Акрамова А.С., Айдарханова Д.А. Наследие и самобытность тюркской народной педагогики
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
Акрамова А.С. - кандидат педагогических наук, доцент Евразийского технологического университета, Казахстан, г.Алматы.
Айдарханова Д. – студентка 2 курса Евразийского технологического университета, Казахстан, г.Алматы.
Анотація. У статті розглядаються питання багатої спадщини й самобутності тюркської народної педагогіки. Етнопедагогіка тюркського народу дає уявлення про етапи розвитку світової педагогічної думки.
Ключові слова. Народна педагогіка, тюркська культура, казахський фольклор, народні традиції.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы богатого наследия и самобытности тюркской народной педагогики. Этнопедагогика тюрского народа даёт представление о этапах развития мировой педагогической мысли.
Ключевые слова. Народная педагогика, тюркская культура, казахский фольклор, народные традиции.
Abstract. The article deals with a rich heritage and identity of Turkish folk pedagogy. Ethnopedagogics Turkic people gives an idea about the stages of development of the world of educational thought.
Кey words: folk pedagogy, Turkic culture, Kazakh folklore, folk traditions.
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. В данной статье мы рассмотрим, что такое народная педагогика, особенности воспитания в рамках тюркской культуры; традиции, привычки, быт, этнопсихологические особенности народов. У каждого народа свои традиции, свой опыт, передаваемый из поколения в поколение о том, как необходимо воспитывать ребенка, чтобы он вырос благородным, достойным человеком. Казахский народ имеет богатое духовное наследие, уходящее корнями вглубь веков, от орхоно-енисейских древних письменных памятников 6-8 вв. до наших дней.
Тюрки - это обобщенное название этноязыковой группы тюркских народов. Географически, тюрки рассеяны на огромной территории, которая занимает около четверти всей Евразии. Прародиной тюрков является Центральная Азия, а первое упоминание этнонима "тюрк" относится к 6 веку н.э. и связано оно с именем Кёк Тюрков (Небесных тюрков), которые под предводительством рода Ашина создали Тюркский Каганат. Хотя тюрки исторически не являются единым этносом, а включают в себя не только родственные, но и ассимилированные народы Евразии, тем не менее, тюркские народы являются единым этнокультурным целым. А по антропологическим признакам можно выделить тюрков, относящихся как к европеоидной расе, так и к монголоидной, но чаще всего встречается переходный тип, относящийся к туранской расе (южносибирской расе). Анализ наследия Ибн Сины (Авиценны), Бируни, Джами, Хорезми, Дехлеви, Хайяма, Навои, Фараби, Саади, Носира Хисрава и других просветителей показывает, что их идеи о воспитании вообще, о семейном воспитании в частности тесно перекликаются с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях [1]. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью великих людей. Рассматривая человека как общественное существо, Фараби считал, что нравственные качества личности формируются под влиянием общественной среды и воспитания. «Человек, - писал он, - не может быть наделен с самого начала от природы добродетелью или пороком, так же, как он не может быть прирожденным ткачом или писцом. Формированию добродетельного человека противостоят четыре порока: невежество, безнравственность, переменчивость и заблуждение. Чтобы устранить их, человек должен познать самого себя» [2].
Именно в семье ребенку с ранних лет прививаются традиции нравственного воспитания, любовь и уважение к людям, к окружающему миру, воспитывается чувство достоинства, патриотизма, преданности труду и делу родителей, честность, чувство справедливости и собственного достоинства. Средства народно-педагогической практики являются реальным фактором развития и воспитания ребенка, открывают его мировоззрение, развивают мысль, а самое главное - воспитывают настоящего человека. Традиция, сказания, сказки, поговорки, эпосы - все это влияет на воспитание ребенка с ранних лет. С любимых детских сказок мы начинаем отличать добро от зла, настоящую дружбу, преданность друг к другу, любовь.
Казахи говорят: коль богата земля, то богат и народ. Где земля просторна, там жизнь привольна. Конечно, не всегда так было в действительности, но казахи - жители Великой степи - испокон веков имели и громадную единую территорию, и единый язык, и единую национальную культуру. Богат казахский фольклор: в нем сконцентрированы все оттенки и нюансы народной педагогики и народной психологии кочевников. В воспитании детей широко использовались все жанры устного народного творчества. Сказки, легенды, шежире и дастаны рассказывались с большим мастерством, с учетом уровня развития воображения, мышления, с использованием наглядных методов в сочетании с образным, выразительным языком. Смысл жизни - стремление к достижению всеобщего благоденствия, согласия и гармонии между людьми. Каждый человек должен заботиться о своем совершенствовании. Гордость и алчность - виновники зла. Скромность, правдивость, умеренность, самообладание - положительные качества человека. Чудодейственные слова выражают самые сокровенные думы человека. Неумение мыслить и говорить - одна из причин несчастья человека («Доброе слово, которое мы не успели сказать,— несчастье»), человек не может предвидеть все в жизни окружающих людей («Дурного человека избегай; доброго душой не осуждай») [3]. Актамберды-жырау, Бухар-жырау, Шал-акына подчеркивали, что защита родной земли от чужеземных захватчиков - священная обязанность каждого казаха. Человек должен знать свои недостатки, критически относиться к себе. Наставления старших и родителей - главное в воспитании. Знание - бесценное сокровище, все лучшее в жизни - от него. Нравственная воспитанность, семейный уют, здоровье - основное богатство человека. Бухар-жырау сравнивал старость с безлюдной пустыней, уподобляя ее высокому обрыву, бездонному миру, пучине. Старость - возраст мудрости. Пройдя большой жизненный путь, внося посильный вклад в общество, старец требует уважения и признания, в первую очередь, от молодых людей, пользующихся плодами его труда. Аксакалы (старцы) выступают в роли наставников, они отвечают за судьбу народа. Молодежь должна учиться у мудрецов («Зрелым человеком став, деда чти по-прежнему»). Активность, приподнятость настроения, энергия, жажда знаний - характерные особенности молодых. На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которых соединяются творческий опыт народных масс, правила, нормы и принципы поведения человека. В соответствии со своеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов-кочевников сложились свои требования к обучению и воспитанию детей и молодежи.
Народно-педагогический опыт Азербайджана нашел свое отражение в трудах Г. Ахмедова, С. Ахундова, А. Гашимова, Ф. Кочарлы, М. Мехтизаде, М. Мурадханова, М. Нуриевой. Трудовое воспитание стало предметом исследования С. Зейналова, А. Керимова, И. Маилова, А. Раджабова. О нравственном воспитании говорится в трудах Аббаса-Кули Бакиханова, А. Бахманяр, Н. Гянджеви, А. Сиххата, М. Туси. Одной из древнейших памяток древнего Азербайджана является «Авеста» - творение Заратуштра (около 589–512 гг. д. н. э.), который является создателем языческой религии огнепоклонников «зороастризм». «Авеста» - сборник священных книг зороастризма, что является общей памяткой многих народов, в которой есть свое отражение жизни, взглядов и традиций народов Востока [5]. В основу содержания «Авесты» положена борьба добра и зла, в которой всегда побеждает добро. Хорошая мысль, доброе слово, доброе дело являются основными моральными критериями в «Авесте». В памятке отражены политические, общественные, философские, религиозные видения, наставления, гуманистические идеалы, ненависть к злу, любовь к добру, призыв к труду. Эта памятка является весомым источником для многих историко-педагогических и народно-педагогических научных исследований. «Авеста», что есть испокон веков у азербайджанского народа, формирует морально-мировоззренческие позиции, является безоговорочным первоисточником и способствует овладению основами нравственного и трудового воспитания восточного общества. Также большую роль в азербайджанской народной педагогике играли героический эпос «Китаби Деде Коркут», «Искандернаме» Низами Гянджеви, памятки устного народного творчества. Особое место в азербайджанских семейных традициях занимает трудовое воспитание, ведь именно оно является ведущим с самого рождения ребенка. В процессе воспитания участвуют все члены семьи, используя беседы, личный пример, поощрения и т. п. Первостепенное значение приобретают такие средства народной педагогики как: традиции, обычаи, обряды, ритуалы, игры, этнографические и исторические материалы, фольклор, именно они олицетворяют этнопедагогическое наследство азербайджанцев. Соблюдение традиций — священный долг всех членов семьи, особенно детей. Основу нравственного воспитания в азербайджанской семье составляют религиозные взгляды. Их формирование происходит в течение длительной истории преимущественно под влиянием постулатов зороастризма и ислама.
Воспитание скромности и терпимости играет важную роль в становлении личности. Скромность считается одним из достоинств человека, в особенности девушки, женщины. Ценятся также такие качества как доброта и милосердие, прежде всего, по отношению к родным и близким, любви и привязанности к родным местам, окружающему миру. На это и направлена народная педагогика алтайцев. Алтайцы - обобщенное название тюркоязычных народов Алтая, таких как телеуты, теленгиты (телесы), кумандинцы и тубалары. Проживают главным образом в Республике Алтай [5]. Дети - алтайцы знают наизусть историю собственного, иногда близких родов, могут назвать имена и возраст умерших предков до седьмого (и более) поколения, дополняя перечень конкретных лиц памятными событиями и историческими датами. Подобное знание детьми семейной генеалогии не только поощряется взрослыми, но считается нормой их естественного социального развития. Таким образом, в алтайской семье следует отметить сохранение многих национальных традиций и обычаев. Семья является средоточием всех воспитательных начал алтайцев, выполняет важную роль в приобщении детей к национальной культуре, формировании личности ребенка, его сознания, самосознания, нравственных и других его характеристик. Культ старших и предков в народном воспитании направлен на сохранение в памяти поколений исторического быта, культуры и связан с традицией единства человека с семьей, родом, народом и всем миром.
Социально-исторические основы развития педагогической мысли в Волжской Булгарии уходят своими корнями в глубокую древность, в период язычества (8-9 вв.) Именно в этот период мы наблюдаем первые попытки систематизации знаний, которые становились основой для обучения и воспитания молодого поколения в последующих столетиях. В Булгарии широкую популярность приобрели такие ученые-педагоги, как Махмуд Кашгари, Тадж ад дин ибн Иосыф ал Булгари, Хасан ибн Йосыф ал Булгари, Хаджа Хасан иби Омар, Якуб ибн Ногман ал Булгари. Ими были созданы научные труды по теории обучения, дидактике, медицине, астрономии, истории. Эти труды использовались в учебно-воспитательном процессе в различных учебных заведениях, которые постепенно создавались в Булгарии. Булгары древнетюркского и протоболгарского времени унаследовали древнетюркский монотеизм, поклонение идолу Богу Тенгере и связанное с ним почитание неба, солнца, молнии, а также животных: волков, собак, коня. В 922 г. Булгарское государство приняло ислам. Эта религия являлась новым витком в жизни булгар. Она отличалась от языческой религии своей организованностью и в области воспитания. Сама суть поклонения идолу и проведение в их честь праздников заключалось не только в воспитании религиозности, но и в воспитании уважительного отношения к тем традициям, которые были накоплены народом в процессе его жизнедеятельности. Именно через традиции и обряды дети приучались к коллективизму, необходимости дружно жить в семье, с соседями, с односельчанами. Воспитательное влияние народных магических праздников на молодежь было исключительно. В этих праздниках воспитывались эстетические вкусы, нравственные понятия. В народных праздниках отводилось значительное место физическому развитию (сила, выносливость, дисциплина, смекалка, чувство соревнования). Важным средством в воспитании подрастающего поколения в булгарском обществе было устное народное творчество. В устном творчестве отражались нравственные идеалы народа: трудолюбие, уважение к старшим, вежливость, дружба и товарищество, правдивость, честность. В различных формах народной педагогики есть прямые указания относительно содержания образования, способов и приемов воспитания и обучения. Педагогическая ценность устного народного творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них первоначальных нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству [6]. Воспитать чувство уважения к старшим – это главная задача каждого родителя. «У киргизов, - бытует древний обычай: всякий раз, когда в дом заходит старший, все сидящие за столом встают и предлагают ему место. И этому учат в семьях с малолетства. Всякий раз при встрече со старшим, будь он совершенно незнакомым человеком, младший, по обычаю, поздоровается первым, а если нужно, проявляет заботу, предлагает свои услуги. Особенно велик авторитет учителя. Он самый уважаемый человек среди населения. Ученики безоговорочно подчиняются ему. Пререкания ученика с учителем в киргизских школах - немыслимое явление. Учителя киргизских школ вообще не знают, что такое непослушание. Учитель - самый близкий друг детей и советчик во всех делах» - пишет Т. Ормонов [7]. Характеризуя национальные особенности своего народа, видный киргизский писатель Тугельбай Сыдыкбеков пишет: «Один из древних житейских законов Киргизии гласит: «Заботиться обо всех - дело старших, уважать старших - обязанность младших» [8]. В киргизском народе говорят: «Кто имеет младшего брата, тот имеет счастье». Старший здесь - непререкаемый авторитет, но зато младший - любимец семьи, он окружен заботой всех старших. Важным элементом культуры поведения народ считал вежливость и отзывчивость детей в общении с окружающими. Можно быть холодно вежливым, официально вежливым. На Востоке учили детей быть приветливо вежливыми, почтительно вежливыми. Культура татарского народа, как часть восточной и мусульманской культуры, сильна своим воспитательным влиянием на человека, которое он ощущает с раннего детства и до глубокой старости. Есть такая татарская пословица: «У каждого цветка - свой запах, у каждого народа - свой цвет». Традиции татарской народной педагогики охватывают многие ценностные нравственные качества. Среди них - обращенность во внутренний мир, воздействие на переживания, традиции, обычаи, духовность, уважение к родной земле, своему народу. Одним из значительных качеств народа - это глубочайшее уважение к предкам, старшим, родным и близким. Родной язык - основа развития интеллекта формирования эмоциональной сферы ребенка, становления творческой личности, способной создавать национальные ценности. В татарской народной педагогике приучение ребенка к труду начиналось довольно рано, и старшие в семье обучали младших элементам труда до сих пор, пока не была правильно поставлена рука. Передача навыков ремесла из поколения в поколение, процесс изготовления изделий под руководством взрослых способствовали закреплению положительных эмоций, стремлению совершенствовать мастерство, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве [9].
Семья - это самое главное, что есть у каждого из нас. Именно в семье закладываются нормы поведения, которые каждый несет в общество. По воспитанию человека можно примерно нарисовать портрет его семьи. У каждой нации и народности есть семейные традиции и связанные с этим правовые отношения. В Республике Узбекистан издревле почитают и берегут семейные узы как одно из богатств народа, ибо здоровое общество и сильное государство формируются на основе прочной семьи. Основные принципы узбекской семьи - это святость брака, ответственность родителей за воспитание детей и долг детей перед родителями, взаимное уважение и согласие, защита семейной чести и достоинства. Узбекская семья имеет свои особенности. Жизнь и подвиги узбекских великих предков, не жалевших себя во имя чести и достоинства, сохранила и донесла до нас история. Тумарис самоотверженно боролась с захватчиками, чтобы защитить честь и свободу, прежде всего своей семьи. Алпомыш отправился в далекие калмыцкие степи, чтобы освободить возлюбленную Барчиной. Легендарный полководец Амир Темур превыше всего ценил семейную честь и достоинство [10].
Узбекская народная педагогика обладает исключительно богатым фольклорным материалом: эпические поэмы, разнообразные сказки, песни, пословицы и поговорки, загадки. Все они имеют непреходящее познавательное и воспитательное значение, не утратившее своей актуальности и в настоящее время. Во всех жанрах узбекского устного народного поэтического творчества ребенок и его воспитание занимают большое место. В пословицах и поговорках ярко выражено радостное отношение к родившемуся ребенку, любовь к нему, забота о его будущем: «Дом с детьми - смех, кутерьма, без детей дом, что тюрьма», «Сын и дочь, что твои глаза во лбу», «Ум - с годами, воспитанность - с детства». Идея труда занимает особое место в народной педагогике. Труд - это главное условие воспитательного процесса. Формирование у молодежи трудолюбия связано со становлением умственной зрелости, физического здоровья, нравственных и эстетических начал в человеке. Традиции являются неотъемлемой частью образа жизни и национальной культуры народа Узбекистана, занимают высокое место в системе ценностей и установок. Самые прочные семьи создаются на основе местных обычаев и традиций. Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни. Не можем не отметить интересное народное воспитание коренных жителей республики Хакасия. Народ принадлежит к алтайской языковой семье, тюркской группе, в лингвистической классификации хакасский язык относится к группе тюркских языков. Национальный язык - родное слово - входило в жизнь ребенка с молоком мам, благодаря бабушкам. Старики передают детям любовь к труду, уважение к людям, воспитывают стремление быть честными, гордыми, добропорядочными. Взрослые часто говорили «У каждого родившегося человека есть своя доля в этом мире». С особой заботой народ всегда относился к воспитанию подрастающего поколения. «Дороже ребенка ничего нет». «Первое богатство - дети». В хакасских семьях с грудного возраста воспитание шло в строгости, без ругани, окриков, побоев. Гармоничное сочетание уважение к ребенку с требовательностью к нему. С малых лет ребенок наблюдал за работой взрослых и в непринужденном естественном виде получал трудовые навыки от родителей и старших в семье. Воспитание детей к уважению старшего поколения, каждому человеку и должное отношение к младшим «Старшим место уступай, младшим помощь подавай». Наставляя детей, старейшины и родители не забывали им говорить: «Родители дали тебе жизнь, волю воспитай сам», «Не учись нежностям, учись трудностям», «Взялся за дело, делай хорошо», «Захочешь знать о себе – спроси мнение других людей» [11].
Наставления старших в детстве человек проносит через всю свою жизнь и передает своим детям. Уважительное отношение к своему роду, родовому древу, из поколения в поколение из уст в уста передавались легенды и предания о происхождении своего рода, о лучших людях рода. В хакасских семьях особое внимание обращают на тон по отношению к детям: он сдержан и уважителен. Они не кричат на детей, не одергивают их грубо, если что-то сделано не так, их объяснения просты и доступны. Старшие дети в семье рассудительны, немногословны, хорошие примеры для подражания. Семья имеет воздействие на человека на протяжении всей жизни. От семьи исходит нравственная атмосфера, которой регулируется общение, поведение, отношения членов семьи. Моральная ценность семьи складывается из этических традиционных ценностей. Особую роль играют родители в развитии взаимного уважения и положительного отношения детей к образованию. Н.Ф.Катанов говорил: «Начинайте изучать свой край со своего гнезда…» [12].
Тюркский народ богат не только своей многовековой историей, но и традициями, народной педагогикой. Почитание старших, трудолюбие, нравственные качества, любовь – главное чему учит нас тюркский народ. Изучая этнопедагогику любого народа, мы узнаем не только быт и становление культуры, но и этапы развития педагогической мысли и просвещения еще с древних времен. Каждый народ, пройдя многовековой опыт, передает нам богатое наследие, которое и по сей день помогает нам воспитывать будущее поколение. В мире все люди едины, и когда мы сталкиваемся с иной культурой, наше мировоззрение меняется в отношении другого представителя. Мы понимаем, что как бы мы не были различны, у нас одна цель в жизни, это воспитание будущего поколения с чувством равенства и уважения друг к другу.
- Измайлов А. Народная педагогика: педагогические воззрения народов СреднейАзиии Казахстана. – М., Педагогика, 1991.
- Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата. 1973.
- Калиев С.К. Народная педагогика в казахском фольклоре. 1987.
- Ормонов Т. Педагогика возрождения древних киргизов (по эпосу «Манас») Автореф. дисс. канд. пед. наук Казань, 1972.
- Сыдыкбеков Т. Люди наших дней. - М., 1957.
- Бутанаев В.Я. Культура и быт хакасов. Абакан. 1986.
- Медведева Т.Н. Отношение между родителями и детьми у хакасов по нормам обычного семейного права. Хакасия в ХХ веке: язык, история, культура: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 28 сентября 2007 г. г. Абакан /под редакцией Л.В. Анжигановой. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2007