Изворская Д.И., Стойнова Б.С. Роль ИКТ в обучении прикладной математике

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

Изворска Д.И. - доктор педагогических наук, доцент, директор департаменту речевой и педагогической подготовки Габровского технического университета.

Стойнова Б.С. - преподаватель кафедры математики Габровского технического университета.

РОЛЬ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКЕ

   Аннотация: Цель данной работы - показать роль современных ИКТ в курсе «Прикладная математика» для студентов специальностей «Публичная администрация» и «Социальная работа» в Техническом университете-Габрово, Болгария. Мы провели сравнительный анализ результатов обучения студентов традиционными методами преподавания и посредством использования смешанного обучения, в котором применяются некоторые аспекты электронной академической подготовки в 2010/2011 и 2011/2012 годах. Ниже перечислены некоторые из преимуществ обучения студентов с использованием ИКТ.

   Abstract: The aim of this paper is to show the role of modern ICT in the course “Applied Mathematics” for students majoring in Public Administration and Social Work at the Technical University of Gabrovo, Bulgaria. We conducted a comparative analysis of students’ learning when traditional methods of teaching are used and when a mixed approach that uses some aspects of e-training is applied in two academic years - 2010/2011 и 2011/2012. Some of the benefits of using ICT for students’ learning are discussed.

   Концепция непрерывного образования и учебные программы Европейской комиссии образования «Непрерывное обучение» являются ключом образовательной парадигмы XXI века. Это требует продолжения обучения и совершенствования знаний и навыков на протяжении всей жизни индивида, а общество обязано предоставить такую возможность. Необходимо изменить традиционные методы обучения, что создало бы возможность пересмотреть и изменить некоторые характеристики методической системы и дать дорогу новым ИКТ.

   Цель данной работы - показать роль современных ИКТ при обучении курсу «Прикладная математика» для студентов специальностей «Публичная администрация» и «Социальная работа» в Техническом университете-Габрово, Болгария. Мы провели сравнительный анализ результатов обучения студентов традиционными методами преподавания и посредством использования смешанного обучения, в котором применяются некоторые аспекты электронной академической подготовки в 2010/2011 и 2011/2012 годах.

   В 2010/2011 г. обучались 62 студента по специальности «Публичная администрация» и «Социальная работа». Им читались лекции и проводились семинары по курсу «Прикладная математика» с нагрузкой 30 часов.

   В 2011/2012 г. обучались 57 студентов по специальности «Публичная администрация» и «Социальная работа» с той же часовой нагрузкой, как и в предыдущем академическом году. Этот курс является основополагающим для студентов. Поэтому необходимо использовать некоторые новые информационные технологии. Необходимо сосредоточить внимание на формировании навыков работы в информационной среде, которая является по своей сути познавательным процессом [1]. Для этой цели разработан электронный курс «Прикладная математика» в Университетской информационной системе с использованием Open Source платформы электронного обучения Moodle (Рис. 1). <p align=justify>   Рис.1. Университетская информационная система

   Каждый студент имеет индивидуальный подход и стиль обучения. Включение электронного обучения предназначено для оказания помощи в самостоятельной работе студентов, с тем чтобы был потрачен минимум усилий, времени и ресурсов для обновления информации, необходимой для решения математической модели вариантов. Разработка приложений для смартфонов и мобильных телефонов, поддерживающих использование дистанционного обучения независимо от места нахождения каждого студента, является следующим этапом в развитии современного образования [2]. Каждому студенту предоставляется возможность воспользоваться необходимой информацией через доступ к мобильному Интернету, тем самым стимулируется выбор ими именно нужной опции, чтобы заполнить свои пробелы в знаниях по изучаемым предметам (Табл. 1). Электронное обучение включает в себя множество компонентов, в том числе традиционное обучение, презентации идей студентов, групповые дискуссии и многие другие формы передачи знаний. [6]

   Табл.1 . Выбор нужной опции для заполнения пробелов в знаниях по предметам

   Электронное обучение имеет ряд преимуществ [3], которые не встречаются в традиционном обучении, таких как:

* предоставление времени для размышлений и формулирования ответов;

* улучшение взаимодействия между студентами, как с точки зрения качества, так и с точки зрения скорости реакции;

* увеличение объема знаний, которые приобретаются учащимися и они обмениваются ими;

* возможность для открытого обсуждения, в котором каждый студент получает равные права выражения, в отличие от дискуссии лицо в лицо;

* наличие быстрого доступа к информации;

* интерактивность;

* избирательность (пользователь имеет возможность выбрать информацию в соответствии с его собственным потенциалом и запросом для конкретной цели);

* ответ может быть получен без ограничения по времени, а также обновлен и дополнен;

* наличие большей мотивации и заинтересованности студентов процессом.

   В табл. 2 представлены основные различия между традиционным и электронным обучением, выявлены преимуществ второго по отношению к первому [5].

   Наличие обратной связи между учителем и учеником имеет важное значение для студентов.

   Возможность выражать свое мнение на форуме или ставить конкретные вопросы, возникающие в процессе изучения материала, с помощью отправления личного сообщения, оценивается как достаточно большое преимущество электронного обучения, настолько, чтобы быть предпочтительнее в качестве дополнения к традиционному.

   Табл. 2. Основные различия между традиционным и э-обучением

   Число посещений дистанционных курсов на различные темы каждого зарегистрированного студента показывает полезность и доступность этой формы обучения (рис. 2).

   Как видно из таблицы 3, внедрение электронного обучения в курс «Прикладная математика» влияет на изменение успеваемости учащихся. При проведении текущего контроля в течение семестра учебного 2011/2012 г. (традиционное и электронное обучение) результаты оценки выше, чем результаты 2010/2011 (только формальное обучение). Конечно, следует принять во внимание тот факт, что в исследование были включены разные студенты. Но, несмотря на это, результаты, которые были получены, свидетельствуют о положительном влиянии электронного обучения на хорошую работу студентов в исследовании. Смешанное обучение представляет взаимосвязанные веб-обучение и аудиторное, данные получены в результате опроса студентов.

   Табл.3. Данные о разных типах обучения

   Электронные дидактические материалы, которые студенты используют (Moodle курс в информационной системе университета), были выбраны таким образом, чтобы постоянно провоцировать конфликт между знанием и невежеством, создать ситуации, в которых возможные конфликты становятся реальными.

   Этот вид обучения был хорошо принят студентами как соответствующий следующим характеристикам: [4]

* умение работать независимо друг от друга в удобное время;

* нахождение подхода к индивидуальности каждого обучаемого;

* задание каждым студентом собственного темпа работы;

* возможность приобрести необходимые математические знания, чтобы овладеть навыками для решения конкретных типов задач прикладного характера;

* методологическая поддержка учителя для индивидуальной работы с каждым участником и в решении его проблемы с использованием конкретного содержания обучения.

   В заключение можно сказать, что введение смешанного обучения приводит к совершенствованию методов обучения, усилению качества образования, и, следовательно, повышает его уровень.

ЛИТЕРАТУРА
  • Георгиева М. Диадата-математическо познание-информационни технологии в контекста на продължаващото обучение, «International conference Computer methods in science and education». — Варна. — 2008. — С.124– 130.
  • Желева Б., К. Иванов. Анализ на съществуващите системи клиент-сървър с оглед обслужване на обучаващи среди от тип виртуални университети // Национална конференция по електронно обучение във висшето образование. — Китен. — 2004. — С. 27–31.
  • Bernath, U. and Fichten, W. Adaptation in distance education – New Experiences from networking universities in Germany // Open Learning. — 1999. — V. 14 (1). — С. 45–50.
  • Bonk C.J. and Dennen V.P. Teaching on Web: With a little help from my pedagogical friends // Journal of Computing in Higher Education. — 1999. — V. 11 (1). — С. 3–28.
  • Rashty D. Traditional Learning vs. eLearning http://www.researchtrail.com, 2012.
  • Dongsong Zhang, J. Leon Zhao, Lina Zhou, and Jay F. Nunamaker, Jr. Can e-learning replace classroom learning? COMMUNICATIONS OF THE ACM. — May 2004. — V. 47, No 5.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама