Мельник И.С. Особенности использования инновационных технологий в развитии самооценки дошкольников

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Версія від 19:24, 27 серпня 2013; Grineva olga (Обговореннявнесок)
(різн.) ← Попередня версія • Поточна версія (різн.) • Новіша версія → (різн.)
Перейти до: навігація, пошук

Мельник И.С. - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченко

   Одной из актуальных в контексте гармоничного развития подрастающей личности является проблема формирования правильной самооценки ребенка дошкольного возраста, которая является основой для развития других жизненно важных качеств личности, таких как самостоятельность, инициативность, настойчивость, умение отстаивать свою позицию и т.д. Довольно часто, понаблюдав за детьми школьного возраста, можно заметить имеющиеся у них проблемы личностного характера, связанные с неадекватной самооценкой, комплексы неполноценности, эгоистические тенденции. Обычно такие явления берут свои корни именно в дошкольном возрасте, когда незаметно для взрослых ребенок начинает проявлять тревожность, робость, нерешительность или, наоборот, чрезмерную самоуверенность, умиление собой. Подобные проблемы в развитии детей существовали во все времена, однако, на современном этапе, когда социальная среда переполнена информацией о культивировании в сознании человека с ранних лет тех или иных ценностей и качеств личности, далеко не всегда высокоморальных, они значительно обострились. Поэтому закономерно, что педагогов тревожит поиск ответов на важные вопросы: как не допустить ошибок в воспитании самоценной личности ребенка и какие формы взаимодействия с ребенком предпочесть?

   Недавние авторские экспериментальные исследования выявили, что 62% обследованных детей старшего дошкольного возраста (исследование проводилось в нескольких группах детей детских садов г. Чернигова) имеют завышенный уровень общей самооценки. И хотя некоторое завышение самооценки является природной особенностью детей данного возраста, однако интересным оказался тот факт, что в конкретной деятельности эти дети демонстрировали более адекватную самооценку [2]. Это значит, что старшие дошкольники могут и должны объективнее оценивать себя, только нужно им в этом помочь. И сделать это можно, научив их правильно воспринимать себя, свои успехи и неудачи в конкретных детских видах деятельности.

   Поскольку традиционные методы воспитания детей в детском саду не всегда дают возможность в полной мере решить эту проблему, то целесообразно применять специальные дополнительные образовательные программы. На данном этапе в практике развития дошкольного образования активно применяются различные инновации. Это и совершенно новые, до сих пор не известные, и существовавшие ранее, но обновленные в связи с изменением условий и задач современной ситуации жизни. Однако следует отметить, что в рамках развивающих программ инновацию можно считать целесообразной, если приоритетной, ключевой идеей в ней есть развитие ребенка. Все другие мотивы, такие как социальный заказ, требования школы, традиции семьи и общества, догмы педагогики, веяния моды и т.д., играют второстепенную роль.

   Достаточно эффективной в этом ключе может быть инновационная технология психолого-педагогического проектирования взаимодействия взрослого с ребенком, которая была разработана в течение многолетней работы сотрудниками лаборатории психологии дошкольника Института психологии имени Г.С. Костюка (автор Т.О.Пироженко). Эта технология относится к разряду личностно-ориентированных, то есть ставит в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных и безопасных условий его развития, реализацию природных потенциалов личности. Ее принцип состоит в том, что образовательная среда организуется не в виде традиционных занятий, а в виде создания детьми и воспитателями совместных творческих проектов, которые имеют конкретный общий замысел и обязательно заканчиваются их реализацией. Коллективная работа детей и воспитателя на всех этапах реализации проекта (особенно на творческом этапе, когда дети непосредственно используют полученные знания и навыки в творческом взаимодействии друг с другом и с педагогом) является мощным средством оптимизации взаимоотношений детей друг с другом и, как следствие, формирование их адекватной самооценки. При этом обязательно учитываются детские интересы - педагог обращается к их опыту, знаниям и желаниям: с дошкольниками обсуждается, чем интересным они хотели бы заниматься в следующем месяце (неделе), какими материалами нужно пополнить игровые зоны, чего хотели бы научиться. Это позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности, испытать свои решения проблем, экспериментировать, отстаивать свое мнение, постоянно ощущая участие взрослого, его поддержку и уважение.

   Воспитатель, включаясь в деятельность, действует как равный партнер, изнутри этой деятельности дает свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует различные способы действий, решает возникшие проблемы «вместе» с детьми без жесткого оценивания, направляет их развитие. Воспитатель здесь - живой образец организации целенаправленной деятельности: не инструктирует, не контролирует детей, но обсуждает планы, анализирует образцы, комментирует шаги своей работы и не оказывает преграды обсуждению детьми своей работы, обмену мнениями и взаимопомощи. Иногда воспитатель берет инициативу на себя, вызывает активность детей, зазывая их к деятельности, которой интересуется сам. Успешность деятельности зависит от позиции воспитателя при создании круга проблем (выслушивает все предложения без оценки) и при планировании деятельности (опирается на прошлый опыт, использует при подготовке специальную детскую и методическую литературу, учитывает, найдет ли (и где?) продолжение эта деятельность в дальнейшем) [4, 5].

   Для прицельного развития адекватной самооценки дошкольников мы предлагаем использовать несколько измененный и наполненный другими формами работы вариант данной инновации. При его разработке мы опирались: 1) на наличие у каждого ребенка-дошкольника естественной потребности в творчестве, что проявляется в особой чувствительности к образным впечатлениям, непреодолимом любопытстве ко всему окружающему, богатом воображении во всех видах детской активности; 2) на естественную активизацию в старшем дошкольном возрасте процесса включения детей в совместную деятельность со сверстниками. Активизируя и поддерживая потребность ребенка в совместном творчестве можно косвенно повлиять и на его самооценку. При этом происходит природное «самодвижение ребенка» [1]. Заметим, что такая работа доказала свою эффективность в наших экспериментальных исследованиях [2]. Попробуем раскрыть суть этой работы более полно.

   Реализация каждого проекта в психолого-педагогическом проектировании взаимодействия взрослого с ребенком всегда предполагает выполнение ряда этапов, на каждом из которых в процессе совместной творческой деятельности дети решают определенные задачи. Так, на первом этапе (мотивационном) дети имеют возможность создать план своей будущей деятельности в соответствии с данной темой. Создание «древа целей» помогает детям осознать общую цель совместной деятельности, пути воплощения замысла, увидеть конечный результат, распределить обязанности каждого участника совместной деятельности и определить правила ролевого поведения при выполнении будущей совместной деятельности. Именно на этом этапе дети могут научиться свободно выражать свои мнения относительно совместных действий и выслушать партнера по деятельности, а также активно включиться в процесс взаимодействия, заинтересоваться сотрудничеством и установить эмоциональные контакты друг с другом. Этот этап достаточно важен, поскольку настраивает детей на совместную творческую работу.

   Формы работы, которые можно использовать на данном этапе: сюрпризные моменты (что-то, что может заинтересовать детей к дальнейшей работе: пришло письмо в группу, воспитатель что-то увидел по дороге в детский сад, в гости к группе пришел сказочный герой и т.д.), интерактивные формы работы (например, упражнения «Микрофон», «Проблема по кругу», при выполнении которых дети свободно выражают свои мысли по очереди), стимулирующие вопросы взрослого с фиксацией ответов детей на «древе целей» и др. У детей благодаря такой работе развивается положительное эмоциональное отношение к сверстникам, умения направлять эмоции в сторону положительного настроя на процесс совместной деятельности со сверстниками, спокойно воспринимать и оценивать мысль сверстника, обосновывая свое согласие или несогласие с ним, что является основой для развития в будущем конструктивного оценивания самого себя.

   На втором, третьем и четвертом этапах (информационный, репродуктивный и обобщающий этапы психолого-педагогического проектирования) дошкольники имеют возможность получить новые знания, развить навыки новых эффективных форм взаимодействия и общения со сверстниками, а также обобщить полученные знания, умения и навыки и успешно использовать их на практике. Кроме того, на данных этапах проектирования есть исключительная возможность подключить к совместной работе родителей и воспитателей (домашние задания, получения советов воспитателей по отдельным форм совместной деятельности). Следует также добавить, что на обобщающем этапе можно проанализировать деятельность детей и увидеть результаты своей работы.

   Рекомендуемые формы работы на данных этапах: этические беседы при предоставлении детям новой информации (они стимулируют развитие эмпатии, умения различать положительное и отрицательное в поведении), работа детей в парах, подвижные игры, где дети должны поддерживать друг друга (например, игра «Слепой и поводырь»), викторины, психологические этюды, где детьми разыгрываются различные ситуации. Так, полезными для развития детской самооценки являются такие этюды как: «Посещение больного друга», «Разговор на прогулке», «Зеркало», «Добрые и злые слова» и др., то есть такие упражнения, при выполнении которых дети учатся предлагать, объяснять, выслушивать, согласовывать, убеждать, адекватно оценивать свои действия и действия других детей в различных ситуациях.

   Пятый этап (творческий) предполагает раскрытие творческой активности, креативных идей каждого ребенка во время совместного творчества со сверстниками. Возможные формы работы: создание совместного коллажа, макета на выбранную тематику для друга, общей открытки, театрализованный показ сказки на новый лад для гостей, изготовление «ящика доброты» и т.д. Во время совместного создания взрослому следует ненавязчиво побуждать детей к выражению слов поддержки друг другу, благодарности, просьбы о помощи. Такая работа помогает детям поверить в свои силы и возможности, повысить самооценку, проявить инициативу, творческие способности в реальной практике совместной творческой работы, использовать правильные способы общения и выполнения совместных действий с партнерами по деятельности, проявлять положительное эмоционально-оценочное отношение к ним.

   На последнем (рефлексивно-оценочном) этапе дети могут увидеть результат совместной деятельности, оценить его, установить свой собственный вклад в его достижения, проявить эмоциональную удовлетворенность результатом деятельности. Кроме того, на этом этапе есть возможность увидеть изменения в самооценке каждого ребенка и соответственно этому планировать следующий проект. Основной формой работы может быть «Путешествие во вчерашний день», когда дети вспоминают, что они успели сделать, что получилось, а что нет, оценить достижения друг друга, выразить благодарность за сотрудничество и др.

   Вся перечисленная выше работа сама по себе незаметно способствует позитивным изменениям в развитии всей детской личности в целом и в развитии самооценки в частности. Однако следует отметить, что наряду с групповыми формами необходимо индивидуально дифференцировать работу с детьми в зависимости от имеющегося в данный момент уровня развития их самооценки.

   Таким образом, положительные тенденции в развитии самооценки ребенка-дошкольника обязательно состоятся, если организовать образовательную среду на основе совместной партнерской деятельности, поддерживая при этом естественную потребность малыша в творчестве и социальной активности. В условиях такого взаимодействия ребенок активно действует, усваивает новые формы общения, направленные на взаимодействие со сверстниками (развитие умений предлагать, объяснять, выслушивать, согласовывать, убеждать), учится адекватно оценивать свои успехи и неудачи в конкретной деятельности, в свою очередь, влияет на развитие более адекватного отношения к своей личности в целом.

ЛИТЕРАТУРА
  • 1. Костюк Г. С. Избранные психологические труды / Костюк Г. С. – М.: Педагогика, 1988. – 304с.
  • 2. Мельник І.С. Особливості впливу взаємин з дорослими і однолітками на самооцінку старшого дошкільника: дис. … к. психол. наук. 19.00.07./ Мельник І.С. – К.: 2009. – 198с.
  • 3. Психолого-педагогічна взаємодія в дошкільному навчальному закладі як умова розвитку самооцінки дитини // Личность в едином образовательном пространстве: сборник научных статей І Международного образовательного форума (г. Запорожье, 5-7 мая 2010 года) / под науч. ред. проф. К. Л. Крутий. – Ч.2. - Запорожье: ООО «ЛИПС» ЛТД, 2010. - С. 125-129.
  • 4. Піроженко Т. О. Особистість дошкільника: надії та перспективи розвитку: науково-методичний посібник / [Т. О. Піроженко, С. О. Ладивір, Л. І. Тищук та ін.] – Житомир: 2003. – Ч. 1, 2, 3. – 176с.
  • 5. Піроженко Т. О. Психічний розвиток дитини дошкільного віку: досвід роботи сучасного дошкільного навчального закладу / Піроженко Т. О. – Запоріжжя: 2003. – 168с.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама