Чередниченко С.В. Национальное воспитание как основа культурологической составляющей в практике современного дошкольного образования
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
Рядок 1: | Рядок 1: | ||
В созданных человеком традициях, обычаях, обрядах, народных праздниках отразилась педагогическая культура народа, которая формировалась на протяжении многих веков и имеет бесценный воспитательный потенциал. Народные традиции и обряды выполняют важную функцию, а именно – обеспечивают связь прошлого и настоящего, а на этой основе сохраняются национальные и общечеловеческие ценности, идеалы, вкусы, предпочтения народа, через которые каждая нация способна воспроизвести собственный национальный дух и национальный характер. | В созданных человеком традициях, обычаях, обрядах, народных праздниках отразилась педагогическая культура народа, которая формировалась на протяжении многих веков и имеет бесценный воспитательный потенциал. Народные традиции и обряды выполняют важную функцию, а именно – обеспечивают связь прошлого и настоящего, а на этой основе сохраняются национальные и общечеловеческие ценности, идеалы, вкусы, предпочтения народа, через которые каждая нация способна воспроизвести собственный национальный дух и национальный характер. | ||
+ | |||
Известный российский ученый Н.Лосский подчеркивал, что национальная культура становится известной во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достижением всего человечества [4]. | Известный российский ученый Н.Лосский подчеркивал, что национальная культура становится известной во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достижением всего человечества [4]. | ||
+ | |||
По мнению О. Ольжича, развитие национального воспитания начинается с дошкольного возраста. Это требует особого отношения к разработке методов, форм и содержания воспитательной работы с молодыми гражданами страны. Он утверждает, что в основе дошкольного воспитания должна быть народность. Дошкольное воспитание, должно быть национальным, а его содержанием и воспитательным материалом должна стать украинская народная культура [2]. | По мнению О. Ольжича, развитие национального воспитания начинается с дошкольного возраста. Это требует особого отношения к разработке методов, форм и содержания воспитательной работы с молодыми гражданами страны. Он утверждает, что в основе дошкольного воспитания должна быть народность. Дошкольное воспитание, должно быть национальным, а его содержанием и воспитательным материалом должна стать украинская народная культура [2]. | ||
+ | |||
Как отметила Т. Пониманская: «Незнание и игнорирование родного языка, родной истории, национальной культуры, отступление от многовековых традиций этнопедагогики непоправимо вредят национальному воспитанию»[7]. | Как отметила Т. Пониманская: «Незнание и игнорирование родного языка, родной истории, национальной культуры, отступление от многовековых традиций этнопедагогики непоправимо вредят национальному воспитанию»[7]. | ||
+ | |||
Рассмотрим детальнее опыт работы современных воспитателей дошкольных образовательных учреждений по возрождению национальной культуры и традиций в условиях нового направления развития детей дошкольного возраста - национального воспитания. Именно различным направлениям национального воспитания в последние годы уделяется всё большее внимание в различных программах для современных детских садов. Это обусловило появление новых интересных идеи и апробированных систем работы с детьми по национальному воспитанию дошкольников. | Рассмотрим детальнее опыт работы современных воспитателей дошкольных образовательных учреждений по возрождению национальной культуры и традиций в условиях нового направления развития детей дошкольного возраста - национального воспитания. Именно различным направлениям национального воспитания в последние годы уделяется всё большее внимание в различных программах для современных детских садов. Это обусловило появление новых интересных идеи и апробированных систем работы с детьми по национальному воспитанию дошкольников. | ||
+ | |||
Так, интересной является разработка цикла развивающих-дидактических игр «Эхо старины» Н. Пономаревой. Каждая игра предложенная автором имеет несколько степеней сложности, что позволяет использовать данные игры в работе с детьми разными по возрасту и уровню подготовки. Все игры направлены на расширение и закрепление знаний о национальных обычаях и традициях народа. Составные Н. Пономаревой зазывалки, считалки делают игровой процесс более интересным. В игре «Ярмарка» автор предлагает такие зазывалки: | Так, интересной является разработка цикла развивающих-дидактических игр «Эхо старины» Н. Пономаревой. Каждая игра предложенная автором имеет несколько степеней сложности, что позволяет использовать данные игры в работе с детьми разными по возрасту и уровню подготовки. Все игры направлены на расширение и закрепление знаний о национальных обычаях и традициях народа. Составные Н. Пономаревой зазывалки, считалки делают игровой процесс более интересным. В игре «Ярмарка» автор предлагает такие зазывалки: | ||
+ | |||
* 1. На ярмарке нашем | * 1. На ярмарке нашем | ||
+ | |||
* Веселом, богатом. | * Веселом, богатом. | ||
+ | |||
* Есть чему удивляться | * Есть чему удивляться | ||
+ | |||
* И есть что приобрести! | * И есть что приобрести! | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
* 2. Подходите сюда, | * 2. Подходите сюда, | ||
+ | |||
* Дорогие хозяйки, | * Дорогие хозяйки, | ||
+ | |||
* Выбирайте посуду | * Выбирайте посуду | ||
+ | |||
* Всей вашей семье. | * Всей вашей семье. | ||
+ | |||
Так, например, игра «Повар» знакомит детей с национальной кухней, учит четко говорить зазывалки и названия продуктов и т.п.. | Так, например, игра «Повар» знакомит детей с национальной кухней, учит четко говорить зазывалки и названия продуктов и т.п.. | ||
+ | |||
Цель игры: приобщать детей к национальным традициям, закреплять знания детей об украинском национальном посуде и украинских блюдах; формировать представление про характерные черты родного народа: гостеприимство, трудолюбие ... | Цель игры: приобщать детей к национальным традициям, закреплять знания детей об украинском национальном посуде и украинских блюдах; формировать представление про характерные черты родного народа: гостеприимство, трудолюбие ... | ||
+ | |||
Игровое задание: отгадать название блюда и подобрать к нему посуду. | Игровое задание: отгадать название блюда и подобрать к нему посуду. | ||
+ | |||
Оборудование: плоскостные изображения национальной посуды, стилизованная «Украинская печь»; карточки на которых изображены национальные блюда; колпак повара; фанты. | Оборудование: плоскостные изображения национальной посуды, стилизованная «Украинская печь»; карточки на которых изображены национальные блюда; колпак повара; фанты. | ||
+ | |||
В игре участвуют 6 - 10 детей | В игре участвуют 6 - 10 детей | ||
+ | |||
Ход игры. Дети сидят вокруг стола, на котором разложены плоскостные силуэты украинской национальной посуды. Передавая по кругу, друг другу поварской колпак дети говорят: | Ход игры. Дети сидят вокруг стола, на котором разложены плоскостные силуэты украинской национальной посуды. Передавая по кругу, друг другу поварской колпак дети говорят: | ||
+ | |||
Утром на гостей все ждали, | Утром на гостей все ждали, | ||
+ | |||
Блюд много приготовили. | Блюд много приготовили. | ||
+ | |||
Сейчас повар их покажет | Сейчас повар их покажет | ||
+ | |||
И о блюдах все расскажет. | И о блюдах все расскажет. | ||
+ | |||
У кого из детей по окончанию речевки колпак остался в руках, тот становится поваром и надевает колпак на голову. Повар достает из «печи» карточку с изображением украинского национального блюда, рассматривает ее, пока не показывая никому. | У кого из детей по окончанию речевки колпак остался в руках, тот становится поваром и надевает колпак на голову. Повар достает из «печи» карточку с изображением украинского национального блюда, рассматривает ее, пока не показывая никому. | ||
+ | |||
Дети. Повар, повар, а готовое ли блюдо? | Дети. Повар, повар, а готовое ли блюдо? | ||
+ | |||
Повар. Готовое! | Повар. Готовое! | ||
+ | |||
Дети. А из чего оно готовилось? | Дети. А из чего оно готовилось? | ||
+ | |||
Повар называет продукты необходимые для приготовления блюда. Дети отгадывают его название. Кто первый угадал – получает фант от повара и выбирает из посуды ту, в которой это блюдо можно сохранять. Если ребенок правильно подобрал посуду, то он становится поваром. Если нет – повар снова выбирается с помощью речевки. | Повар называет продукты необходимые для приготовления блюда. Дети отгадывают его название. Кто первый угадал – получает фант от повара и выбирает из посуды ту, в которой это блюдо можно сохранять. Если ребенок правильно подобрал посуду, то он становится поваром. Если нет – повар снова выбирается с помощью речевки. | ||
+ | |||
Как показывает практика, такие игры интересны детям. Малыши возвращаются к игре, добавляя новые атрибуты, придумывая новые правила[6]. | Как показывает практика, такие игры интересны детям. Малыши возвращаются к игре, добавляя новые атрибуты, придумывая новые правила[6]. | ||
+ | |||
На сегодняшний день воспитатели все больше обращаются к народным источникам в воспитании детей. Национальное воспитание невозможно без ознакомления детей с национальной культурой. Именно украинская народная игрушка – это источник знаний об украинском народе, украинский быт, украинские традиции и обычаи, и национальную культуру. Народная игрушка является наследием подобно языку, сказки, песни. Она несет в себе художественную культуру народного творчества, проверена детской любовью к ней, детской игрой. | На сегодняшний день воспитатели все больше обращаются к народным источникам в воспитании детей. Национальное воспитание невозможно без ознакомления детей с национальной культурой. Именно украинская народная игрушка – это источник знаний об украинском народе, украинский быт, украинские традиции и обычаи, и национальную культуру. Народная игрушка является наследием подобно языку, сказки, песни. Она несет в себе художественную культуру народного творчества, проверена детской любовью к ней, детской игрой. | ||
+ | |||
Для развития сюжетно-ролевой игры ученые предлагают воспитателям в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста использовать игрушки из дерева, глины, ткани, соломы и т.п.. | Для развития сюжетно-ролевой игры ученые предлагают воспитателям в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста использовать игрушки из дерева, глины, ткани, соломы и т.п.. | ||
+ | |||
Для обогащения жизненных впечатлений детей о природе, о предметной окружающей среде, поддержание у них стремления к творчеству следует при организации игровой деятельности использовать также куклы из ткани и растительных материалов. Они пригодятся во время различных видов работы с дошкольниками: игровых моментов, игр-забав, развлечений, наблюдений, мини-занятий и т.п.. Благодаря использованию этих игрушек игровую деятельность можно эффективно сочетать с моделированием, трудовой деятельностью [5]. | Для обогащения жизненных впечатлений детей о природе, о предметной окружающей среде, поддержание у них стремления к творчеству следует при организации игровой деятельности использовать также куклы из ткани и растительных материалов. Они пригодятся во время различных видов работы с дошкольниками: игровых моментов, игр-забав, развлечений, наблюдений, мини-занятий и т.п.. Благодаря использованию этих игрушек игровую деятельность можно эффективно сочетать с моделированием, трудовой деятельностью [5]. | ||
+ | |||
Использование народных игрушек из ткани, соломы, травы, кукурузы, лозы знакомит малышей с процессами производства предметов домашнего обихода, приобщает их к культуре прошлого и современности своего народа. При непосредственном изготовлении таких игрушек дети не только знакомятся на практике с материалами, их свойствами, но и получают практические умения и навыки (вырезать, шнуровать, завязывать и т.д.). Кроме того, это способствует развитию творчества детей как ведущей характеристики активности старшего дошкольника [5]. | Использование народных игрушек из ткани, соломы, травы, кукурузы, лозы знакомит малышей с процессами производства предметов домашнего обихода, приобщает их к культуре прошлого и современности своего народа. При непосредственном изготовлении таких игрушек дети не только знакомятся на практике с материалами, их свойствами, но и получают практические умения и навыки (вырезать, шнуровать, завязывать и т.д.). Кроме того, это способствует развитию творчества детей как ведущей характеристики активности старшего дошкольника [5]. | ||
+ | |||
Ознакомление детей с национальной культурой средством расширения и уточнения, представлений об украинской народной игрушке является многогранным, интересным процессом, как для детей, так и для взрослых. Народная игрушка в детских руках есть той ниточкой, которая соединяет человека с историей ее Родины. | Ознакомление детей с национальной культурой средством расширения и уточнения, представлений об украинской народной игрушке является многогранным, интересным процессом, как для детей, так и для взрослых. Народная игрушка в детских руках есть той ниточкой, которая соединяет человека с историей ее Родины. | ||
+ | |||
Данная работа невозможна без соответствующего обустройства среды, как дошкольного учреждения, так и групповой комнаты. Как отмечает Е. Кононко: «Определяющей есть культура сада, общая атмосфера в нем, что создается совместными усилиями всех участников образовательного процесса и формируется в результате опыта воспитателей и адаптации учреждения к требованиям и потребностям общества и государства» [3] | Данная работа невозможна без соответствующего обустройства среды, как дошкольного учреждения, так и групповой комнаты. Как отмечает Е. Кононко: «Определяющей есть культура сада, общая атмосфера в нем, что создается совместными усилиями всех участников образовательного процесса и формируется в результате опыта воспитателей и адаптации учреждения к требованиям и потребностям общества и государства» [3] | ||
+ | |||
Поэтому, одной из новых форм национального и общественно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении является обустройство национальных уголков, где собраны разнообразные материалы для проведения соответствующей образовательно-воспитательной работы с дошкольниками: этнографический, общественно-политический и художественный. | Поэтому, одной из новых форм национального и общественно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении является обустройство национальных уголков, где собраны разнообразные материалы для проведения соответствующей образовательно-воспитательной работы с дошкольниками: этнографический, общественно-политический и художественный. | ||
+ | |||
Л. Аносова, воспитатель дошкольного учреждения № 35 "Одуванчик" г. Желтые Воды Днепропетровской области рекомендует следующую тематику национальных уголков(которая состоит из блоков и модулей): | Л. Аносова, воспитатель дошкольного учреждения № 35 "Одуванчик" г. Желтые Воды Днепропетровской области рекомендует следующую тематику национальных уголков(которая состоит из блоков и модулей): | ||
+ | |||
'''Блок І. Семья. Род.''' | '''Блок І. Семья. Род.''' | ||
+ | |||
* Модуль 1. Семейные отношения | * Модуль 1. Семейные отношения | ||
+ | |||
* Модуль 2. Семья, родословная | * Модуль 2. Семья, родословная | ||
+ | |||
* Модуль 3. Семейные традиции, обряды, праздники | * Модуль 3. Семейные традиции, обряды, праздники | ||
+ | |||
'''Блок II. Родной край''' | '''Блок II. Родной край''' | ||
+ | |||
* Модуль 1. Улицы родного города | * Модуль 1. Улицы родного города | ||
+ | |||
* Модуль 2. Музеи города, памятники, исторические сооружения, обелиски, их история | * Модуль 2. Музеи города, памятники, исторические сооружения, обелиски, их история | ||
+ | |||
* Модуль 3. Предприятия, учреждения, учебные заведения города, культурные сооружения. | * Модуль 3. Предприятия, учреждения, учебные заведения города, культурные сооружения. | ||
+ | |||
* Модуль 4. Городской транспорт | * Модуль 4. Городской транспорт | ||
+ | |||
* Модуль 5. Отдых горожан | * Модуль 5. Отдых горожан | ||
+ | |||
* Модуль 6. Естественный ландшафт города, природные богатства | * Модуль 6. Естественный ландшафт города, природные богатства | ||
+ | |||
* Модуль 7. История родного города | * Модуль 7. История родного города | ||
+ | |||
'''Блок ІІІ. Украина – наша Родина''' | '''Блок ІІІ. Украина – наша Родина''' | ||
+ | |||
* Модуль 1. Киев – столица Украины. Моя Родина – Украина | * Модуль 1. Киев – столица Украины. Моя Родина – Украина | ||
+ | |||
* Модуль 2. Путешествие по Украине | * Модуль 2. Путешествие по Украине | ||
+ | |||
* Модуль 3. Исторические корни Украины. Карта Украины. | * Модуль 3. Исторические корни Украины. Карта Украины. | ||
+ | |||
* Модуль 4. Основание Киева | * Модуль 4. Основание Киева | ||
+ | |||
* Модуль 5. Памятники национальной истории, храмы, соборы | * Модуль 5. Памятники национальной истории, храмы, соборы | ||
+ | |||
* Модуль 6. Национальные герои Украины | * Модуль 6. Национальные герои Украины | ||
+ | |||
* Модуль 7. Тарас Шевченко. Леся Украинский | * Модуль 7. Тарас Шевченко. Леся Украинский | ||
+ | |||
'''Блок ІV. Символы Украины''' | '''Блок ІV. Символы Украины''' | ||
+ | |||
* Модуль 1. Государственные символы Украины: Герб, Флаг, Гимн | * Модуль 1. Государственные символы Украины: Герб, Флаг, Гимн | ||
+ | |||
* Модуль 2. Национальные символы-обереги: венок, полотенце | * Модуль 2. Национальные символы-обереги: венок, полотенце | ||
+ | |||
* Модуль 3. Хлеб - символ украинского народа | * Модуль 3. Хлеб - символ украинского народа | ||
+ | |||
* Модуль 4. Растительные символы: калина, ива, тополь, дуб, хмель, явор, барвинок, мак, тыква | * Модуль 4. Растительные символы: калина, ива, тополь, дуб, хмель, явор, барвинок, мак, тыква | ||
+ | |||
* Модуль 5. Птичьи символы: аист в гнезде, кукушка, соловей, пара голубей | * Модуль 5. Птичьи символы: аист в гнезде, кукушка, соловей, пара голубей | ||
+ | |||
'''Блок V. Быт Украины''' | '''Блок V. Быт Украины''' | ||
+ | |||
* Модуль 1. Украинская национальная игрушка. Мастера украинской народной региональной игрушки | * Модуль 1. Украинская национальная игрушка. Мастера украинской народной региональной игрушки | ||
+ | |||
* Модуль 2. Национальная одежда | * Модуль 2. Национальная одежда | ||
+ | |||
* Модуль 3. Национальная посуда | * Модуль 3. Национальная посуда | ||
+ | |||
* Модуль 4. Национальные, обрядовые блюда | * Модуль 4. Национальные, обрядовые блюда | ||
+ | |||
* Модуль 5. Домашний интерьер, хозяйственные постройки во дворе | * Модуль 5. Домашний интерьер, хозяйственные постройки во дворе | ||
+ | |||
'''Блок VІ. Национальные традиции и праздники''' | '''Блок VІ. Национальные традиции и праздники''' | ||
+ | |||
* Модуль 1. Народные праздники и весенние обряды | * Модуль 1. Народные праздники и весенние обряды | ||
+ | |||
* Модуль 2. Народные праздники и обряды летнего цикла | * Модуль 2. Народные праздники и обряды летнего цикла | ||
+ | |||
* Модуль 3. Народные праздники и обряды осеннего цикла | * Модуль 3. Народные праздники и обряды осеннего цикла | ||
+ | |||
* Модуль 4. Народные праздники зимнего цикла | * Модуль 4. Народные праздники зимнего цикла | ||
+ | |||
'''Блок VІІ. Украинское национальное искусство''' | '''Блок VІІ. Украинское национальное искусство''' | ||
+ | |||
* Модуль 1. Картины украинских художников-классиков | * Модуль 1. Картины украинских художников-классиков | ||
+ | |||
* Модуль 2. Картины современных художников | * Модуль 2. Картины современных художников | ||
+ | |||
'''Блок VІІ. Декоративно прикладное искусство и народные промыслы Украины''' | '''Блок VІІ. Декоративно прикладное искусство и народные промыслы Украины''' | ||
+ | |||
* Модуль 1. Украинская вышивка | * Модуль 1. Украинская вышивка | ||
+ | |||
* Модуль 2. Вытынанка | * Модуль 2. Вытынанка | ||
+ | |||
* Модуль 3. Резьба по дереву | * Модуль 3. Резьба по дереву | ||
+ | |||
* Модуль 4. Художественное оформление кожаных изделий | * Модуль 4. Художественное оформление кожаных изделий | ||
+ | |||
* Модуль 5. Художественная обработка металла (медь, бронза, латунь) | * Модуль 5. Художественная обработка металла (медь, бронза, латунь) | ||
+ | |||
* Модуль 6. Гончарное искусство | * Модуль 6. Гончарное искусство | ||
+ | |||
* Модуль 7. Плетение | * Модуль 7. Плетение | ||
+ | |||
* Модуль 8. Роспись [1]. | * Модуль 8. Роспись [1]. | ||
+ | |||
Национальный уголок в дошкольном учреждении настраивает детей на позитивный лад, вызывает у детей положительные чувства, желание узнать о незнакомых им вещах. Атмосфера народных традиций и обычаев, способствует воспитанию у детей чувства национального достоинства, вызывает интерес к национальной культуре, прививает детям любовь и уважение к украинским государственным и народным символам, оберегам и обычаям [1]. | Национальный уголок в дошкольном учреждении настраивает детей на позитивный лад, вызывает у детей положительные чувства, желание узнать о незнакомых им вещах. Атмосфера народных традиций и обычаев, способствует воспитанию у детей чувства национального достоинства, вызывает интерес к национальной культуре, прививает детям любовь и уважение к украинским государственным и народным символам, оберегам и обычаям [1]. | ||
+ | |||
Человек, как дерево, не может жить без корней, поэтому изучение национального достояния, истории духовной национальной культуры является первоосновой для национального воспитания, менталитета и духовности в воспитании молодого поколения. | Человек, как дерево, не может жить без корней, поэтому изучение национального достояния, истории духовной национальной культуры является первоосновой для национального воспитания, менталитета и духовности в воспитании молодого поколения. | ||
+ | |||
Таким образом, целью национального воспитания на современном этапе является передача детям социального опыта, наследование ими духовных достижений нашего народа. | Таким образом, целью национального воспитания на современном этапе является передача детям социального опыта, наследование ими духовных достижений нашего народа. | ||
+ | |||
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | <center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | ||
+ | |||
* 1. Аносова Л. Національні куточки в дитсадку: орієнтовна тематика та оснащення // Дошкільне виховання. – 2008. – № 8. – С. 20-22 | * 1. Аносова Л. Національні куточки в дитсадку: орієнтовна тематика та оснащення // Дошкільне виховання. – 2008. – № 8. – С. 20-22 | ||
+ | |||
* 2. Богуш А.М. Українське народознавство в дошкільному закладі: [навч. посіб]– 2-ге вид., переробл. і допов./ А.М. Богуш, Н.В. Лисенко – К.: Вища шк.., 2002. – 407 с. | * 2. Богуш А.М. Українське народознавство в дошкільному закладі: [навч. посіб]– 2-ге вид., переробл. і допов./ А.М. Богуш, Н.В. Лисенко – К.: Вища шк.., 2002. – 407 с. | ||
+ | |||
* 3. Кононко О. Сучасний дитсадок: який він? // Дошкільне виховання. – 2006. – № 7. – С. 3-6 | * 3. Кононко О. Сучасний дитсадок: який він? // Дошкільне виховання. – 2006. – № 7. – С. 3-6 | ||
+ | |||
* 4. Культурологія: українська та зарубіжна культура: [навч. посіб.]/ М.М.Занович, І.А.Зязюн, О.М.Семашко та ін./ за ред. М.М.Зановича. – К.: Знання, 2004. – 567 с. | * 4. Культурологія: українська та зарубіжна культура: [навч. посіб.]/ М.М.Занович, І.А.Зязюн, О.М.Семашко та ін./ за ред. М.М.Зановича. – К.: Знання, 2004. – 567 с. | ||
+ | |||
* 5. Народна іграшка в життєдіяльності дошкільнят / [Н. Омельченко, Н. Курочка, Т. Дудова, О. Найден // Палітра педагога. – 2010 р. – № 4 – С. 3 – 10. | * 5. Народна іграшка в життєдіяльності дошкільнят / [Н. Омельченко, Н. Курочка, Т. Дудова, О. Найден // Палітра педагога. – 2010 р. – № 4 – С. 3 – 10. | ||
+ | |||
* 6. Пономарьова Н. Відлуння старовини. Дидактичні ігри за народознавчими мотивами // Дошкільне виховання. – 2007. – № 10. – С. 23-25 | * 6. Пономарьова Н. Відлуння старовини. Дидактичні ігри за народознавчими мотивами // Дошкільне виховання. – 2007. – № 10. – С. 23-25 | ||
+ | |||
* 7. Поніманська Т. Гуманістичне виховання:етнопедагогічні витоки // Дошкільне виховання, 2011, № 8 С.9-13 | * 7. Поніманська Т. Гуманістичне виховання:етнопедагогічні витоки // Дошкільне виховання, 2011, № 8 С.9-13 | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
[[Категорія:Статті російською мовою]] | [[Категорія:Статті російською мовою]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Наукові праці]] | [[Категорія:Наукові праці]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | [[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]] | [[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]] | [[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Статті з педагогіки]] | [[Категорія:Статті з педагогіки]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Для аспірантів]] | [[Категорія:Для аспірантів]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Для магістрантів]] | [[Категорія:Для магістрантів]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Для науковців]] | [[Категорія:Для науковців]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Для студентів]] | [[Категорія:Для студентів]] |
Версія за 22:50, 15 червня 2013
В созданных человеком традициях, обычаях, обрядах, народных праздниках отразилась педагогическая культура народа, которая формировалась на протяжении многих веков и имеет бесценный воспитательный потенциал. Народные традиции и обряды выполняют важную функцию, а именно – обеспечивают связь прошлого и настоящего, а на этой основе сохраняются национальные и общечеловеческие ценности, идеалы, вкусы, предпочтения народа, через которые каждая нация способна воспроизвести собственный национальный дух и национальный характер.
Известный российский ученый Н.Лосский подчеркивал, что национальная культура становится известной во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достижением всего человечества [4].
По мнению О. Ольжича, развитие национального воспитания начинается с дошкольного возраста. Это требует особого отношения к разработке методов, форм и содержания воспитательной работы с молодыми гражданами страны. Он утверждает, что в основе дошкольного воспитания должна быть народность. Дошкольное воспитание, должно быть национальным, а его содержанием и воспитательным материалом должна стать украинская народная культура [2].
Как отметила Т. Пониманская: «Незнание и игнорирование родного языка, родной истории, национальной культуры, отступление от многовековых традиций этнопедагогики непоправимо вредят национальному воспитанию»[7].
Рассмотрим детальнее опыт работы современных воспитателей дошкольных образовательных учреждений по возрождению национальной культуры и традиций в условиях нового направления развития детей дошкольного возраста - национального воспитания. Именно различным направлениям национального воспитания в последние годы уделяется всё большее внимание в различных программах для современных детских садов. Это обусловило появление новых интересных идеи и апробированных систем работы с детьми по национальному воспитанию дошкольников.
Так, интересной является разработка цикла развивающих-дидактических игр «Эхо старины» Н. Пономаревой. Каждая игра предложенная автором имеет несколько степеней сложности, что позволяет использовать данные игры в работе с детьми разными по возрасту и уровню подготовки. Все игры направлены на расширение и закрепление знаний о национальных обычаях и традициях народа. Составные Н. Пономаревой зазывалки, считалки делают игровой процесс более интересным. В игре «Ярмарка» автор предлагает такие зазывалки:
- 1. На ярмарке нашем
- Веселом, богатом.
- Есть чему удивляться
- И есть что приобрести!
- 2. Подходите сюда,
- Дорогие хозяйки,
- Выбирайте посуду
- Всей вашей семье.
Так, например, игра «Повар» знакомит детей с национальной кухней, учит четко говорить зазывалки и названия продуктов и т.п..
Цель игры: приобщать детей к национальным традициям, закреплять знания детей об украинском национальном посуде и украинских блюдах; формировать представление про характерные черты родного народа: гостеприимство, трудолюбие ...
Игровое задание: отгадать название блюда и подобрать к нему посуду.
Оборудование: плоскостные изображения национальной посуды, стилизованная «Украинская печь»; карточки на которых изображены национальные блюда; колпак повара; фанты.
В игре участвуют 6 - 10 детей
Ход игры. Дети сидят вокруг стола, на котором разложены плоскостные силуэты украинской национальной посуды. Передавая по кругу, друг другу поварской колпак дети говорят:
Утром на гостей все ждали,
Блюд много приготовили.
Сейчас повар их покажет
И о блюдах все расскажет.
У кого из детей по окончанию речевки колпак остался в руках, тот становится поваром и надевает колпак на голову. Повар достает из «печи» карточку с изображением украинского национального блюда, рассматривает ее, пока не показывая никому.
Дети. Повар, повар, а готовое ли блюдо?
Повар. Готовое!
Дети. А из чего оно готовилось?
Повар называет продукты необходимые для приготовления блюда. Дети отгадывают его название. Кто первый угадал – получает фант от повара и выбирает из посуды ту, в которой это блюдо можно сохранять. Если ребенок правильно подобрал посуду, то он становится поваром. Если нет – повар снова выбирается с помощью речевки.
Как показывает практика, такие игры интересны детям. Малыши возвращаются к игре, добавляя новые атрибуты, придумывая новые правила[6].
На сегодняшний день воспитатели все больше обращаются к народным источникам в воспитании детей. Национальное воспитание невозможно без ознакомления детей с национальной культурой. Именно украинская народная игрушка – это источник знаний об украинском народе, украинский быт, украинские традиции и обычаи, и национальную культуру. Народная игрушка является наследием подобно языку, сказки, песни. Она несет в себе художественную культуру народного творчества, проверена детской любовью к ней, детской игрой.
Для развития сюжетно-ролевой игры ученые предлагают воспитателям в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста использовать игрушки из дерева, глины, ткани, соломы и т.п..
Для обогащения жизненных впечатлений детей о природе, о предметной окружающей среде, поддержание у них стремления к творчеству следует при организации игровой деятельности использовать также куклы из ткани и растительных материалов. Они пригодятся во время различных видов работы с дошкольниками: игровых моментов, игр-забав, развлечений, наблюдений, мини-занятий и т.п.. Благодаря использованию этих игрушек игровую деятельность можно эффективно сочетать с моделированием, трудовой деятельностью [5].
Использование народных игрушек из ткани, соломы, травы, кукурузы, лозы знакомит малышей с процессами производства предметов домашнего обихода, приобщает их к культуре прошлого и современности своего народа. При непосредственном изготовлении таких игрушек дети не только знакомятся на практике с материалами, их свойствами, но и получают практические умения и навыки (вырезать, шнуровать, завязывать и т.д.). Кроме того, это способствует развитию творчества детей как ведущей характеристики активности старшего дошкольника [5].
Ознакомление детей с национальной культурой средством расширения и уточнения, представлений об украинской народной игрушке является многогранным, интересным процессом, как для детей, так и для взрослых. Народная игрушка в детских руках есть той ниточкой, которая соединяет человека с историей ее Родины.
Данная работа невозможна без соответствующего обустройства среды, как дошкольного учреждения, так и групповой комнаты. Как отмечает Е. Кононко: «Определяющей есть культура сада, общая атмосфера в нем, что создается совместными усилиями всех участников образовательного процесса и формируется в результате опыта воспитателей и адаптации учреждения к требованиям и потребностям общества и государства» [3]
Поэтому, одной из новых форм национального и общественно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении является обустройство национальных уголков, где собраны разнообразные материалы для проведения соответствующей образовательно-воспитательной работы с дошкольниками: этнографический, общественно-политический и художественный.
Л. Аносова, воспитатель дошкольного учреждения № 35 "Одуванчик" г. Желтые Воды Днепропетровской области рекомендует следующую тематику национальных уголков(которая состоит из блоков и модулей):
Блок І. Семья. Род.
- Модуль 1. Семейные отношения
- Модуль 2. Семья, родословная
- Модуль 3. Семейные традиции, обряды, праздники
Блок II. Родной край
- Модуль 1. Улицы родного города
- Модуль 2. Музеи города, памятники, исторические сооружения, обелиски, их история
- Модуль 3. Предприятия, учреждения, учебные заведения города, культурные сооружения.
- Модуль 4. Городской транспорт
- Модуль 5. Отдых горожан
- Модуль 6. Естественный ландшафт города, природные богатства
- Модуль 7. История родного города
Блок ІІІ. Украина – наша Родина
- Модуль 1. Киев – столица Украины. Моя Родина – Украина
- Модуль 2. Путешествие по Украине
- Модуль 3. Исторические корни Украины. Карта Украины.
- Модуль 4. Основание Киева
- Модуль 5. Памятники национальной истории, храмы, соборы
- Модуль 6. Национальные герои Украины
- Модуль 7. Тарас Шевченко. Леся Украинский
Блок ІV. Символы Украины
- Модуль 1. Государственные символы Украины: Герб, Флаг, Гимн
- Модуль 2. Национальные символы-обереги: венок, полотенце
- Модуль 3. Хлеб - символ украинского народа
- Модуль 4. Растительные символы: калина, ива, тополь, дуб, хмель, явор, барвинок, мак, тыква
- Модуль 5. Птичьи символы: аист в гнезде, кукушка, соловей, пара голубей
Блок V. Быт Украины
- Модуль 1. Украинская национальная игрушка. Мастера украинской народной региональной игрушки
- Модуль 2. Национальная одежда
- Модуль 3. Национальная посуда
- Модуль 4. Национальные, обрядовые блюда
- Модуль 5. Домашний интерьер, хозяйственные постройки во дворе
Блок VІ. Национальные традиции и праздники
- Модуль 1. Народные праздники и весенние обряды
- Модуль 2. Народные праздники и обряды летнего цикла
- Модуль 3. Народные праздники и обряды осеннего цикла
- Модуль 4. Народные праздники зимнего цикла
Блок VІІ. Украинское национальное искусство
- Модуль 1. Картины украинских художников-классиков
- Модуль 2. Картины современных художников
Блок VІІ. Декоративно прикладное искусство и народные промыслы Украины
- Модуль 1. Украинская вышивка
- Модуль 2. Вытынанка
- Модуль 3. Резьба по дереву
- Модуль 4. Художественное оформление кожаных изделий
- Модуль 5. Художественная обработка металла (медь, бронза, латунь)
- Модуль 6. Гончарное искусство
- Модуль 7. Плетение
- Модуль 8. Роспись [1].
Национальный уголок в дошкольном учреждении настраивает детей на позитивный лад, вызывает у детей положительные чувства, желание узнать о незнакомых им вещах. Атмосфера народных традиций и обычаев, способствует воспитанию у детей чувства национального достоинства, вызывает интерес к национальной культуре, прививает детям любовь и уважение к украинским государственным и народным символам, оберегам и обычаям [1].
Человек, как дерево, не может жить без корней, поэтому изучение национального достояния, истории духовной национальной культуры является первоосновой для национального воспитания, менталитета и духовности в воспитании молодого поколения.
Таким образом, целью национального воспитания на современном этапе является передача детям социального опыта, наследование ими духовных достижений нашего народа.
- 1. Аносова Л. Національні куточки в дитсадку: орієнтовна тематика та оснащення // Дошкільне виховання. – 2008. – № 8. – С. 20-22
- 2. Богуш А.М. Українське народознавство в дошкільному закладі: [навч. посіб]– 2-ге вид., переробл. і допов./ А.М. Богуш, Н.В. Лисенко – К.: Вища шк.., 2002. – 407 с.
- 3. Кононко О. Сучасний дитсадок: який він? // Дошкільне виховання. – 2006. – № 7. – С. 3-6
- 4. Культурологія: українська та зарубіжна культура: [навч. посіб.]/ М.М.Занович, І.А.Зязюн, О.М.Семашко та ін./ за ред. М.М.Зановича. – К.: Знання, 2004. – 567 с.
- 5. Народна іграшка в життєдіяльності дошкільнят / [Н. Омельченко, Н. Курочка, Т. Дудова, О. Найден // Палітра педагога. – 2010 р. – № 4 – С. 3 – 10.
- 6. Пономарьова Н. Відлуння старовини. Дидактичні ігри за народознавчими мотивами // Дошкільне виховання. – 2007. – № 10. – С. 23-25
- 7. Поніманська Т. Гуманістичне виховання:етнопедагогічні витоки // Дошкільне виховання, 2011, № 8 С.9-13