Агранович Е.Н. Развитие речи как фактор формирования поликультурной компетентности учащихся начальной школы

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

Агранович Е.Н. - магистр педагогики, ст. преподаватель кафедры дошкольного и начального образования, Казахский национальный педагогический университет им. Абая

РАЗВИТИЕ РЕЧИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

   Аннотация В условиях суверенного Казахстана уроки родного языка должны способствовать формированию поликультурной компетентности личности, способной к активной трудовой и умственной деятельности в условиях билингвизма в различных областях общественной жизни. Начальное языковое образование должно способствовать становлению личности, социально активной, разносторонне развитой, самостоятельно мыслящей, владеющей всеми видами речевой деятельности.

   Ключевые слова: поликультурность, поликультурная компетентность, родной язык, развитие речи, учащийся начальной школы.

   Summary In the conditions of sovereign Kazakhstan the lessons of the mother tongue must assist forming of multicultural competence of personality apt at active labour and mental activity in the conditions of bilingualism in the different spheres of public life. Primary language education must assist becoming of personality, socially active, scalene developed, independently intellectual, owning all types of speech activity.

   Key words: polylevel of culture, polycultural competence, native language, development of the speech, pupil of elementary school.

   Глава государства Н.Назарбаев в своей книге «Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации» обращает внимание то, что «...Казахстан уникален и силен своей многонациональностью. На его земле сформировалось уникальное поликультурное пространство, в котором ведущими являются два потока. Один отражает возрождение казахской культуры и ее составных элементов, языка. Идет объективный процесс восстановления утраченного. Другой поток - русскоязычная культура, основой которой являются исконные традиции русского народа и все то, что они впитали в ходе многовекового развития.

   Признание самостоятельно существующих культурных потоков не отрицает их взаимодополняемости и взаимообогащаемости, что не означает ассимиляции. Поликультурность Казахстана - это прогрессивный фактор развития общества. Евразийские корни народов Казахстана позволяют соединить восточные, азиатские, западные, европейские потоки и создать уникальный казахстанский вариант развития поликультурности» [1].

   Поэтому, в процессе обучения детей необходимо формировать поликультурную компетенцию личности, которая предполагает развитие способности при контактах с другой культурой понять образ жизни и ценности её представителей, по-иному подойти к своим ценностям и отказаться от существующих стереотипов и предубеждений.

   В современной школе одной из важных задач является приобщение подрастающего поколения к универсальным, глобальным ценностям, формирование у детей и подростков умение общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве. На территории нашей республики проживают представители десятков национальностей: казахи, татары, русский, украинцы, немцы, ингуши, поляки и т.д. Многие представители этих национальностей владеют родным языком, русским, одним из иностранных языков и в какой-то мере могут изъясняться на иностранном языке [2].

   Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В ран¬нем детстве у него возникает потребность в общении, которую он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется, разнообразится.

   Речь является одним из видов деятельности человека, реализует мышление на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздей¬ствия на других людей.

   В связи с этим, перед начальной школой выдвинута задача совершенствования процесса обучения в направлении его большего влияния на развитие речи учащихся. В работе над развитием речи младших школьников большие возможности предоставляет обучение родному языку.

   Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей национального языка. Это культурное наследие, запечатленное в фольклоре и произведениях мастеров слова, имеющее устные и письменные языковые традиции, разные формы существования (национальный литературный язык, диалекты, разговорный язык).

   В Госстандарте начального общего образования также отмечена нерасторжимая связь языка и общества. Известно, что по мере обогащения сознания развиваются и усложняются формы и виды общения, а, следовательно, развивается и усложняется язык. Специфика языка заключается в том, что, с одной стороны, он выступает как предмет научного изучения на уроках родного языка, с другой – как средство познания мира, с третьей – как средство общения людей. Это говорит об огромном значении родного языка как учебной дисциплины в начальной школе [3].

   Поэтому в условиях суверенного Казахстана уроки родного языка должны способствовать формированию поликультурной компетентности личности, способной к активной трудовой и умственной деятельности в условиях билингвизма в различных областях общественной жизни. Начальное языковое образование должно способствовать становлению личности, социально активной, разносторонне развитой, самостоятельно мыслящей, владеющей всеми видами речевой деятельности - говорением, слушанием, письмом, чтением.

   Проблема развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка. Различные аспекты развития речи рассматривались в трудах многих выдающихся отечественных и зарубежных ученных. Среди них особое место занимает К. Д. Ушинский - основоположник методики первоначального обучения детей родному языку. Идеи Ушинского нашли свое отражение в работах Водовозовой Е. Н., Симонович А. С., Тихеевой Е. И. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Крупская Н. К., Флерина Е. А. и многие другие. Представлении о закономерностях речевого развития младших школьников, сформулированных в трудах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Н.И.Жинкина, А.А.Леонтьева, М.Р.Львова, Н.И.Политовой, М.С.Соловейчик, В.И.Капинос, Т.А.Ладыженской и др. Вопросы, касающиеся обучения родному языку, в том числе и развитию речи, а также значимость изучения иностранных языков широко раскрыты в трудах видных ученых Казахстана: Абая Кунанбаева, Ибрая Алтынсарина, Ахмета Байтурсынова. Современные отечественные педагоги и психологи: Г.Бегалиева, С.Рахметова, Н.Телепнева, Т.М.Абдыкаримова и многие другие также не оставляют данную проблему без внимания.

   Так, например, Лаврентьева Э.В., опираясь на многолетний опыт работы в школе, выделяет следующие пути развития речи школьников:

   * Первое, что нужно каждому ученику - желание и потребность владеть культурой речи, речевым этикетом. Уроки развития речи и риторики под чутким руководством умелого педагога вполне способствуют хорошей, свободной речи. Тем же целям служат школьные и детские библиотеки. Учитель должен прививать детям любовь и интерес к чтению, умело направлять читательские интересы детей в нужное русло, учить любить книгу и сам процесс чтения. Это особенно важно именно сейчас, когда дети большое количество свободного времени проводят у экранов телевизора или при работе с компьютером.

   * Хорошее знание школьных учебников, выполнение многочисленных заданий, чтение книг, живое общение с высококультурными носителями языкового мастерства и традиций.

   * Накопление справочной литературы и работа с ней. (Учебники и пособия по культуре речи, по риторике, по теории и истории литературной нормы, особенно словари: толковые, орфографические, фразеологические, орфоэпические, словари трудностей русского языка, синонимические, энциклопедические, историко-этимологические и др. Очень важно, чтобы словари были в семейных библиотеках учеников и учителя).

   * Возможна организация в школах методических объединений узкой направленности, секций учителей-словесников, включая учителей начальных классов, которые будут планировать, осуществлять контроль, направлять работу по формированию культуры речи учащихся, исходя из целей и задач методической работы данного образовательного учреждения.

   * Можно возобновить (как было в старые добрые времена) или начать выпуск школьных газет и журналов с материалами по культуре речи, создать тематический общешкольный уголок, организовать кружки культуры речи и литературного творчества, журналистики; в планы воспитательной работы обязательно включать проведение утренников, вечеров, конференций, конкурсов, олимпиад (по культуре речи).

   Такие меры значительно помогли бы развитию речи детей, снятию страха перед самостоятельным высказыванием, способствовали бы привитию навыка анализировать свои поступки и происходящие события. Дети узнавали бы себя как партнёра по общению, открывали бы в себе самые разнообразные стороны личности (те, что помогают установить контакт с окружающими и те, которые мешают это сделать).

   * Очень полезно было бы ввести в структуру каждого урока пятиминутку грамотности и культуры речи. Культуру речи, любовь к родному языку не воспитаешь лозунгами «Надо любить и беречь!». Положительное отношение к русскому языку, к литературе – это положительное отношение к нему, начиная уже с первых дней обучения, с начальной школы. Это значит, что детям должны нравиться и быть интересными уроки родного языка, которые, в свою очередь, обязательно должны подкрепляться определёнными достижениями в этой области. Русский язык красив и понятен, - вот какой вывод должны сделать дети в процессе изучения родного языка.

   * Также необходима связь с родительскими организациями. Если каждый родитель расскажет своему сыну или дочери об интересной книге, перечислит любимых писателей, подарит книгу в праздник, сходит с ребёнком в библиотеку, в театр, в музей, то учителю будет на что опереться в его нелёгком труде. Он будет не одинок. И тогда дети «откроют свои уста», смогут приблизиться к осознанию важных идей мировоззренческого характера - о связи языка и действительности, языка и мышления, задумаются о значении культуры речевого поведения в жизни [4].

   Итак, обучение родному языку, а вместе с ним и формирование поликультурной компетентности учащихся, в связи с демократизацией общества позволяет педагогу получить большую свободу в выборе методов, приемов и средств обучения, что дает ему возможность освободиться от некоторых условностей и стимулирует творческий поиск. Вместе с тем, это не освобождает учителя от систематического пополнения своих знаний и использования их на уроках. Развитие учащихся на уроках родного языка, в свою очередь, – это вся работа, проводимая учителем специально и попутно для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами, а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Такая работа на уроках родного языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности [5].

ЛИТЕРАТУРА
  • Назарбаев Н.А. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. - М., 2000.-С.16-18.
  • book.orley-kost.kz/publikatsii/novye-podkhody-v-prepodavanii-i-obuchenii/335…
  • Государственный общеобязательный стандарт Республики Казахстан: начальное, основное среднее, общее среднее образование. ГОСО РК 2.3.4.01-2010.– Астана, 2010.
  • http://festival.1september.ru/articles/565631/
  • Агеева Л.Е., Агранович Е.Н. Развитие устной речи ребенка в поликультурной среде. Учебное пособие. Алматы 2013.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама