Акрамова А.С., Шакирова К.Р. Роль семьи в развитии личности ребенка
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
Акрамова А.С. - кандидат педагогических наук, доцент Евразийского технологического университета, Казахстан, г.Алматы.
Шакирова К.Р. - студентка 2 курса Евразийского технологического университета, Казахстан, г.Алматы.
Анотація. У статті розглядаються критерії оцінки і проблеми сімейного виховання. Сімейне виховання - це система виховання і освіти, яка складається в умовах конкретної сім'ї, дитини і школи.
Ключові слова. Сімейне виховання, теорія і методи виховання, взаємини у сім'ї, дитина і школа.
Аннотация. В статье рассматриваются критерии оценки и проблемы семейного воспитания. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Ключевые слова. Семейное воспитание, теория и методы воспитания, взаимоотношения в семье, ребенок и школа.
Abstract. The article is an attempt to regard different criteria of estimating and problems family education. Family education is an educational system and educations, developing in the conditions of a concrete family by forces of parents and relatives.
Кey words. Family education, theory and methods of upbringing, family relations, child and school.
Одной из наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня является нехватка родительского внимания детям. Это связано, в первую очередь, с занятостью родителей, их постоянной работой. Так как сейчас много неполноценных семей и поэтому может присутствовать сложное экономическое положение в них. У родителя просто не хватает времени на ребенка, он перестает следить за учебой своего ребенка, мало уделяет времени на его воспитание. Воспитание ребенка в семье является началом формирования нравственных качеств и развития личности ребенка. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку [4, с.25]. Задачи семьи состоят в том, чтобы:
- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “Я”.
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
- открытость и доверительность отношений с детьми;
- оптимистичность взаимоотношений в семье;
- последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
- оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы [3, с.203].
Так как семья является первым социумом для, еще не изучившего мир, ребенка, то количество детей и родственников в семье играет большую роль, об это говорил А.С. Макаренко – «только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер. Она равномерно распределяется между всеми. В большой семье ребенок привыкает с малых лет к коллективу, приобретает опыт взаимной связи. Если в семье есть старшие и младшие дети, между ними устанавливается опыт любви и дружбы в самых разнообразных формах. Жизнь такой семьи представляет ребенку возможность упражняться в различных видах человеческих отношений. Перед ними проходят такие жизненные задачи, которые единственному ребенку недоступны: любовь к старшему брату и любовь к младшему брату -- это совершенно различные чувства, умение поделиться с братом или сестрой, привычка посочувствовать им.
Мы уже не говорим, что в большой семье на каждом шагу, даже в игре, ребенок привыкает быть в коллективе. Все это очень важно для воспитания». Когда семья является расширенной и многодетной, то ребенок учится с раннего возраста быть самостоятельным, уметь не только смотреть за собой, но и за своими младшими братьями и сестрами. Это рождает доброту, заботу о ближнем, самостоятельность, ответственность. Если же семья является нуклеарной и с одним ребенком, то он может расти эгоистичным и в семье господствует детоцентризм, т.е., чрезмерное обожание своего ребенка, такие дети, обычно, вырастают неприспособленными к жизни. В педагогике существуют три группы методов воспитания: методы формирования сознания личности (объяснение, внушение, этическая беседа, рассказ), методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (поручение, воспитывающие ситуации, игры), методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, наказание) [1, c. 138]. Эти методы формирования сознания личности должны использоваться не только педагогами, но и родителями, так как Семья создает у ребенка понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании нравственных качеств личности. Взаимоотношения родителей и детей, прежде всего, зависят от взаимоотношений самих супругов, согласия между ними, распределения обязанностей между мужем и женой, атмосферы теплоты, дружбы, эмоциональной поддержки друг друга, взаимной симпатии. Факторами влияния на взаимоотношения в семье и на формирование становление личности ребенка, по многочисленным наблюдениям, сегодня являются:
- состав семьи и ее структура, характер взаимоотношений в ней, особенно между отцом и матерью;
- поддержка членами семьи господствующего в доме порядка и сложившихся норм;
- общая психологическая атмосфера в семье;
- отношение к детям со стороны матери и отца, их влияние.
Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей — донесение до детей моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения служат, прежде всего, сами взрослые - их поступки, взаимоотношения. Конечно, наиболее существенное воздействие на ребенка оказывает поведение людей, непосредственно его окружающих. Дети, как известно, отличаются своей способностью к подражанию. Они перенимают манеры взрослого, заимствуют у них оценку к другим людям: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию [2, с.156].
Ближе к дошкольному возрасту у ребенка возникает стремление соответствовать требованиям взрослых, стремление быть признанным. Позитивной стороной этого стремления является нравственное чувство или совесть. Нравственное формирование личности организуют знания, которые получает ребенок, нравственные привычки поведения с другими людьми, эмоциональные переживания своего успеха или неуспеха во взаимоотношениях с окружающими. Особенно в этот период для ребенка важно быть признанным. Для формирования прочных духовных контактов между родителями и детьми необходимы высокий уровень взаимной информированности между ними, доверие и уважение друг к другу, взаимопонимание, дружеский стиль общения. Отсутствие этих условий приводит ко многим отклонениям в развитии личности: низкой социальной активности, негативным формам поведения, раздражительности, подавленному настроению, деформируют самооценку. Если взрослые негативно оценивают поступки или результаты деятельности детей, то у последних может развиться комплекс неполноценности. В этой ситуации ребенок боится что-либо сделать неправильно, испытывает неуверенность в собственных силах. Напротив, если родители одобряют действия своего ребенка, если действуют согласованно, ребенок чувствует уверенность в своих силах и в близких ему взрослых, не боится проявлять инициативу, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам.
Родительская любовь является величайшим и незаменимым источником духовного развития ребенка. Чем меньше тепла и ласки получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей нередко вызывают у детей сенсорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. Это может привести к отставанию в развитии интеллекта, плохой успеваемости в школе, нарушению психического здоровья. Так как детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченного жизненного опыта, у ребенка возникает искаженное суждение о людях. Грубость, недружелюбие, равнодушие к нему родителей — самых близких людей дают основание считать, что чужой человек способен причинить ему еще больше неприятностей и огорчений. Это оборачивается недоверием, чувством неприязни и подозрительности, страхом перед другими людьми. Пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации, избежать жестокости старших, дети вынуждены прибегать к порочным средствам самозащиты: лжи, хитрости, лицемерию. Этим же часто объясняются и случаи жестокости, и агрессивное поведение некоторых детей [2, с.158].
В наше время в молодых семьях господствует профессианализм, он заключается в перекладывании заботы по воспитанию ребенка на детские сады, школы. Из таких детей вырастают холодные молодые люди, не привыкшие к родительскому теплу и ласки. В каждой семье в какое-то время наступает определенный кризис, одним из таких кризисов может быть начало посещения ребенка в школу. Переживание семьей данного кризиса зависит от степени готовности роди¬телей к расширению сферы контактов их ребенка; от умения поддержать его возрастающую самостоятельность; от гибкости семейной системы, обуслов¬ливающей способность всей семьи к изменениям; от уровня коммуникатив¬ных умений, определяющих способность супругов договариваться об измене¬ниях. Задача супругов на этом этапе — поддер¬жать ребенка и помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, порождающим ряд трудностей и проблем:
- трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения, прежде всего вследствие низкой произвольной регуляции поведения и организован¬ности;
- трудности адаптации ребенка к классному коллективу;
- трудности, связанные с взаимоотношениями ребенка с учителем, исто¬ки которых могут лежать в сфере детско-родительских отношений, бу¬дучи обусловленными стилем семейного воспитания;
- трудности, вызванные необходимостью принять новые требования со стороны родителей.
Одной из распространенных проблем этого периода является школьная фобия у ребенка. Если у него при этом отсутствуют школьные проблемы, то, с большой вероятностью, школьная фобия может выступать симптомом, необ¬ходимым семейной системе для поддержания ее функционирования. Включение детей во внешние социальные институты может вскрывать име¬ющиеся семейные дисфункции, поскольку характер и качество адаптации де¬тей к новой ситуации в их жизни определяется особенностями сложившихся внутрисемейных отношений. Психологические проблемы детей, таким обра¬зом, могут выступать в качестве индикатора наличия внутрисемейных проблем [4, с.44]. В данном случае, особенно в семье, где господствовал детоцентризм, возникает проблема в том, что продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения или же, излишняя забота к ребенку, волнения родителей, не дающие ребенку открыть для себя новый мир и новые знакомства. В многодетных или расширенных семьях этот кризис проходит более гладко. Родители, уже привыкшие к небольшой перемене в жизни их ребенка, спокойно реагируют на начало посещения их ребенка в школу. Ребенок, привыкший к постоянному нахождению о обществе детей, так же спокойно реагирует и поднимается на новую ступень своего образования и напротив, если у него есть старшие сестра или братья, он стремится к получению знаний и старается быть похожим на них.
Таким образом, семейное воспитание как основа формирования нравственных качеств личности младшего школьника, играет огромную роль в росте и развитии ребенка, воспитывает у него чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я», т.к., семья является социально-экономической и психологической защитой ребенка от внешнего мира. Родителям главное быть до конца уверенным в своих силах и в этом маленьком, но таком неугомонном ребенке, который внесет в свою взрослую жизнь знания, умения и навыки, полученные в далеком счастливом детстве. Стоит всегда помнить, что развитие нравственных качеств личности ребенка получает свое начало в семье.
- Авторский коллектив кафедры педагогики КазНПУ им. Абая Педагогика. Алматы, 2005.
- Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. Москва, 2003.
- Н. В. Бордовская, А. А. Реан Педагогика. Санкт-Петербург, 2008.
- Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. Санкт-Петербург, 2006.