Искакова А.Т. Влияние социально-экономических условий на развитие инноваций в дошкольном образовании республики Казахстан
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
Рядок 1: | Рядок 1: | ||
− | Сегодня в Казахстане формируется своя национальная система дошкольного образования и воспитания, основывающаяся на принципах непрерывности и преемственности, и в это период, как никогда необходима опора на исторические корни, ссылка на имевшие место в истории казахской дошкольной педагогики взгляды, суждения, мировоззрения личностей, внесших большой вклад в отечественную педагогическую науку. | + | <p align=justify> Сегодня в Казахстане формируется своя национальная система дошкольного образования и воспитания, основывающаяся на принципах непрерывности и преемственности, и в это период, как никогда необходима опора на исторические корни, ссылка на имевшие место в истории казахской дошкольной педагогики взгляды, суждения, мировоззрения личностей, внесших большой вклад в отечественную педагогическую науку.</p align=justify> |
− | + | <p align=justify> Дореволюционные годы в отличие от европейских государств и России дошкольных учреждений в Казахстане не было. Это продиктовано тем, что по традициям казахского народа воспитание детей осуществлялось только в семье. К тому же после присоединения Казахстана к России, его окончательная ликвидация как национального государства повлекла за собой превращение края в одну из провинций Российской империи, остро встал вопрос о выживании и сохранении казахов как этноса. Об этом свидетельствует работа А.Кузембайулы и Е.Абилева «История Казахстана», где говорится о проведении в конце XIX века реформы административного управления Средней Азии и Казахстана [1]. Рассматриваемый нами период характеризуется обострением социальных противоречий в республике, усилением колониального гнета. Как известно, реформы 1867-1868 годов проводились в Казахстане для русских помещиков и капиталистов. Они были направлены на укрепление роли метрополии в условиях развивающегося в России капитализма. Вместе с тем, эти реформы способствовали вовлечению Казахстана в орбиту экономического развития России, расширению его товарного производства, зарождению и росту капиталистических отношений. Все это вместе взятое наносило удар по феодально-патриархальным устоям, ускоряло их разложение, разрушало замкнутый патриархальный уклад жизни казахского аула. Ретроспективный анализ показывает, что усилившееся расслоение в казахском ауле вынуждало часть разорившегося населения уходить в города на поиски работы. В городах заметно росло казахское население. Большую часть городских жителей составляли ремесленники, рабочие промышленных предприятий и мелкие служащие. В этот период остро встал вопрос организации общественного дошкольного воспитания. </p align=justify> | |
− | Дореволюционные годы в отличие от европейских государств и России дошкольных учреждений в Казахстане не было. Это продиктовано тем, что по традициям казахского народа воспитание детей осуществлялось только в семье. К тому же после присоединения Казахстана к России, его окончательная ликвидация как национального государства повлекла за собой превращение края в одну из провинций Российской империи, остро встал вопрос о выживании и сохранении казахов как этноса. Об этом свидетельствует работа А.Кузембайулы и Е.Абилева «История Казахстана», где говорится о проведении в конце XIX века реформы административного управления Средней Азии и Казахстана [1]. Рассматриваемый нами период характеризуется обострением социальных противоречий в республике, усилением колониального гнета. Как известно, реформы 1867-1868 годов проводились в Казахстане для русских помещиков и капиталистов. Они были направлены на укрепление роли метрополии в условиях развивающегося в России капитализма. Вместе с тем, эти реформы способствовали вовлечению Казахстана в орбиту экономического развития России, расширению его товарного производства, зарождению и росту капиталистических отношений. Все это вместе взятое наносило удар по феодально-патриархальным устоям, ускоряло их разложение, разрушало замкнутый патриархальный уклад жизни казахского аула. Ретроспективный анализ показывает, что усилившееся расслоение в казахском ауле вынуждало часть разорившегося населения уходить в города на поиски работы. В городах заметно росло казахское население. Большую часть городских жителей составляли ремесленники, рабочие промышленных предприятий и мелкие служащие. В этот период остро встал вопрос организации общественного дошкольного воспитания. | + | <p align=justify> Первыми теоретиками и организаторами дошкольного воспитания в начале ХХ века в Казахстане были такие видные педагоги и общественные деятели как Н.Кулжанова, О.Д. Мухля, Е.Л.Романова, М.Г. Солдатова, К.Д. Травина, М.Ф.Покровский, Ш.Бегимбетова и другие [2]. Первый детский сад в Казахстане появился в городе Верном, бывшем губернаторском доме в 1917 году, который открыла слушательница Петроградских фребелевских курсов О.Д. Мухля. В ее детский сад были приняты более 100 детей различных национальностей [2]. Большая роль в развитии дошкольного воспитания в Казахстане принадлежит также М.Ф.Покровскому, который организовал дошкольные учреждения в г.Акмолинске. В 1920 году им были созданы 3 детские площадки, в том числе одна мусульманская на 35 мест [3].</p align=justify> |
− | + | <p align=justify> Первый съезд по дошкольному воспитанию прошел в 1919 году, на котором были резолюции, касающиеся развития детских учреждений в национальных окраинах, подготовки дошкольных работников, умеющих работать с детьми коренной национальности, издания научно-методической литературы. Также на I съезде были определены основные формы и принципы организации общественного воспитания детей с учетом национальных особенностей, принципы воспитания и обучения детей на родном языке. </p align=justify> | |
− | Первыми теоретиками и организаторами дошкольного воспитания в начале ХХ века в Казахстане были такие видные педагоги и общественные деятели как Н.Кулжанова, О.Д. Мухля, Е.Л.Романова, М.Г. Солдатова, К.Д. Травина, М.Ф.Покровский, Ш.Бегимбетова и другие [2]. Первый детский сад в Казахстане появился в городе Верном, бывшем губернаторском доме в 1917 году, который открыла слушательница Петроградских фребелевских курсов О.Д. Мухля. В ее детский сад были приняты более 100 детей различных национальностей [2]. Большая роль в развитии дошкольного воспитания в Казахстане принадлежит также М.Ф.Покровскому, который организовал дошкольные учреждения в г.Акмолинске. В 1920 году им были созданы 3 детские площадки, в том числе одна мусульманская на 35 мест [3]. | + | <p align=justify> Как известно, организация общественного дошкольного воспитания требует большого количества педагогических кадров. Первые казахские дошкольные курсы открылись в 1922 году в г. Оренбурге, а в 1924 году подобные курсы организуются в г. Кызылорде. 80 казашек за короткий срок, получив специальность воспитателя детского сада, активно принялись за работу по расширению сети детских садов и пропаганде дошкольного воспитания в стране. В Ташкенте открывается казахское педучилище по подготовке воспитателей детских учреждений и учителей начальных классов. В 1922 году в Оренбурге, а 1924 году в Кзыл-Орде открываются женские курсы, где за два года было подготовлено более 80 воспитателей [2].</p align=justify> |
− | + | <p align=justify> В 1921 году на II съезде по дошкольному воспитанию был взят курс на расширение сети дошкольных учреждений. В республике устанавливается определенная сеть дошкольных учреждений, пересматриваются функционирующие детские сады, проводятся работы по закреплению материальной базы. Независимо от типа детского сада основное содержание, формы и методы работы дошкольного учреждения становятся едиными, но при этом учитываются особенности города и деревни. Одной из особенностей педагогического процесса в эти годы была координация образовательной работы в детском саду с условиями окружающей жизни.</p align=justify> | |
− | Первый съезд по дошкольному воспитанию прошел в 1919 году, на котором были резолюции, касающиеся развития детских учреждений в национальных окраинах, подготовки дошкольных работников, умеющих работать с детьми коренной национальности, издания научно-методической литературы. Также на I съезде были определены основные формы и принципы организации общественного воспитания детей с учетом национальных особенностей, принципы воспитания и обучения детей на родном языке. | + | <p align=justify> Знаменательным в историческом ракусе является III съезд по дошкольному воспитанию (1924г.), который определил единую систему народного образования и, что особенно важно, определил первую ступень, предшествующую школе – дошкольное воспитание[3]. Именно данный съезд принял решение о введении платы за воспитание детей в дошкольных учреждениях с целью улучшения их материального положения, а также остро стояли вопросы привлечения общественных организаций, средств кооперации, сельскохозяйственных коммуны, артелей, товариществ, издания научно-методической литературы. Столь заостренное внимание к проблемам детей было продиктовано необходимостью отстоять и реализовать интересы казахского народа, проявлять подлинную заботу о подрастающем поколении независимо от социального положения, которые не могли осуществиться по многим причинам (объективным и субъективным).</p align=justify> |
− | + | <p align=justify> В 1928 году прошел IV Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию [3]. В это период согласно призывам съезда проводится большая работа развитию сети дошкольных учреждений в связи с привлечением женщин в ударные промышленные стройки Караганды, Жезказгана, Акмолы. Определенную роль в расширении сети дошкольных учреждений и очагов сыграли также документы Народного комиссариата по просвещению, как «Инструкция по ведению очага и детского сада», «О непрерывности занятий в дошкольных учреждениях», «Декларация по дошкольному воспитанию» и другие. Необходимо отметить, что многие теоретические положения и политические позиции, выработанные в те годы и изложенные в названных программных материалах, не утратили своей ценности и для реформ 90–х годов. Так, например, в документе дошкольного отдела Народного комиссариата по просвещению «О дошкольном воспитании» (декабрь 1917г.) подчеркивается: «Введение дошкольного воспитания в общую систему народного образования имеет своей задачей положить начало общественному воспитанию ребенка на первых ступенях его развития... Система дошкольного воспитания должна являться составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования»[4]. </p align=justify> | |
− | Как известно, организация общественного дошкольного воспитания требует большого количества педагогических кадров. Первые казахские дошкольные курсы открылись в 1922 году в г. Оренбурге, а в 1924 году подобные курсы организуются в г. Кызылорде. 80 казашек за короткий срок, получив специальность воспитателя детского сада, активно принялись за работу по расширению сети детских садов и пропаганде дошкольного воспитания в стране. В Ташкенте открывается казахское педучилище по подготовке воспитателей детских учреждений и учителей начальных классов. В 1922 году в Оренбурге, а 1924 году в Кзыл-Орде открываются женские курсы, где за два года было подготовлено более 80 воспитателей [2]. | + | <p align=justify> В соответствии с решениями съезда видный педагог – ученый, общественный деятель Н.Кулжанова создает свой фундаментальный труд «Дошкольное воспитание», изданный в 1923 году в Оренбурге. Книга состоит из 8 разделов:</p align=justify> |
− | + | ||
− | В 1921 году на II съезде по дошкольному воспитанию был взят курс на расширение сети дошкольных учреждений. В республике устанавливается определенная сеть дошкольных учреждений, пересматриваются функционирующие детские сады, проводятся работы по закреплению материальной базы. Независимо от типа детского сада основное содержание, формы и методы работы дошкольного учреждения становятся едиными, но при этом учитываются особенности города и деревни. Одной из особенностей педагогического процесса в эти годы была координация образовательной работы в детском саду с условиями окружающей жизни. | + | |
− | + | ||
− | Знаменательным в историческом ракусе является III съезд по дошкольному воспитанию (1924г.), который определил единую систему народного образования и, что особенно важно, определил первую ступень, предшествующую школе – дошкольное воспитание[3]. Именно данный съезд принял решение о введении платы за воспитание детей в дошкольных учреждениях с целью улучшения их материального положения, а также остро стояли вопросы привлечения общественных организаций, средств кооперации, сельскохозяйственных коммуны, артелей, товариществ, издания научно-методической литературы. Столь заостренное внимание к проблемам детей было продиктовано необходимостью отстоять и реализовать интересы казахского народа, проявлять подлинную заботу о подрастающем поколении независимо от социального положения, которые не могли осуществиться по многим причинам (объективным и субъективным). | + | |
− | + | ||
− | В 1928 году прошел IV Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию [3]. В это период согласно призывам съезда проводится большая работа развитию сети дошкольных учреждений в связи с привлечением женщин в ударные промышленные стройки Караганды, Жезказгана, Акмолы. Определенную роль в расширении сети дошкольных учреждений и очагов сыграли также документы Народного комиссариата по просвещению, как «Инструкция по ведению очага и детского сада», «О непрерывности занятий в дошкольных учреждениях», «Декларация по дошкольному воспитанию» и другие. Необходимо отметить, что многие теоретические положения и политические позиции, выработанные в те годы и изложенные в названных программных материалах, не утратили своей ценности и для реформ 90–х годов. Так, например, в документе дошкольного отдела Народного комиссариата по просвещению «О дошкольном воспитании» (декабрь 1917г.) подчеркивается: «Введение дошкольного воспитания в общую систему народного образования имеет своей задачей положить начало общественному воспитанию ребенка на первых ступенях его развития... Система дошкольного воспитания должна являться составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования»[4]. | + | |
− | + | ||
− | В соответствии с решениями съезда видный педагог – ученый, общественный деятель Н.Кулжанова создает свой фундаментальный труд «Дошкольное воспитание», изданный в 1923 году в Оренбурге. Книга состоит из 8 разделов: | + | |
− | + | ||
* 1) На всем земном шаре. | * 1) На всем земном шаре. | ||
− | |||
* 2) Ребенок дошкольного возраста. | * 2) Ребенок дошкольного возраста. | ||
− | |||
* 3) Особенности развития 3-х летнего ребенка . | * 3) Особенности развития 3-х летнего ребенка . | ||
− | |||
* 4) В чем состоят особенности воспитания ребенка дошкольного возраcта, чему следует обучать ребенка дошкольного возраста. | * 4) В чем состоят особенности воспитания ребенка дошкольного возраcта, чему следует обучать ребенка дошкольного возраста. | ||
− | |||
* 5) Выявление особенностей развития ребенка дошкольного возраста. | * 5) Выявление особенностей развития ребенка дошкольного возраста. | ||
− | |||
* 6) Условия жизни детей рабочих. | * 6) Условия жизни детей рабочих. | ||
− | |||
* 7) Виды дошкольного воспитания в России. | * 7) Виды дошкольного воспитания в России. | ||
− | |||
* 8) Что такое детский сад. | * 8) Что такое детский сад. | ||
− | + | <p align=justify> Изучая положительный опыт зарубежных стран по созданию дошкольных учреждений, ученый-педагог приходит к выводу о необходимости создания специальных условий для развития детей. </p align=justify> | |
− | Изучая положительный опыт зарубежных стран по созданию дошкольных учреждений, ученый-педагог приходит к выводу о необходимости создания специальных условий для развития детей. | + | <p align=justify> В разделе «Ребенок дошкольного возраста» автор демонстрирует энциклопедические знания по анатомии, физиологии и психологии детей дошкольного возраста. </p align=justify> |
− | + | <p align=justify> В третьем разделе «Особенности развития 3-х летнего ребенка» Н.Кулжанова указывает на отличительные особенности 3-х летнего ребенка от старшего дошкольника: двигательная активность, любознательность, находчивость и смекалка, говорливость, любовь к слушанию рассказов, неустойчивость внимания, поверхностность знаний, неумение обобщать, выражать свои мысли сжато.</p align=justify> | |
− | В разделе «Ребенок дошкольного возраста» автор демонстрирует энциклопедические знания по анатомии, физиологии и психологии детей дошкольного возраста. | + | <p align=justify> В четвертом разделе «В чем состоят особенности воспитания ребенка дошкольного возраста ученый-педагог подчеркивает значимость этого периода для подготовки в школу и определяет перечень знаний и умений, которыми необходимо овладеть старшему дошкольнику.</p align=justify> |
− | + | <p align=justify> В пятом разделе «Выявление особенностей развития ребенка дошкольного возраста» автор указывает на те особенности дошкольников, на которые должны обратить внимание воспитатели и родители при воспитании ребенка.</p align=justify> | |
− | В третьем разделе «Особенности развития 3-х летнего ребенка» Н.Кулжанова указывает на отличительные особенности 3-х летнего ребенка от старшего дошкольника: двигательная активность, любознательность, находчивость и смекалка, говорливость, любовь к слушанию рассказов, неустойчивость внимания, поверхностность знаний, неумение обобщать, выражать свои мысли сжато. | + | <p align=justify> В шестом разделе «Условия жизни детей рабочих» Н.Кулжановой проанализированы условия жизни и воспитания детей дошкольного возраста в России и зарубежных странах начала ХХ века.</p align=justify> |
− | + | <p align=justify> В седьмом разделе «Виды дошкольного воспитания в России» автор впервые в казахской педагогической литературе раскрывает сущность и виды дошкольных учреждений в России:</p align=justify> | |
− | В четвертом разделе «В чем состоят особенности воспитания ребенка дошкольного возраста ученый-педагог подчеркивает значимость этого периода для подготовки в школу и определяет перечень знаний и умений, которыми необходимо овладеть старшему дошкольнику. | + | |
− | + | ||
− | В пятом разделе «Выявление особенностей развития ребенка дошкольного возраста» автор указывает на те особенности дошкольников, на которые должны обратить внимание воспитатели и родители при воспитании ребенка. | + | |
− | + | ||
− | В шестом разделе «Условия жизни детей рабочих» Н.Кулжановой проанализированы условия жизни и воспитания детей дошкольного возраста в России и зарубежных странах начала ХХ века. | + | |
− | + | ||
− | В седьмом разделе «Виды дошкольного воспитания в России» автор впервые в казахской педагогической литературе раскрывает сущность и виды дошкольных учреждений в России: | + | |
− | + | ||
* 1. Детский сад – один из наиболее распространенных и давних учреждений, здесь дети проводят 4-6 часов днем. | * 1. Детский сад – один из наиболее распространенных и давних учреждений, здесь дети проводят 4-6 часов днем. | ||
− | |||
* 2. «Очаг»- детские сады с продленным режимом пребывания, здесь дети проводят 8 часов, когда их матери заняты на наемной работе. | * 2. «Очаг»- детские сады с продленным режимом пребывания, здесь дети проводят 8 часов, когда их матери заняты на наемной работе. | ||
− | |||
* 3. «Детский дом» –создан для сирот и беспризорных детей. Здесь дети дошкольного возраста содержатся отдельно от школьников. | * 3. «Детский дом» –создан для сирот и беспризорных детей. Здесь дети дошкольного возраста содержатся отдельно от школьников. | ||
− | |||
* 4. Детская колония – детский дом, находящийся за пределами города. | * 4. Детская колония – детский дом, находящийся за пределами города. | ||
− | |||
* 5. «Летняя площадка» – детский сад, на летнее время выехавший на природу. Здесь обычно содержатся дети разных возрастов, с детьми же дошкольного возраста занимается воспитатель отдельно. | * 5. «Летняя площадка» – детский сад, на летнее время выехавший на природу. Здесь обычно содержатся дети разных возрастов, с детьми же дошкольного возраста занимается воспитатель отдельно. | ||
− | |||
* 6. Детский санаторий – один из видов детского дома. Создан для детей с ослабленным здоровьем, чтобы поправить их физическое состояние» /64,58/. | * 6. Детский санаторий – один из видов детского дома. Создан для детей с ослабленным здоровьем, чтобы поправить их физическое состояние» /64,58/. | ||
− | + | <p align=justify> В восьмом разделе: «Что такое детский сад» Н.Кулжанова отмечает, что детский сад – это первое дошкольное учреждение, накопивший значительный опыт дошкольного воспитания. В этом разделе интерес вызывают задачи детского сада, направленные на развитие детей.</p align=justify> | |
− | В восьмом разделе: «Что такое детский сад» Н.Кулжанова отмечает, что детский сад – это первое дошкольное учреждение, накопивший значительный опыт дошкольного воспитания. В этом разделе интерес вызывают задачи детского сада, направленные на развитие детей. | + | <p align=justify> Анализ работы «Дошкольное воспитание» свидетельствует о том, что Н.Кулжанова впервые определила цель и назначение детского сада: «Детский сад является одним из первых учреждений, накопивший значительный опыт дошкольного воспитания. Он распространен во многих государствах. Смысл, вложенный в название этого учреждения, вполне оправдывает себя. Также как цветут в саду цветы, деревья и другие насаждения, вбирая для своего роста все необходимое, так и ребенок растет в детском саду, в близкой ему стихии, вбирая в себя все краски жизни. Чтобы ребенок мог развивать свои способности и талант, он должен постоянно получать новые ощущения, заниматься интересными, развивающими воображение делами. Поэтому основными требованиями жизни в детском саду должны быть такие: </p align=justify> |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
* Придавать особое значение каждому проявлению инициативы, интереса со стороны ребенка; | * Придавать особое значение каждому проявлению инициативы, интереса со стороны ребенка; | ||
− | |||
* Пробуждать интерес ребенка и в домашних условиях, придумывая для него различные задания» [5]. | * Пробуждать интерес ребенка и в домашних условиях, придумывая для него различные задания» [5]. | ||
+ | <p align=justify> Таким образом, мы считаем, что общественно-политические и социально-экономические условия в Казахстане в начале ХХ века закономерно повлияли на развитие инноваций в дошкольном образовании республики. Однако, анализируя состояние дошкольного воспитания в исследуемый период, необходимо указать, что в работе дошкольных учреждений республики имелись и некоторые недостатки, а именно: слабый уровень профессиональной подготовки значительной части воспитателей; низкое материальное и учебно–методическое оснащение, что естественно повлияло на качество воспитания и развития личности детей дошкольного возраста.</p align=justify> | ||
− | |||
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | <center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | ||
− | |||
* 1. Кузембайулы А., Абилев Е. История Казахстана.- Алматы: 1996. –350 с. | * 1. Кузембайулы А., Абилев Е. История Казахстана.- Алматы: 1996. –350 с. | ||
− | |||
* 2. Менжанова А. Мектепке дейiнгi педагогика. -Алматы: 1992, -107 б. | * 2. Менжанова А. Мектепке дейiнгi педагогика. -Алматы: 1992, -107 б. | ||
− | |||
* 3. Казахстан в начале ХХ века: методология, историография, источниковедение. /Сб. статей. - Алматы, 1993. - 163 с. | * 3. Казахстан в начале ХХ века: методология, историография, источниковедение. /Сб. статей. - Алматы, 1993. - 163 с. | ||
− | |||
* 4. Менжанова А. Мектепке дейiнгi педагогика. -Алматы: 1992, -107 б. | * 4. Менжанова А. Мектепке дейiнгi педагогика. -Алматы: 1992, -107 б. | ||
− | |||
* 5. Ахметова Л. Н.Кулжанова // Дауренбековой Д. АлЈашјы јарлыЈаштар. - Алматы: Ѕазајстан, 1989. - 207 б. | * 5. Ахметова Л. Н.Кулжанова // Дауренбековой Д. АлЈашјы јарлыЈаштар. - Алматы: Ѕазајстан, 1989. - 207 б. | ||
− | |||
− | |||
− | |||
[[Категорія:Статті російською мовою]] | [[Категорія:Статті російською мовою]] | ||
− | |||
[[Категорія:Наукові праці]] | [[Категорія:Наукові праці]] | ||
− | |||
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | [[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | ||
− | |||
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]] | [[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]] | ||
− | |||
[[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]] | [[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]] | ||
− | |||
[[Категорія:Статті з педагогіки]] | [[Категорія:Статті з педагогіки]] | ||
− | |||
[[Категорія:Для аспірантів]] | [[Категорія:Для аспірантів]] | ||
− | |||
[[Категорія:Для магістрантів]] | [[Категорія:Для магістрантів]] | ||
− | |||
[[Категорія:Для науковців]] | [[Категорія:Для науковців]] | ||
− | |||
[[Категорія:Для студентів]] | [[Категорія:Для студентів]] |
Версія за 20:43, 24 червня 2013
Сегодня в Казахстане формируется своя национальная система дошкольного образования и воспитания, основывающаяся на принципах непрерывности и преемственности, и в это период, как никогда необходима опора на исторические корни, ссылка на имевшие место в истории казахской дошкольной педагогики взгляды, суждения, мировоззрения личностей, внесших большой вклад в отечественную педагогическую науку.
Дореволюционные годы в отличие от европейских государств и России дошкольных учреждений в Казахстане не было. Это продиктовано тем, что по традициям казахского народа воспитание детей осуществлялось только в семье. К тому же после присоединения Казахстана к России, его окончательная ликвидация как национального государства повлекла за собой превращение края в одну из провинций Российской империи, остро встал вопрос о выживании и сохранении казахов как этноса. Об этом свидетельствует работа А.Кузембайулы и Е.Абилева «История Казахстана», где говорится о проведении в конце XIX века реформы административного управления Средней Азии и Казахстана [1]. Рассматриваемый нами период характеризуется обострением социальных противоречий в республике, усилением колониального гнета. Как известно, реформы 1867-1868 годов проводились в Казахстане для русских помещиков и капиталистов. Они были направлены на укрепление роли метрополии в условиях развивающегося в России капитализма. Вместе с тем, эти реформы способствовали вовлечению Казахстана в орбиту экономического развития России, расширению его товарного производства, зарождению и росту капиталистических отношений. Все это вместе взятое наносило удар по феодально-патриархальным устоям, ускоряло их разложение, разрушало замкнутый патриархальный уклад жизни казахского аула. Ретроспективный анализ показывает, что усилившееся расслоение в казахском ауле вынуждало часть разорившегося населения уходить в города на поиски работы. В городах заметно росло казахское население. Большую часть городских жителей составляли ремесленники, рабочие промышленных предприятий и мелкие служащие. В этот период остро встал вопрос организации общественного дошкольного воспитания.
Первыми теоретиками и организаторами дошкольного воспитания в начале ХХ века в Казахстане были такие видные педагоги и общественные деятели как Н.Кулжанова, О.Д. Мухля, Е.Л.Романова, М.Г. Солдатова, К.Д. Травина, М.Ф.Покровский, Ш.Бегимбетова и другие [2]. Первый детский сад в Казахстане появился в городе Верном, бывшем губернаторском доме в 1917 году, который открыла слушательница Петроградских фребелевских курсов О.Д. Мухля. В ее детский сад были приняты более 100 детей различных национальностей [2]. Большая роль в развитии дошкольного воспитания в Казахстане принадлежит также М.Ф.Покровскому, который организовал дошкольные учреждения в г.Акмолинске. В 1920 году им были созданы 3 детские площадки, в том числе одна мусульманская на 35 мест [3].
Первый съезд по дошкольному воспитанию прошел в 1919 году, на котором были резолюции, касающиеся развития детских учреждений в национальных окраинах, подготовки дошкольных работников, умеющих работать с детьми коренной национальности, издания научно-методической литературы. Также на I съезде были определены основные формы и принципы организации общественного воспитания детей с учетом национальных особенностей, принципы воспитания и обучения детей на родном языке.
Как известно, организация общественного дошкольного воспитания требует большого количества педагогических кадров. Первые казахские дошкольные курсы открылись в 1922 году в г. Оренбурге, а в 1924 году подобные курсы организуются в г. Кызылорде. 80 казашек за короткий срок, получив специальность воспитателя детского сада, активно принялись за работу по расширению сети детских садов и пропаганде дошкольного воспитания в стране. В Ташкенте открывается казахское педучилище по подготовке воспитателей детских учреждений и учителей начальных классов. В 1922 году в Оренбурге, а 1924 году в Кзыл-Орде открываются женские курсы, где за два года было подготовлено более 80 воспитателей [2].
В 1921 году на II съезде по дошкольному воспитанию был взят курс на расширение сети дошкольных учреждений. В республике устанавливается определенная сеть дошкольных учреждений, пересматриваются функционирующие детские сады, проводятся работы по закреплению материальной базы. Независимо от типа детского сада основное содержание, формы и методы работы дошкольного учреждения становятся едиными, но при этом учитываются особенности города и деревни. Одной из особенностей педагогического процесса в эти годы была координация образовательной работы в детском саду с условиями окружающей жизни.
Знаменательным в историческом ракусе является III съезд по дошкольному воспитанию (1924г.), который определил единую систему народного образования и, что особенно важно, определил первую ступень, предшествующую школе – дошкольное воспитание[3]. Именно данный съезд принял решение о введении платы за воспитание детей в дошкольных учреждениях с целью улучшения их материального положения, а также остро стояли вопросы привлечения общественных организаций, средств кооперации, сельскохозяйственных коммуны, артелей, товариществ, издания научно-методической литературы. Столь заостренное внимание к проблемам детей было продиктовано необходимостью отстоять и реализовать интересы казахского народа, проявлять подлинную заботу о подрастающем поколении независимо от социального положения, которые не могли осуществиться по многим причинам (объективным и субъективным).
В 1928 году прошел IV Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию [3]. В это период согласно призывам съезда проводится большая работа развитию сети дошкольных учреждений в связи с привлечением женщин в ударные промышленные стройки Караганды, Жезказгана, Акмолы. Определенную роль в расширении сети дошкольных учреждений и очагов сыграли также документы Народного комиссариата по просвещению, как «Инструкция по ведению очага и детского сада», «О непрерывности занятий в дошкольных учреждениях», «Декларация по дошкольному воспитанию» и другие. Необходимо отметить, что многие теоретические положения и политические позиции, выработанные в те годы и изложенные в названных программных материалах, не утратили своей ценности и для реформ 90–х годов. Так, например, в документе дошкольного отдела Народного комиссариата по просвещению «О дошкольном воспитании» (декабрь 1917г.) подчеркивается: «Введение дошкольного воспитания в общую систему народного образования имеет своей задачей положить начало общественному воспитанию ребенка на первых ступенях его развития... Система дошкольного воспитания должна являться составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования»[4].
В соответствии с решениями съезда видный педагог – ученый, общественный деятель Н.Кулжанова создает свой фундаментальный труд «Дошкольное воспитание», изданный в 1923 году в Оренбурге. Книга состоит из 8 разделов:
- 1) На всем земном шаре.
- 2) Ребенок дошкольного возраста.
- 3) Особенности развития 3-х летнего ребенка .
- 4) В чем состоят особенности воспитания ребенка дошкольного возраcта, чему следует обучать ребенка дошкольного возраста.
- 5) Выявление особенностей развития ребенка дошкольного возраста.
- 6) Условия жизни детей рабочих.
- 7) Виды дошкольного воспитания в России.
- 8) Что такое детский сад.
Изучая положительный опыт зарубежных стран по созданию дошкольных учреждений, ученый-педагог приходит к выводу о необходимости создания специальных условий для развития детей.
В разделе «Ребенок дошкольного возраста» автор демонстрирует энциклопедические знания по анатомии, физиологии и психологии детей дошкольного возраста.
В третьем разделе «Особенности развития 3-х летнего ребенка» Н.Кулжанова указывает на отличительные особенности 3-х летнего ребенка от старшего дошкольника: двигательная активность, любознательность, находчивость и смекалка, говорливость, любовь к слушанию рассказов, неустойчивость внимания, поверхностность знаний, неумение обобщать, выражать свои мысли сжато.
В четвертом разделе «В чем состоят особенности воспитания ребенка дошкольного возраста ученый-педагог подчеркивает значимость этого периода для подготовки в школу и определяет перечень знаний и умений, которыми необходимо овладеть старшему дошкольнику.
В пятом разделе «Выявление особенностей развития ребенка дошкольного возраста» автор указывает на те особенности дошкольников, на которые должны обратить внимание воспитатели и родители при воспитании ребенка.
В шестом разделе «Условия жизни детей рабочих» Н.Кулжановой проанализированы условия жизни и воспитания детей дошкольного возраста в России и зарубежных странах начала ХХ века.
В седьмом разделе «Виды дошкольного воспитания в России» автор впервые в казахской педагогической литературе раскрывает сущность и виды дошкольных учреждений в России:
- 1. Детский сад – один из наиболее распространенных и давних учреждений, здесь дети проводят 4-6 часов днем.
- 2. «Очаг»- детские сады с продленным режимом пребывания, здесь дети проводят 8 часов, когда их матери заняты на наемной работе.
- 3. «Детский дом» –создан для сирот и беспризорных детей. Здесь дети дошкольного возраста содержатся отдельно от школьников.
- 4. Детская колония – детский дом, находящийся за пределами города.
- 5. «Летняя площадка» – детский сад, на летнее время выехавший на природу. Здесь обычно содержатся дети разных возрастов, с детьми же дошкольного возраста занимается воспитатель отдельно.
- 6. Детский санаторий – один из видов детского дома. Создан для детей с ослабленным здоровьем, чтобы поправить их физическое состояние» /64,58/.
В восьмом разделе: «Что такое детский сад» Н.Кулжанова отмечает, что детский сад – это первое дошкольное учреждение, накопивший значительный опыт дошкольного воспитания. В этом разделе интерес вызывают задачи детского сада, направленные на развитие детей.
Анализ работы «Дошкольное воспитание» свидетельствует о том, что Н.Кулжанова впервые определила цель и назначение детского сада: «Детский сад является одним из первых учреждений, накопивший значительный опыт дошкольного воспитания. Он распространен во многих государствах. Смысл, вложенный в название этого учреждения, вполне оправдывает себя. Также как цветут в саду цветы, деревья и другие насаждения, вбирая для своего роста все необходимое, так и ребенок растет в детском саду, в близкой ему стихии, вбирая в себя все краски жизни. Чтобы ребенок мог развивать свои способности и талант, он должен постоянно получать новые ощущения, заниматься интересными, развивающими воображение делами. Поэтому основными требованиями жизни в детском саду должны быть такие:
- Придавать особое значение каждому проявлению инициативы, интереса со стороны ребенка;
- Пробуждать интерес ребенка и в домашних условиях, придумывая для него различные задания» [5].
Таким образом, мы считаем, что общественно-политические и социально-экономические условия в Казахстане в начале ХХ века закономерно повлияли на развитие инноваций в дошкольном образовании республики. Однако, анализируя состояние дошкольного воспитания в исследуемый период, необходимо указать, что в работе дошкольных учреждений республики имелись и некоторые недостатки, а именно: слабый уровень профессиональной подготовки значительной части воспитателей; низкое материальное и учебно–методическое оснащение, что естественно повлияло на качество воспитания и развития личности детей дошкольного возраста.
- 1. Кузембайулы А., Абилев Е. История Казахстана.- Алматы: 1996. –350 с.
- 2. Менжанова А. Мектепке дейiнгi педагогика. -Алматы: 1992, -107 б.
- 3. Казахстан в начале ХХ века: методология, историография, источниковедение. /Сб. статей. - Алматы, 1993. - 163 с.
- 4. Менжанова А. Мектепке дейiнгi педагогика. -Алматы: 1992, -107 б.
- 5. Ахметова Л. Н.Кулжанова // Дауренбековой Д. АлЈашјы јарлыЈаштар. - Алматы: Ѕазајстан, 1989. - 207 б.