Искакова А.Т., Закаева Г.З. Некоторые аспекты социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
Рядок 1: | Рядок 1: | ||
− | Сегодня в мировом сообществе существует необходимость грамотного понимания того факта, что личность ребенка уникальна, поэтому дети с особыми потребностями имеют те же права, как и другие. В связи с этим проблема социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование в Казахстане, как и во всем мире, находится под пристальным вниманием государства. | + | <p align=justify> Сегодня в мировом сообществе существует необходимость грамотного понимания того факта, что личность ребенка уникальна, поэтому дети с особыми потребностями имеют те же права, как и другие. В связи с этим проблема социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование в Казахстане, как и во всем мире, находится под пристальным вниманием государства. </p align=justify> |
− | В Республике Казахстан разработана Концепция инклюзивного образования, представляющая собой научно-практический документ, где обосновано положение о подготовке родителей и учителей к работе с детьми с особыми потребностями. Данный документ разработан в соответствии с нормативно-правовой базой: | + | <p align=justify> В Республике Казахстан разработана Концепция инклюзивного образования, представляющая собой научно-практический документ, где обосновано положение о подготовке родителей и учителей к работе с детьми с особыми потребностями. Данный документ разработан в соответствии с нормативно-правовой базой:</p align=justify> |
* Конституцией Республики Казахстан; | * Конституцией Республики Казахстан; | ||
* Законом Республики Казахстан «Об образовании»; | * Законом Республики Казахстан «Об образовании»; | ||
Рядок 11: | Рядок 11: | ||
* рекомендаций Конвенции по профессиональному образованию; | * рекомендаций Конвенции по профессиональному образованию; | ||
* рекомендаций ЮНЕСКО по непрерывному образованию. | * рекомендаций ЮНЕСКО по непрерывному образованию. | ||
− | Появление вышеуказанных документов свидетельствует о глубокой озабоченности мирового сообщества и проявлениями кризиса инклюзивного образования, который в тех или иных формах дает знать о себе во всех регионах. Он связан не только с недостаточной эффективностью образования, низким качеством знаний, умений и навыков детей с особыми потребностями, но и неготовностью взрослого населения к работе с ними. | + | <p align=justify> Появление вышеуказанных документов свидетельствует о глубокой озабоченности мирового сообщества и проявлениями кризиса инклюзивного образования, который в тех или иных формах дает знать о себе во всех регионах. Он связан не только с недостаточной эффективностью образования, низким качеством знаний, умений и навыков детей с особыми потребностями, но и неготовностью взрослого населения к работе с ними. </p align=justify> |
− | В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы предполагается, что к 2015 году для решения инклюзивного образования будет создана необходимая нормативно- правовая база: | + | <p align=justify> В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы предполагается, что к 2015 году для решения инклюзивного образования будет создана необходимая нормативно- правовая база:</p align=justify> |
* разработан механизм взаимодействия общего и специального образования; | * разработан механизм взаимодействия общего и специального образования; | ||
* разработаны модульные программы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями; | * разработаны модульные программы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями; | ||
* разработаны правила интегрированного обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательной среде и определены формы интеграции для детей с различными нарушениями; | * разработаны правила интегрированного обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательной среде и определены формы интеграции для детей с различными нарушениями; | ||
* разработаны правила организации дистанционного образования детей-инвалидов. | * разработаны правила организации дистанционного образования детей-инвалидов. | ||
− | В 830 школах для детей-инвалидов будут созданы «безбарьерные зоны» путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащение поручнями, специальными партами, столами и другими специальными компенсаторными средствами. | + | <p align=justify> В 830 школах для детей-инвалидов будут созданы «безбарьерные зоны» путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащение поручнями, специальными партами, столами и другими специальными компенсаторными средствами. </p align=justify> |
− | В 3030-ти школах будут созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с особыми потребностями (наличие в школах педагогов-дефектологов, психолого - педагогическое сопровождение детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства) [1]. | + | <p align=justify> В 3030-ти школах будут созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с особыми потребностями (наличие в школах педагогов-дефектологов, психолого - педагогическое сопровождение детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства) [1].</p align=justify> |
− | Понятие «социально-педагогическая ориентация обучения взрослых на инклюзивное образование» трактуется нами как процесс объединения людей (родителей, детей, учителей и общественности), средств, методов для достижения поставленных целей. | + | <p align=justify> Понятие «социально-педагогическая ориентация обучения взрослых на инклюзивное образование» трактуется нами как процесс объединения людей (родителей, детей, учителей и общественности), средств, методов для достижения поставленных целей.</p align=justify> |
− | Индекс социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование отражает следующие мероприятия: | + | <p align=justify> Индекс социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование отражает следующие мероприятия: </p align=justify> |
* создание координационной группы; | * создание координационной группы; | ||
* подготовка материалов на основе положений международных документов, тематических исследований и определений; | * подготовка материалов на основе положений международных документов, тематических исследований и определений; | ||
Рядок 27: | Рядок 27: | ||
* анализ и оценка высказанных мнений групп. | * анализ и оценка высказанных мнений групп. | ||
* разработка конкретных действий. | * разработка конкретных действий. | ||
− | Анализ социально-педагогического опроса родителей и учителей позволил выявить позитивные и негативные факторы. | + | <p align=justify> Анализ социально-педагогического опроса родителей и учителей позволил выявить позитивные и негативные факторы.</p align=justify> |
− | Позитивные факторы: концентрация внимания на солидарности общества и социальной ответственности; максимальное использование местных ресурсов. | + | <p align=justify> Позитивные факторы: концентрация внимания на солидарности общества и социальной ответственности; максимальное использование местных ресурсов.</p align=justify> |
− | Негативные факторы: отсутствие информированности, незнание, страх и нарушение прав ребенка; недостаточная разработанность теории и методики обучения взрослых, слабая профессиональная подготовка педагогических кадров. | + | <p align=justify> Негативные факторы: отсутствие информированности, незнание, страх и нарушение прав ребенка; недостаточная разработанность теории и методики обучения взрослых, слабая профессиональная подготовка педагогических кадров. </p align=justify> |
− | Однако устранить существующие недостатки невозможно только за счет измене¬ния программ подготовки учителей в колледжах и университетах; необходимы также повышение квалификации и обучение в процессе работы. Международ¬ные исследователи в области инклюзивного образования Кляйн и Шиман (1987) выявили некоторые ключевые компоненты программ повышения квалификации персонала, включая: | + | <p align=justify> Однако устранить существующие недостатки невозможно только за счет измене¬ния программ подготовки учителей в колледжах и университетах; необходимы также повышение квалификации и обучение в процессе работы. Международ¬ные исследователи в области инклюзивного образования Кляйн и Шиман (1987) выявили некоторые ключевые компоненты программ повышения квалификации персонала, включая:</p align=justify> |
* а) повышение квалификации; | * а) повышение квалификации; | ||
* б) активное участие в процессе реализации про¬грамм повышения квалификации; | * б) активное участие в процессе реализации про¬грамм повышения квалификации; | ||
* в) демонст¬рация стратегий и приемов с последующим комментарием со стороны методис¬та-наблюдателя. | * в) демонст¬рация стратегий и приемов с последующим комментарием со стороны методис¬та-наблюдателя. | ||
− | Анализ результатов показал, что инклюзивное образование имеет ряд преимуществ, которые отражены нами в таблице 1. | + | <p align=justify> Анализ результатов показал, что инклюзивное образование имеет ряд преимуществ, которые отражены нами в таблице 1.</p align=justify> |
− | Основными показателями социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование являются: | + | <p align=justify> Основными показателями социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование являются:</p align=justify> |
* взаимное уважение; | * взаимное уважение; | ||
* толерантность; | * толерантность; | ||
Рядок 43: | Рядок 43: | ||
* возможность помочь самим себе и людям в своем обществе; | * возможность помочь самим себе и людям в своем обществе; | ||
* партнерство родителей и профессионалов. | * партнерство родителей и профессионалов. | ||
− | Партнерство родителей, учителей и общественности обеспечивает тесное сотрудничество и работу в команде: | + | <p align=justify> Партнерство родителей, учителей и общественности обеспечивает тесное сотрудничество и работу в команде: </p align=justify> |
* родители имеют возможность участвовать в разработке концепции развития школы; | * родители имеют возможность участвовать в разработке концепции развития школы; | ||
* родители вовлечены в разработку программ индивидуального обучения детей; | * родители вовлечены в разработку программ индивидуального обучения детей; | ||
* родители участвуют в процедуре экспертизы процесса образования их детей. | * родители участвуют в процедуре экспертизы процесса образования их детей. | ||
− | Таким образом, анализ теории и практики социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование позволил сформулировать следующие выводы: | + | <p align=justify> Таким образом, анализ теории и практики социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование позволил сформулировать следующие выводы:</p align=justify> |
* введение в ГОСО педагогических специальностей учебного курса «Инклюзивное образование»; | * введение в ГОСО педагогических специальностей учебного курса «Инклюзивное образование»; | ||
* подготовка студентов к работе в сотрудничестве с родителями, детьми и общественностью; | * подготовка студентов к работе в сотрудничестве с родителями, детьми и общественностью; |
Версія за 20:47, 24 червня 2013
Сегодня в мировом сообществе существует необходимость грамотного понимания того факта, что личность ребенка уникальна, поэтому дети с особыми потребностями имеют те же права, как и другие. В связи с этим проблема социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование в Казахстане, как и во всем мире, находится под пристальным вниманием государства.
В Республике Казахстан разработана Концепция инклюзивного образования, представляющая собой научно-практический документ, где обосновано положение о подготовке родителей и учителей к работе с детьми с особыми потребностями. Данный документ разработан в соответствии с нормативно-правовой базой:
- Конституцией Республики Казахстан;
- Законом Республики Казахстан «Об образовании»;
- Законом «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан;
- Законом «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».
- Протоколом № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
- Конвенцией о правах ребенка;
- Концепцией развития образования Республики Казахстан до 2015 года;
- Саламанкской декларации о прин¬ципах политики и практики в области образования;
- рекомендаций Конвенции по профессиональному образованию;
- рекомендаций ЮНЕСКО по непрерывному образованию.
Появление вышеуказанных документов свидетельствует о глубокой озабоченности мирового сообщества и проявлениями кризиса инклюзивного образования, который в тех или иных формах дает знать о себе во всех регионах. Он связан не только с недостаточной эффективностью образования, низким качеством знаний, умений и навыков детей с особыми потребностями, но и неготовностью взрослого населения к работе с ними.
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы предполагается, что к 2015 году для решения инклюзивного образования будет создана необходимая нормативно- правовая база:
- разработан механизм взаимодействия общего и специального образования;
- разработаны модульные программы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями;
- разработаны правила интегрированного обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательной среде и определены формы интеграции для детей с различными нарушениями;
- разработаны правила организации дистанционного образования детей-инвалидов.
В 830 школах для детей-инвалидов будут созданы «безбарьерные зоны» путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащение поручнями, специальными партами, столами и другими специальными компенсаторными средствами.
В 3030-ти школах будут созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с особыми потребностями (наличие в школах педагогов-дефектологов, психолого - педагогическое сопровождение детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства) [1].
Понятие «социально-педагогическая ориентация обучения взрослых на инклюзивное образование» трактуется нами как процесс объединения людей (родителей, детей, учителей и общественности), средств, методов для достижения поставленных целей.
Индекс социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование отражает следующие мероприятия:
- создание координационной группы;
- подготовка материалов на основе положений международных документов, тематических исследований и определений;
- проведение социально-педагогического мониторинга с целью изучения мнения наиболее социально незащищенных групп населения республики;
- разделение высказанных мнений на группы;
- анализ и оценка высказанных мнений групп.
- разработка конкретных действий.
Анализ социально-педагогического опроса родителей и учителей позволил выявить позитивные и негативные факторы.
Позитивные факторы: концентрация внимания на солидарности общества и социальной ответственности; максимальное использование местных ресурсов.
Негативные факторы: отсутствие информированности, незнание, страх и нарушение прав ребенка; недостаточная разработанность теории и методики обучения взрослых, слабая профессиональная подготовка педагогических кадров.
Однако устранить существующие недостатки невозможно только за счет измене¬ния программ подготовки учителей в колледжах и университетах; необходимы также повышение квалификации и обучение в процессе работы. Международ¬ные исследователи в области инклюзивного образования Кляйн и Шиман (1987) выявили некоторые ключевые компоненты программ повышения квалификации персонала, включая:
- а) повышение квалификации;
- б) активное участие в процессе реализации про¬грамм повышения квалификации;
- в) демонст¬рация стратегий и приемов с последующим комментарием со стороны методис¬та-наблюдателя.
Анализ результатов показал, что инклюзивное образование имеет ряд преимуществ, которые отражены нами в таблице 1.
Основными показателями социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование являются:
- взаимное уважение;
- толерантность;
- осознание себя частью общества;
- предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
- возможность учиться друг у друга;
- возможность помочь самим себе и людям в своем обществе;
- партнерство родителей и профессионалов.
Партнерство родителей, учителей и общественности обеспечивает тесное сотрудничество и работу в команде:
- родители имеют возможность участвовать в разработке концепции развития школы;
- родители вовлечены в разработку программ индивидуального обучения детей;
- родители участвуют в процедуре экспертизы процесса образования их детей.
Таким образом, анализ теории и практики социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование позволил сформулировать следующие выводы:
- введение в ГОСО педагогических специальностей учебного курса «Инклюзивное образование»;
- подготовка студентов к работе в сотрудничестве с родителями, детьми и общественностью;
- инклюзивное обучение взрослых должно базироваться на теоретико-методологических основаниях;
- инклюзивное обучение взрослых является многомерным и длительным процессом, результаты которого должны анализироваться, планироваться и оцениваться;
- исходными данными для оценки являются материалы статистического учета и отчетности.
- 1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана, 2010.
- 2. Jenks Сet al.Inequality: A Reassessment of the Effects of Family and School in America. N.Y., 1972.