Тасжурекова Ж.Т. Профессиональная подготовка учителя новой формации в условиях реализации компетентностного подхода

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

(відмінності між версіями)
Перейти до: навігація, пошук
(Створена сторінка: Сегодня в Казахстанском обществе происходит исторический процесс неуклонного возраста...)
 
Рядок 45: Рядок 45:
  
  
 +
[[Категорія:Статті російською мовою]]
 
[[Категорія:Наукові праці]]
 
[[Категорія:Наукові праці]]
 
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]]
 
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]]

Версія за 19:28, 12 червня 2013

Сегодня в Казахстанском обществе происходит исторический процесс неуклонного возрастания роли образования. Ключевым звеном модернизационных процессов образования стала высшая школа. Успешность реформ будет определяться, несомненно, качеством подготовки высококвалифицированных педагогических кадров – педагогов новой формации, востребованных на рынке образовательных услуг. Поэтому в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы особое внимание уделено процессу подготовки педагога с учетом запросов современного общества. Ключевой фигурой в сфере образования был и всегда остается педагог – компетентный специалист, владеющий всем арсеналом средств, творческая личность, стремящаяся к профессиональному совершенствованию и способная к профессиональному росту. Происходящие изменения в системе образования РК обусловили появление новых представлений об учителе современной школы. Нужен "качественный учитель" для "новой школы": педагог, который не только даст школьникам новые знания, но и научит детей учиться, организует этот процесс, и, что очень важно, сделает его интересным, привлекательным, необходимым в течение всей жизни. Смыслом современного высшего педагогического образования является становление компетентного специалиста, способного свободно ориентироваться в сложных социально-культурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в быстро меняющихся условиях науки и образования. Компетентностная модель учителя новой формации предполагает следующие важные целевые ориентиры при проектировании образовательного процесса в вузе:

  • студентоориентированную направленность образовательного процесса;
  • органичное включение образовательной среды вуза во все виды жизнедеятельности ее субъектов, приводящее к активизации внутренних ресурсов личности;
  • развитие личности студентов в профессиональном становлении;
  • ориентацию на «компетенции» как «результаты образования» с учетом рынка образовательных услуг и международных тенденций;
  • насыщение личностными смыслами и гуманизацию содержания образования.

Компетентность предусматривает способность индивида самостоятельно находить и использовать уже накопленные знания в различных ситуациях и сферах жизни, отличных от тех, в которых они были приобретены. Задача современного высшего образования состоит не столько в передаче студенту определенной суммы знаний по той или иной специальности, сколько в необходимости формирования у него навыков и умений распорядиться этими знаниями в нужный момент. Современному студенту нужно оказать помощь в развитии способностей добывать информацию, обрабатывать ее и анализировать, умело использовать и принимать на ее основе эффективные решения. Другими словами, образование должно помочь человеку в мире неопределенности. В более широком смысле можно говорить, что цель образования сегодня – это развитие социально, культурно и профессионально компетентной личности. В системе образования профессиональная компетентность также предстает как - то должное качество, которое не всегда ясно осознается на уровне понятия и улавливается интуитивно при разработке образовательных программ. Между тем, это должное качество есть основа проектирования образовательных программ, а значит всей системы профессионального образования. Однако стремительные изменения, происходящие в мире, убеждают нас в необходимости рассмотрения термина «ключевые компетенции» в более широком смысле. Это обусловлено тем, что межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности становятся необходимым условием успешной работы современного специалиста. Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Педагогический профессионализм предполагает достижение вершин профессионального роста, способствующих устойчивому развитию учителя в его профессиональной деятельности. Педагогический профессионализм является важным критерием формирования компетентного педагога. Педагогический вуз обязан, прежде всего, сформировать образовательную среду и создать условия, необходимые для всестороннего развития личности будущего педагога. Квалифицированного педагога, способного научить детей учиться можно подготовить только в современных условиях обучения. Если мы хотим, чтобы учителя работали с детьми по новым технологиям, их самих надо готовить с использованием самых новейших образовательных технологий. В сложившихся условиях высшим педагогическим учебным заведениям необходимо искать пути преодоления противоречия между новыми требованиями к качеству образования, инновационными подходами к подготовке компетентного специалиста, с одной стороны, и неготовностью большинства студентов к такому обучению – с другой. На наш взгляд, наиболее эффективными путями решения данной проблемы, являются следующие: Первый путь предполагает жесткий отбор абитуриентов, (на основе психо-диагностических методов, с целью выявления педагогической направленности), обладающих необходимым уровнем образовательной компетентности для осознанного и ответственного самоуправления профессиональным развитием. Второй путь предполагает адаптацию образовательного процесса в высшей школе к возможностям обучающихся. Учитывая недостаточную развитость их мировоззренческих, мотивационных и личностных механизмов саморегуляции, для достижения приемлемой результативности обучения необходимо пошаговое управление учебной деятельностью студента, что и осуществляется в вузе посредством контроля посещаемости занятий, проведения текущего и рубежного контроля знаний, увеличения количества часов по СРС и СРСП. Постоянный контакт преподавателей со студентами позволяет лучше организовать деятельность последних. Третий путь - целенаправленное развитие образовательной компетентности обучающихся, которая ступенчато ( по мере формирования ) будет включаться в качестве ресурса дальнейшего личностно- профессионального развития. Это предполагает изменения как в содержании и организации образовательного процесса, так и в непосредственном педагогическом взаимодействии. Одной из важных сторон деятельности ППС является не просто трансляция знаний, а включение их в процесс личностного взаимодействия между педагогом и студентами. В контексте профессиональной подготовки учителя новой формации в условиях реализации компетентностного подхода в Таразском государственном педагогическом институте, успешно проводится ряд позитивных мероприятий:

  • совместно с зарубежными и отечественными вузами-партнерами разработаны образовательные программы в соответствии с Дублинскими дескрипторами;
  • ведется работа по формированию модульных образовательных программ, подготовлены рабочие учебные планы специальностей для студентов нового приема по модульной структуре;
  • разрабатываются новые элективные дисциплины на основании анализа рынка труда и запросов работодателей;
  • ведется работа по созданию материально-технической базы для открытия профильной школы по двум направлениям: общественно-гуманитарному и естественно-математическому;
  • разрабатываются формы и критерии профориентационного отбора будущих учителей;
  • расширяются рамки научных исследований и инновационной деятельности за счет участия в конкурсах на получение гранта в программах регионального и Республиканского уровней;
  • активно расширяются границы внешней и внутренней академической мобильности студентов и преподавателей на основе межвузовских отношений о сотрудничестве;
  • планомерно проводится разработка механизмов мотивации к изучению иностранных языков,
  • фонд образовательных электронных ресурсов пополнился обучающими мультимедийными и электронными учебниками, видеоучебниками, учебниками на PDF, HTML форматах;

Проблема профессиональной подготовки учителей в условиях перехода на 12-летнее обучение требует поиска новых путей и решения следующих актуальных задач:

  • создание условий для получения руководителями организаций образования, работниками органов управления образованием и кадрового резерва квалификации «менеджер в образовании»;
  • постоянное совершенствование технологической деятельности, обогащение направленности, компетентности и профессионально-значимых креативных качеств педагога;
  • активное продвижение учителя в освоении и совершенствования способа в жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни;
  • признание социумом и педагогическим сообществом ценности поступательного движения работника вверх по профессиональной лестнице;
  • создание профессионального стандарта учителя и разработка стандартов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;
  • развитие конкурентной инновационной среды в сфере подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации работников образования;
  • обеспечение интеграции научной деятельности и образовательного процесса на всех уровнях высшего и послевузовского образования;

Комплексное решение всех этих задач позволит нам обеспечить школу талантливыми, любящими своих учеников учителями. Такие педагоги нужны прежде всего, нашим детям.

ЛИТЕРАТУРА
  • 1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана, 2010.
  • 2. Зимняя И.А. Ключевая компетенция – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. - №5.
  • 3. Третьяков П.И. Профессиональная жизнеспособность и компетенции педагогов-руководителей как показатели качества образования. //Педагогическое образование и наука, 2004.
  • 4. Шемет О.В. Пространственная организация компетентностно-ориентированного образовательного процесса в ВУЗе//Педагогика 2010. №6.
  • 5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.; 1989.
Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама