Козак Л.В. Творчество как основа инновационной деятельности будущего преподавателя дошкольной педагогики и психологии
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
Козак Л.В. - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории освитологии Киевского университета имени Бориса Гринченко
Известный исследователь в области педагогического творчества М. М. Поташник отмечает: «Мы убеждены, что настоящая педагогическая работа нетворческой не бывает и быть не может, поскольку неповторимыми есть дети, обстоятельства, личность самого учителя». Именно такой позиции придерживается большинство современных отечественных и зарубежных учёных по определению характера педагогической деятельности.
В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Созданные же педагогом новые технологии являются лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности объективной или субъективной значимости и характеризующий уровень развития личностной культуры, социализации личности.
Инновации являются предметом особой деятельности человека, который не удовлетворен традиционными условиями, методами, способами и стремится не только достигнуть новизны содержания реализации своих усилий, а прежде всего качественно новых результатов.
Относительно педагогической деятельности и образования «инновация» означает все, что связано с процессами создания нового в системе образования, его освоение на практике и дальнейшего исследования в теории. Инновационная деятельность обязательно должна иметь творческий характер, без него не может быть нововведений, именно «творчество является двигателем инноваций» - отмечает С. В. Кузьмин [1].
Таким образом, инновационная деятельность неотделима от творчества, так как оно обеспечивает генерацию новых идей, результатом которых становятся инновации. Соответственно инновационная деятельность преподавателя рассматривается в контексте развития педагогического творчества как основы, определяющей его профессиональную компетентность в области педагогической инноватики.
Проблема творчества изучается в рамках философии, психологии, педагогики. Исследованию педагогического творчества большое внимание уделяли в своих научных трудах В. И. Андреев, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, Я. А. Пономарев, М. М. Поташник, С.А. Сысоева и другие.
Подготовка педагога к инновационной деятельности исследовалась в работах И. В. Гавриш, М. В. Кларина, Л. С. Подымовой, С. Д. Полякова, В. А. Сластенина, Н. Г. Юсуфбековой и др.
Целью статьи является теоретический анализ научных трудов для выявления характеристик творчества как основы инновационной деятельности будущего преподавателя, а также освещение практического опыта формирования творческих качеств у будущих преподавателей дошкольной педагогики и психологии в процессе их подготовки к инновационной профессиональной деятельности.
Инновационная педагогика утверждает, что человек постоянно движется в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности развития своей субъектности.
В каждом человеке заложен творческий потенциал, но уровень его реализации определяется ценностными ориентациями, мотивами, направленностью личности, ее способностями, условиями, в которых она развивается. Основными побуждающими мотивами к творческой деятельности являются противоречия между постоянно развивающимся обществом и уровнем знаний, умений и навыков, между желаниями и возможностями личности реализовать свой творческий потенциал. Потребности отражают желания конструктивных изменений, мотивируя личность к конкретным действиям, в результате чего и проявляются способности личности, направленность ее деятельности.
Следует отметить, что без специальной подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку преподаватель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.
Творчество преподавателя – процесс управляемый. Он проходит в четыре этапа: - подготовка (сознательная работа на уровне понятийно-логического мышления); - созревание (бессознательная работа над проблемой); - озарение (переход бессознательного в сознательное, иначе говоря, рождение гипотезы); - развитие идей (сознательная работа по окончательному оформлению идеи и ее проверки). Как отмечалось выше, эффективность творчества во многом зависит от ценностных ориентаций преподавателя, его способностей и практического опыта.
Современный преподаватель должен быть исключительно внимательным как к новым реалиям и тенденциям общественного развития, так и к нововведениям в области содержания, форм и методов обучения и воспитания. Соответственно инновационная деятельность должна характеризовать профессиональную деятельность преподавателя. Стержнем инновационных процессов в образовании является установка преподавателя на творческий поиск внедрения новейших достижений психолого-педагогической науки в повседневную практику, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, стремление к освоению и применению новых педагогических технологий, активных форм и новых методов организации учебно-воспитательного процесса. Это также разработка преподавателем новых технологий обучения и воспитания и внедрения их в образовательную практику [2]. Соответственно, педагог должен уметь генерировать новые, оригинальные идеи, находить нетрадиционные способы решения проблемных педагогических ситуаций, т.е. обладать креативностью мышления [3].
Ученые отмечают, что без развития креативного, творческого мышления не будет никаких инноваций. Поэтому вопрос о путях формирования инновационного человека и общества в своей основе является вопросом о становлении творческой способности.
В связи с этим, подготовка будущего преподавателя дошкольной педагогики и психологии к инновационной профессиональной деятельности должна заключатся в актуализации его личностных качеств и творческих способностей, которые мотивируют его на сознательное профессиональное развитие и создание педагогических новшеств.
Анализ научных трудов В. И. Андреева, Я. А. Пономарева, С. А. Сысоевой и других ученых позволил нам определить творческие качества, формирование которых позволит будущим преподавателям дошкольной педагогики и психологии осуществлять инновационную профессиональную деятельность. Среди них: открытость и интерес ко всему новому, способность к выдвижению гипотез, оригинальных идей, изобретательству (поиск новых форм, методов, средств учебной и воспитательной деятельности и т.д.), проблемное видение, гибкость в поисках альтернативных подходов к решению педагогических проблем, творческая фантазия, развитое воображение, умение переносить знания и опыт в новые ситуации; способность к исследовательской деятельности (умение анализировать, интегрировать, синтезировать информацию, сравнивать, выделять главное, обосновывать собственную точку зрения, делать выводы); поисково-преобразующий стиль мышления; способность к межличностному общению, к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности; рефлексивные способности.
Формирование творческой, инновационно-направленной личности будущего преподавателя зависит от ряда объективных и субъективных педагогических условий. Интегральным условием формирования творческой индивидуальности будущего педагога является, по Л. М. Лузиной, творческая организация его профессионально педагогической подготовки: «Если профессиональное становление будущего учителя осуществляется в творческом процессе обучения, то формируется творческая индивидуальность – специалист наивысшего уровня профессиональной подготовки». Среди других условий она называет: активно творческий тип усвоения знаний студентами; оптимизацию процесса индивидуального восприятия, осмысления и творческого применения приобретенных педагогических умений и навыков; использование разнообразных форм и методов самостоятельной работы студентов, системы творческих заданий, которые нуждаются в наложении приобретенных знаний на имеющийся опыт, синтеза добытых знаний, обоснования выводов; ориентацию педагогического процесса на формирование индивидуального стиля творческого педагогического мышления и деятельности будущих учителей; превращение студенческой группы на творческую лабораторию учителя [4].
По мнению Е. Отич, процесс развития творческой индивидуальности будущего педагога может приобрести эффективность лишь тогда, когда сам студент, распознав с помощью преподавателя свою творческую «изюмину», станет ответственным и заинтересованным субъектом собственного саморазвития и сам захочет развить свою творческую индивидуальность. Педагогу же при этом отводится функция предоставления педагогической поддержки, управления процессом восхождения студента к собственной творческой индивидуальности [4].
С целью формирования творческой личности будущего преподавателя дошкольной педагогики и психологии, его готовности к инновационной деятельности нами разрабатываются и внедряются такие формы и методы организации обучения, как: деловые и ролевые игры; микро-преподавание и моделирование фрагментов воспитательных проектов; лекции-диалоги; проблемные семинары; тренинги; методы генерирования и критического анализа идей, аналогии, синектики; самостоятельная работа по написанию научных статей, выполнению творческих проектов и заданий научно-исследовательского характера и др.
Приведем виды некоторых заданий творческого характера (на примере дисциплин педагогического цикла), которые использовались нами в практике работы с будущими преподавателями дошкольной педагогики и психологии в Киевском университете имени Бориса Гринченко.
Так, при изучении учебной дисциплины «Педагогика высшей школы» будущим преподавателям было предложено самостоятельно обновить содержание учебного курса по специальности «Дошкольное образование» (по выбору) и обосновать его целесообразность; разработать и аргументировать структуру лекции-диалога, интегрированной, проблемной, опережающей; разработать серию эвристических вопросов и творческих заданий для определения уровня усвоения студентами учебного материала лекции; спроектировать фрагмент практического (семинарского) занятия по профессии с использованием активных методов; определить и обосновать наиболее эффективные формы и методы воспитания студенческой молодежи и предложить тематику кураторских часов для разных курсов; написать эссе на темы: «Кредо преподавателя инновационной формации», «Мое виденье учебно-воспитательного среды в высшей школе для собственной самореализации»; составить программу собственного профессионального развития на время учебы в магистратуре, определить пути и средства ее реализации, методы и приемы работы, над собой. Во время проведения курса «Тренинг развития коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы» магистранты самостоятельно составляли и моделировали педагогические ситуации, которые иллюстрируют использование разных стилей педагогического общения; анализировали ситуации относительно возникновения барьеров взаимопонимания в педагогическом общении; разрабатывали рекомендации относительно решения педагогических конфликтов; писали эссе на тему: «Какой я в общении?», «Идеал коммуникабельного человека»; составляли ориентировочную программу организации коммуникативного самовоспитания, учитывая результаты самоанализа. Учебным курсом «Художественная деятельность в развитии речи детей дошкольного возраста» было предусмотрено разработку магистрантами интегрированных занятий для разных возрастных групп, сценариев сказок, рассказов для разных видов театра; составление «Театральной азбуки» для дошкольников, плана проведения семейного праздника любимой игрушки и другое. Изучая курс «Оздоровительные технологии и диагностические методики физического воспитания детей» магистранты создавали проекты занятий, игр, спортивных праздников с использованием современных диагностических методик и инновационных оздоровительных технологий.
На основе проведенного исследования сделаем выводы.
Инновационная деятельность преподавателя – это, прежде всего, творческая деятельность, которая направлена на повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса, становление будущего педагога как активного субъекта изменений и инноваций, способного к самостоятельному инициированию и реализации инновационной деятельности. Подготовка будущего преподавателя дошкольной педагогики и психологии к инновационной профессиональной деятельности должна основываться на знаниях педагогической инноватики и основ педагогического творчества, развитии творческих качеств.
- Кузьмин С. В. Инновационная деятельность педагогического коллектива как фактор его развития : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. В. Кузьмин. – Ярославль, 2003. – 197 c.
- Туркот Т. І. Педагогіка вищої школи: навч. посіб. для студентів магістратури вищих навчальних закладів непедагогічного профілю / Т. І. Туркот. – Херсон, 2010. – 608 с.
- Olena Antonowa. Technologia rozwoju kreatywności pedagogicznej przyszłych nauczycieli / pod reakcją: Wasyla Kremienia, Tadeusza Lewowickiego, Swietłany Sysojewej / Wyższa szkoła Pedagogiczna ZNP, Uniwersytet Pedagogiczny im. KEN - Warszawa - Krakow, 2010. S.196 - 203.
- Olena Otycz. Pedagogiczne warunki rozwoju indywidualności twόrczej przyszłych pedagogόw // Kształcenie zawodowe: pedagogika i psychologia / pod redakcją Tadeusza Lewowickiego, Jolanty Wilsz, Iwana Ziaziuna, Nelli Nyczkało / Wydawnictwo Akademii im. Jana Dłgosza w Częstochowie, Częstochowa, 2010.– S. 383 – 389.