; развитие эмпатии как главного психологического условия нравственного поведения; ценностного отношения к себе и окружающему миру;
* ребенок признается полноправным субъектом воспитания;
* занятия проходят в форме свободного диалога в системах «учитель – ученики», «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
* процесс усвоения нравственных норм рассматривается как развитие когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов в их тесной взаимосвязи. Обновление, новшество или изменение – это и есть инновация. Целью создания программы курса стал поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и решений в решении проблемы нравственного развития младших школьников. Кратко охарактеризуем структуру занятия и методические приемы, которые мы включили в занятия по программе «Ступеньки нравственного роста». Итак, каждое занятие состоит из трех частей: вводной (стадия вхождения детей в работу над темой занятия), основной (стадия осмысления материала, его осознание) и завершающей (рефлексия – осмысление собственной деятельности), объединенные общей темой.
Занятие начинается упражнением-приветствием, что способствует не только установлению доброжелательных контактов, дружеских отношений между детьми, но и формированию и развитию навыков нравственного поведения. Основная часть занятия – самая продолжительная. В ней сосредоточивается смысловая нагрузка всего занятия. Включает следующие процедуры: чтение «с предвидением», ролевое моделирование, упражнения-энергизаторы, практическую работу, творческую деятельность. Предусматриваются такие формы работы, как работа в парах и малых группах. Сущность нравственных норм раскрывается на основе чтения рассказов, сказок, стихов, включающих конкретные жизненные ситуации, поступки героев, доступные для понимания младших школьников. Тексты подобраны с учетом разнообразия поступков и их полярности с тем, чтобы ребенок не был оторванным от реалий жизни. Вместе с тем, выводы, установки, которые делаются в течение занятия, ориентируют детей на осознание преимущества нравственных ценностей, стимулируют стремление к нравственному совершенствованию. Поскольку усвоение нравственных норм не предусматривает вооружение готовыми «рецептами» поведения на все случаи жизни, а требует постоянной работы ума и сердца, в работе над текстами предлагаем применять метод «чтения с предвидением». Это поможет активизировать мыслительную деятельность ребенка, приучить к самостоятельному анализу каждой жизненной ситуации, поступка, видеть разнообразие путей решения проблемы, делать собственный выбор, подкрепляя его разумными аргументами, главный из которых – «в любой ситуации – будь человеком и поступай по-человечески».
Текст произведения читает учитель, делает остановки в указанных местах и организует обсуждение прочитанного по представленным вопросами. Они являются ориентировочными и поэтому их можно изменять, дополнять, но при условии, что при этом не будет утерян вектор беседы. В ходе обсуждения прочитанного учитель обязательно выслушивает всех желающих «сказать свое слово» на счет того, какие чувства вызвало прочитанное, как относятся к поступку героя, как поступили бы сами в той или иной ситуации.
По логике, занятие заканчивается упражнением-прощанием. Понятно, что этот своеобразный прием в нашем случае, прежде всего, направлен на формирование у детей навыков вежливого поведения. Чтобы выполнения упражнений не было формальным, не воспринималось детьми, как простое развлечение, чтобы вежливые слова прочно вошли в жизнь ребенка, он должен понимать смысл приветствия и прощания. Задача учителя – объяснить детям значение ритуалов приветствия и прощания. <p align=justify> Так зачем же здороваться? Здороваясь, мы:
* заявляем о своей воспитанности, вежливости;
* сообщаем человеку, что относимся к нему положительно,
доброжелательно, с симпатией, дружелюбно, с уважением;</p align=justify>
* желаем человеку чего-то хорошего, например здоровья;
* поднимаем настроение себе и тому, с кем здоровались;
* создаем приятную атмосферу;
* становимся ближе друг к другу.
Прощаясь, мы:
* подтверждаем свою вежливость, воспитанность;
* демонстрируем внимательное отношение к тому, с кем прощаемся;
* говорим человеку, что нам приятно было общаться с ним, и мы скоро увидимся («до свидания»);
* желаем человеку чего-то хорошего, доброго, приятного («всего наилучшего», «доброй ночи», «счастливого пути»).
Вежливый человек всегда следует правилу: первым здоровается тот, кто лучше воспитан. Слова приветствия или прощания произносит громко и четко, не слишком быстро, доброжелательным тоном, глядя при этом на того, к кому обращается. В ответ на приветствие или прощание обязательно повернется к человеку лицом, улыбнется.
Работая по программе, мы пришли к пониманию того, что усвоение нравственных норм, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве становится для ребенка более привлекательным, а потому эффективным. Но при этом необходимо учитывать возрастные потребности и интересы детей, что поможет создать эффект актуальности; обеспечивать эмоциональную насыщенность деятельности учащихся; создавать атмосферу эмоционально-волевого напряжения; утверждать радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности в частности; учитывать положительное влияние общественного мнения (полезно, важно, необходимо), которое выполняет функцию эмоционального заражения; заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.
Поскольку «образ отдельного учителя, поощряет, убеждает и учит вести себя определенным образом, но не дает всестороннего представления о процессе формирования установок», необходимо параллельно проводить работу с родителями учеников, которая бы включала несколько направлений: просветительский и консультативный. Целью такой работы становится создание образовательного пространства, которое объединяет усилия педагога и родителей в решении проблемы усвоение нравственных норм младшими школьниками, способствует повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросе нравственного развития ребенка. В связи с этим для родителей был разработан цикл мини-лекций «Нравственное развитие ребенка младшего школьного возраста в условиях семьи» по следующей тематике:
* Тяжелая миссия человека – быть Человеком.
* «Видеть» человека в другом.
* Магическая сила прощения.
* Искусство владеть собой.
* Наши жизненные ценности.
* В жизни всегда есть выбор, каким быть и как поступать.
* Каждый – творец своей жизни.
В основу мини-лекций положены притчи, поскольку именно они, по нашему мнению, лучше побуждают человека к размышлениям о себе, о своем месте в жизни, о собственной жизненной позиции. Позволяют уйти от стереотипов мышления, посмотреть на проблемную ситуацию с нетрадиционной точки зрения, увидеть возможные варианты нового поведения, формируют убеждение, что на усвоение нравственных норм младшими школьниками большое влияние оказывает поведение взрослых, их жизненные ценности, отношение к окружающему миру.
Нами была предложена еще одна форма работы с родителями – родительские чтения, как один из способов привлечения семьи к проблемам нравственного воспитания ребенка. Такие чтения проводились во время родительских собраний и организовывались следующим образом: вниманию родителей предлагался небольшое по объему художественное произведение, в котором поднималась определенная нравственная проблема. Родителям раздавали текст художественного произведения, а учитель читал его вслух, а затем проводилось обсуждение прочитанного. Каждый желающий мог свободно высказать свою точку зрения на проблему, которая поднималась. В конце обсуждения родителей просили закончить предложение (по кругу или письменно): «Я для себя…». Понятно, что в аудитории находились взрослые люди с разным жизненным опытом, разными ценностями и взглядами на жизнь, поэтому и мысли их не всегда совпадали. <p align=justify> Но, как говорится, только в споре рождается истина.
На основе вышеизложенного, сделаем выводы. Возрастные особенности учащихся начальной школы требуют, чтобы занятия велись в необычной, интересной форме, были эмоционально насыщенные, предусматривали активное включение ребенка в процесс обучения. А это возможно при условии включения инновационных подходов в практическую деятельность учителей начальных классов. Вместе с тем, использование инноваций составляет на сегодня предмет серьезных педагогических затруднений учителя начальных классов. В связи с этим целесообразной будет организация работы по подготовки учителей к осуществлению нравственного развития младших школьников на основе инновационных методов и приемов.
- 1. Уайт Патрисия. Гражданские добродетели и школьное образование: воспитание граждан демократического общества: [Монография] / пер. с англ. и перед. В.А. Коломиец. – М.: Высшая школа., 2002. – 118 с.
- 2. Швейцер А. культура и этика / пер с нем. Н.А.Захарченко, Г.В.Колшанского. – М.: Прогресс, 1973. – 343 с.
- 3. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / / Классный руководитель, 2003. – № 4 – С. 24 – 29.