Закаева Г.З., Искакова А.Т. Инклюзивное образование: казахстанские подходы

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Версія від 19:46, 18 жовтня 2015; Grineva olga (Обговореннявнесок)
(різн.) ← Попередня версія • Поточна версія (різн.) • Новіша версія → (різн.)
Перейти до: навігація, пошук

Закаева Гульбадан - магистр дошкольного обучения и воспитания КазГосЖенПУ, директор ООФ «Школа для Всех»

Искакова Айгуль Толеутаевна - заместитель руководителя аппарата КазНПУ имени Абая, доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин Института магистратуры и докторантуры PhD

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КАЗАХСТАНСКИЕ ПОДХОДЫ

Резюме: В статье изложены основные подходы к инклюзивному образованию в Казахстане в контексте государственных нормативно-правовых документов. <p align=justify>В настоящее время приоритетным стратегическим направлением развития системы образования в Республике Казахстан (РК) является создание условий для получения детьми с ограниченными возможностями качественного образования.

В 2002 году впервые на постсоветском пространстве был введен в действие Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-пе¬дагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможно¬стями»[1], в котором закреплен принципиально новый – инклюзивный - подход к защите прав детей этой категории, отражающий иной взгляд не только на специальное образование, но и на их место в обществе.

Концепция инклюзивного образования строится на убеждении, что все дети должны посещать одинаковые школы, независимо от их культурного и социального уровня и от их способностей и возможностей, и признании того, что все дети являются индивидуумами с различными потребностями в обучении. В имеющихся на сегодняшний день нормативно-методических документах четко определено, что организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями в развитии предполагает возможность их обучения в любых общеобразовательных организациях, расположенных по месту проживания ребенка, и в которых детям будет оказываться необходимая коррекционная помощь. Такое обучение не отрывает детей от семьи и дома и обеспечивает им постоянное общение с родными и близкими, с друзьями, со здоровыми сверстниками, что способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество. Вместе взрослея, дети учатся принимать собственные особенности и учитывать особенности других людей. В социально-философском смысле инклюзивное образование предполагает форму совместного бытия обычных детей и детей с ограниченными возможностями, которую поддерживает и развивает общество и система институтов образования. В этом контексте инклюзивное образование рассматривается как право выбора каждым учащимся места, способа и языка обучения, обеспечение в образовательной организации необходимых для успешного обучения и развития детей с ограниченными возможностями условий и полное включение их в образовательный процесс общеобразовательной организац ии .Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, оно обладает способностью обеспечивать равноправие всем обучающимся и стимулировать их участие во всех делах коллектива и общества. Основная идея инклюзивного образования подразумевает, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка. Это означает, что всем педагогам и родителям необходимо с пониманием относиться к тому, что инклюзивное образование - это не только открытая дверь в общеобразовательную школу или детский сад, но это еще и ответственность за результат образования. Его качество напрямую зависит от того, насколько предоставляемые образовательные услуги соответствуют образовательным потребностям детей с ограниченными возможностями развития. Поскольку инклюзивное образование предполагает, что ребенок с ограниченными возможностями овладевает знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нормально развивающиеся дети, такой подход возможен лишь относительно детей, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему.

Р.А.Сулейменова, генеральный директор ТОО «Центр «САТР», главный эксперт ННПЦ КП предложила рассматривать инклюзивное образование как « … политику государства, направленную на устранение барьеров, которые разъединяют детей, на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс и их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую, религиозную принадлежность, отставание в развитии или экономический статус, путем активного участия семьи, коррекционно-педагогической и социальной адресной поддержки персональных нужд ребенка и адаптации не ребенка, а среды к индивидуальным особенностям и образовательным потребностям детей, т.е. путем создания адекватных образовательных условий[2].

Существует несколько иное трактование данного термина. Например, инклюзивное образование или интегрированное обучение – это процесс обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах. Инклюзивное образование может рассматриваться как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех людей, в плане приспособления к их разнообразным нуждам. В этом случае предоставляется возможность каждому быть вовлеченным в общий процесс обучения, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности, что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что повышает их шансы и возможности для лучшей жизни[3].

В современном мире проблемы детей с ограниченными возможностями являются проблемой не только самих детей и их родителей, но всего общества и государства. В настоящее время приоритетным стратегическим направлением развития системы образования в РК является создание условий для получения детьми и взрослыми с ограниченными возможностями качественного образования. Казахстан является единственной страной в Центральной Азии, которая включила инклюзивное образование в Закон «Об образовании» (2007).

Государственной Программой развития образования на 2011-2020 годы в РК запланировано «обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям» [4]. Индикатор реализации этой цели: доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, к 2020 году должна составлять 70% от общего числа. Программой так же предусмотрен такой целевой индикатор, как внедрение механизма подушевого финансирования, что обеспечивает переход на новые экономические условия функционирования образовательных организации в инклюзивном режиме. Таким образом, государство предоставляет возможность выйти на системные изменения в построении образовательной среды для детей и взрослых с ограниченными возможностями; беспрепятственно проектировать и создавать такой структурный компонент системы специального образования как интегрированное обучение, тем самым обеспечивая институализацию инклюзивного подхода в образовании.

В Послании Президента Республики Казахстан (2014) «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» отмечено, что надо усилить внимание гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной[5].

В связи с этим в Казахстане серьезное внимание уделяется созданию безбарьерной среды в инфраструктуре населенных пунктов и в образовательном пространстве. Так, в рамках Государственной программы развития образования на 2011–2020 годы. К 2020 году в школах будут созданы «безбарьерные зоны» для детей-инвалидов путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащения поручнями, специальными партами, столами и др. специальными компенсаторными средствами. Дети-инвалиды, обучающиеся на дому, будут обеспечены комплектом компьютерной техники и компьютерного обеспечения с учетом индивидуальных возможностей и потребностей.

Таким образом, отмечаем, что в настоящее время в Казахстане сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей и взрослых с ограниченными возможностями в социум, получение ими качественного образования; преодолеваются проявления интолерантности к ним со стороны тех, кто подобных ограничений не имеет. Принципы инклюзивного обучения излагаются уже не только в научных исследованиях, но и в выступлениях политиков, нормативно-правовых документах, образовательных программах педагогических высших учебных заведениях (вуз), практических руководствах для специалистов, СМИ, и главное – поддерживаются государством.

Используемая литература:
  • Республики Казахстан «О социальной и медико-пе¬дагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможно¬стями»
  • Сулейменова P.A. Социальная коррекционно-педагогическая

поддержка как путь интеграции детей с ограниченными возможностями // Сб.Мат. Респ. Семинара «Проблемы включения детей со специальными образовательными потребностями в общеобразовательный процесс». – Алматы: Раритет, 2002. – С. 16.

  • Искакова А.Т., Мовкебаева З.А., А.Т., Закаева Г. И др. Основы

образования: Учебное пособие. – Алматы, 2013.

  • Государственная программа развития образования в РК на 2011-

2020г.г. Указ Президента РК от 7 декабря 2010 года № 1118.4

  • В Послании Президента Республики Казахстан (2014) «Казахстанский

путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»,- , 2014.



Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама