Гаращенко Л.В. Современные приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста: здоровьесберегающие технологии
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
Гаращенко Л.В. - старший преподаватель кафедры дошкольного образования Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченка
На современном этапе развития дошкольного образования становится очевидно, что совершенствование системы физического воспитания и оздоровления в дошкольных учреждениях требует определенной технологизации учебно-воспитательного процесса, а владение воспитателем педагогическими технологиями является существенным критерием его готовности к профессиональной деятельности. Обзор исследований педагогических технологий в гуманитарном знании свидетельствует о том, что в каждой образовательной технологии должен присутствовать оздоровительный компонент, поскольку состояние здоровья и полноценное физическое развитие есть непременным условием реализации личностного потенциала ребенка.
В практике физического воспитания в условиях современного дошкольного образования в Украине, как правило, используются современные «педагогические технологии». Однако в работах современных авторов всё чаще делается акцент на новом понятии - «здоровьесберегающии технологии».
Согласно с О. Богинич, основное отличие понятия «здоровьесберегающие технологии» от понятия «педагогические технологии» в том, что целью педагогической технологии является реализация концептуально определенного образовательного результата в обучении, воспитании и развитии, а технология здоровьясбережения аккумулирует в себе условие реализации первоочередной задачи для достижения основной образовательной цели. О. Богинич определяет здоровьесберегающие технологии как систему мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, которая учитывает существенные характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, влияющих на его здоровье. Исследовательница подчеркивает, что понятие «здоровьесберегающие технологии» имеет обобщенный характер и предусматривает комплексную систему влияния на ребенка с точки зрения его здоровья, а также базовое требование к выбору всех образовательных технологий [2]. Л. Волошина считает, что «физиологическая себестоимость» ряда программ и технологий оказывается непомерно высокой для здоровья детей. Подмена развивающих и оздоровительных начал дошкольного образовательного учреждения информационно-образовательными, как показывает практика, приводит к замедлению темпов созревания дошкольников. увеличению числа детей с дисгармоническим физическим развитием [3].
Следовательно, здоровьесберегающие технологии должны являться существенным элементом развития современного дошкольного образования, системы физического воспитания и оздоровления детей, приводящим к усовершенствованию и улучшению ее содержания и качества. Приведенные выше теоретические обоснования здоровьесберегающих технологий становятся необходимой ступенью для перехода к рассмотрению вопроса о возможности разработки и применения здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении.
Рассмотрим возможности использования здоровьесберегающих технологий в разнообразных формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Эффективность использования здоровьесберегающих технологий во многом зависит от совместных усилий педагогов, психологов и медицинских работников. Никакая здоровьесберегающая технология не может быть оправдана и реальна в использовании, если в дошкольном учреждении, прежде всего, не выполняется режим дня, сокращается время прогулки, прогулка не насыщается разнообразной двигательной деятельностью детей, преобладает пассивный двигательный режим, когда такие формы активного отдыха как физкультурный досуг или день здоровья не решают свою первостепенную задачу – приобщение детей к здоровому образу жизни, несистематически проводятся утренняя гимнастика или гимнастика после сна, дети не владеют системой элементарных двигательных умений и навыков, не используя их в различных жизненных ситуациях, а воспитатели не в полной мере учат детей качеству техники выполнения физических упражнений и т.д. Поэтому «здоровьесберегающие технологии» должны использоваться в комплексе с традиционными занятиями по физическому воспитанию дошкольников, но не подменять их.
Физкультурные занятия решают целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач посредством использования основных движений, общеразвивающих упражнений, подвижных игр, спортивных упражнений, игр с элементами спорта. На занятиях дети усваивают систему двигательных умений и навыков, учатся динамичному ориентированию в пространстве, качественно выполнять технику движений, играть в подвижные игры, а также учатся общению в совместной двигательной деятельности. Типичная структура физкультурного занятия построена таким образом, чтобы регулировать физическую нагрузку. Регулировать психологическую, эмоциональную нагрузку на занятии воспитателю помогут здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать в разных частях занятия, в зависимости от возрастной группы, опыта детей.
Для современных дошкольных образовательных учреждений можно предложить следующие идеи по практическому внедрению «здоровьесберегающих технологий» в систему физического воспитания.
В подготовительной части занятия можно использовать фитболгимнастику с общеразвивающей и профилактической целью. Во вступительной и заключительной части целесообразными будут элементы психогимнастики, дыхательная, звуковая гимнастика, музыкотерапия. Например, упражнение на внимание во вступительной части физкультурного занятия можно провести как игру «Слушай хлопки», когда на определенное количество хлопков дети, которые двигаются по кругу, должны изобразить аиста, жабку, лисичку, зайчика и др. Целесообразнее, чтобы дети попробовали изображать при помощи движений тот или иной образ, научились произвольно регулировать мышечные и эмоциональные ощущения сначала на прогулке. Составной частью любого занятия есть различные виды ходьбы и бега, которые можно проводить как психомоторную разминку «Зоопарк на прогулке», «Повторяй за мной», «Тень». Оптимальный вариант проведения заключительной части физкультурного занятия – это малоподвижная игра. Но иногда интересно использовать элементы психогимнастики для детей старшего дошкольного возраста, когда под определенный текст – «Цветы», «Солнышко», «Я – тучка», «Я – листик», «На берегу моря» (можно в сопровождении классической музыки) дети сидят, скрестив ноги, руки на коленях или лежат на полу и представляют себя листиком, солнышком с обязательным условием – улыбнуться.
При использовании элементов психогимнастики обязательно придерживаться следующих требований: чередовать резкие и плавные движения, напряжение и расслабление, упражнения для мелких и крупных мышц, полную недвижимость и незначительные покачивания туловищем, а также важна свобода передвижения в просторе. Именно такое чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга [2].
Обогатить содержание утренней гимнастики можно за счет использования психологического общения, психологических этюдов, игр, пантомим, упражнений дыхательной и звуковой гимнастики, танцевальных движений, музыкотерапии, хороводов, двигательных рассказов, загадок, оздоровительного бега и т.п. В начале или в конце утренней гимнастики можно образовать круг для игры «Приветствие», в ходе которой дети желают друг другу доброго здоровья, хорошего дня и т.п. Игры типа «Продолжи фразу», «Повтори за мной» («Зарядка полезна, потому что…») используют для общения, создания эмоционального комфорта. Важно помнить, что утренняя гимнастика предполагает также использование музыкально-ритмического сопровождения, упражнений на ориентировку в пространстве, во вступительной части наряду с разными видами ходьбы и бега использование прыжков с продвижением вперед (после бега) для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Важным аспектом проведения утренней гимнастики на воздухе есть использование дыхательной гимнастики, которая включает специальные дыхательные упражнения и игры на звукоподражание (поезд, сова, гуси, кукушка, потерялись, одуванчик, комарик, мотор). Следует научить детей дышать ровно, тихо, не вдыхать много воздуха и не выдыхать его целиком, объединяя дыхательные упражнения с движениями рук, туловища.
Гимнастика после сна, в первую очередь, предполагает упражнения для улучшения осанки и профилактики плоскостопия. В процессе проведения гимнастики после сна целесообразно применять фитболгимнастику, специальные дыхательные упражнения, звуковую гимнастику, элементы психогимнастики, музыкотерапию, традиционные и нетрадиционные методы закаливания. Очень важно приучить детей правильно просыпаться (потянуться, потом просыпается голова, руки, ноги), затем дети, в зависимости от пробуждения, пользуются туалетной комнатой, а после этого в хорошо проветренном помещении (групповой комнате, физкультурном зале) следует проводить гимнастику после сна. Важный момент гимнастики после сна – элементы коррекции: во вступительной части – разнообразные виды ходьбы с использованием предметов и оборудования (палки, канат, профилактические дорожки с использованием природного и подручного материала). В основной части такой гимнастики – 2-3 специальных упражнения для осанки и 2-3 специальных упражнения для стопы: с исходного положения лежа, сидя, с использованием фитболгимнастики, дыхательных упражнений, разнообразных предметов (маленькие мячики, гимнастические палки, шишки, платочки, палочки). Такие специфические упражнения должны чередоваться с упражнениями для рук, туловища и ног, которые являются частью утренней гимнастики.
На физкультурных минутках, основное назначение которых – снять утомление, переключить внимание, повысить работоспособность, профилактика нарушений осанки, необходимо подбирать упражнения знакомые и занимательные, используя пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, психогимнастические игры и упражнения, специальные дыхательные упражнения, музыкотерапию. Содержанием физкультминутки и физкультпаузы (между занятиями) могут быть психомоторные разминки (игры типа «Фотография», «Зайчик в телевизоре»), малоподвижные игры, хороводы, танцевальные движения (танцуют животные, птицы, цветы, листья, сказочные герои), двигательные загадки и шарады (отгадывать загадки с помощью движений).
Во всех формах физкультурно-оздоровительной работы целесообразно применять игровые технологии, используя подвижную игру не только как средство физического воспитания, но и как метод, который поможет поддерживать интерес детей к овладению новыми знаниями, умениями, навыками здоровьесбережения. Вполне естественно, что психомоторные разминки, этюды и другие элементы психогимнастики, гимнастика для глаз, специальные дыхательные упражнения, упражнения на звукоподражание, упражнения на больших гимнастических мячах, коррекционные упражнения целесообразно проводить в игровой форме. Благодаря эмоциональной привлекательности разнообразных игр и заданий имитационного характера облегчается формирования навыков, создаются благоприятные условия для их совершенствования.
Все вышеизложенное приводит к единственной мысли: сущность физического воспитания состоит в создании базы физического состояния и физических возможностей для развития личностного потенциала человека на основе общего здоровья. Все усилия педагогов в сфере физического воспитания и оздоровления дожны быть направлены на то, чтобы сохранить и умножить здоровье ребенка, осознание им ценности здоровья, которое должно стать потребностью на протяжении всей жизни. Очевидно, что для этого нужно искать новые, оптимальные пути совершенстования физкультурно-оздоровительной работы с детьми в современных условиях, использовать богатый арсенал разнообразных оздоровительных мероприятий, ярким примером которого являются «здоровьесберегающие технологии». Однако в погоне за инновациями крайне важно не растерять накопленный теоретический и практический опыт физического воспитания детей, целесообразное использование которого, а также доскональное знание методики физического воспитания и развития детей дошкольного возраста станет основой для дальнейшего творчества, новшества, педагогического мастерства, формирования личностной потребности воспитателей в использовании разнообразных здоровьесберегающих технологий, а ученых - в дальнейшей их разработке.
- Богініч О. Здоров’я та фізичний розвиток дитини // Дошкільне виховання. – 2012. – № 9. – С. 3-7.
- Богініч О., Левінець Н., Петрова Ж. Створення здоров’язберігаючого середовища у дошкільному навчальному закладі // Сучасні технології в дошкільній освіті України. Збірник матеріалів науково-методичного семінару / Упорядник І.І. Загарницька. – К.: НПУ імені М.П. Драгоманова, 2008. – 95 с. С. 14-25.
- Волошина Л. Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства ДУ: методология, теория, практика. 13.00.01. Дисс… докт.пед.наук. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2006. – 450 с.
- Ковалько В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1-4 классы. / В. Ковалько – М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.
- Малярчук Н. Здоровьесозидающая деятельность педагога // Педагогика. – 2009. – № 1. – С. 15-23.
- Стародубцева И. Физическое воспитание: инновационные технологии // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 1. – С. 41-43.
- Шишкина В. Физическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования. – Минск: Зорны вересень, 2007. – 160 с.
- Hancock T.: (1999) Health care reform and reform for health: creating a health system for communities in the 21 st century. Futures 31, 417-436.