Богданец-Билоскаленко Н.И. Активизация научно-методических разработок ученого-педагога Я. Чепиги в практике современной начальной школы
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
(Створена сторінка: <p align=justify>'''Богданец-Билоскаленко Н.И.''' - кандидат педагогических наук, доцент кафедры ...) |
|||
Рядок 61: | Рядок 61: | ||
− | + | [[Категорія:Статті російською мовою]] | |
[[Категорія:Наукові праці]] | [[Категорія:Наукові праці]] | ||
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | [[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] |
Версія за 18:22, 12 червня 2013
Богданец-Билоскаленко Н.И. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченка
В начале ХХ века в развитие педагогической науки и начального образования в частности весомый вклад внесли такие известные ученые-педагоги, как Тимофей Лубенец, Иван Стешенко, София Русова, Кристина Алчевская, Борис Гринченко и другие. К этой когорте принадлежит и Яков Чепига, который почти всю свою жизнь отдал практической и научной деятельности ради развития начальной школы в Украине. Учебники, монографии, статьи по теории и методики начального обучения пользовались популярностью среди украинских учителей. Из более 150 научных трудов Я. Чепиги всего направления на начальную школу имеют следующие: «Методы обучения в трудовой школе первой концентра» (1930 г.), «Азбука трудового воспитания» (1922 г.), «Трудовой принцип и метод» (1920 г.), «Самовоспитание учителя» (1914 г.). Необходимость использования научно-педагогического наследия Я. Чепиги заключается не только в познавательно-историческом интересе, но и в назревшей социальной потребности заполнить теоретико-прикладные пробелы современной системы обучения и воспитания в начальной школе. Ученых и учителей-практиков по проблеме начального обучения могли бы привлечь обобщенные тезисы следующего содержания:
- Я.Ф. Чепига конкретизировал дидактические принципы гуманизации, демократизации, природосообразности, наглядности, связи обучения с жизнью, дифференциации и индивидуализации, составляет научно-практическую основу функционирования начального образования;
- ученым Я. Чепигой разработана оригинальная теоретическая модель школы, с четко определенной целью, структурой, содержанием и методами обучения и воспитания, преподавания на украинском языке, то есть, суть развития личности ребенка на украинском, гражданско-патриотических началах (труд «Проект украинской школы» (1914 г.);
- обучение грамоте младших школьников Я. Чепига рекомендует осуществлять способом включения орфографических задач в систему работы по развитию письменной речи, а также уделять особое внимание звуковому анализу слова, понятию звуков и букв, порядка изучения звуков украинского языка, таким образом, использовать звуковой, аналитико- системный метод обучения;
- пояснительное чтения, важность которого заключается в том, что ребенок учится не только осмысленно читать, но и обладать более совершенно устной литературным языком;
- методика обучения математике, в которой противопоставляются формалистическая система и тесная связь с практикой жизни;
- важная роль игры и труда в жизни ребенка;
- нравственное и трудовое воспитание в контексте эпохи;
- ценностные ориентации в семье, влияние отца и матери на ребенка;
- высокие требования к учителю начального обучения: профессионализм, любовь к детям, постоянное самосовершенствование;
- главный принцип в воспитании: развивать индивидуальные, природные способности ребенка;
- социализация (приобщение учащихся к обществу) – одна из важных задач начальной школы;
- обучение должно быть последовательное, доступное, основательное и вызвать добрые настроения и привычки;
- создание возможностей в школе для воспитания гармонии национальных и общечеловеческих качеств; нравственное воспитание (работы «Нравственное внушиння в деле воспитания» (1913 г.), «Разговоры о воспитании ребенка» (1914 г.).
Следует подчеркнуть, что в современной педагогической науке, школознавстве происходят активные попытки внедрения в реалии практики обучения и воспитания некоторых теоретических положений из творческого наследия Я.Ф. Чепиги. Привлекает диссертационное исследование Л. Николенко на тему: «Теоретические основы обучения и воспитания младших школьников в педагогическом наследии Я.Ф. Чепиги» [1]. В основательном теоретическом исследовании автор анализирует научно-педагогические идеи ученого по проблеме обучения и воспитания учащихся начальных классов в спектре воздействия на современную начальную школу. В частности, Л. Николенко очень кстати для практики современной начальной школы рассматривает дидактические принципы начального обучения в научном наследии Якова Чепиги. Кратко подаем дидактические принципы обучения и воспитания Я. Чепиги, ссылаясь на уже упомянутое исследование Л. Николенко. Мы видим перспективы современного учебно-воспитательного процесса в начальной школе при внедрении таких принципов Я. Чепиги:
- развивающее обучение, что означает обучение, направленное на поисковую деятельность учащихся, обогащения знаниями, самостоятельными видами деятельности и в сотрудничестве с учителем;
- систематическое и последовательное обучение заключается в логичности и последовательности всей системы обучения, которая включает взаимосвязи предыдущего материала и того, который изучается; важным компонентом, по мнению Я. Чепиги, является учет возрастных возможностей ребенка, любая перегрузка отразится на его физическому и духовному развитию;
- наглядность как обязательный фактор интересного, неформального подхода к изучению материала; однако стоит помнить о чрезмерное увлечение наглядным оборудованием, большое количество иллюстраций и др.. распыляет внимание ребенка, мешает воспитательной цели и задачам урока;
- взаимосвязь обучения и развития предусматривает развитие творческих способностей учащихся через разнообразные виды деятельности, которые активизируют самостоятельный словарь ребенка, она чувствует себя исследователем-творцом, знание приобретается не пассивно, а способу открывания, когда ребенок осознает результаты собственных самостоятельных поисков;
- природосоответствие означает подчинение методики обучения и его воспитательного содержания внутреннему миру ребенка, обучение будет результативно влиять на уровень знаний учащихся, когда ребенку весь процесс ее деятельности приносит удовольствие, радость, следовательно, свободное раскрытие индивидуальности, стремлений и устремлений ученика соответствует ее природе.
Мы выделили только те принципы, которые в совокупности применения могли бы обогатить современное обучение и воспитание в начальной школе. При более глубоком изучении наследия Я. Чепиги, очевидно, можно найти и другие, альтернативные взгляды по внедрению и реализации идей Я.Ф. Чепиги. Следует отметить, что в Украине широко распространяется опыт обучения грамоте младших школьников по методике Якова Чепиги. Еще в начале 20-х годов самым распространенным был метод целых слов. Но практика обучения использовала параллельно и другие методы. Среди них выделялись такие, как буквенно-составляющей, звуковой. Яков Чепига заострял внимание учителя не идеализировать какой-то один метод, а применять любой, не противоречащий природе ребенка. Он замечал: «Когда метод дает широкие возможности активизировать детей, не нарушая психофизиологической природы их организма, такой метод надо считать пригодными для нашей школы» [3, 4]. Возвращаясь к буквенно-слоговому методу, следует акцентировать внимание, что он построен на изучении ребенком букв без всякой связи с ее конкретным представлением о буквах. То есть, знания приобретаются преимущественно памятью. Этот метод отличается от других тем, что он не способствует проявлениям творчества, несколько суховат и не слишком интересен. Он пригодится определенным группам детей при дифференциированном подходе обучения. В противоположность буквенно-слоговому, звуковой метод заставляет ученика воспринимать слова абстрактно, однако по возрастным особенностям психически ребенок еще не готов анализировать слова. При чтении слова соединение звуков раздваивает детское представление и восприятие, таким образом не происходит быстрого и сознательного чтения. Итак, по мнению Я. Чепиги, наиболее совершенным является метод целых слов. Если в вышеупомянутых методах учителю нужно прилагать немало усилий, заинтересовывая приемов, которые активизировали мышление и деятельность ребенка, то при использовании метода целых слов достаточно естественно сочетаются обучение с игрой, активной деятельностью ребенка. Для применения этого метода нужна книга для чтения, совершенная таким способом, чтобы уже с первых уроков дети способны были читать целые фразы. Из методики Якова Чепиги узнаем:
- первейшей задачей учителя является ознакомление с интересами детей, их словарным запасом;
- учитель или кто-нибудь из детей приносит на занятие тот предмет, с которого, собственно, должно начаться чтение;
- название предмета (слово) пишется на доске;
- с написанным словом ученики составляют предложения и выкладывают его с нарезной азбуки;
- перечитывают предложения и, таким образом, изучают новое слово.
На каждом уроке считается достаточным изучение двух слов. За полугодие дети уже знают 125 слов. Я.Ф. Чепига советует учить детей читать постепенно. Ведь глубокие знания, и чтение не исключение, приобретаются последовательно и становятся надежной опорой как в настоящем, так и в будущем. Метод целых слов позволяет применять устную речь, что способствует обогащению словарного запаса детей и умению говорить четко и правильно. Предпочтение этому методу Я.Ф. Чепига придавал еще и потому, что он более естественный для ребенка чем другие. В основу восприятия положено целое предложение, как и обычно в разговоре людей. К пониманию звука, слова дети доходят лишь после того, как изучают многие предложений, с целью выделения в них отдельных слов. Только после изучения слов переходят к анализу и ознакомлению со звуками и буквами. В одном из многочисленных учебников для начальной школы, букваре «Шаг за шагом» Я. Чепига рекомендует следующую последовательность:
- возбуждение интереса к теме, цели и задаче урока;
- беседа по рисунку;
- рисование, лепка, вырезание и изготовление предметов, раскрывающих тему;
- игровые моменты с целью глубокого раскрытия темы;
- чтение текста под рисунком;
- беседа по поводу частей целого и чтения названий этих частей;
- написание слов из текста.
Кроме уже сказанного о внедрении методики Я. Чепиги, оригинальны его попытки в практике обучения и воспитания юных школьников параллельности чтения и письма, а также он сделал доступной методику обучения грамоте средствами звукового анализа и синтеза, подчеркнул важность исследования психологических предпосылок к процессу усвоения знаний, куда входят особенности детского мышления, речи, памяти, внимания. Методы Я. Чепиги чрезвычайно важны в современной методике начального обучения чтению и письму. Описанные выше образцы обучения чтению нашли воплощение в учебно-воспитательном процессе младших школьников в школах Львовщины. Первые инновационные методики в львовских школах были введены примерно в 2001 году. За период до 2012 г. во Львове возросло количество инновационных школ, где используется уникальная методика украинского педагога и ученого Якова Чепиги. Все это возможно и будет эффективным только тогда, когда учитель сам этого хочет и готов к внедрению новых методик. В 2009 г. во Львове состоялся уже второй семинар по основам инновационного метода обучения чтению детей по методике Я. Чепиги «От текста к букве» для учителей, которые будут работать с первоклассниками. На этом семинаре сообщалось о том, что метод «От текста к букве» уже несколько лет успешно используют в львовской школе школа I-II ступеней «Школа радости» [2]. На семинаре подробно рассматривался опыт «Школы», в которой все дети уже через три-четыре месяца учатся читать. Дети, не зная букв, на занятиях имеют перед собой слова, соответствующие рисунки, вещи, которые они принесли. Например, когда изучается тема «Желтый цвет», учитель просит принести на урок желтые овощи или фрукты. Учитель вывешивает рисунки, читает с детьми слова, составляет предложения. Дети перепечатывают слова, предложения. На уроке математики дети учатся считать предметы, рисунки, с которыми уже знакомы с предыдущего урока. Прежде всего, обучение происходит на основе интереса. Когда ребенку интересно, она охотно выполняет поставленную учителем задачи. Например, ребенок принес на урок игрушку – машинку, перед ней есть еще картинка, на которой изображены машинка и слово «машина». Ребенку интересно воспроизвести печатными буквами слово, которое у него ассоциируется с любимой игрушкой. Именно поэтому он несколько раз перекопирует это слово, запоминая его. В течение всего времени одного дня пребывания в школе таких слов ребенок сможет запомнить от двух до пяти. Постепенно дети самостоятельно выделяют буквы в словах, которые запомнили. Тогда учитель и переходит к изучению букв. Параллельность письма и чтения заключается в том, что сначала дети пишут на нерозлинированных листах бумаги. Ведь детям, которые еще не умеют писать, очень непросто попасть в маленькую клетку или линию. Наблюдая прогресс в обучении читать и писать (буквы становятся все меньше), учитель вводит тетради. Начинается обучения письму: написание букв. Таким образом, внедрение методики обучения грамоте младших школьников на основе педагогического наследия Я. Чепиги целенаправленно и эффективно происходит в современных школах Украины. Углубленное изучение наследия Я. Чепиги, его гуманистических идей сегодня актуально. Научно-методическое воплощение их в практику школы для младших значительно расширило бы образовательно-воспитательный процесс средствами практической подготовки учащихся к участию в общественной жизни, что является одним из важных аспектов духовного развития личности.
- 1. Николенко Л. Теоретические основы обучения и воспитания младших школьников в педагогическом наследии Я.Ф.Чепиги: Дис ... канд. пед. наук: 13.00.01. К., 2000. 200 с.
- 2. Во Львове популяризировать инновационный метод обучения первоклассников / http://osvita.ua/news/4528/
- 3. Чтение «от текста к букве» естественный способ обучения читать / Сост. Галина Захарчук. Львов, 2010. 20 с.