Гринёва О.М. Формирование ценностных ориентаций будущих педагогов в условиях профессиональной подготовки
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
(Одна проміжна версія одного користувача не показана) | |||
Рядок 1: | Рядок 1: | ||
<p align=justify>'''[[Гринёва О.М.]]''' - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченко.</p align=justify> | <p align=justify>'''[[Гринёва О.М.]]''' - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченко.</p align=justify> | ||
+ | |||
<p align=justify> В условиях дальнейшей евроинтеграции, Болонского процесса и гуманизации современного высшего образования в Украине в целом всё больший акцент ставится на личностный, индивидуальный подход к профессиональной подготовке студентов. Первоочердными задачами высшего образования являются не только формирование у студентов академических знаний, разнообразных профессиональных умений и навыков работы, однако и личностно-профессиональное развитие будущего специалиста. Особенно высокую актуальность проблема личностно-профессионального развития студента имеет в условиях подготовки будущих педагогов, а именно - воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей младшей школы, поскольку именно для детей дошкольного и младшего школьного возраста педагог является одной из наиболее референтных личностей, примером для подражания, эталоном для “копирования” как образцов поведения, так и личностных качеств. </p align=justify> | <p align=justify> В условиях дальнейшей евроинтеграции, Болонского процесса и гуманизации современного высшего образования в Украине в целом всё больший акцент ставится на личностный, индивидуальный подход к профессиональной подготовке студентов. Первоочердными задачами высшего образования являются не только формирование у студентов академических знаний, разнообразных профессиональных умений и навыков работы, однако и личностно-профессиональное развитие будущего специалиста. Особенно высокую актуальность проблема личностно-профессионального развития студента имеет в условиях подготовки будущих педагогов, а именно - воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей младшей школы, поскольку именно для детей дошкольного и младшего школьного возраста педагог является одной из наиболее референтных личностей, примером для подражания, эталоном для “копирования” как образцов поведения, так и личностных качеств. </p align=justify> | ||
<p align=justify> Поэтому важным аспектом личностно-профессионального развития будущих педагогов является формирование у них оптимальной системы ценностных ориентаций, с преобладанием гуманных ценностей, поскольку именно ценностные ориентации во многом обуславливают как становление профессионализма будущего педагога, так и специфику того эталонного образа, который будет восприниматься детьми как пример для подражания. </p align=justify> | <p align=justify> Поэтому важным аспектом личностно-профессионального развития будущих педагогов является формирование у них оптимальной системы ценностных ориентаций, с преобладанием гуманных ценностей, поскольку именно ценностные ориентации во многом обуславливают как становление профессионализма будущего педагога, так и специфику того эталонного образа, который будет восприниматься детьми как пример для подражания. </p align=justify> | ||
Рядок 5: | Рядок 6: | ||
<p align=justify> С целью изучения особенностей формирования ценностных ориентаций педагогических специальностей была проведена психодиагностическая методика «Ценностные ориентации» М.Рокича. В экспериментальной работе приняли участие будущие педагоги 2-4 курсов обучения Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченка. </p align=justify> | <p align=justify> С целью изучения особенностей формирования ценностных ориентаций педагогических специальностей была проведена психодиагностическая методика «Ценностные ориентации» М.Рокича. В экспериментальной работе приняли участие будущие педагоги 2-4 курсов обучения Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченка. </p align=justify> | ||
<p align=justify> Согласно с результатами проведённой психодиагностики, было выявлено, что среди терминальных ценностей («ценностей-целей») наибольшее значение для студентов имеют здоровье (1 ранг), любовь (2 ранг) и счастливая семейная жизнь (3 ранг). Приоритет любви и счастливой семейной жизни обьясняется спецификой юношеского возраста, главной задачей которого, согласно с Э.Эриксоном, является «научиться любить». Неожиданным был 1 - наивысший - ранг ценности «здоровье». Обсуждение результатов тестирования с будущими педагогами показало, что, по их мнению, здоровье является наиболее важной общечеловеческой ценностью. Однако на данном этапе большинство студентов отмечают, что их образ жизни включает различные вредные привычки, однако они уверены, что в более взрослом возрасте (около 35-40 лет) они легко избавятся от вредных привычек и начнут заботиться о своем здоровье. Таким образом, приоритет здоровь» в иерархии ценностей отображает не столько собственно ценность, сколько классический Фрейдовский конфликт между социальными установками и стремлением к удовольствию. </p align=justify> | <p align=justify> Согласно с результатами проведённой психодиагностики, было выявлено, что среди терминальных ценностей («ценностей-целей») наибольшее значение для студентов имеют здоровье (1 ранг), любовь (2 ранг) и счастливая семейная жизнь (3 ранг). Приоритет любви и счастливой семейной жизни обьясняется спецификой юношеского возраста, главной задачей которого, согласно с Э.Эриксоном, является «научиться любить». Неожиданным был 1 - наивысший - ранг ценности «здоровье». Обсуждение результатов тестирования с будущими педагогами показало, что, по их мнению, здоровье является наиболее важной общечеловеческой ценностью. Однако на данном этапе большинство студентов отмечают, что их образ жизни включает различные вредные привычки, однако они уверены, что в более взрослом возрасте (около 35-40 лет) они легко избавятся от вредных привычек и начнут заботиться о своем здоровье. Таким образом, приоритет здоровь» в иерархии ценностей отображает не столько собственно ценность, сколько классический Фрейдовский конфликт между социальными установками и стремлением к удовольствию. </p align=justify> | ||
− | <p align=justify> Студенты также заметили, что ценность «здоровье» они рассматривают не столько по отношению к самим себе, сколько по отношению к значимым людям старшего возраста. В данном случае участники эксперимента отметили, что переживают в большей степени чувство беспомощности перед лицом нездоровья и приводящих к нему вредным привычкам близких людей. </p align=justify> | + | <p align=justify> Студенты также заметили, что ценность «здоровье» они рассматривают не столько по отношению к самим себе, сколько по отношению к значимым людям старшего возраста. В данном случае участники эксперимента отметили, что переживают в большей степени чувство беспомощности перед лицом нездоровья и приводящих к нему вредным привычкам близких людей.</p align=justify> |
<p align=justify> Высшие ранги терминальных ценностей студенты не присвоили ценностям, имеющим непосредственное отношение к высшему образованию. При обсуждении результатов психодиагностики выяснилось, что сам процесс профессиональной подготовки и перспектива получения высшего образования имеют для студентов большое значение. Однако в «топ» соответствующие ценности не попали по той причине, что, по мнению, будущих педагогов, в сфере образования, в отличие от «любви» и «здоровья» у них «всё будет хорошо», поскольку сам процесс профессиональной подготовки хорошо организован руководством университета и преподавателями. Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в сфере образования у студентов преобладает экстернальный локус контроля, то есть ответственными за результаты своей профессиональной подготовки и будущий уровень своего профессионализма студенты считают в большей степени значимых других (преподавателей), чем себя. Это, как показывает практика, часто приводит к отсутствию глибоких личностных переживаний процесса собственной профессионализации и, как следствие, - к низким рангам в иерархии ценностей познания, творчества и других понятий, характеризирующих процесс профессиональной подготовки. </p align=justify> | <p align=justify> Высшие ранги терминальных ценностей студенты не присвоили ценностям, имеющим непосредственное отношение к высшему образованию. При обсуждении результатов психодиагностики выяснилось, что сам процесс профессиональной подготовки и перспектива получения высшего образования имеют для студентов большое значение. Однако в «топ» соответствующие ценности не попали по той причине, что, по мнению, будущих педагогов, в сфере образования, в отличие от «любви» и «здоровья» у них «всё будет хорошо», поскольку сам процесс профессиональной подготовки хорошо организован руководством университета и преподавателями. Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в сфере образования у студентов преобладает экстернальный локус контроля, то есть ответственными за результаты своей профессиональной подготовки и будущий уровень своего профессионализма студенты считают в большей степени значимых других (преподавателей), чем себя. Это, как показывает практика, часто приводит к отсутствию глибоких личностных переживаний процесса собственной профессионализации и, как следствие, - к низким рангам в иерархии ценностей познания, творчества и других понятий, характеризирующих процесс профессиональной подготовки. </p align=justify> | ||
<p align=justify> Формирование ценностных ориентаций в сфере межличностных отношений студентов также содержит противоречия, поскольку наиболее низкие ранги в иерархии терминальных ценностей для студентов имеют «Счастье других» и «Развлечения». Крайне низкая оценка субьективной значимости «счастья других» может привести к формированию эгоистической позиции в дальнейших межличностных отношениях. В таком случае реализация таких ценностей студентов, как «хорошие друзья», «любовь» и «счастливая семейная жизнь» будет затруднительна. </p align=justify> | <p align=justify> Формирование ценностных ориентаций в сфере межличностных отношений студентов также содержит противоречия, поскольку наиболее низкие ранги в иерархии терминальных ценностей для студентов имеют «Счастье других» и «Развлечения». Крайне низкая оценка субьективной значимости «счастья других» может привести к формированию эгоистической позиции в дальнейших межличностных отношениях. В таком случае реализация таких ценностей студентов, как «хорошие друзья», «любовь» и «счастливая семейная жизнь» будет затруднительна. </p align=justify> | ||
Рядок 25: | Рядок 26: | ||
<p align=justify> Таким образом, внедрение новых нестандартных форм совместной работы преподавателей и студентов педагогических специальностей (например, «социальный проект») с акцентом на добровольность, творчество и ответственность студентов за результаты их профессиональной и творческой деятельности дает возможность оптимизировать систему ценностных ориентаций студентов и способствовать их личностно-профессиональному развитию в целом. </p align=justify> | <p align=justify> Таким образом, внедрение новых нестандартных форм совместной работы преподавателей и студентов педагогических специальностей (например, «социальный проект») с акцентом на добровольность, творчество и ответственность студентов за результаты их профессиональной и творческой деятельности дает возможность оптимизировать систему ценностных ориентаций студентов и способствовать их личностно-профессиональному развитию в целом. </p align=justify> | ||
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | <center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | ||
− | + | # Максимчук Н.П. Вплив ціннісних орієнтацій майбутніх вчителів на змістові характеристики життєвих та професійних цілей / Н.П.Максимчук // Проблеми сучасної психології - 2011. - Вип. 11. - С. 427-433. | |
− | + | # Саватєєва Б.В. Вплив соціально-психологічних настанов на формування альтруїстичної поведінки студентської молоді / Б.В.Саватєєва // Право і безпека. Науковий журнал. - 2009. - Вип. 5 (32). - С. 89-94. | |
− | + | # Шемигон Н.Ю. Формування ціннісних орієнтацій майбутніх педагогів у процесі професійної підготовки: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.04 "Теорія і методика професійної освіти" / Н.Ю.Шемигон. – Харків, 2008. - 220 с. | |
Поточна версія на 06:24, 13 серпня 2013
Гринёва О.М. - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченко.
В условиях дальнейшей евроинтеграции, Болонского процесса и гуманизации современного высшего образования в Украине в целом всё больший акцент ставится на личностный, индивидуальный подход к профессиональной подготовке студентов. Первоочердными задачами высшего образования являются не только формирование у студентов академических знаний, разнообразных профессиональных умений и навыков работы, однако и личностно-профессиональное развитие будущего специалиста. Особенно высокую актуальность проблема личностно-профессионального развития студента имеет в условиях подготовки будущих педагогов, а именно - воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей младшей школы, поскольку именно для детей дошкольного и младшего школьного возраста педагог является одной из наиболее референтных личностей, примером для подражания, эталоном для “копирования” как образцов поведения, так и личностных качеств.
Поэтому важным аспектом личностно-профессионального развития будущих педагогов является формирование у них оптимальной системы ценностных ориентаций, с преобладанием гуманных ценностей, поскольку именно ценностные ориентации во многом обуславливают как становление профессионализма будущего педагога, так и специфику того эталонного образа, который будет восприниматься детьми как пример для подражания.
В работах современных украинских и зарубежных психологов юношеский возраст считается сензитивным периодом для формирования ценностных ориентаций. В исследованиях отдельных авторов подчеркивается недостаточность формирования альтруистических ценностей у студентов (Б.В.Сватеева [2]), нечеткость системы их ценностных орентаций будущих педагогов в целом (Н.П.Максимчук [1]), предлагаются авторские тренинги для активизации ценностных ориентаций студентов (Н.Ю.Шемигон [3]) и т.д. Однако проведённый анализ психолого-педагогической литературы последних лет не выявил комплексных исследований ценностных ориентаций будущих педагогов и их динамики в условиях профессиональной подготовки.
С целью изучения особенностей формирования ценностных ориентаций педагогических специальностей была проведена психодиагностическая методика «Ценностные ориентации» М.Рокича. В экспериментальной работе приняли участие будущие педагоги 2-4 курсов обучения Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченка.
Согласно с результатами проведённой психодиагностики, было выявлено, что среди терминальных ценностей («ценностей-целей») наибольшее значение для студентов имеют здоровье (1 ранг), любовь (2 ранг) и счастливая семейная жизнь (3 ранг). Приоритет любви и счастливой семейной жизни обьясняется спецификой юношеского возраста, главной задачей которого, согласно с Э.Эриксоном, является «научиться любить». Неожиданным был 1 - наивысший - ранг ценности «здоровье». Обсуждение результатов тестирования с будущими педагогами показало, что, по их мнению, здоровье является наиболее важной общечеловеческой ценностью. Однако на данном этапе большинство студентов отмечают, что их образ жизни включает различные вредные привычки, однако они уверены, что в более взрослом возрасте (около 35-40 лет) они легко избавятся от вредных привычек и начнут заботиться о своем здоровье. Таким образом, приоритет здоровь» в иерархии ценностей отображает не столько собственно ценность, сколько классический Фрейдовский конфликт между социальными установками и стремлением к удовольствию.
Студенты также заметили, что ценность «здоровье» они рассматривают не столько по отношению к самим себе, сколько по отношению к значимым людям старшего возраста. В данном случае участники эксперимента отметили, что переживают в большей степени чувство беспомощности перед лицом нездоровья и приводящих к нему вредным привычкам близких людей.
Высшие ранги терминальных ценностей студенты не присвоили ценностям, имеющим непосредственное отношение к высшему образованию. При обсуждении результатов психодиагностики выяснилось, что сам процесс профессиональной подготовки и перспектива получения высшего образования имеют для студентов большое значение. Однако в «топ» соответствующие ценности не попали по той причине, что, по мнению, будущих педагогов, в сфере образования, в отличие от «любви» и «здоровья» у них «всё будет хорошо», поскольку сам процесс профессиональной подготовки хорошо организован руководством университета и преподавателями. Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в сфере образования у студентов преобладает экстернальный локус контроля, то есть ответственными за результаты своей профессиональной подготовки и будущий уровень своего профессионализма студенты считают в большей степени значимых других (преподавателей), чем себя. Это, как показывает практика, часто приводит к отсутствию глибоких личностных переживаний процесса собственной профессионализации и, как следствие, - к низким рангам в иерархии ценностей познания, творчества и других понятий, характеризирующих процесс профессиональной подготовки.
Формирование ценностных ориентаций в сфере межличностных отношений студентов также содержит противоречия, поскольку наиболее низкие ранги в иерархии терминальных ценностей для студентов имеют «Счастье других» и «Развлечения». Крайне низкая оценка субьективной значимости «счастья других» может привести к формированию эгоистической позиции в дальнейших межличностных отношениях. В таком случае реализация таких ценностей студентов, как «хорошие друзья», «любовь» и «счастливая семейная жизнь» будет затруднительна.
«Развлечения» также не являются ценностью высокого ранга для студентов, хотя все будущие педагоги отмечают, что значительное количество времени они отводят на различные развлечения, в первую очередь это общение с друзьями (совместные походы в клубы, дискотеки, кино) и компьютерные развлечения (игры, социальные сети, интернет-чаты).
Сами участники эксперимента отмечают, что они уделяют на развлечения значительное количество времени, однако развлечения не являются для них ценностью. Сами студенты объяснили эту ситуацию тем, что развлечения, как и образование, являются той частью жизни, которая «и так есть», её не нужно достигать, преодолевая препятствия. Вероятно, той же причиной обусловлен тот факт, что к терминальным ценностям, имеющим наименьшее субьективное значение, участники эксперимента отнесли и «красоту природы».
Анализ результатов изучения инструментальных ценностей студентов показал, что наиболее значимыми в этом списке для них являются такие ценности, как жизнерадостность, образованность и воспитанность. При этом соответствующим «ценностям образования» в списке терминальных ценностей участники эксперимента не придали большого значения. Сами студенты объяснили эту ситуацию тем, что такие качества, как образованность и воспитанность, они больше всего ценят в других людях.
В отношении себя большинство участников эксперимента отмечают, что они хотели бы повысить уровень развития этих качеств у себя, осознают необходимость работы по самоусовершенствованию, однако на практике этой работой не занимаются. Осознание студентами недостаточного уровня развития инструментальных ценностей у себя также не снижает их собственную позитивную самооценку, поскольку, по мнению участников эксперимента, значимые другие будут любить и ценить их за другие позитивные личностные качества и достоинства. Для их будущей профессиональной деятельности, по мнению участников эксперимента, недостаточное развитие данных личностно-профессиональных качеств, также не составляет проблемы.
Наиболее «проблемными» являются низшие ранги перечня инструментальных ценностей студентов, поскольку к ним участники эксперимента отнесли «высокие запросы» (высокие цели в жизни), «высокую жизненную эффективность» и «нетерпимость к недостаткам других».
Таким образом, иерархия ценностей у будущих педагогов содержит ряд противоречий, является односторонней (межличностный аспект преобладает над профессиональным), а анализ содержания низших рангов инструментальных ценностей студентов свидетельствует о недостаточной социальной активности, низкой жизненной энергии и конформности. Результаты обсуждения причин такой иерархии ценностей со студентами показали, что причинами данной ситуации является некоторая инфантильность, экстернальный локус контроля и недостаточная сформированность у них готовности и умения принимать ответственность за становление различных аспектов собственной жизни на себя.
Соответственно данная ситуация обуславливает необходимость целенаправленного формирования в практике профессиональной подготовки студентов таких жизненных ситуаций, в которых представлены необходимые психолого-педагогические условия для преодоления инфантильности, формирования у студентов позиции взрослого человека, ответственности за результаты своей деятельности.
На базе Киевского университета имени Бориса Гринченка одной из важнейших форм совместной работы преподавателей и студентов является социальный проект для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также их родителей. В 2012-2013 гг. был проведён третий этап социального проекта «С Киевом и для Киева». В рамках этого социального проекта преподаватели и студенты университета проводят разные формы обучающей, воспитательной и развивающей работы для детей и их родителей. Это - познавательные психолого-педагогические лектории и тренинги для родителей, занятия по английскому языку и танцам, занятия детско-родительского клуба «Почемучки» и многое другое.
В отличие от производственной практики, которая предполагает проведение определённого количества стандартизированных уроков или занятий студентов с детьми под контролем учителей школ, воспитателей дошкольных учреждений, методистов и преподавателей университета, которые могут в любой момент предотвратить и исправить ошибки и неточности в работе студентов, в рамках социального проекта многие виды творческой активности возникают спонтанно, в форме креативных идей самих студентов. Это позволяет создать у студентов чувство вовлеченности в общее дело и личной ответственности за результаты своей работы. Хотя методом педагогической оценки или баллами по учебным дисциплинам такая работа не стимулируется.
Многие виды активности студенты также проводят самостоятельно, в условиях не игровых, а реальных ситуаций, что предполагает непредсказуемые реакции незнакомых студентам детей и их родителей.
Работа с незнакомыми людьми обуславливает ряд уникальных, нестандартных жизненных ситуаций, для решения которых нет готовых алгоритмов работы. Это, в свою очередь, позволяет активизировать творческие способности и смекалку студентов. Простейшие задания, например, встретить гостей проекта и предложить им принять участие в различных мероприятиях в режиме реального времени дает возможность студентам адекватно оценить уровень своих коммуникативных и профессиональных навыков работы в системе «человек-человек».
Участие в мероприятиях социального проекта позволяет студентам переориентироваться на альтруистическую жизненную позицию, в основе которой лежит ценность «счастье других людей», поскольку, по словам самих будущих педагогов, они получают жизненный опыт того, что можно получать удовольствие от волонтерской работы, делая что-то хорошее для других. Такая форма активности способствует и формированию отвественности, поскольку единственная «цена ошибки» на социальном проекте - это количество родителей и их детей которые придут или не придут на следующие мероприятия, подготовленные самими студентами и преподавателями университета.
Таким образом, «Социальный проект» как форма активной работы дает возможность студентам оценить уровень своей профессиональной компетентности в режиме не заранее подготовленных уроков или занятий в рамках традиционного обучения или производственной практики, а в режиме реальных жизненных ситуаций, качественным отличием которых является именно их непредсказуемость.
Такая работа дает возможность студентам увидеть все имеющиеся «пробелы» в своей профессиональной компетентности и глубоко пережить ценность имеющихся и еще не имеющихся профессиональных знаний. Такая работа также дает возможность студентам увидеть различные уникальные ситуации семейных взаимоотношений, примерить их к себе и, таким образом, оптимизировать собственные ценности в области межличностных отношений.
Таким образом, внедрение новых нестандартных форм совместной работы преподавателей и студентов педагогических специальностей (например, «социальный проект») с акцентом на добровольность, творчество и ответственность студентов за результаты их профессиональной и творческой деятельности дает возможность оптимизировать систему ценностных ориентаций студентов и способствовать их личностно-профессиональному развитию в целом.
- Максимчук Н.П. Вплив ціннісних орієнтацій майбутніх вчителів на змістові характеристики життєвих та професійних цілей / Н.П.Максимчук // Проблеми сучасної психології - 2011. - Вип. 11. - С. 427-433.
- Саватєєва Б.В. Вплив соціально-психологічних настанов на формування альтруїстичної поведінки студентської молоді / Б.В.Саватєєва // Право і безпека. Науковий журнал. - 2009. - Вип. 5 (32). - С. 89-94.
- Шемигон Н.Ю. Формування ціннісних орієнтацій майбутніх педагогів у процесі професійної підготовки: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.04 "Теорія і методика професійної освіти" / Н.Ю.Шемигон. – Харків, 2008. - 220 с.