Елькеева А.Б. Роль образовательных программ в развитии инноваций дошкольного образования в Казахстане

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

(відмінності між версіями)
Перейти до: навігація, пошук
Рядок 1: Рядок 1:
 
<p align=justify>'''[[Елькеева А.Б.]]''' -  кандидат педагогических наук, доцент Института магистратуры  и докторантуры  PhD КазНПУ имени Абая</p align=justify>
 
<p align=justify>'''[[Елькеева А.Б.]]''' -  кандидат педагогических наук, доцент Института магистратуры  и докторантуры  PhD КазНПУ имени Абая</p align=justify>
Коренное обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обусловлено новой образовательной политикой суверенной Республики Казахстан, направленной на возрождение духовной, культурно-созидающей роли системы образования в обществе. Новые социально-экономические отношения в стране вносят значительные изменения в формирование и развитие подрастающего поколения. В этой связи основной задачей общественности, семьи и детского сада является воспитание гармонически развитой личности с национальной психологией, воспитанной на лучших традициях народа. Вследствие чего дошкольные учреждения, как основное звено системы непрерывного образования включаются в реализацию этой фундаментальной цели общества и разрабатывают принципиально новые формы воспитания и обучения.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Коренное обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обусловлено новой образовательной политикой суверенной Республики Казахстан, направленной на возрождение духовной, культурно-созидающей роли системы образования в обществе. Новые социально-экономические отношения в стране вносят значительные изменения в формирование и развитие подрастающего поколения. В этой связи основной задачей общественности, семьи и детского сада является воспитание гармонически развитой личности с национальной психологией, воспитанной на лучших традициях народа. Вследствие чего дошкольные учреждения, как основное звено системы непрерывного образования включаются в реализацию этой фундаментальной цели общества и разрабатывают принципиально новые формы воспитания и обучения. </p align=justify>
Сегодня дошкольные учреждения Казахстана работают в условиях свободного выбора образовательной программы, позволяющей педагогам проявлять творчество, более смело использовать инновации, а детям – получить комфортную среду обитания при уважении их интересов и признании самоценности дошкольного периода жизни.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Сегодня дошкольные учреждения Казахстана работают в условиях свободного выбора образовательной программы, позволяющей педагогам проявлять творчество, более смело использовать инновации, а детям – получить комфортную среду обитания при уважении их интересов и признании самоценности дошкольного периода жизни.</p align=justify>
Анализируя современное состояние организации педагогичес¬кого процесса и нормативно-программного обеспечения дошколь¬ных организаций в Казахстане, целесообразно сделать небольшой экскурс в ис¬торию.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Анализируя современное состояние организации педагогичес¬кого процесса и нормативно-программного обеспечения дошколь¬ных организаций в Казахстане, целесообразно сделать небольшой экскурс в ис¬торию. </p align=justify>
В 1991-1993 гг.началось  становление  законодательной базы системы образования Республики Казахстан. В 1991 году была принята «Концепция развития дошкольного воспитания в Казахской ССР», в которой отмечалась необходимость разработки новой программы по дошкольному воспитанию [1].
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В 1991-1993 гг.началось  становление  законодательной базы системы образования Республики Казахстан. В 1991 году была принята «Концепция развития дошкольного воспитания в Казахской ССР», в которой отмечалась необходимость разработки новой программы по дошкольному воспитанию [1].</p align=justify>
В 1992-1996 гг. в рамках разработки учебников нового поколения по заказу Министерства образования РК научными сотрудниками лаборатории дошкольного образования КАО имени Ы.Алтынсарина начинается научная  разработка  республиканской  программы «Балбобек», которая  апробировалась в течении ряда лет в опытно-экспериментальной работе. При  разработке программы и УМК были  определены  концептуальные подходы: формирование детей дошкольного возраста на основе лучших национальных традиций и этнопсихологии и разработка содержания, позволяющая  наиболее  эффективно гуманизировать педагогический процесс. Наряду с этим ученые, методисты-практики опирались на теоретические работы отечественных и зарубежных исследователей, возможность сохранения годами апробированных элементов традиционных технологий, которые обеспечивают позитивные сдвиги в развитии ребенка.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В 1992-1996 гг. в рамках разработки учебников нового поколения по заказу Министерства образования РК научными сотрудниками лаборатории дошкольного образования КАО имени Ы.Алтынсарина начинается научная  разработка  республиканской  программы «Балбобек», которая  апробировалась в течении ряда лет в опытно-экспериментальной работе. При  разработке программы и УМК были  определены  концептуальные подходы: формирование детей дошкольного возраста на основе лучших национальных традиций и этнопсихологии и разработка содержания, позволяющая  наиболее  эффективно гуманизировать педагогический процесс. Наряду с этим ученые, методисты-практики опирались на теоретические работы отечественных и зарубежных исследователей, возможность сохранения годами апробированных элементов традиционных технологий, которые обеспечивают позитивные сдвиги в развитии ребенка. </p align=justify>
На основе обзорно-теоретических, опытно-экспериментальных исследований, проведенных с целью определения содержания воспитания  и обучения детей дошкольного возраста, в 1996 г. в Казахстане  впервые вводится  первая национальная программа «Балбобек» [2].  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;На основе обзорно-теоретических, опытно-экспериментальных исследований, проведенных с целью определения содержания воспитания  и обучения детей дошкольного возраста, в 1996 г. в Казахстане  впервые вводится  первая национальная программа «Балбобек» [2]. </p align=justify>
Программа «Балбобек» становится государственным документом, рекомендованным Министерством образования РК определяющим направление организации воспитательно-образовательной  работы в дошкольных организациях республики, является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Программа «Балбобек» становится государственным документом, рекомендованным Министерством образования РК определяющим направление организации воспитательно-образовательной  работы в дошкольных организациях республики, является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. </p align=justify>
Основным достоинством  программы является тематический принцип и интегрированное (комплексное) планирование и проведение занятий.  Программа «Балбобек» рекомендует именное тематическое планирование и результаты опытно – эскпериментальных исследований доказывают, что такая структура способствует расширению и углублению содержания учебного материала, обеспечивает единство, доступность целостной системы воспитания  и творчески подходить к воспитательно – образовательному процессу.  Важнейшим компонентом программы и педагогического процесса в соответствии с ней являются правильное построение режима – занятие, игра, культурно-гигиенические организации жизни. И главное при этом, чтобы сохранялись приоритеты образования: укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития детей, уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Основным достоинством  программы является тематический принцип и интегрированное (комплексное) планирование и проведение занятий.  Программа «Балбобек» рекомендует именное тематическое планирование и результаты опытно – эскпериментальных исследований доказывают, что такая структура способствует расширению и углублению содержания учебного материала, обеспечивает единство, доступность целостной системы воспитания  и творчески подходить к воспитательно – образовательному процессу.  Важнейшим компонентом программы и педагогического процесса в соответствии с ней являются правильное построение режима – занятие, игра, культурно-гигиенические организации жизни. И главное при этом, чтобы сохранялись приоритеты образования: укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития детей, уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности. </p align=justify>
Начиная с 1998-1999 гг., в результате специально принятых мер Правительством республики, стали происходить положительные изменения: процесс закрытия  дошкольных организаций  прекращается,  постепенно открываются ранее закрытые дошкольные учреждения. Детский сад реально становится  основной формой дошкольного воспитания и обучения детей, эффективной моделью первой ступени непрерывного образования и ранней социализации детей.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Начиная с 1998-1999 гг., в результате специально принятых мер Правительством республики, стали происходить положительные изменения: процесс закрытия  дошкольных организаций  прекращается,  постепенно открываются ранее закрытые дошкольные учреждения. Детский сад реально становится  основной формой дошкольного воспитания и обучения детей, эффективной моделью первой ступени непрерывного образования и ранней социализации детей. </p align=justify>
В ноябре 1999 г. правительство Казахстана приняло постановление № 1762 «О вопросах обязательной предшкольной подготовки детей», согласно которому в образовательных учреждениях могут открываться одногодичные предшкольные классы для подготовки детей к школе. Это постановление позволило охватить до 70% детей 5-6 -летнего возраста. Норма обязательной предшкольной подготовки стала одним из достижений страны в пользу детей дошкольного возраста.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В ноябре 1999 г. правительство Казахстана приняло постановление № 1762 «О вопросах обязательной предшкольной подготовки детей», согласно которому в образовательных учреждениях могут открываться одногодичные предшкольные классы для подготовки детей к школе. Это постановление позволило охватить до 70% детей 5-6 -летнего возраста. Норма обязательной предшкольной подготовки стала одним из достижений страны в пользу детей дошкольного возраста.  
В этом же году в соответствии с п.4 статьи 24 Закона РК «Об образовании», Министерством здравоохранения, образования и спорта совместно с авторским коллективом Госуниверситета «Семей» разрабатывается  Программа предшкольной подготовки детей 6-7 лет в условиях школы.
+
В этом же году в соответствии с п.4 статьи 24 Закона РК «Об образовании», Министерством здравоохранения, образования и спорта совместно с авторским коллективом Госуниверситета «Семей» разрабатывается  Программа предшкольной подготовки детей 6-7 лет в условиях школы. </p align=justify>
Обязательная предшкольная подготовка детей 5-6 лет в рамках общеобразовательной программы была введена в государственных организациях дошкольного образования общеразвивающего типа (яслях-саду, детском саду общего типа, дошкольной гимназии, дошкольном учебно-воспитательном, оздоровительном центре, дошкольных группах комплекса «Школа-детский сад») и в  предшкольных классах общеобразовательной школы. Учебно-воспитательный процесс в предшкольных классах (группах) организуется в трех формах:
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Обязательная предшкольная подготовка детей 5-6 лет в рамках общеобразовательной программы была введена в государственных организациях дошкольного образования общеразвивающего типа (яслях-саду, детском саду общего типа, дошкольной гимназии, дошкольном учебно-воспитательном, оздоровительном центре, дошкольных группах комплекса «Школа-детский сад») и в  предшкольных классах общеобразовательной школы. Учебно-воспитательный процесс в предшкольных классах (группах) организуется в трех формах:</p align=justify>
 
* занятия как специально организованная форма обучения;
 
* занятия как специально организованная форма обучения;
 
* нерегламентированные виды деятельности;
 
* нерегламентированные виды деятельности;
 
* свободное время, предусмотренное для ребенка в предшкольных группах организаций дошкольного образования.
 
* свободное время, предусмотренное для ребенка в предшкольных группах организаций дошкольного образования.
В 2002 году авторами Н.И Бенеш., Ю.С Натаровой, М.И Тусупбековой и др. разработан УМК предшкольной подготовки детей 6-7 лет.  Его  в нашей Республике,  ждали педагоги, родители и дети. Авторы создали новую модель воспитания и обучения, которая построена на психологических и дидактических принципах, на интеграции всех разделов программы, достижениях отечественной, мировой психологической и педагогической науки. Учебные пособия способствуют ребенку спокойно перейти в новую систему социальных отношений и учебной деятельности и справиться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В 2002 году авторами Н.И Бенеш., Ю.С Натаровой, М.И Тусупбековой и др. разработан УМК предшкольной подготовки детей 6-7 лет.  Его  в нашей Республике,  ждали педагоги, родители и дети. Авторы создали новую модель воспитания и обучения, которая построена на психологических и дидактических принципах, на интеграции всех разделов программы, достижениях отечественной, мировой психологической и педагогической науки. Учебные пособия способствуют ребенку спокойно перейти в новую систему социальных отношений и учебной деятельности и справиться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. </p align=justify>
С 2000 года начинается широкомасштабный эксперимент по разработке государственных образовательных стандартов. Государственный стандарт понимается как определенные требования государства к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей в детском саду. При этом качество педагогического сопровождения детей в государственном учреждении рассматривается в связи с характером программы воспитания и обучения, особенностями взаимодействия детей и взрослых, организации предметно-пространственной среды жизни детей, состоянием их здоровья, а также преемственностью дошкольного и начального общего школьного образовании.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;С 2000 года начинается широкомасштабный эксперимент по разработке государственных образовательных стандартов. Государственный стандарт понимается как определенные требования государства к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей в детском саду. При этом качество педагогического сопровождения детей в государственном учреждении рассматривается в связи с характером программы воспитания и обучения, особенностями взаимодействия детей и взрослых, организации предметно-пространственной среды жизни детей, состоянием их здоровья, а также преемственностью дошкольного и начального общего школьного образовании.</p align=justify>
В 2001 году выходит Государственный общеобязательный стандарт Республики Казахстан 1.00-2001. Основные положения. Дошкольное воспитание и обучение. Разработан  Базовый минимум содержания общеобразовательной программы дошкольного воспитания и обучения детей в возрасте от 1 года до 6 лет». В этой связи было определено базовое содержание, предполагающее следующие ориентиры: развитие детей в игровой деятельности, охрана здоровья и физическое развитие, речевое развитие, развитие в изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, математической деятельности, освоение элементарных представлений о человеке в истории и культуре, основ естественнонаучных знаний, развитие экологической культуры.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В 2001 году выходит Государственный общеобязательный стандарт Республики Казахстан 1.00-2001. Основные положения. Дошкольное воспитание и обучение. Разработан  Базовый минимум содержания общеобразовательной программы дошкольного воспитания и обучения детей в возрасте от 1 года до 6 лет». В этой связи было определено базовое содержание, предполагающее следующие ориентиры: развитие детей в игровой деятельности, охрана здоровья и физическое развитие, речевое развитие, развитие в изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, математической деятельности, освоение элементарных представлений о человеке в истории и культуре, основ естественнонаучных знаний, развитие экологической культуры. </p align=justify>
На сегодняшний день в республике Казахстан разработаны и внедрены действующие программы: «Балбобек», «Кайнар», «Самопознание»,  «Карлыгаш», «Алғашқы  қадам» (от года до 3 лет),  «Зерек бала» (от 3 до 5 лет), Біз мектепке барамыз (от 5 до 6 лет).  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;На сегодняшний день в республике Казахстан разработаны и внедрены действующие программы: «Балбобек», «Кайнар», «Самопознание»,  «Карлыгаш», «Алғашқы  қадам» (от года до 3 лет),  «Зерек бала» (от 3 до 5 лет), Біз мектепке барамыз (от 5 до 6 лет).  
В республике апробированы и внедрены в практику работы дошкольных организаций учебно-методические комплексы для 5-6 летних детей на государственном и русском языках по всем разделам учебной программы предшкольной подготовки.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В республике апробированы и внедрены в практику работы дошкольных организаций учебно-методические комплексы для 5-6 летних детей на государственном и русском языках по всем разделам учебной программы предшкольной подготовки.</p align=justify>
В 2007 году разработана комплексная программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста «Кайнар» [3]. Она является  программой дошкольного воспитания и обучения, рассчитанной на подготовку детей дошкольного возраста для перехода к 12-летнему обучению в средней школе. В программе «Кайнар» реализованы общие задачи развития, обозначенные  в российской  Программе «Радуга», а также  национальный региональный компонент  воспитания и образования детей.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В 2007 году разработана комплексная программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста «Кайнар» [3]. Она является  программой дошкольного воспитания и обучения, рассчитанной на подготовку детей дошкольного возраста для перехода к 12-летнему обучению в средней школе. В программе «Кайнар» реализованы общие задачи развития, обозначенные  в российской  Программе «Радуга», а также  национальный региональный компонент  воспитания и образования детей.</p align=justify>
В программе нашла отражение центральная идея российской и казахской  психологических и педагогических школ – о творческом характере  развития  детей дошкольного возраста. Программа «Кайнар» задумана  и реализована  как: комплексная, т.е.  охватывающая все основные стороны  развития детей в дошкольном  возраста (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое); массовая, т.е. предназначенная  для использования во всех регионах Казахстана в городских и сельских детских садах; личностно-ориентированная система  воспитания, образования развития детей, ассимилировавшая классические подходы и основные  достижения современной российской  и казахстанской  педагогической науки.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В программе нашла отражение центральная идея российской и казахской  психологических и педагогических школ – о творческом характере  развития  детей дошкольного возраста. Программа «Кайнар» задумана  и реализована  как: комплексная, т.е.  охватывающая все основные стороны  развития детей в дошкольном  возраста (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое); массовая, т.е. предназначенная  для использования во всех регионах Казахстана в городских и сельских детских садах; личностно-ориентированная система  воспитания, образования развития детей, ассимилировавшая классические подходы и основные  достижения современной российской  и казахстанской  педагогической науки.  
В 2007 году разработана комплексная программа «Карлыгаш», охватывающая основные направления развития ребенка [4].  
+
В 2007 году разработана комплексная программа «Карлыгаш», охватывающая основные направления развития ребенка [4]. </p align=justify>
Программа  разработана для новой модели (мини- центры) вариативной формы дошкольного воспитания и обучения. Содержание  программы  ориентировано  на  общечеловеческую (мировую) культуру и наряду с этим соответствует культурным национальным традициям  Республики  Казахстан.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Программа  разработана для новой модели (мини- центры) вариативной формы дошкольного воспитания и обучения. Содержание  программы  ориентировано  на  общечеловеческую (мировую) культуру и наряду с этим соответствует культурным национальным традициям  Республики  Казахстан.</p align=justify>
В 2009 г. в соответствии с  Государственным общеобязательным стандартом - Дошкольное воспитание и обучение Республиканским центром «Дошкольное детство» разработаны следующие образовательные программы: «Алғашқы  қадам» (от года до 3 лет) [5],  «Зерек бала» (от 3 до 5 лет) [6], «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет) [7].      
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В 2009 г. в соответствии с  Государственным общеобязательным стандартом - Дошкольное воспитание и обучение Республиканским центром «Дошкольное детство» разработаны следующие образовательные программы: «Алғашқы  қадам» (от года до 3 лет) [5],  «Зерек бала» (от 3 до 5 лет) [6], «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет) [7]. </p align=justify>     
Программа воспитания и обучения детей раннего возраста «Алғашқы  қадам» (от года до 3 лет) рассматривает  развитие раннего детства от года до 3 лет как особенный период жизни ребёнка. Программа акцентирует значимость педагогического воздействия на детей в  течение всего дня.      
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Программа воспитания и обучения детей раннего возраста «Алғашқы  қадам» (от года до 3 лет) рассматривает  развитие раннего детства от года до 3 лет как особенный период жизни ребёнка. Программа акцентирует значимость педагогического воздействия на детей в  течение всего дня. </p align=justify>     
Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет) предусматривает наличие образовательного содержания, соответствующего познавательным интересам современного ребёнка, состоящее из пяти образовательных областей («Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум»). Программа направлена на раскрытие потенциальных возможностей детей от 3 до 5 лет. Отличительным признаком программы является интеграция образовательного материала. Интеграция образовательного материала даёт  возможность педагогу комбинировать учебный материал как в рамках одной образовательной области, так и в нескольких, предоставляет возможность варьирования материалом, формирует более широкое видение методической темы, а также даёт возможность реализации принципа последовательности базового содержания  от одного возрастного периода к другому.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет) предусматривает наличие образовательного содержания, соответствующего познавательным интересам современного ребёнка, состоящее из пяти образовательных областей («Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум»). Программа направлена на раскрытие потенциальных возможностей детей от 3 до 5 лет. Отличительным признаком программы является интеграция образовательного материала. Интеграция образовательного материала даёт  возможность педагогу комбинировать учебный материал как в рамках одной образовательной области, так и в нескольких, предоставляет возможность варьирования материалом, формирует более широкое видение методической темы, а также даёт возможность реализации принципа последовательности базового содержания  от одного возрастного периода к другому. </p align=justify>
Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет)  определяет базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее развитие личности ребенка и его готовность к последующему школьному обучению. В основе программы предусмотрена ориентация на  особенности развития ребенка и обеспечение условий для его психического и физического роста.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет)  определяет базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее развитие личности ребенка и его готовность к последующему школьному обучению. В основе программы предусмотрена ориентация на  особенности развития ребенка и обеспечение условий для его психического и физического роста. </p align=justify>
Таким образом, в  системе дошкольного воспитания и обучения можно назвать следующие основные  направления: возможность выбора программы воспитания и обучения;  переход к личностно-ориентированной модели воспитания; создание условий  и развивающей среды для развития и реализации творческого потенциала детей; создание условий для взаимодействия и совместного воспитания и обучения детей разного возраста. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей образовательной программы.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Таким образом, в  системе дошкольного воспитания и обучения можно назвать следующие основные  направления: возможность выбора программы воспитания и обучения;  переход к личностно-ориентированной модели воспитания; создание условий  и развивающей среды для развития и реализации творческого потенциала детей; создание условий для взаимодействия и совместного воспитания и обучения детей разного возраста. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей образовательной программы.</p align=justify>
Закон РК «Об образовании» закрепил право дошкольных уч¬реждений работать по разнообразным программам. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регла¬ментированных форм воспитания и обучения детей характеризу¬ют общие тенденции перестройки дошкольного образования.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Закон РК «Об образовании» закрепил право дошкольных уч¬реждений работать по разнообразным программам. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регла¬ментированных форм воспитания и обучения детей характеризу¬ют общие тенденции перестройки дошкольного образования.</p align=justify>
 
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center>
 
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center>
 
* 1.Концепция развития дошкольного воспитания в Казахской ССР – Алматы, 1991.
 
* 1.Концепция развития дошкольного воспитания в Казахской ССР – Алматы, 1991.

Версія за 20:31, 24 червня 2013

Елькеева А.Б. - кандидат педагогических наук, доцент Института магистратуры и докторантуры PhD КазНПУ имени Абая

   Коренное обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обусловлено новой образовательной политикой суверенной Республики Казахстан, направленной на возрождение духовной, культурно-созидающей роли системы образования в обществе. Новые социально-экономические отношения в стране вносят значительные изменения в формирование и развитие подрастающего поколения. В этой связи основной задачей общественности, семьи и детского сада является воспитание гармонически развитой личности с национальной психологией, воспитанной на лучших традициях народа. Вследствие чего дошкольные учреждения, как основное звено системы непрерывного образования включаются в реализацию этой фундаментальной цели общества и разрабатывают принципиально новые формы воспитания и обучения.

   Сегодня дошкольные учреждения Казахстана работают в условиях свободного выбора образовательной программы, позволяющей педагогам проявлять творчество, более смело использовать инновации, а детям – получить комфортную среду обитания при уважении их интересов и признании самоценности дошкольного периода жизни.

   Анализируя современное состояние организации педагогичес¬кого процесса и нормативно-программного обеспечения дошколь¬ных организаций в Казахстане, целесообразно сделать небольшой экскурс в ис¬торию.

   В 1991-1993 гг.началось становление законодательной базы системы образования Республики Казахстан. В 1991 году была принята «Концепция развития дошкольного воспитания в Казахской ССР», в которой отмечалась необходимость разработки новой программы по дошкольному воспитанию [1].

   В 1992-1996 гг. в рамках разработки учебников нового поколения по заказу Министерства образования РК научными сотрудниками лаборатории дошкольного образования КАО имени Ы.Алтынсарина начинается научная разработка республиканской программы «Балбобек», которая апробировалась в течении ряда лет в опытно-экспериментальной работе. При разработке программы и УМК были определены концептуальные подходы: формирование детей дошкольного возраста на основе лучших национальных традиций и этнопсихологии и разработка содержания, позволяющая наиболее эффективно гуманизировать педагогический процесс. Наряду с этим ученые, методисты-практики опирались на теоретические работы отечественных и зарубежных исследователей, возможность сохранения годами апробированных элементов традиционных технологий, которые обеспечивают позитивные сдвиги в развитии ребенка.

   На основе обзорно-теоретических, опытно-экспериментальных исследований, проведенных с целью определения содержания воспитания и обучения детей дошкольного возраста, в 1996 г. в Казахстане впервые вводится первая национальная программа «Балбобек» [2].

   Программа «Балбобек» становится государственным документом, рекомендованным Министерством образования РК определяющим направление организации воспитательно-образовательной работы в дошкольных организациях республики, является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность.

   Основным достоинством программы является тематический принцип и интегрированное (комплексное) планирование и проведение занятий. Программа «Балбобек» рекомендует именное тематическое планирование и результаты опытно – эскпериментальных исследований доказывают, что такая структура способствует расширению и углублению содержания учебного материала, обеспечивает единство, доступность целостной системы воспитания и творчески подходить к воспитательно – образовательному процессу. Важнейшим компонентом программы и педагогического процесса в соответствии с ней являются правильное построение режима – занятие, игра, культурно-гигиенические организации жизни. И главное при этом, чтобы сохранялись приоритеты образования: укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития детей, уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности.

   Начиная с 1998-1999 гг., в результате специально принятых мер Правительством республики, стали происходить положительные изменения: процесс закрытия дошкольных организаций прекращается, постепенно открываются ранее закрытые дошкольные учреждения. Детский сад реально становится основной формой дошкольного воспитания и обучения детей, эффективной моделью первой ступени непрерывного образования и ранней социализации детей.

   В ноябре 1999 г. правительство Казахстана приняло постановление № 1762 «О вопросах обязательной предшкольной подготовки детей», согласно которому в образовательных учреждениях могут открываться одногодичные предшкольные классы для подготовки детей к школе. Это постановление позволило охватить до 70% детей 5-6 -летнего возраста. Норма обязательной предшкольной подготовки стала одним из достижений страны в пользу детей дошкольного возраста. В этом же году в соответствии с п.4 статьи 24 Закона РК «Об образовании», Министерством здравоохранения, образования и спорта совместно с авторским коллективом Госуниверситета «Семей» разрабатывается Программа предшкольной подготовки детей 6-7 лет в условиях школы.

   Обязательная предшкольная подготовка детей 5-6 лет в рамках общеобразовательной программы была введена в государственных организациях дошкольного образования общеразвивающего типа (яслях-саду, детском саду общего типа, дошкольной гимназии, дошкольном учебно-воспитательном, оздоровительном центре, дошкольных группах комплекса «Школа-детский сад») и в предшкольных классах общеобразовательной школы. Учебно-воспитательный процесс в предшкольных классах (группах) организуется в трех формах:

  • занятия как специально организованная форма обучения;
  • нерегламентированные виды деятельности;
  • свободное время, предусмотренное для ребенка в предшкольных группах организаций дошкольного образования.

   В 2002 году авторами Н.И Бенеш., Ю.С Натаровой, М.И Тусупбековой и др. разработан УМК предшкольной подготовки детей 6-7 лет. Его в нашей Республике, ждали педагоги, родители и дети. Авторы создали новую модель воспитания и обучения, которая построена на психологических и дидактических принципах, на интеграции всех разделов программы, достижениях отечественной, мировой психологической и педагогической науки. Учебные пособия способствуют ребенку спокойно перейти в новую систему социальных отношений и учебной деятельности и справиться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

   С 2000 года начинается широкомасштабный эксперимент по разработке государственных образовательных стандартов. Государственный стандарт понимается как определенные требования государства к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей в детском саду. При этом качество педагогического сопровождения детей в государственном учреждении рассматривается в связи с характером программы воспитания и обучения, особенностями взаимодействия детей и взрослых, организации предметно-пространственной среды жизни детей, состоянием их здоровья, а также преемственностью дошкольного и начального общего школьного образовании.

   В 2001 году выходит Государственный общеобязательный стандарт Республики Казахстан 1.00-2001. Основные положения. Дошкольное воспитание и обучение. Разработан Базовый минимум содержания общеобразовательной программы дошкольного воспитания и обучения детей в возрасте от 1 года до 6 лет». В этой связи было определено базовое содержание, предполагающее следующие ориентиры: развитие детей в игровой деятельности, охрана здоровья и физическое развитие, речевое развитие, развитие в изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, математической деятельности, освоение элементарных представлений о человеке в истории и культуре, основ естественнонаучных знаний, развитие экологической культуры.

   На сегодняшний день в республике Казахстан разработаны и внедрены действующие программы: «Балбобек», «Кайнар», «Самопознание», «Карлыгаш», «Алғашқы қадам» (от года до 3 лет), «Зерек бала» (от 3 до 5 лет), Біз мектепке барамыз (от 5 до 6 лет). <p align=justify>   В республике апробированы и внедрены в практику работы дошкольных организаций учебно-методические комплексы для 5-6 летних детей на государственном и русском языках по всем разделам учебной программы предшкольной подготовки.

   В 2007 году разработана комплексная программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста «Кайнар» [3]. Она является программой дошкольного воспитания и обучения, рассчитанной на подготовку детей дошкольного возраста для перехода к 12-летнему обучению в средней школе. В программе «Кайнар» реализованы общие задачи развития, обозначенные в российской Программе «Радуга», а также национальный региональный компонент воспитания и образования детей.

   В программе нашла отражение центральная идея российской и казахской психологических и педагогических школ – о творческом характере развития детей дошкольного возраста. Программа «Кайнар» задумана и реализована как: комплексная, т.е. охватывающая все основные стороны развития детей в дошкольном возраста (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое); массовая, т.е. предназначенная для использования во всех регионах Казахстана в городских и сельских детских садах; личностно-ориентированная система воспитания, образования развития детей, ассимилировавшая классические подходы и основные достижения современной российской и казахстанской педагогической науки. В 2007 году разработана комплексная программа «Карлыгаш», охватывающая основные направления развития ребенка [4].

   Программа разработана для новой модели (мини- центры) вариативной формы дошкольного воспитания и обучения. Содержание программы ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и наряду с этим соответствует культурным национальным традициям Республики Казахстан.

   В 2009 г. в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом - Дошкольное воспитание и обучение Республиканским центром «Дошкольное детство» разработаны следующие образовательные программы: «Алғашқы қадам» (от года до 3 лет) [5], «Зерек бала» (от 3 до 5 лет) [6], «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет) [7].

   Программа воспитания и обучения детей раннего возраста «Алғашқы қадам» (от года до 3 лет) рассматривает развитие раннего детства от года до 3 лет как особенный период жизни ребёнка. Программа акцентирует значимость педагогического воздействия на детей в течение всего дня.

   Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет) предусматривает наличие образовательного содержания, соответствующего познавательным интересам современного ребёнка, состоящее из пяти образовательных областей («Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум»). Программа направлена на раскрытие потенциальных возможностей детей от 3 до 5 лет. Отличительным признаком программы является интеграция образовательного материала. Интеграция образовательного материала даёт возможность педагогу комбинировать учебный материал как в рамках одной образовательной области, так и в нескольких, предоставляет возможность варьирования материалом, формирует более широкое видение методической темы, а также даёт возможность реализации принципа последовательности базового содержания от одного возрастного периода к другому.

   Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет) определяет базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее развитие личности ребенка и его готовность к последующему школьному обучению. В основе программы предусмотрена ориентация на особенности развития ребенка и обеспечение условий для его психического и физического роста.

   Таким образом, в системе дошкольного воспитания и обучения можно назвать следующие основные направления: возможность выбора программы воспитания и обучения; переход к личностно-ориентированной модели воспитания; создание условий и развивающей среды для развития и реализации творческого потенциала детей; создание условий для взаимодействия и совместного воспитания и обучения детей разного возраста. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей образовательной программы.

   Закон РК «Об образовании» закрепил право дошкольных уч¬реждений работать по разнообразным программам. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регла¬ментированных форм воспитания и обучения детей характеризу¬ют общие тенденции перестройки дошкольного образования.

ЛИТЕРАТУРА
  • 1.Концепция развития дошкольного воспитания в Казахской ССР – Алматы, 1991.
  • 2. Программа «Балбобек». – Алматы: Шартарап, 2000. – 240 б.
  • 3. Комплексная программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста «Кайнар» – Астана, 2007.
  • 4. Комплексная программа «Карлыгаш». – Астана, 2007
  • 5. Мектепке дейінгі кіші жастағы (3 жастан 5жасқа дейінгі балаларды тәрбиелеу мен оқытуға арналған «Зерек бала» бағдарламасы. – Астана. 2009
  • 6. Образовательная программа «Алғашқы қадам» (от года до 3 лет) – Астана, 2009
  • 7. Программа обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет) – Астана, 2010
Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама