Половина Е.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения к природе средствами пейзажной живописи
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
Рядок 1: | Рядок 1: | ||
− | + | <p align=justify>'''[[Половина Е.А.]]''' - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченка</p align=justify> | |
− | Резюмирование анализа психолого-педагогической литературы по вопросам формирования эстетического отношения детей к природе позволило выделить психологические особенности формирования эстетического отношения детей к природе: непосредственный характер и высокая эмоциональность эстетического восприятия, зависимость силы и продолжительности эстетических чувств от уровня интеллектуального развития ребенка; ассоциативные механизмы, лежащие в основе образования эстетических представлений ребенка при восприятии объектов и явлений природы и художественных картин, психологические механизмы эстетического восприятия, завершающиеся чувством, мыслью, идеей, мышлением, тесно связаны с познавательной стороной эстетического отношения личности к действительности и существуют в форме эстетических суждений. | + | <p align=justify> В современных условиях особую значимость приобретает проблема воспитания у детей эстетического восприятия объектов и явлений природы и формирования эстетического отношения к природе. Это обусловлено прежде всего тем, что в течение последних десятилетий выделяется тенденция господства прагматического отношения к природе как к объекту получения материальных и духовных благ, а природа как объект получения эстетического наслаждения остается без внимания специалистов в области дошкольного воспитания и, как следствие, не находит отражения в работе с дошкольниками.</p align=justify> |
− | + | <p align=justify> Резюмирование анализа психолого-педагогической литературы по вопросам формирования эстетического отношения детей к природе позволило выделить психологические особенности формирования эстетического отношения детей к природе: непосредственный характер и высокая эмоциональность эстетического восприятия, зависимость силы и продолжительности эстетических чувств от уровня интеллектуального развития ребенка; ассоциативные механизмы, лежащие в основе образования эстетических представлений ребенка при восприятии объектов и явлений природы и художественных картин, психологические механизмы эстетического восприятия, завершающиеся чувством, мыслью, идеей, мышлением, тесно связаны с познавательной стороной эстетического отношения личности к действительности и существуют в форме эстетических суждений.</p align=justify> | |
− | Исследование педагогических основ формирования эстетического отношения ребенка к природе обоснованно основной задачей эстетического воспитания, заключается в пробуждении чувства красоты и понимании прекрасного в окружающем и указывает на зависимость развития этого качества у детей от эмоциональности и эстетической насыщенности их познавательной деятельности. Основной предпосылкой формирования эстетического отношения к природе служит педагогический поиск отправной позиции для открытия прекрасного в природе и развития этой эмоциональной доминанты в душе ребенка. Педагогическими условиями формирования эстетического отношения к природе у старших дошкольников выступают: развитие чувств, способность педагога к компетентному преодолению препятствий, стоящих на пути к познанию красоты природы, создание эмоциональной ситуации или «чудесное прикосновение к глубине души»; восприятие природы через чувство любви, которое основывается на эмоциональной чувствительности ребенка к средствам педагогического воздействия; апеллирование к генетическому опыту мировосприятия, учет взаимосвязи и зависимости эстетического развития ребенка от морального и интеллектуального; непосредственный процесс общения и взаимодействия с реальными объектами и явлениями природы. Характеристика искусства живописи как средства формирования эстетического отношения к природе старших дошкольников дала основания определить, что основное значение использования искусства в учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного заведения заключается в его воспитательной, развивающей функции. Оптимальность использования пейзажного жанра живописи как средства формирования эстетического отношения к природе у старших дошкольников обусловлена философской направленностью художественного осмысления и отражения природы художником, поскольку позволяет сосредоточиться на объектах и явлениях природы, зафиксированных на холсте, и окрашенных силой эстетических эмоций автора. Восприятие внешних красивых признаков, воспроизведённых в картине, порождает способность эмоционально откликаться на пейзаж, близкий опыту ребенка. Теоретическим основанием экспериментального исследования выступает освещение методики работы с картиной, которая строится на принципах, предусматривающих развитие у детей креативности мышления, обеспечивается педагогическим стимулированием у детей желания самостоятельно воспринимать и непринужденно, свободно, нешаблонно оценивать произведение искусства. | + | <p align=justify> Исследование педагогических основ формирования эстетического отношения ребенка к природе обоснованно основной задачей эстетического воспитания, заключается в пробуждении чувства красоты и понимании прекрасного в окружающем и указывает на зависимость развития этого качества у детей от эмоциональности и эстетической насыщенности их познавательной деятельности. Основной предпосылкой формирования эстетического отношения к природе служит педагогический поиск отправной позиции для открытия прекрасного в природе и развития этой эмоциональной доминанты в душе ребенка. Педагогическими условиями формирования эстетического отношения к природе у старших дошкольников выступают: развитие чувств, способность педагога к компетентному преодолению препятствий, стоящих на пути к познанию красоты природы, создание эмоциональной ситуации или «чудесное прикосновение к глубине души»; восприятие природы через чувство любви, которое основывается на эмоциональной чувствительности ребенка к средствам педагогического воздействия; апеллирование к генетическому опыту мировосприятия, учет взаимосвязи и зависимости эстетического развития ребенка от морального и интеллектуального; непосредственный процесс общения и взаимодействия с реальными объектами и явлениями природы. Характеристика искусства живописи как средства формирования эстетического отношения к природе старших дошкольников дала основания определить, что основное значение использования искусства в учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного заведения заключается в его воспитательной, развивающей функции. Оптимальность использования пейзажного жанра живописи как средства формирования эстетического отношения к природе у старших дошкольников обусловлена философской направленностью художественного осмысления и отражения природы художником, поскольку позволяет сосредоточиться на объектах и явлениях природы, зафиксированных на холсте, и окрашенных силой эстетических эмоций автора. Восприятие внешних красивых признаков, воспроизведённых в картине, порождает способность эмоционально откликаться на пейзаж, близкий опыту ребенка. Теоретическим основанием экспериментального исследования выступает освещение методики работы с картиной, которая строится на принципах, предусматривающих развитие у детей креативности мышления, обеспечивается педагогическим стимулированием у детей желания самостоятельно воспринимать и непринужденно, свободно, нешаблонно оценивать произведение искусства.</p align=justify> |
− | + | <p align=justify> Изучение состояния практики работы дошкольных учебных заведений показало, что среди причин неудовлетворительного состояния развития формирования у старших дошкольников эстетического отношения к природе средствами живописи определены следующие: отсутствие целостного понимания работниками ДОУ стратегии формирования эстетического отношения к природе, что обусловлено традиционной ориентацией педагогов на приоритет когнитивного компонента в воспитании и обучении; несистематичность направления воспитателями спектра дидактических и воспитательных средств на решение задач развития эстетических чувств и, в большинстве случаев, их задекларированность при отсутствии реализации, недостаточное методическое обеспечение (отсутствуют качественные репродукции произведений живописи, методические рекомендации по формированию у детей эстетического отношение к природе, недостаточно информации о художниках и картин, адаптированных для восприятия детьми дошкольного возраста); непонимание родителями важности всестороннего воспитания ребенка, в том числе такого составного компонента как эстетическое развитие, недостаточное и ограниченное использование потенциала природы и искусства для формирования личности ребенка.</p align=justify> | |
− | Изучение состояния практики работы дошкольных учебных заведений показало, что среди причин неудовлетворительного состояния развития формирования у старших дошкольников эстетического отношения к природе средствами живописи определены следующие: отсутствие целостного понимания работниками ДОУ стратегии формирования эстетического отношения к природе, что обусловлено традиционной ориентацией педагогов на приоритет когнитивного компонента в воспитании и обучении; несистематичность направления воспитателями спектра дидактических и воспитательных средств на решение задач развития эстетических чувств и, в большинстве случаев, их задекларированность при отсутствии реализации, недостаточное методическое обеспечение (отсутствуют качественные репродукции произведений живописи, методические рекомендации по формированию у детей эстетического отношение к природе, недостаточно информации о художниках и картин, адаптированных для восприятия детьми дошкольного возраста); непонимание родителями важности всестороннего воспитания ребенка, в том числе такого составного компонента как эстетическое развитие, недостаточное и ограниченное использование потенциала природы и искусства для формирования личности ребенка. | + | <p align=justify> Полученные данные констатирующего эксперимента позволили нам практически проверить теоретические положения об особенностях восприятия детьми красоты природы (зависимость от руководства взрослого, последовательность и поэтапность развития эстетического отношения к природе) и осуществить распределение детей по уровням сформированности у них эстетического отношения к природе (высокий уровень эстетического отношения к природы присущ только десятой части респондентов, средний и низкий уровни наблюдаются почти у половины обследованных дошкольников).</p align=justify> |
− | + | <p align=justify> Целесообразность использования произведений живописи для формирования у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения к природе подтвердил элемент коррекции, введенный нами при наблюдении занятия, который позволил зафиксировать положительные изменения в отношении к ее объектам и явлениям, которые происходят в процессе художественно-педагогического общения по картинам.</p align=justify> | |
− | Полученные данные констатирующего эксперимента позволили нам практически проверить теоретические положения об особенностях восприятия детьми красоты природы (зависимость от руководства взрослого, последовательность и поэтапность развития эстетического отношения к природе) и осуществить распределение детей по уровням сформированности у них эстетического отношения к природе (высокий уровень эстетического отношения к природы присущ только десятой части респондентов, средний и низкий уровни наблюдаются почти у половины обследованных дошкольников). | + | <p align=justify> Система работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения к природе основана на принципах постепенного самоовладения личностью мыслей, обеспечивающих развитие способности ребенка к осознанию внутренних глубинных стремлений, умение вызывать у себя положительные эмоциональные состояния, чувства, переживания и основана на использовании произведений пейзажной живописи в учебно-воспитательном процессе детского сада. Обеспечение эффективности данной методики достигалось путем использования в учебно-воспитательном процессе ДОУ различных форм организации общения и взаимодействия педагога с детьми (наблюдений, прогулок в природу, бесед, эмоциональных упражнений, игр, нетрадиционных форм работы по картинам пейзажного жанра), обеспечением единства педагогического воздействия на детей со стороны педагогов и родителей; наличием методического обеспечения.</p align=justify> |
− | + | <p align=justify> Система работы по формированию эстетического отношения к природе у старших дошкольников базировалась на единстве эстетического и научного познания при встрече ребенка с реальными явлениями природы и ее изображением в произведениях искусства, основывалась положением об органическом сочетании познавательной и эмоциональной деятельности и теоретическими аспектами, которая проявлялась: в заинтересованности происходящим в природе и проявлении сопереживания; в способности воспринимать эстетические качества природы и оценивать их, что находит отражение в речевой, изобразительной, игровой, музыкальной деятельности; в умении проявлять самостоятельность в оперировании эмоционально-эстетическим опытом.</p align=justify> | |
− | Целесообразность использования произведений живописи для формирования у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения к природе подтвердил элемент коррекции, введенный нами при наблюдении занятия, который позволил зафиксировать положительные изменения в отношении к ее объектам и явлениям, которые происходят в процессе художественно-педагогического общения по картинам. | + | <p align=justify> Система работы поэтапного формирования эстетического отношения к природе у старших дошкольников направлялась на:</p align=justify> |
− | + | <p align=justify>• обеспечение опыта использования приемов выделения эстетических свойств окружающей природы, подведение дошкольников к самостоятельному изъявлению желания замечать эстетическую сторону природных явлений и объектов (подготовительный этап);</p align=justify> | |
− | Система работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения к природе основана на принципах постепенного самоовладения личностью мыслей, обеспечивающих развитие способности ребенка к осознанию внутренних глубинных стремлений, умение вызывать у себя положительные эмоциональные состояния, чувства, переживания и основана на использовании произведений пейзажной живописи в учебно-воспитательном процессе детского сада. Обеспечение эффективности данной методики достигалось путем использования в учебно-воспитательном процессе ДОУ различных форм организации общения и взаимодействия педагога с детьми (наблюдений, прогулок в природу, бесед, эмоциональных упражнений, игр, нетрадиционных форм работы по картинам пейзажного жанра), обеспечением единства педагогического воздействия на детей со стороны педагогов и родителей; наличием методического обеспечения. | + | <p align=justify>• организацию художественно-педагогического общения по картинам пейзажного жанра живописи, которая включала развитие эстетического видения реальных объектов и явлений природы, развитие воображения, творчества, умение выделять такие средства выразительности как цвет, форма, перспектива, светотень, активизация словаря, содействие возникновению ассоциативных связей между содержанием картины и жизненным опытом детей, развитие способности получать эстетическое удовольствие от восприятия красоты природы, побуждение желания повторной встречи с произведениями живописи, поддержка интерес к дальнейшему восприятию красоты природы, аккумулированной в картинах;</p align=justify> |
− | + | <p align=justify>• трансформацию эстетического отношения к природе, что реализовывалась в самостоятельной художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста (интерпретационный этап, во время которого речевая и изобразительная деятельность нашла свое отражение в создании «Калейдоскопа красоты», проведении бесед на тему «О чем шепчет дождик?», «Хрустальный перезвон», «Разговор с ноябрем», составлении рассказов об объектах и явлениях природы, рассказов, сказок и т.д.</p align=justify> | |
− | Система работы по формированию эстетического отношения к природе у старших дошкольников базировалась на единстве эстетического и научного познания при встрече ребенка с реальными явлениями природы и ее изображением в произведениях искусства, основывалась положением об органическом сочетании познавательной и эмоциональной деятельности и теоретическими аспектами, которая проявлялась: в заинтересованности происходящим в природе и проявлении сопереживания; в способности воспринимать эстетические качества природы и оценивать их, что находит отражение в речевой, изобразительной, игровой, музыкальной деятельности; в умении проявлять самостоятельность в оперировании эмоционально-эстетическим опытом. | + | <p align=justify> Поэтапность системы работы способствовала повышению эффективности использования выбранных средств: обогащение эмоционального опыта и знаний детей, систему взаимодействия ребенка с воспитателем в процессе эмоционального художественно-педагогического общения на материале восприятия картин пейзажного жанра, трансформацию эстетического отношения к природе, что реализовывалась в самостоятельной художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста (рисование и словесно-художественное творчество).</p align=justify> |
− | + | <p align=justify> Переориентация учебно-воспитательного процесса ДОУ на формирование чувственной сферы дошкольников и, в частности, эстетического отношения к природе, реализуется при следующих условиях: развитая эмоциональность личности воспитателя и чувственность его отношение к работе с детьми; управляемость процессом формирования отношения, создание эмоциональной ситуации, наличие эмоциональной установки на восприятие красоты природы; постепенное развитие способности ребенка к восприятию многоцветия природы, разнообразия ее звучания, развитие образного мышления, обеспечение системы знаний об объектах и явлениях природы методом наблюдения как основы формирования эстетического отношения к природе, использование искусства пейзажного жанра как средства развития эстетического отношения к природе в процессе художественно-педагогического общения, привлечение родителей к решению задач эстетического воспитания. В ходе формирующего эксперимента мы убедились в том, что успешность работы во многом зависит от личности воспитателя и его отношения к работе с детьми. Только воспитатель-творец, а не воспитатель ремесленник способен пробудить в ребенке эстетическое начало. При соблюдении данного условия, в процессе формирования эстетического отношения к природе средствами искусства у старших дошкольников развивается креативность, эмпатия, рефлексия, изобразительные способности, эстетическая культура и нравственные качества личности.</p align=justify> | |
− | Система работы поэтапного формирования эстетического отношения к природе у старших дошкольников направлялась на: | + | <p align=justify> Эффективность системы работы по использованию пейзажной живописи в формировании эстетического отношения старших дошкольников к природе была подтверждена данными контрольного эксперимента. Результаты диагностирования сформированности у детей эстетического отношения к объектам и явлениям природы показали, что в группах, которые работали по нашей методике, произошли существенные сдвиги в уровнях сформированности исследуемого качества (сложились четкие устойчивые ассоциации между объектами природы и понятием «красота», их спектр расширился, обогатив речь детей: рассказы детей экспериментальной группы об объектах и явлениях природы получили образность, обогатились средствами художественной выразительности, стали более содержательными и интересными по сравнению с рассказами детей контрольной группы). У детей контрольной группы при определенном обогащении знаний об объектах и явлениях природы процесс непосредственного восприятия окружающей природы почти не изменился, отношение к ее объектам и явлениям, в основном, осталось на утилитарном уровне. Частота и сила проявления эстетических эмоций в процессе общения с природой у детей контрольной группы была значительно ниже, чем у детей экспериментальной; подражание взрослым, как своеобразие эстетического отношения детей к объектам и явлениям природы, сохранилось у детей как экспериментальной, так и контрольной групп, однако в умении эстетически оценивать их в реалиях и воспроизведёнными в пейзажном жанре, дети экспериментальной группы значительно опережали своих сверстников из контрольной группы.</p align=justify> |
− | + | <p align=justify> Таким образом, экспериментальная проверка, данные апробации и внедрения в практику дошкольных учебных заведений предложенной методики формирования эстетического отношения старших дошкольников к природе средствами изобразительного искусства показали ее эффективность.</p align=justify> | |
− | • обеспечение опыта использования приемов выделения эстетических свойств окружающей природы, подведение дошкольников к самостоятельному изъявлению желания замечать эстетическую сторону природных явлений и объектов (подготовительный этап); | + | <p align=justify> Ежегодно в детские дошкольные заведения приходят дети с разным потенциалом: сообразительные, медленные, контактные, закрытые, однако общим для них является то, что они все меньше увлекаются, удивляются, их интересы носят однообразный характер: кукла Барби, модели автомобилей, компьютеры, игровые приставки. Такая тенденция к прагматизму идет в разрез с требованиями современного общества, которое нуждается в активных, творческих личностях, которые в первую очередь эмоционально откликаются на проявления прекрасного в окружающей среде и среди людей. Отсюда следует актуальность решения вопроса о воспитании лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей у подрастающего поколения. Ответ на вопрос «Каким образом выполнить данное задание?», на наш взгляд, частично решён с помощью данного исследования: воспитание с помощью культуры, красоты, воспитание через распространение педагогом чувственного восприятия красоты и пропускания ее через свою душу и сердце в душу и сердце ребенка. Именно такой подход является залогом духовного и материального благополучия общества, без него никакие методики, технологии и средства культуры не работают. Проведение эксперимента убедило нас в том, что художественно-педагогическое общение с природой и искусством обогащает чувственный опыт, пополняет запас впечатлений ребенка и подтверждает постулат древних греков о том, что человек становится лучше от общения с прекрасным.</p align=justify> |
− | + | ||
− | • организацию художественно-педагогического общения по картинам пейзажного жанра живописи, которая включала развитие эстетического видения реальных объектов и явлений природы, развитие воображения, творчества, умение выделять такие средства выразительности как цвет, форма, перспектива, светотень, активизация словаря, содействие возникновению ассоциативных связей между содержанием картины и жизненным опытом детей, развитие способности получать эстетическое удовольствие от восприятия красоты природы, побуждение желания повторной встречи с произведениями живописи, поддержка интерес к дальнейшему восприятию красоты природы, аккумулированной в картинах; | + | |
− | + | ||
− | • трансформацию эстетического отношения к природе, что реализовывалась в самостоятельной художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста (интерпретационный этап, во время которого речевая и изобразительная деятельность нашла свое отражение в создании «Калейдоскопа красоты», проведении бесед на тему «О чем шепчет дождик?», «Хрустальный перезвон», «Разговор с ноябрем», составлении рассказов об объектах и явлениях природы, рассказов, сказок и т.д. | + | |
− | + | ||
− | Поэтапность системы работы способствовала повышению эффективности использования выбранных средств: обогащение эмоционального опыта и знаний детей, систему взаимодействия ребенка с воспитателем в процессе эмоционального художественно-педагогического общения на материале восприятия картин пейзажного жанра, трансформацию эстетического отношения к природе, что реализовывалась в самостоятельной художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста (рисование и словесно-художественное творчество). | + | |
− | + | ||
− | Переориентация учебно-воспитательного процесса ДОУ на формирование чувственной сферы дошкольников и, в частности, эстетического отношения к природе, реализуется при следующих условиях: развитая эмоциональность личности воспитателя и чувственность его отношение к работе с детьми; управляемость процессом формирования отношения, создание эмоциональной ситуации, наличие эмоциональной установки на восприятие красоты природы; постепенное развитие способности ребенка к восприятию многоцветия природы, разнообразия ее звучания, развитие образного мышления, обеспечение системы знаний об объектах и явлениях природы методом наблюдения как основы формирования эстетического отношения к природе, использование искусства пейзажного жанра как средства развития эстетического отношения к природе в процессе художественно-педагогического общения, привлечение родителей к решению задач эстетического воспитания. В ходе формирующего эксперимента мы убедились в том, что успешность работы во многом зависит от личности воспитателя и его отношения к работе с детьми. Только воспитатель-творец, а не воспитатель ремесленник способен пробудить в ребенке эстетическое начало. При соблюдении данного условия, в процессе формирования эстетического отношения к природе средствами искусства у старших дошкольников развивается креативность, эмпатия, рефлексия, изобразительные способности, эстетическая культура и нравственные качества личности. | + | |
− | + | ||
− | Эффективность системы работы по использованию пейзажной живописи в формировании эстетического отношения старших дошкольников к природе была подтверждена данными контрольного эксперимента. Результаты диагностирования сформированности у детей эстетического отношения к объектам и явлениям природы показали, что в группах, которые работали по нашей методике, произошли существенные сдвиги в уровнях сформированности исследуемого качества (сложились четкие устойчивые ассоциации между объектами природы и понятием «красота», их спектр расширился, обогатив речь детей: рассказы детей экспериментальной группы об объектах и явлениях природы получили образность, обогатились средствами художественной выразительности, стали более содержательными и интересными по сравнению с рассказами детей контрольной группы). У детей контрольной группы при определенном обогащении знаний об объектах и явлениях природы процесс непосредственного восприятия окружающей природы почти не изменился, отношение к ее объектам и явлениям, в основном, осталось на утилитарном уровне. Частота и сила проявления эстетических эмоций в процессе общения с природой у детей контрольной группы была значительно ниже, чем у детей экспериментальной; подражание взрослым, как своеобразие эстетического отношения детей к объектам и явлениям природы, сохранилось у детей как экспериментальной, так и контрольной групп, однако в умении эстетически оценивать их в реалиях и воспроизведёнными в пейзажном жанре, дети экспериментальной группы значительно опережали своих сверстников из контрольной группы. | + | |
− | + | ||
− | Таким образом, экспериментальная проверка, данные апробации и внедрения в практику дошкольных учебных заведений предложенной методики формирования эстетического отношения старших дошкольников к природе средствами изобразительного искусства показали ее эффективность. | + | |
− | + | ||
− | Ежегодно в детские дошкольные заведения приходят дети с разным потенциалом: сообразительные, медленные, контактные, закрытые, однако общим для них является то, что они все меньше увлекаются, удивляются, их интересы носят однообразный характер: кукла Барби, модели автомобилей, компьютеры, игровые приставки. Такая тенденция к прагматизму идет в разрез с требованиями современного общества, которое нуждается в активных, творческих личностях, которые в первую очередь эмоционально откликаются на проявления прекрасного в окружающей среде и среди людей. Отсюда следует актуальность решения вопроса о воспитании лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей у подрастающего поколения. Ответ на вопрос «Каким образом выполнить данное задание?», на наш взгляд, частично решён с помощью данного исследования: воспитание с помощью культуры, красоты, воспитание через распространение педагогом чувственного восприятия красоты и пропускания ее через свою душу и сердце в душу и сердце ребенка. Именно такой подход является залогом духовного и материального благополучия общества, без него никакие методики, технологии и средства культуры не работают. Проведение эксперимента убедило нас в том, что художественно-педагогическое общение с природой и искусством обогащает чувственный опыт, пополняет запас впечатлений ребенка и подтверждает постулат древних греков о том, что человек становится лучше от общения с прекрасным. | + | |
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | <center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> |
Версія за 19:57, 27 серпня 2013
Половина Е.А. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченка
В современных условиях особую значимость приобретает проблема воспитания у детей эстетического восприятия объектов и явлений природы и формирования эстетического отношения к природе. Это обусловлено прежде всего тем, что в течение последних десятилетий выделяется тенденция господства прагматического отношения к природе как к объекту получения материальных и духовных благ, а природа как объект получения эстетического наслаждения остается без внимания специалистов в области дошкольного воспитания и, как следствие, не находит отражения в работе с дошкольниками.
Резюмирование анализа психолого-педагогической литературы по вопросам формирования эстетического отношения детей к природе позволило выделить психологические особенности формирования эстетического отношения детей к природе: непосредственный характер и высокая эмоциональность эстетического восприятия, зависимость силы и продолжительности эстетических чувств от уровня интеллектуального развития ребенка; ассоциативные механизмы, лежащие в основе образования эстетических представлений ребенка при восприятии объектов и явлений природы и художественных картин, психологические механизмы эстетического восприятия, завершающиеся чувством, мыслью, идеей, мышлением, тесно связаны с познавательной стороной эстетического отношения личности к действительности и существуют в форме эстетических суждений.
Исследование педагогических основ формирования эстетического отношения ребенка к природе обоснованно основной задачей эстетического воспитания, заключается в пробуждении чувства красоты и понимании прекрасного в окружающем и указывает на зависимость развития этого качества у детей от эмоциональности и эстетической насыщенности их познавательной деятельности. Основной предпосылкой формирования эстетического отношения к природе служит педагогический поиск отправной позиции для открытия прекрасного в природе и развития этой эмоциональной доминанты в душе ребенка. Педагогическими условиями формирования эстетического отношения к природе у старших дошкольников выступают: развитие чувств, способность педагога к компетентному преодолению препятствий, стоящих на пути к познанию красоты природы, создание эмоциональной ситуации или «чудесное прикосновение к глубине души»; восприятие природы через чувство любви, которое основывается на эмоциональной чувствительности ребенка к средствам педагогического воздействия; апеллирование к генетическому опыту мировосприятия, учет взаимосвязи и зависимости эстетического развития ребенка от морального и интеллектуального; непосредственный процесс общения и взаимодействия с реальными объектами и явлениями природы. Характеристика искусства живописи как средства формирования эстетического отношения к природе старших дошкольников дала основания определить, что основное значение использования искусства в учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного заведения заключается в его воспитательной, развивающей функции. Оптимальность использования пейзажного жанра живописи как средства формирования эстетического отношения к природе у старших дошкольников обусловлена философской направленностью художественного осмысления и отражения природы художником, поскольку позволяет сосредоточиться на объектах и явлениях природы, зафиксированных на холсте, и окрашенных силой эстетических эмоций автора. Восприятие внешних красивых признаков, воспроизведённых в картине, порождает способность эмоционально откликаться на пейзаж, близкий опыту ребенка. Теоретическим основанием экспериментального исследования выступает освещение методики работы с картиной, которая строится на принципах, предусматривающих развитие у детей креативности мышления, обеспечивается педагогическим стимулированием у детей желания самостоятельно воспринимать и непринужденно, свободно, нешаблонно оценивать произведение искусства.
Изучение состояния практики работы дошкольных учебных заведений показало, что среди причин неудовлетворительного состояния развития формирования у старших дошкольников эстетического отношения к природе средствами живописи определены следующие: отсутствие целостного понимания работниками ДОУ стратегии формирования эстетического отношения к природе, что обусловлено традиционной ориентацией педагогов на приоритет когнитивного компонента в воспитании и обучении; несистематичность направления воспитателями спектра дидактических и воспитательных средств на решение задач развития эстетических чувств и, в большинстве случаев, их задекларированность при отсутствии реализации, недостаточное методическое обеспечение (отсутствуют качественные репродукции произведений живописи, методические рекомендации по формированию у детей эстетического отношение к природе, недостаточно информации о художниках и картин, адаптированных для восприятия детьми дошкольного возраста); непонимание родителями важности всестороннего воспитания ребенка, в том числе такого составного компонента как эстетическое развитие, недостаточное и ограниченное использование потенциала природы и искусства для формирования личности ребенка.
Полученные данные констатирующего эксперимента позволили нам практически проверить теоретические положения об особенностях восприятия детьми красоты природы (зависимость от руководства взрослого, последовательность и поэтапность развития эстетического отношения к природе) и осуществить распределение детей по уровням сформированности у них эстетического отношения к природе (высокий уровень эстетического отношения к природы присущ только десятой части респондентов, средний и низкий уровни наблюдаются почти у половины обследованных дошкольников).
Целесообразность использования произведений живописи для формирования у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения к природе подтвердил элемент коррекции, введенный нами при наблюдении занятия, который позволил зафиксировать положительные изменения в отношении к ее объектам и явлениям, которые происходят в процессе художественно-педагогического общения по картинам.
Система работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения к природе основана на принципах постепенного самоовладения личностью мыслей, обеспечивающих развитие способности ребенка к осознанию внутренних глубинных стремлений, умение вызывать у себя положительные эмоциональные состояния, чувства, переживания и основана на использовании произведений пейзажной живописи в учебно-воспитательном процессе детского сада. Обеспечение эффективности данной методики достигалось путем использования в учебно-воспитательном процессе ДОУ различных форм организации общения и взаимодействия педагога с детьми (наблюдений, прогулок в природу, бесед, эмоциональных упражнений, игр, нетрадиционных форм работы по картинам пейзажного жанра), обеспечением единства педагогического воздействия на детей со стороны педагогов и родителей; наличием методического обеспечения.
Система работы по формированию эстетического отношения к природе у старших дошкольников базировалась на единстве эстетического и научного познания при встрече ребенка с реальными явлениями природы и ее изображением в произведениях искусства, основывалась положением об органическом сочетании познавательной и эмоциональной деятельности и теоретическими аспектами, которая проявлялась: в заинтересованности происходящим в природе и проявлении сопереживания; в способности воспринимать эстетические качества природы и оценивать их, что находит отражение в речевой, изобразительной, игровой, музыкальной деятельности; в умении проявлять самостоятельность в оперировании эмоционально-эстетическим опытом.
Система работы поэтапного формирования эстетического отношения к природе у старших дошкольников направлялась на:
• обеспечение опыта использования приемов выделения эстетических свойств окружающей природы, подведение дошкольников к самостоятельному изъявлению желания замечать эстетическую сторону природных явлений и объектов (подготовительный этап);
• организацию художественно-педагогического общения по картинам пейзажного жанра живописи, которая включала развитие эстетического видения реальных объектов и явлений природы, развитие воображения, творчества, умение выделять такие средства выразительности как цвет, форма, перспектива, светотень, активизация словаря, содействие возникновению ассоциативных связей между содержанием картины и жизненным опытом детей, развитие способности получать эстетическое удовольствие от восприятия красоты природы, побуждение желания повторной встречи с произведениями живописи, поддержка интерес к дальнейшему восприятию красоты природы, аккумулированной в картинах;
• трансформацию эстетического отношения к природе, что реализовывалась в самостоятельной художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста (интерпретационный этап, во время которого речевая и изобразительная деятельность нашла свое отражение в создании «Калейдоскопа красоты», проведении бесед на тему «О чем шепчет дождик?», «Хрустальный перезвон», «Разговор с ноябрем», составлении рассказов об объектах и явлениях природы, рассказов, сказок и т.д.
Поэтапность системы работы способствовала повышению эффективности использования выбранных средств: обогащение эмоционального опыта и знаний детей, систему взаимодействия ребенка с воспитателем в процессе эмоционального художественно-педагогического общения на материале восприятия картин пейзажного жанра, трансформацию эстетического отношения к природе, что реализовывалась в самостоятельной художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста (рисование и словесно-художественное творчество).
Переориентация учебно-воспитательного процесса ДОУ на формирование чувственной сферы дошкольников и, в частности, эстетического отношения к природе, реализуется при следующих условиях: развитая эмоциональность личности воспитателя и чувственность его отношение к работе с детьми; управляемость процессом формирования отношения, создание эмоциональной ситуации, наличие эмоциональной установки на восприятие красоты природы; постепенное развитие способности ребенка к восприятию многоцветия природы, разнообразия ее звучания, развитие образного мышления, обеспечение системы знаний об объектах и явлениях природы методом наблюдения как основы формирования эстетического отношения к природе, использование искусства пейзажного жанра как средства развития эстетического отношения к природе в процессе художественно-педагогического общения, привлечение родителей к решению задач эстетического воспитания. В ходе формирующего эксперимента мы убедились в том, что успешность работы во многом зависит от личности воспитателя и его отношения к работе с детьми. Только воспитатель-творец, а не воспитатель ремесленник способен пробудить в ребенке эстетическое начало. При соблюдении данного условия, в процессе формирования эстетического отношения к природе средствами искусства у старших дошкольников развивается креативность, эмпатия, рефлексия, изобразительные способности, эстетическая культура и нравственные качества личности.
Эффективность системы работы по использованию пейзажной живописи в формировании эстетического отношения старших дошкольников к природе была подтверждена данными контрольного эксперимента. Результаты диагностирования сформированности у детей эстетического отношения к объектам и явлениям природы показали, что в группах, которые работали по нашей методике, произошли существенные сдвиги в уровнях сформированности исследуемого качества (сложились четкие устойчивые ассоциации между объектами природы и понятием «красота», их спектр расширился, обогатив речь детей: рассказы детей экспериментальной группы об объектах и явлениях природы получили образность, обогатились средствами художественной выразительности, стали более содержательными и интересными по сравнению с рассказами детей контрольной группы). У детей контрольной группы при определенном обогащении знаний об объектах и явлениях природы процесс непосредственного восприятия окружающей природы почти не изменился, отношение к ее объектам и явлениям, в основном, осталось на утилитарном уровне. Частота и сила проявления эстетических эмоций в процессе общения с природой у детей контрольной группы была значительно ниже, чем у детей экспериментальной; подражание взрослым, как своеобразие эстетического отношения детей к объектам и явлениям природы, сохранилось у детей как экспериментальной, так и контрольной групп, однако в умении эстетически оценивать их в реалиях и воспроизведёнными в пейзажном жанре, дети экспериментальной группы значительно опережали своих сверстников из контрольной группы.
Таким образом, экспериментальная проверка, данные апробации и внедрения в практику дошкольных учебных заведений предложенной методики формирования эстетического отношения старших дошкольников к природе средствами изобразительного искусства показали ее эффективность.
Ежегодно в детские дошкольные заведения приходят дети с разным потенциалом: сообразительные, медленные, контактные, закрытые, однако общим для них является то, что они все меньше увлекаются, удивляются, их интересы носят однообразный характер: кукла Барби, модели автомобилей, компьютеры, игровые приставки. Такая тенденция к прагматизму идет в разрез с требованиями современного общества, которое нуждается в активных, творческих личностях, которые в первую очередь эмоционально откликаются на проявления прекрасного в окружающей среде и среди людей. Отсюда следует актуальность решения вопроса о воспитании лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей у подрастающего поколения. Ответ на вопрос «Каким образом выполнить данное задание?», на наш взгляд, частично решён с помощью данного исследования: воспитание с помощью культуры, красоты, воспитание через распространение педагогом чувственного восприятия красоты и пропускания ее через свою душу и сердце в душу и сердце ребенка. Именно такой подход является залогом духовного и материального благополучия общества, без него никакие методики, технологии и средства культуры не работают. Проведение эксперимента убедило нас в том, что художественно-педагогическое общение с природой и искусством обогащает чувственный опыт, пополняет запас впечатлений ребенка и подтверждает постулат древних греков о том, что человек становится лучше от общения с прекрасным.
- 1. Брауншвиг Марсель. Искусство и ребенок. Очерк эстетического воспитания: Пер. с франц. Е.М. Чарнолусской. - Санкт-Петербург: Издание Товарищества «Знание», 1908. - 205 с.
- 2. Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. - 5-е изд., Испр. и доп. - М.: Изд-во «Лабиринт», 1997. - 416 с.
- 3. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под ред. А.А.Бодалева. - М.: Изд. «Ин-т практической. психологии », Воронеж: НПО« МОДЭК », 1995. - 356 с.
- 4. Тагильцева Н.Г. Механизм идентификации и обособления искусства в развитии самосознания ребенка / / Искусство и образование. - 2003. - № 4 (26). - С. 26-33.