Агеева Л.Е. Этнокультурная компетентность будущих педагогов как фактор развития личности

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Версія від 12:10, 26 липня 2015; Snak (Обговореннявнесок)
(різн.) ← Попередня версія • Поточна версія (різн.) • Новіша версія → (різн.)
Перейти до: навігація, пошук

Агеева Л.Е. - кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор Казахского Государственного Женского Педагогического Университета, Казахстан, г.Алматы.

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Анотація. В умовах поліетнічного середовища, у вищих навчальних закладах, необхідно формувати етнокультурну компетентність майбутніх педагогів. Саме такий фахівець грає важливу роль у сучасній школі, коли виникає небезпека дискримінації за національною ознакою.

Ключові слова. Толерантність, етнокультурна компетентність, етнокультурна освіта, дослідницька діяльність, проектна діяльність.

Аннотация.В условиях полиэтнической среды,в высших учебных заведениях, необходимо формировать этнокультурную компетентность будущих педагогов. Именно такой специалист играет важную роль в современной школе, когда возрастает опасность дискриминации по национальному признаку.

Ключевые слова. Толерантность, этнокультурная компетентность,этнокультурное образование, исследовательская деятельность, проектная деятельность.

Abstract.In condition of a multi-ethnic environment its necessary toform ethno-cultural competence of higher education institutions future teachers. Just this specialist plays an important role in the modern school, when the risk of discrimination based on nationality increases.

Key words. Tolerance, ethno-cultural competence, ethno-cultural education, research activities, project activity.

За годы независимости Республики Казахстан сложилась система образования, во многом отвечающая мировым стандартам. Государству нужны критически мыслящие люди, с активной жизненной позицией, умеющие цивилизованным способом отстоять свою точку зрения и если необходимо принять чужую, пересмотрев свою.Задачей высшего учебного заведения становится подготовка будущего педагога, гражданина принадлежащего и к определенной культуре своего этноса и к культуре этносов не только страны, но и мира. Процесс формирования толерантной личности в полиэтнической образовательной среде рассматривается рядом ученых (В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др.) [1]. В этой связи необходимо раскрыть понятие «этнокультурная компетентность».«Этнокультурная компетентность – это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [2, c.35]. «Этнокультурная компетентность – это степень проявления человеком знаний, навыков и умений, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия»[3, c.21]. Общими принципами деятельности учреждений образования по развитию системы этнокультурного образования в Республики Казахстан являются:

  • открытость национальной системы образования, построенной на диалоге культур;
  • учет специфических для Казахстана процессов меж- и внутриэтнической интеграции, этнокультурных особенностей каждого народа и этнических групп;
  • воспитание уважения и интереса к национальным ценностям и особенностям Казахстана, языку, образу жизни, традициям, вере, национальной культуре;
  • формирование умения адаптироваться к поликультурной и полиэтнической среде[4, c.3].

Этнокультурное образование в сфере подготовки педагогических кадров, играет огромную роль. Педагог является носителем культуры общества, поэтому он должен быть этнокультурной личностью, личностнымикачествами которой будут: тактичность, терпимость, открытость, доброжелательность, отзывчивость. Такой человек должен осознавать себя представителем одновременно нескольких культурных групп. Совершенствование образования Республики Казахстан предусматривает включение в учебные планы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у студентов интереса и уважения к культурам народов страны, достижение понимания общего и специфического в этих культурах, воспитание развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различных точек зрения на события и явления. К задачам этнокультурного образования будущих педагогов относятся:

  • формирование представлений о культуре и культурном многообразии страны;
  • приобщение к культурным ценностям народов, проживающих в Казахстане, формирование позитивных ценностей ориентаций к казахстанской культуре;
  • формирование позитивного отношения к культурным различиям, преодоление негативных этно-социальных стереотипов;
  • развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями разных культур;
  • формирование культуры межнационального общения;
  • формирование этнокультурной компетентности в области профессиональной деятельности [4, c.4].

Содержание поликультурного образования в РК многоаспектно и отличается высокой степенью междисциплинарности, что позволяет рассматривать проблемы этнокультурного образования в составе учебных дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, художественно-эстетического циклов и специальных курсах по истории и культуре отдельных народов, различных учебно-воспитательных мероприятий. В университетах Республики Казахстан неотъемлемой частью является этнокультурное образование будущих педагогов. В частности в Казахском государственном женском педагогическом университете, который отметил в 2014 году своё 70-летие, уделяется внимание формированию у студентов социально-значимых и профессионально важных качеств: открытость личности миру культуры и готовность воспринимать, осознавать и воссоздать его профессиональную направленность, социально значимую и сознательно оправданную активность. Важно формирование у бакалавров теоретических знаний и системы представлений об этнокультуре и создание условий для применения этих знаний в практической деятельности непосредственно в процессе обучения и воспитания детей. Для достижения цели и эффективности решения данных задач необходим комплекс условий:

  • использование традиций и позитивного опыта других вузов стран ближнего и дальнего зарубежья;
  • изучение ценностных ориентаций студентов;
  • создание организационной структуры, координирующей внеучебную деятельность;
  • использование воспитательного потенциала учебных предметов для расширения культурного кругозора студентов, их творческой социальной активности.

В связи с этим в содержании таких учебных курсов как «Этнопедагогика», «Самопознание», «Современная казахская леди», «Технология воспитательной работы», «Современные педагогические технологии», «Теория и технология художественного труда», «Декоративно-прикладное искусство народов Казахстана», «Педагогическое мастерство» и др. по специальностям 5В010100 – дошкольное обучение и воспитание, 5В010200 – педагогика и методика начального обучения упор делается на вопросы духовного совершенствования будущего педагога. В целях реализации современной образовательной политики Казахстана, обеспечение высокого качества профессиональной подготовки педагогов в КазГосЖенПУ внедрены новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Для формирования этнокультурной компетентности большую роль играет учебный процесс в виде лекционных и практических занятий, самостоятельной работы обучающихся, исследовательской и проектной деятельности студентов. Интерес к этому процессу возник уже давно, устоявшаяся традиционная система в учебно-воспитательном процессе не давала возможности расширять границы учебного процесса. Новое время ставит перед учительством новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. На протяжении многих лет педагоги реализуют нетрадиционные формы обучения и воспитания. Одним из вариантов решения данной проблемы является организация исследовательская деятельности. Рядом исследователей М.А Данилов, Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, М.М. Поташник, Г.И.Щукина и другие указывают, что показателем определения степени развития исследовательской деятельности у педагогов является постепенное изменение их учебной работы; Т.П.Сальникова раскрывает функцииисследователя; С.Н.Николаевараскрывает исследовательскую деятельность в области экологического образования[5,6]. Принципиальное значение для выявления сущности и содержания этнокультурного образования в Республике Казахстан имеют труды исследователей в области этнокультурного образования Ж.К.Наурызбай, С.А.Узакбаевой, К.Ж.Кожахметовой,Ж.Хасановой, М.Е.Ержанова, С.С. Кулмагамбетовой (развитие проектных технологий этнокультурного образования студентов в вузах Казахстана) и других[7]. Ученые отмечают, что педагогическая исследовательская деятельность является непременным условием осуществления регулятивной функции педагогики. В процессе исследовательской работы, через выполнения проектов, у студентов формируется представление будущей деятельности, умения ставить цель и выдвигать гипотезу, навыки моделирования и проектирования, определение средств и достижения цели. Особую роль играет коллективное выполнение проекта, благодаря которому студент не только овладевает технологией проектной деятельности, но и совершенствуются коммуникативные способности, развиваются дружеские взаимоотношения, ответственность, способность к объективной самооценке.Коллективная деятельность может быть организована в рамках определённого учебного курса, а может носить интегрированный характер, т.е. охватывать комплекс проблем, изучаемых в целом ряде дисциплин. Широкое внедрение в учебный процесс университета по специальностям 5В010100 – дошкольное обучение и воспитание, 5В010200 –педагогика и методика начального обучения получили следующие виды проектов: исследовательский, ознакомительно-ориентировочный, творческий, поисковый, практико-ориентированный, межпредметный. Реализация проектной деятельности на практике ведёт к изменению позиции будущего учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности. Необходимо осуществлять переориентацию студентов на разнообразные виды самостоятельной деятельности на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. При формировании этнокультурной компетентности будущих педагогов наиболее целесообразно организовывать практико-ориентированного проекта. По-нашему мнению, уровень сформированности этнокультурной компетентности будет отражен в понимании и знании студентами необходимости изучения культур многочисленных этносов страны; в знании культуры своего этноса; в умении осуществлять воспитание толерантности в образовательной поликультурной среде.Для этого необходимо вовлекать студентов в разнообразные формы проектно-поисковой работы (индивидуальную, групповую); интеграция учебных курсов (разделов, тем); взаимодействие с культурными центрами этносов РК; использование современных педагогический и IT технологий. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагоговэто неотъемлемая часть профессионального становления специалиста в области образования. В условиях поликультурного пространства страны необходимо реализовывать эффективные технологии в условиях повседневного многонационального общения через исследовательскую деятельность студентов.


Список использованной литературы
  • Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие /В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 240 с.
  • Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности //Педагогика. – 2005. – № 3. – С. 35–42.
  • Алипханова Ф.Н Этнокультурная компетентность как компонент профессиональной готовности педагога // «Известия ДГПУ». Психолого-педагогические науки . – 2009. № 3. – С. 21-25.
  • Этнокультурная компетентность будущих педагогов: Уч.пособие./Т.А.Левченко, Л.Е.Агеева, Е.Н.Агранович. – Алматы: Изд-во «Кыздарун-ти», 2013. – 232 с.
  • Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. М.: Изд-во СамГПИ, 2005. с.- 205
  • Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность. Сластенин В.А., Подымова Л.С. М.: ИЧП "Изд-во Магистр", 2006. - 306 с.
  • www.dissercat.com


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама