Искакова А.Т., Закаева Г.З. Некоторые аспекты социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

(відмінності між версіями)
Перейти до: навігація, пошук
 
(Одна проміжна версія одного користувача не показана)
Рядок 1: Рядок 1:
 +
<p align=justify>'''[[Искакова А.Т.]]''' - заместитель руководителя аппарата КазНПУ имени Абая, доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин Института магистратуры и докторантуры PhD</p align=justify>
 +
 +
<p align=justify>'''[[Закаева Г.З.]]''' - магистр дошкольного обучения и воспитания КазГосЖенПУ, директор ООФ «Школа для Всех»</p align=justify>
 +
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Сегодня в мировом сообществе существует необходимость грамотного понимания того факта, что личность ребенка уникальна, поэтому дети с особыми потребностями имеют те же права, как и другие. В связи с этим  проблема социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование  в Казахстане, как и во всем мире,  находится под пристальным вниманием государства. </p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Сегодня в мировом сообществе существует необходимость грамотного понимания того факта, что личность ребенка уникальна, поэтому дети с особыми потребностями имеют те же права, как и другие. В связи с этим  проблема социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование  в Казахстане, как и во всем мире,  находится под пристальным вниманием государства. </p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В Республике Казахстан разработана Концепция инклюзивного образования, представляющая собой научно-практический документ, где обосновано положение о подготовке родителей и учителей к работе  с детьми с особыми потребностями.  Данный документ разработан в соответствии с нормативно-правовой базой:</p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В Республике Казахстан разработана Концепция инклюзивного образования, представляющая собой научно-практический документ, где обосновано положение о подготовке родителей и учителей к работе  с детьми с особыми потребностями.  Данный документ разработан в соответствии с нормативно-правовой базой:</p align=justify>
* Конституцией Республики Казахстан;
+
<p align=justify>* Конституцией Республики Казахстан;</p align=justify>
* Законом Республики Казахстан  «Об образовании»;
+
<p align=justify>* Законом Республики Казахстан  «Об образовании»;</p align=justify>
* Законом  «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан;
+
<p align=justify>* Законом  «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан;</p align=justify>
* Законом «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».
+
<p align=justify>* Законом «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».</p align=justify>
* Протоколом № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
+
<p align=justify>* Протоколом № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
* Конвенцией о правах ребенка;  
+
<p align=justify>* Конвенцией о правах ребенка; </p align=justify>
* Концепцией развития образования Республики Казахстан до 2015 года;
+
<p align=justify>* Концепцией развития образования Республики Казахстан до 2015 года;</p align=justify>
* Саламанкской декларации о прин¬ципах политики и практики в области образования;
+
<p align=justify>* Саламанкской декларации о прин¬ципах политики и практики в области образования;</p align=justify>
* рекомендаций Конвенции по профессиональному образованию;  
+
<p align=justify>* рекомендаций Конвенции по профессиональному образованию; </p align=justify>
* рекомендаций ЮНЕСКО по непрерывному образованию.  
+
<p align=justify>* рекомендаций ЮНЕСКО по непрерывному образованию. </p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Появление вышеуказанных документов свидетельствует о глубокой озабоченности мирового сообщества и проявлениями кризиса инклюзивного образования, который в тех или иных формах дает знать о себе во всех регионах. Он связан не только с недостаточной эффективностью образования, низким качеством знаний, умений и навыков детей с особыми потребностями,  но и  неготовностью взрослого населения к работе  с ними. </p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Появление вышеуказанных документов свидетельствует о глубокой озабоченности мирового сообщества и проявлениями кризиса инклюзивного образования, который в тех или иных формах дает знать о себе во всех регионах. Он связан не только с недостаточной эффективностью образования, низким качеством знаний, умений и навыков детей с особыми потребностями,  но и  неготовностью взрослого населения к работе  с ними. </p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы предполагается, что к 2015 году для решения инклюзивного образования будет создана необходимая нормативно- правовая база:</p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы предполагается, что к 2015 году для решения инклюзивного образования будет создана необходимая нормативно- правовая база:</p align=justify>
* разработан механизм взаимодействия общего и специального образования;
+
<p align=justify>* разработан механизм взаимодействия общего и специального образования;</p align=justify>
* разработаны модульные программы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями;
+
<p align=justify>* разработаны модульные программы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями;</p align=justify>
* разработаны правила интегрированного обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательной среде и определены  формы интеграции для детей с различными нарушениями;
+
<p align=justify>* разработаны правила интегрированного обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательной среде и определены  формы интеграции для детей с различными нарушениями;</p align=justify>
* разработаны правила организации дистанционного образования детей-инвалидов.
+
<p align=justify>* разработаны правила организации дистанционного образования детей-инвалидов.</p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В 830 школах для детей-инвалидов  будут созданы «безбарьерные зоны» путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащение поручнями, специальными партами, столами и другими специальными компенсаторными средствами. </p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В 830 школах для детей-инвалидов  будут созданы «безбарьерные зоны» путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащение поручнями, специальными партами, столами и другими специальными компенсаторными средствами. </p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В 3030-ти школах  будут  созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с особыми потребностями (наличие в школах педагогов-дефектологов,  психолого - педагогическое сопровождение детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства) [1].</p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В 3030-ти школах  будут  созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с особыми потребностями (наличие в школах педагогов-дефектологов,  психолого - педагогическое сопровождение детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства) [1].</p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Понятие «социально-педагогическая ориентация обучения взрослых на инклюзивное образование» трактуется нами как процесс объединения людей (родителей, детей, учителей и общественности), средств, методов для достижения поставленных целей.</p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Понятие «социально-педагогическая ориентация обучения взрослых на инклюзивное образование» трактуется нами как процесс объединения людей (родителей, детей, учителей и общественности), средств, методов для достижения поставленных целей.</p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Индекс социально-педагогической ориентации взрослых на  инклюзивное образование отражает следующие мероприятия: </p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Индекс социально-педагогической ориентации взрослых на  инклюзивное образование отражает следующие мероприятия: </p align=justify>
* создание координационной группы;
+
<p align=justify>* создание координационной группы;</p align=justify>
* подготовка  материалов  на  основе  положений  международных документов, тематических исследований и определений;  
+
<p align=justify>* подготовка  материалов  на  основе  положений  международных документов, тематических исследований и определений; </p align=justify>
* проведение социально-педагогического мониторинга с целью изучения  мнения наиболее социально незащищенных групп населения  республики;
+
<p align=justify>* проведение социально-педагогического мониторинга с целью изучения  мнения наиболее социально незащищенных групп населения  республики;</p align=justify>
* разделение высказанных мнений на  группы;
+
<p align=justify>* разделение высказанных мнений на  группы;</p align=justify>
* анализ и оценка высказанных мнений групп.
+
<p align=justify>* анализ и оценка высказанных мнений групп.</p align=justify>
* разработка конкретных действий.
+
<p align=justify>* разработка конкретных действий.</p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Анализ социально-педагогического опроса родителей и учителей позволил выявить позитивные и негативные факторы.</p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Анализ социально-педагогического опроса родителей и учителей позволил выявить позитивные и негативные факторы.</p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Позитивные факторы: концентрация внимания на солидарности общества и социальной ответственности; максимальное использование местных ресурсов.</p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Позитивные факторы: концентрация внимания на солидарности общества и социальной ответственности; максимальное использование местных ресурсов.</p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Негативные факторы: отсутствие информированности, незнание, страх и нарушение прав ребенка; недостаточная разработанность теории и методики обучения взрослых, слабая профессиональная  подготовка педагогических кадров. </p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Негативные факторы: отсутствие информированности, незнание, страх и нарушение прав ребенка; недостаточная разработанность теории и методики обучения взрослых, слабая профессиональная  подготовка педагогических кадров. </p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Однако устранить существующие недостатки невозможно только за счет измене¬ния программ подготовки учителей в колледжах и университетах; необходимы также повышение квалификации и обучение в процессе работы. Международ¬ные исследователи в области инклюзивного образования Кляйн и Шиман (1987) выявили некоторые ключевые компоненты программ повышения квалификации персонала, включая:</p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Однако устранить существующие недостатки невозможно только за счет измене¬ния программ подготовки учителей в колледжах и университетах; необходимы также повышение квалификации и обучение в процессе работы. Международ¬ные исследователи в области инклюзивного образования Кляйн и Шиман (1987) выявили некоторые ключевые компоненты программ повышения квалификации персонала, включая:</p align=justify>
* а) повышение квалификации;
+
<p align=justify>* а) повышение квалификации;</p align=justify>
* б) активное участие в процессе реализации про¬грамм повышения квалификации;
+
<p align=justify>* б) активное участие в процессе реализации про¬грамм повышения квалификации;
* в) демонст¬рация стратегий и приемов с последующим комментарием со стороны методис¬та-наблюдателя.
+
<p align=justify>* в) демонст¬рация стратегий и приемов с последующим комментарием со стороны методис¬та-наблюдателя.</p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Анализ результатов показал, что инклюзивное образование имеет ряд преимуществ, которые отражены нами в таблице 1.</p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Анализ результатов показал, что инклюзивное образование имеет ряд преимуществ, которые отражены нами в таблице 1.</p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Основными показателями социально-педагогической ориентации взрослых на  инклюзивное образование являются:</p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Основными показателями социально-педагогической ориентации взрослых на  инклюзивное образование являются:</p align=justify>
* взаимное уважение;
+
<p align=justify>* взаимное уважение;</p align=justify>
* толерантность;
+
<p align=justify>* толерантность;</p align=justify>
* осознание себя частью общества;
+
<p align=justify>* осознание себя частью общества;</p align=justify>
* предоставление возможностей для развития навыков и талантов    конкретного человека;
+
<p align=justify>* предоставление возможностей для развития навыков и талантов    конкретного человека;</p align=justify>
* возможность учиться друг у друга;
+
<p align=justify>* возможность учиться друг у друга;</p align=justify>
* возможность помочь самим себе и людям в своем обществе;
+
<p align=justify>* возможность помочь самим себе и людям в своем обществе;</p align=justify>
* партнерство родителей и профессионалов.
+
<p align=justify>* партнерство родителей и профессионалов.</p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Партнерство родителей,  учителей и общественности обеспечивает тесное сотрудничество  и работу в команде: </p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Партнерство родителей,  учителей и общественности обеспечивает тесное сотрудничество  и работу в команде: </p align=justify>
* родители имеют возможность участвовать в разработке концепции развития школы;
+
<p align=justify>* родители имеют возможность участвовать в разработке концепции развития школы;</p align=justify>
* родители вовлечены в разработку программ индивидуального обучения детей;
+
<p align=justify>* родители вовлечены в разработку программ индивидуального обучения детей;</p align=justify>
* родители участвуют в процедуре экспертизы процесса образования их детей.
+
<p align=justify>* родители участвуют в процедуре экспертизы процесса образования их детей.</p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Таким образом, анализ теории и практики социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование  позволил сформулировать следующие выводы:</p align=justify>
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Таким образом, анализ теории и практики социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование  позволил сформулировать следующие выводы:</p align=justify>
* введение в ГОСО педагогических специальностей  учебного  курса  «Инклюзивное образование»;
+
<p align=justify>* введение в ГОСО педагогических специальностей  учебного  курса  «Инклюзивное образование»;</p align=justify>
* подготовка студентов к работе  в сотрудничестве с родителями, детьми и общественностью;
+
<p align=justify>* подготовка студентов к работе  в сотрудничестве с родителями, детьми и общественностью;</p align=justify>
* инклюзивное обучение взрослых должно базироваться на теоретико-методологических основаниях;   
+
<p align=justify>* инклюзивное обучение взрослых должно базироваться на теоретико-методологических основаниях;  </p align=justify>
* инклюзивное обучение взрослых является многомерным и длительным процессом, результаты которого должны анализироваться, планироваться и оцениваться;
+
<p align=justify>* инклюзивное обучение взрослых является многомерным и длительным процессом, результаты которого должны анализироваться, планироваться и оцениваться;</p align=justify>
* исходными данными для оценки являются материалы статистического учета и отчетности.  
+
<p align=justify>* исходными данными для оценки являются материалы статистического учета и отчетности. </p align=justify>
 +
 
 
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center>
 
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center>
* 1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана, 2010.
+
# Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана, 2010.
* 2. Jenks Сet al.Inequality: A Reassessment of the Effects of Family and School in America. N.Y., 1972.
+
# Jenks Сet al.Inequality: A Reassessment of the Effects of Family and School in America. N.Y., 1972.
  
  

Поточна версія на 16:22, 26 серпня 2013

Искакова А.Т. - заместитель руководителя аппарата КазНПУ имени Абая, доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин Института магистратуры и докторантуры PhD

Закаева Г.З. - магистр дошкольного обучения и воспитания КазГосЖенПУ, директор ООФ «Школа для Всех»

   Сегодня в мировом сообществе существует необходимость грамотного понимания того факта, что личность ребенка уникальна, поэтому дети с особыми потребностями имеют те же права, как и другие. В связи с этим проблема социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование в Казахстане, как и во всем мире, находится под пристальным вниманием государства.

   В Республике Казахстан разработана Концепция инклюзивного образования, представляющая собой научно-практический документ, где обосновано положение о подготовке родителей и учителей к работе с детьми с особыми потребностями. Данный документ разработан в соответствии с нормативно-правовой базой:

* Конституцией Республики Казахстан;

* Законом Республики Казахстан «Об образовании»;

* Законом «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан;

* Законом «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».

* Протоколом № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод; <p align=justify>* Конвенцией о правах ребенка;

* Концепцией развития образования Республики Казахстан до 2015 года;

* Саламанкской декларации о прин¬ципах политики и практики в области образования;

* рекомендаций Конвенции по профессиональному образованию;

* рекомендаций ЮНЕСКО по непрерывному образованию.

   Появление вышеуказанных документов свидетельствует о глубокой озабоченности мирового сообщества и проявлениями кризиса инклюзивного образования, который в тех или иных формах дает знать о себе во всех регионах. Он связан не только с недостаточной эффективностью образования, низким качеством знаний, умений и навыков детей с особыми потребностями, но и неготовностью взрослого населения к работе с ними.

   В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы предполагается, что к 2015 году для решения инклюзивного образования будет создана необходимая нормативно- правовая база:

* разработан механизм взаимодействия общего и специального образования;

* разработаны модульные программы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями;

* разработаны правила интегрированного обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательной среде и определены формы интеграции для детей с различными нарушениями;

* разработаны правила организации дистанционного образования детей-инвалидов.

   В 830 школах для детей-инвалидов будут созданы «безбарьерные зоны» путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащение поручнями, специальными партами, столами и другими специальными компенсаторными средствами.

   В 3030-ти школах будут созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с особыми потребностями (наличие в школах педагогов-дефектологов, психолого - педагогическое сопровождение детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства) [1].

   Понятие «социально-педагогическая ориентация обучения взрослых на инклюзивное образование» трактуется нами как процесс объединения людей (родителей, детей, учителей и общественности), средств, методов для достижения поставленных целей.

   Индекс социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование отражает следующие мероприятия:

* создание координационной группы;

* подготовка материалов на основе положений международных документов, тематических исследований и определений;

* проведение социально-педагогического мониторинга с целью изучения мнения наиболее социально незащищенных групп населения республики;

* разделение высказанных мнений на группы;

* анализ и оценка высказанных мнений групп.

* разработка конкретных действий.

   Анализ социально-педагогического опроса родителей и учителей позволил выявить позитивные и негативные факторы.

   Позитивные факторы: концентрация внимания на солидарности общества и социальной ответственности; максимальное использование местных ресурсов.

   Негативные факторы: отсутствие информированности, незнание, страх и нарушение прав ребенка; недостаточная разработанность теории и методики обучения взрослых, слабая профессиональная подготовка педагогических кадров.

   Однако устранить существующие недостатки невозможно только за счет измене¬ния программ подготовки учителей в колледжах и университетах; необходимы также повышение квалификации и обучение в процессе работы. Международ¬ные исследователи в области инклюзивного образования Кляйн и Шиман (1987) выявили некоторые ключевые компоненты программ повышения квалификации персонала, включая:

* а) повышение квалификации;

* б) активное участие в процессе реализации про¬грамм повышения квалификации; <p align=justify>* в) демонст¬рация стратегий и приемов с последующим комментарием со стороны методис¬та-наблюдателя.

   Анализ результатов показал, что инклюзивное образование имеет ряд преимуществ, которые отражены нами в таблице 1.

   Основными показателями социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование являются:

* взаимное уважение;

* толерантность;

* осознание себя частью общества;

* предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;

* возможность учиться друг у друга;

* возможность помочь самим себе и людям в своем обществе;

* партнерство родителей и профессионалов.

   Партнерство родителей, учителей и общественности обеспечивает тесное сотрудничество и работу в команде:

* родители имеют возможность участвовать в разработке концепции развития школы;

* родители вовлечены в разработку программ индивидуального обучения детей;

* родители участвуют в процедуре экспертизы процесса образования их детей.

   Таким образом, анализ теории и практики социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование позволил сформулировать следующие выводы:

* введение в ГОСО педагогических специальностей учебного курса «Инклюзивное образование»;

* подготовка студентов к работе в сотрудничестве с родителями, детьми и общественностью;

* инклюзивное обучение взрослых должно базироваться на теоретико-методологических основаниях;

* инклюзивное обучение взрослых является многомерным и длительным процессом, результаты которого должны анализироваться, планироваться и оцениваться;

* исходными данными для оценки являются материалы статистического учета и отчетности.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана, 2010.
  2. Jenks Сet al.Inequality: A Reassessment of the Effects of Family and School in America. N.Y., 1972.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама