Чередниченко С.В. Национальное воспитание как основа культурологической составляющей в практике современного дошкольного образования

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

(відмінності між версіями)
Перейти до: навігація, пошук
 
(Одна проміжна версія одного користувача не показана)
Рядок 1: Рядок 1:
В созданных человеком традициях, обычаях, обрядах, народных праздниках отразилась педагогическая культура народа, которая формировалась на протяжении многих веков и имеет бесценный воспитательный потенциал. Народные традиции и обряды выполняют важную функцию, а именно – обеспечивают связь прошлого и настоящего, а на этой основе сохраняются национальные и общечеловеческие ценности, идеалы, вкусы, предпочтения народа, через которые каждая нация способна воспроизвести собственный национальный дух и национальный характер.
+
<p align=justify>'''[[Чередниченко С.В.]]''' - преподаватель кафедры дошкольного образования Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченка</p align=justify>
Известный российский ученый Н.Лосский подчеркивал, что национальная культура становится известной во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достижением всего человечества [4].
+
По мнению О. Ольжича, развитие национального воспитания начинается с дошкольного возраста. Это требует особого отношения к разработке методов, форм и содержания воспитательной работы с молодыми гражданами страны. Он утверждает, что в основе дошкольного воспитания должна быть народность. Дошкольное воспитание, должно быть национальным, а его содержанием и воспитательным материалом должна стать украинская народная культура [2].
+
Как отметила Т. Пониманская: «Незнание и игнорирование родного языка, родной истории, национальной культуры, отступление от многовековых традиций этнопедагогики непоправимо вредят национальному воспитанию»[7].
+
Рассмотрим детальнее опыт работы современных воспитателей дошкольных образовательных учреждений по возрождению национальной культуры и традиций в условиях нового направления развития детей дошкольного возраста - национального воспитания. Именно различным направлениям национального воспитания в последние годы уделяется всё большее внимание в различных программах для современных детских садов. Это обусловило появление новых интересных идеи и апробированных систем работы с детьми по национальному воспитанию дошкольников.
+
Так, интересной является разработка цикла развивающих-дидактических игр «Эхо старины» Н. Пономаревой. Каждая игра предложенная автором имеет несколько степеней сложности, что позволяет использовать данные игры в работе с детьми разными по возрасту и уровню подготовки. Все игры направлены на расширение и закрепление знаний о национальных обычаях и традициях народа. Составные Н. Пономаревой зазывалки, считалки делают игровой процесс более интересным. В игре «Ярмарка» автор предлагает такие зазывалки:
+
* 1. На ярмарке нашем
+
* Веселом, богатом.
+
* Есть чему удивляться
+
* И есть что приобрести!
+
  
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В созданных человеком традициях, обычаях, обрядах, народных праздниках отразилась педагогическая культура народа, которая формировалась на протяжении многих веков и имеет бесценный воспитательный потенциал. Народные традиции и обряды выполняют важную функцию, а именно – обеспечивают связь прошлого и настоящего, а на этой основе сохраняются национальные и общечеловеческие ценности, идеалы, вкусы, предпочтения народа, через которые каждая нация способна воспроизвести собственный национальный дух и национальный характер.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Известный российский ученый Н.Лосский подчеркивал, что национальная культура становится известной во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достижением всего человечества [4].</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;По мнению О. Ольжича, развитие национального воспитания начинается с дошкольного возраста. Это требует особого отношения к разработке методов, форм и содержания воспитательной работы с молодыми гражданами страны. Он утверждает, что в основе дошкольного воспитания должна быть народность. Дошкольное воспитание, должно быть национальным, а его содержанием и воспитательным материалом должна стать украинская народная культура [2].</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Как отметила Т. Пониманская: «Незнание и игнорирование родного языка, родной истории, национальной культуры, отступление от многовековых традиций этнопедагогики непоправимо вредят национальному воспитанию»[7].</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Рассмотрим детальнее опыт работы современных воспитателей дошкольных образовательных учреждений по возрождению национальной культуры и традиций в условиях нового направления развития детей дошкольного возраста - национального воспитания. Именно различным направлениям национального воспитания в последние годы уделяется всё большее внимание в различных программах для современных детских садов. Это обусловило появление новых интересных идеи и апробированных систем работы с детьми по национальному воспитанию дошкольников.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Так, интересной является разработка цикла развивающих-дидактических игр «Эхо старины» Н. Пономаревой. Каждая игра предложенная автором имеет несколько степеней сложности, что позволяет использовать данные игры в работе с детьми разными по возрасту и уровню подготовки. Все игры направлены на расширение и закрепление знаний о национальных обычаях и традициях народа. Составные Н. Пономаревой зазывалки, считалки делают игровой процесс более интересным. В игре «Ярмарка» автор предлагает такие зазывалки:</p align=justify>
 +
<p align=justify>* 1. На ярмарке нашем</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Веселом, богатом. </p align=justify>
 +
<p align=justify>* Есть чему удивляться </p align=justify>
 +
<p align=justify>* И есть что приобрести!</p align=justify>
 +
<p align=justify>* 2. Подходите сюда,</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Дорогие хозяйки,</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Выбирайте посуду</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Всей вашей семье.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Так, например, игра «Повар» знакомит детей с национальной кухней, учит четко говорить зазывалки и названия продуктов и т.п.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Цель игры: приобщать детей к национальным традициям, закреплять знания детей об украинском национальном посуде и украинских блюдах; формировать представление про характерные черты родного народа: гостеприимство, трудолюбие ...</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Игровое задание: отгадать название блюда и подобрать к нему посуду.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Оборудование: плоскостные изображения национальной посуды, стилизованная «Украинская печь»; карточки на которых изображены национальные блюда; колпак повара; фанты.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В игре участвуют 6 - 10 детей</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Ход игры. Дети сидят вокруг стола, на котором разложены плоскостные силуэты украинской национальной посуды. Передавая по кругу, друг другу поварской колпак дети говорят:</p align=justify>
 +
<p align=justify>Утром на гостей все ждали,</p align=justify>
 +
<p align=justify>Блюд много приготовили.</p align=justify>
 +
<p align=justify>Сейчас повар их покажет</p align=justify>
 +
<p align=justify>И о блюдах все расскажет.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;У кого из детей по окончанию речевки колпак остался в руках, тот становится поваром и надевает колпак на голову. Повар достает из «печи» карточку с изображением украинского национального блюда, рассматривает ее, пока не показывая никому.</p align=justify>
 +
<p align=justify>Дети. Повар, повар, а готовое ли блюдо?</p align=justify>
 +
<p align=justify>Повар. Готовое!</p align=justify>
 +
<p align=justify>Дети. А из чего оно готовилось?</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Повар называет продукты необходимые для приготовления блюда. Дети отгадывают его название. Кто первый угадал – получает фант от повара и выбирает из посуды ту, в которой  это блюдо можно сохранять. Если ребенок правильно подобрал посуду, то он становится поваром. Если нет – повар снова выбирается с помощью речевки.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Как показывает практика, такие игры интересны детям. Малыши возвращаются к игре, добавляя новые атрибуты, придумывая новые правила[6].</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;На сегодняшний день воспитатели все больше обращаются к народным источникам в воспитании детей. Национальное воспитание невозможно без ознакомления детей с национальной культурой. Именно украинская народная игрушка – это источник знаний об украинском народе, украинский быт, украинские традиции и обычаи, и национальную культуру. Народная игрушка является наследием подобно языку, сказки, песни. Она несет в себе художественную культуру народного творчества, проверена детской любовью к ней, детской игрой.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Для развития сюжетно-ролевой игры ученые предлагают воспитателям в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста использовать игрушки из дерева, глины, ткани, соломы и т.п.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Для обогащения жизненных впечатлений детей о природе, о предметной окружающей среде, поддержание у них стремления к творчеству следует при организации игровой деятельности использовать также куклы из ткани и растительных материалов. Они пригодятся во время  различных видов работы с дошкольниками: игровых моментов, игр-забав, развлечений, наблюдений, мини-занятий и т.п.. Благодаря использованию этих игрушек игровую деятельность можно эффективно сочетать с моделированием, трудовой деятельностью [5].</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Использование народных игрушек из ткани, соломы, травы, кукурузы, лозы знакомит малышей с процессами производства предметов домашнего обихода, приобщает их к культуре прошлого и современности своего народа. При непосредственном изготовлении таких игрушек дети не только знакомятся на практике с материалами, их свойствами, но и получают практические умения и навыки (вырезать, шнуровать, завязывать и т.д.). Кроме того, это способствует развитию творчества детей как ведущей характеристики активности старшего дошкольника [5].</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Ознакомление детей с национальной культурой средством расширения и уточнения, представлений об украинской народной игрушке является многогранным, интересным процессом, как для детей, так и для взрослых. Народная игрушка в детских руках есть той ниточкой, которая соединяет человека с историей ее Родины.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Данная работа невозможна без соответствующего обустройства среды, как дошкольного учреждения, так и групповой комнаты. Как отмечает Е. Кононко: «Определяющей есть культура сада, общая атмосфера в нем, что создается совместными усилиями всех участников образовательного процесса и формируется в результате опыта воспитателей и адаптации учреждения к требованиям и потребностям общества и государства» [3]</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Поэтому,  одной из новых форм национального и общественно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении является обустройство национальных уголков, где собраны разнообразные материалы для проведения соответствующей образовательно-воспитательной работы с дошкольниками: этнографический, общественно-политический и художественный.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Л. Аносова, воспитатель дошкольного учреждения № 35 "Одуванчик" г.  Желтые Воды Днепропетровской области рекомендует следующую тематику национальных уголков(которая состоит из блоков и модулей):</p align=justify>
 +
<p align=justify>'''Блок І. Семья. Род.''' </p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 1. Семейные отношения</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 2. Семья, родословная</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 3. Семейные традиции, обряды, праздники</p align=justify>
 +
<p align=justify>'''Блок II. Родной край'''</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 1. Улицы родного города</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 2. Музеи города, памятники, исторические сооружения, обелиски, их история</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 3. Предприятия, учреждения, учебные заведения города, культурные сооружения.</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 4. Городской транспорт</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 5. Отдых горожан</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 6. Естественный ландшафт города, природные богатства</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 7. История родного города</p align=justify>
 +
<p align=justify>'''Блок ІІІ. Украина – наша Родина'''</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 1. Киев – столица Украины. Моя Родина – Украина</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 2. Путешествие по Украине</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 3. Исторические корни Украины. Карта Украины.</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 4. Основание Киева</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 5. Памятники национальной истории, храмы, соборы</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 6. Национальные герои Украины</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 7. Тарас Шевченко. Леся Украинский</p align=justify>
 +
<p align=justify>'''Блок ІV. Символы Украины'''</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 1. Государственные символы Украины: Герб, Флаг, Гимн</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 2. Национальные символы-обереги: венок, полотенце</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 3. Хлеб - символ украинского народа</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 4. Растительные символы: калина, ива, тополь, дуб, хмель, явор, барвинок, мак, тыква</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 5. Птичьи символы: аист в гнезде, кукушка, соловей, пара голубей</p align=justify>
 +
<p align=justify>'''Блок V. Быт Украины'''</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 1. Украинская национальная игрушка. Мастера украинской народной региональной игрушки </p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 2. Национальная одежда</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 3. Национальная посуда</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 4. Национальные, обрядовые блюда</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 5. Домашний интерьер, хозяйственные постройки во дворе</p align=justify>
 +
<p align=justify>'''Блок VІ. Национальные традиции и праздники'''</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 1. Народные праздники и весенние обряды</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 2. Народные праздники и обряды летнего цикла</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 3. Народные праздники и обряды осеннего цикла</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 4. Народные праздники зимнего цикла</p align=justify>
 +
<p align=justify>'''Блок VІІ. Украинское национальное искусство'''</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 1. Картины украинских художников-классиков</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 2. Картины современных художников</p align=justify>
 +
<p align=justify>'''Блок VІІ. Декоративно прикладное искусство и народные промыслы Украины'''</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 1. Украинская вышивка</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 2. Вытынанка</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 3. Резьба по дереву</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 4. Художественное оформление кожаных изделий</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 5. Художественная обработка металла (медь, бронза, латунь)</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 6. Гончарное искусство</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 7. Плетение</p align=justify>
 +
<p align=justify>* Модуль 8. Роспись [1].</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Национальный уголок в дошкольном учреждении настраивает детей на позитивный лад, вызывает у детей положительные чувства, желание узнать о незнакомых им вещах. Атмосфера народных традиций и обычаев, способствует воспитанию у детей чувства национального достоинства, вызывает интерес к национальной культуре, прививает детям любовь и уважение к украинским государственным и народным символам, оберегам и обычаям [1].</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Человек, как дерево, не может жить без корней, поэтому изучение национального достояния, истории духовной национальной культуры является первоосновой для национального воспитания, менталитета и духовности в воспитании молодого поколения.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Таким образом, целью национального воспитания на современном этапе является передача детям социального опыта, наследование ими духовных достижений нашего народа.</p align=justify>
  
* 2. Подходите сюда,
 
* Дорогие хозяйки,
 
* Выбирайте посуду
 
* Всей вашей семье.
 
Так, например, игра «Повар» знакомит детей с национальной кухней, учит четко говорить зазывалки и названия продуктов и т.п..
 
Цель игры: приобщать детей к национальным традициям, закреплять знания детей об украинском национальном посуде и украинских блюдах; формировать представление про характерные черты родного народа: гостеприимство, трудолюбие ...
 
Игровое задание: отгадать название блюда и подобрать к нему посуду.
 
Оборудование: плоскостные изображения национальной посуды, стилизованная «Украинская печь»; карточки на которых изображены национальные блюда; колпак повара; фанты.
 
В игре участвуют 6 - 10 детей
 
Ход игры. Дети сидят вокруг стола, на котором разложены плоскостные силуэты украинской национальной посуды. Передавая по кругу, друг другу поварской колпак дети говорят:
 
Утром на гостей все ждали,
 
Блюд много приготовили.
 
Сейчас повар их покажет
 
И о блюдах все расскажет.
 
У кого из детей по окончанию речевки колпак остался в руках, тот становится поваром и надевает колпак на голову. Повар достает из «печи» карточку с изображением украинского национального блюда, рассматривает ее, пока не показывая никому.
 
Дети. Повар, повар, а готовое ли блюдо?
 
Повар. Готовое!
 
Дети. А из чего оно готовилось?
 
Повар называет продукты необходимые для приготовления блюда. Дети отгадывают его название. Кто первый угадал – получает фант от повара и выбирает из посуды ту, в которой  это блюдо можно сохранять. Если ребенок правильно подобрал посуду, то он становится поваром. Если нет – повар снова выбирается с помощью речевки.
 
Как показывает практика, такие игры интересны детям. Малыши возвращаются к игре, добавляя новые атрибуты, придумывая новые правила[6].
 
На сегодняшний день воспитатели все больше обращаются к народным источникам в воспитании детей. Национальное воспитание невозможно без ознакомления детей с национальной культурой. Именно украинская народная игрушка – это источник знаний об украинском народе, украинский быт, украинские традиции и обычаи, и национальную культуру. Народная игрушка является наследием подобно языку, сказки, песни. Она несет в себе художественную культуру народного творчества, проверена детской любовью к ней, детской игрой.
 
Для развития сюжетно-ролевой игры ученые предлагают воспитателям в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста использовать игрушки из дерева, глины, ткани, соломы и т.п..
 
Для обогащения жизненных впечатлений детей о природе, о предметной окружающей среде, поддержание у них стремления к творчеству следует при организации игровой деятельности использовать также куклы из ткани и растительных материалов. Они пригодятся во время  различных видов работы с дошкольниками: игровых моментов, игр-забав, развлечений, наблюдений, мини-занятий и т.п.. Благодаря использованию этих игрушек игровую деятельность можно эффективно сочетать с моделированием, трудовой деятельностью [5].
 
Использование народных игрушек из ткани, соломы, травы, кукурузы, лозы знакомит малышей с процессами производства предметов домашнего обихода, приобщает их к культуре прошлого и современности своего народа. При непосредственном изготовлении таких игрушек дети не только знакомятся на практике с материалами, их свойствами, но и получают практические умения и навыки (вырезать, шнуровать, завязывать и т.д.). Кроме того, это способствует развитию творчества детей как ведущей характеристики активности старшего дошкольника [5].
 
Ознакомление детей с национальной культурой средством расширения и уточнения, представлений об украинской народной игрушке является многогранным, интересным процессом, как для детей, так и для взрослых. Народная игрушка в детских руках есть той ниточкой, которая соединяет человека с историей ее Родины.
 
Данная работа невозможна без соответствующего обустройства среды, как дошкольного учреждения, так и групповой комнаты. Как отмечает Е. Кононко: «Определяющей есть культура сада, общая атмосфера в нем, что создается совместными усилиями всех участников образовательного процесса и формируется в результате опыта воспитателей и адаптации учреждения к требованиям и потребностям общества и государства» [3]
 
Поэтому,  одной из новых форм национального и общественно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении является обустройство национальных уголков, где собраны разнообразные материалы для проведения соответствующей образовательно-воспитательной работы с дошкольниками: этнографический, общественно-политический и художественный.
 
Л. Аносова, воспитатель дошкольного учреждения № 35 "Одуванчик" г.  Желтые Воды Днепропетровской области рекомендует следующую тематику национальных уголков(которая состоит из блоков и модулей):
 
'''Блок І. Семья. Род.'''
 
* Модуль 1. Семейные отношения
 
* Модуль 2. Семья, родословная
 
* Модуль 3. Семейные традиции, обряды, праздники
 
'''Блок II. Родной край'''
 
* Модуль 1. Улицы родного города
 
* Модуль 2. Музеи города, памятники, исторические сооружения, обелиски, их история
 
* Модуль 3. Предприятия, учреждения, учебные заведения города, культурные сооружения.
 
* Модуль 4. Городской транспорт
 
* Модуль 5. Отдых горожан
 
* Модуль 6. Естественный ландшафт города, природные богатства
 
* Модуль 7. История родного города
 
'''Блок ІІІ. Украина – наша Родина'''
 
* Модуль 1. Киев – столица Украины. Моя Родина – Украина
 
* Модуль 2. Путешествие по Украине
 
* Модуль 3. Исторические корни Украины. Карта Украины.
 
* Модуль 4. Основание Киева
 
* Модуль 5. Памятники национальной истории, храмы, соборы
 
* Модуль 6. Национальные герои Украины
 
* Модуль 7. Тарас Шевченко. Леся Украинский
 
'''Блок ІV. Символы Украины'''
 
* Модуль 1. Государственные символы Украины: Герб, Флаг, Гимн
 
* Модуль 2. Национальные символы-обереги: венок, полотенце
 
* Модуль 3. Хлеб - символ украинского народа
 
* Модуль 4. Растительные символы: калина, ива, тополь, дуб, хмель, явор, барвинок, мак, тыква
 
* Модуль 5. Птичьи символы: аист в гнезде, кукушка, соловей, пара голубей
 
'''Блок V. Быт Украины'''
 
* Модуль 1. Украинская национальная игрушка. Мастера украинской народной региональной игрушки
 
* Модуль 2. Национальная одежда
 
* Модуль 3. Национальная посуда
 
* Модуль 4. Национальные, обрядовые блюда
 
* Модуль 5. Домашний интерьер, хозяйственные постройки во дворе
 
'''Блок VІ. Национальные традиции и праздники'''
 
* Модуль 1. Народные праздники и весенние обряды
 
* Модуль 2. Народные праздники и обряды летнего цикла
 
* Модуль 3. Народные праздники и обряды осеннего цикла
 
* Модуль 4. Народные праздники зимнего цикла
 
'''Блок VІІ. Украинское национальное искусство'''
 
* Модуль 1. Картины украинских художников-классиков
 
* Модуль 2. Картины современных художников
 
'''Блок VІІ. Декоративно прикладное искусство и народные промыслы Украины'''
 
* Модуль 1. Украинская вышивка
 
* Модуль 2. Вытынанка
 
* Модуль 3. Резьба по дереву
 
* Модуль 4. Художественное оформление кожаных изделий
 
* Модуль 5. Художественная обработка металла (медь, бронза, латунь)
 
* Модуль 6. Гончарное искусство
 
* Модуль 7. Плетение
 
* Модуль 8. Роспись [1].
 
Национальный уголок в дошкольном учреждении настраивает детей на позитивный лад, вызывает у детей положительные чувства, желание узнать о незнакомых им вещах. Атмосфера народных традиций и обычаев, способствует воспитанию у детей чувства национального достоинства, вызывает интерес к национальной культуре, прививает детям любовь и уважение к украинским государственным и народным символам, оберегам и обычаям [1].
 
Человек, как дерево, не может жить без корней, поэтому изучение национального достояния, истории духовной национальной культуры является первоосновой для национального воспитания, менталитета и духовности в воспитании молодого поколения.
 
Таким образом, целью национального воспитания на современном этапе является передача детям социального опыта, наследование ими духовных достижений нашего народа.
 
 
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center>
 
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center>
 +
 
* 1. Аносова Л. Національні куточки в дитсадку: орієнтовна тематика та оснащення // Дошкільне виховання. – 2008. – № 8. – С. 20-22
 
* 1. Аносова Л. Національні куточки в дитсадку: орієнтовна тематика та оснащення // Дошкільне виховання. – 2008. – № 8. – С. 20-22
 +
 
* 2. Богуш А.М. Українське народознавство в дошкільному закладі: [навч. посіб]– 2-ге вид., переробл. і допов./ А.М. Богуш, Н.В. Лисенко – К.: Вища шк.., 2002. – 407 с.
 
* 2. Богуш А.М. Українське народознавство в дошкільному закладі: [навч. посіб]– 2-ге вид., переробл. і допов./ А.М. Богуш, Н.В. Лисенко – К.: Вища шк.., 2002. – 407 с.
 +
 
* 3. Кононко О. Сучасний дитсадок: який він? // Дошкільне виховання. – 2006. – № 7. – С. 3-6
 
* 3. Кононко О. Сучасний дитсадок: який він? // Дошкільне виховання. – 2006. – № 7. – С. 3-6
 +
 
* 4. Культурологія: українська та зарубіжна культура: [навч. посіб.]/ М.М.Занович, І.А.Зязюн, О.М.Семашко та ін./ за ред. М.М.Зановича. – К.: Знання, 2004. – 567 с.
 
* 4. Культурологія: українська та зарубіжна культура: [навч. посіб.]/ М.М.Занович, І.А.Зязюн, О.М.Семашко та ін./ за ред. М.М.Зановича. – К.: Знання, 2004. – 567 с.
 +
 
* 5. Народна іграшка в життєдіяльності дошкільнят / [Н. Омельченко, Н. Курочка, Т. Дудова, О. Найден // Палітра педагога. – 2010 р. – № 4 – С. 3 – 10.
 
* 5. Народна іграшка в життєдіяльності дошкільнят / [Н. Омельченко, Н. Курочка, Т. Дудова, О. Найден // Палітра педагога. – 2010 р. – № 4 – С. 3 – 10.
 +
 
* 6. Пономарьова Н. Відлуння старовини. Дидактичні ігри за народознавчими мотивами // Дошкільне виховання. – 2007. – № 10. – С. 23-25
 
* 6. Пономарьова Н. Відлуння старовини. Дидактичні ігри за народознавчими мотивами // Дошкільне виховання. – 2007. – № 10. – С. 23-25
 +
 
* 7. Поніманська Т. Гуманістичне виховання:етнопедагогічні витоки // Дошкільне виховання, 2011, № 8 С.9-13
 
* 7. Поніманська Т. Гуманістичне виховання:етнопедагогічні витоки // Дошкільне виховання, 2011, № 8 С.9-13
 +
 +
 +
  
  
 
[[Категорія:Статті російською мовою]]
 
[[Категорія:Статті російською мовою]]
 +
 
[[Категорія:Наукові праці]]
 
[[Категорія:Наукові праці]]
 +
 
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]]
 
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]]
 +
 
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]]
 
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]]
 +
 
[[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]]
 
[[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]]
 +
 
[[Категорія:Статті з педагогіки]]
 
[[Категорія:Статті з педагогіки]]
 +
 
[[Категорія:Для аспірантів]]
 
[[Категорія:Для аспірантів]]
 +
 
[[Категорія:Для магістрантів]]
 
[[Категорія:Для магістрантів]]
 +
 
[[Категорія:Для науковців]]
 
[[Категорія:Для науковців]]
 +
 
[[Категорія:Для студентів]]
 
[[Категорія:Для студентів]]

Поточна версія на 08:06, 29 серпня 2013

Чередниченко С.В. - преподаватель кафедры дошкольного образования Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченка

   В созданных человеком традициях, обычаях, обрядах, народных праздниках отразилась педагогическая культура народа, которая формировалась на протяжении многих веков и имеет бесценный воспитательный потенциал. Народные традиции и обряды выполняют важную функцию, а именно – обеспечивают связь прошлого и настоящего, а на этой основе сохраняются национальные и общечеловеческие ценности, идеалы, вкусы, предпочтения народа, через которые каждая нация способна воспроизвести собственный национальный дух и национальный характер.

   Известный российский ученый Н.Лосский подчеркивал, что национальная культура становится известной во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достижением всего человечества [4].

   По мнению О. Ольжича, развитие национального воспитания начинается с дошкольного возраста. Это требует особого отношения к разработке методов, форм и содержания воспитательной работы с молодыми гражданами страны. Он утверждает, что в основе дошкольного воспитания должна быть народность. Дошкольное воспитание, должно быть национальным, а его содержанием и воспитательным материалом должна стать украинская народная культура [2].

   Как отметила Т. Пониманская: «Незнание и игнорирование родного языка, родной истории, национальной культуры, отступление от многовековых традиций этнопедагогики непоправимо вредят национальному воспитанию»[7].

   Рассмотрим детальнее опыт работы современных воспитателей дошкольных образовательных учреждений по возрождению национальной культуры и традиций в условиях нового направления развития детей дошкольного возраста - национального воспитания. Именно различным направлениям национального воспитания в последние годы уделяется всё большее внимание в различных программах для современных детских садов. Это обусловило появление новых интересных идеи и апробированных систем работы с детьми по национальному воспитанию дошкольников.

   Так, интересной является разработка цикла развивающих-дидактических игр «Эхо старины» Н. Пономаревой. Каждая игра предложенная автором имеет несколько степеней сложности, что позволяет использовать данные игры в работе с детьми разными по возрасту и уровню подготовки. Все игры направлены на расширение и закрепление знаний о национальных обычаях и традициях народа. Составные Н. Пономаревой зазывалки, считалки делают игровой процесс более интересным. В игре «Ярмарка» автор предлагает такие зазывалки:

* 1. На ярмарке нашем

* Веселом, богатом.

* Есть чему удивляться

* И есть что приобрести!

* 2. Подходите сюда,

* Дорогие хозяйки,

* Выбирайте посуду

* Всей вашей семье.

   Так, например, игра «Повар» знакомит детей с национальной кухней, учит четко говорить зазывалки и названия продуктов и т.п.

   Цель игры: приобщать детей к национальным традициям, закреплять знания детей об украинском национальном посуде и украинских блюдах; формировать представление про характерные черты родного народа: гостеприимство, трудолюбие ...

   Игровое задание: отгадать название блюда и подобрать к нему посуду.

   Оборудование: плоскостные изображения национальной посуды, стилизованная «Украинская печь»; карточки на которых изображены национальные блюда; колпак повара; фанты.

   В игре участвуют 6 - 10 детей

   Ход игры. Дети сидят вокруг стола, на котором разложены плоскостные силуэты украинской национальной посуды. Передавая по кругу, друг другу поварской колпак дети говорят:

Утром на гостей все ждали,

Блюд много приготовили.

Сейчас повар их покажет

И о блюдах все расскажет.

   У кого из детей по окончанию речевки колпак остался в руках, тот становится поваром и надевает колпак на голову. Повар достает из «печи» карточку с изображением украинского национального блюда, рассматривает ее, пока не показывая никому.

Дети. Повар, повар, а готовое ли блюдо?

Повар. Готовое!

Дети. А из чего оно готовилось?

   Повар называет продукты необходимые для приготовления блюда. Дети отгадывают его название. Кто первый угадал – получает фант от повара и выбирает из посуды ту, в которой это блюдо можно сохранять. Если ребенок правильно подобрал посуду, то он становится поваром. Если нет – повар снова выбирается с помощью речевки.

   Как показывает практика, такие игры интересны детям. Малыши возвращаются к игре, добавляя новые атрибуты, придумывая новые правила[6].

   На сегодняшний день воспитатели все больше обращаются к народным источникам в воспитании детей. Национальное воспитание невозможно без ознакомления детей с национальной культурой. Именно украинская народная игрушка – это источник знаний об украинском народе, украинский быт, украинские традиции и обычаи, и национальную культуру. Народная игрушка является наследием подобно языку, сказки, песни. Она несет в себе художественную культуру народного творчества, проверена детской любовью к ней, детской игрой.

   Для развития сюжетно-ролевой игры ученые предлагают воспитателям в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста использовать игрушки из дерева, глины, ткани, соломы и т.п.

   Для обогащения жизненных впечатлений детей о природе, о предметной окружающей среде, поддержание у них стремления к творчеству следует при организации игровой деятельности использовать также куклы из ткани и растительных материалов. Они пригодятся во время различных видов работы с дошкольниками: игровых моментов, игр-забав, развлечений, наблюдений, мини-занятий и т.п.. Благодаря использованию этих игрушек игровую деятельность можно эффективно сочетать с моделированием, трудовой деятельностью [5].

   Использование народных игрушек из ткани, соломы, травы, кукурузы, лозы знакомит малышей с процессами производства предметов домашнего обихода, приобщает их к культуре прошлого и современности своего народа. При непосредственном изготовлении таких игрушек дети не только знакомятся на практике с материалами, их свойствами, но и получают практические умения и навыки (вырезать, шнуровать, завязывать и т.д.). Кроме того, это способствует развитию творчества детей как ведущей характеристики активности старшего дошкольника [5].

   Ознакомление детей с национальной культурой средством расширения и уточнения, представлений об украинской народной игрушке является многогранным, интересным процессом, как для детей, так и для взрослых. Народная игрушка в детских руках есть той ниточкой, которая соединяет человека с историей ее Родины.

   Данная работа невозможна без соответствующего обустройства среды, как дошкольного учреждения, так и групповой комнаты. Как отмечает Е. Кононко: «Определяющей есть культура сада, общая атмосфера в нем, что создается совместными усилиями всех участников образовательного процесса и формируется в результате опыта воспитателей и адаптации учреждения к требованиям и потребностям общества и государства» [3]

   Поэтому, одной из новых форм национального и общественно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении является обустройство национальных уголков, где собраны разнообразные материалы для проведения соответствующей образовательно-воспитательной работы с дошкольниками: этнографический, общественно-политический и художественный.

   Л. Аносова, воспитатель дошкольного учреждения № 35 "Одуванчик" г. Желтые Воды Днепропетровской области рекомендует следующую тематику национальных уголков(которая состоит из блоков и модулей):

Блок І. Семья. Род.

* Модуль 1. Семейные отношения

* Модуль 2. Семья, родословная

* Модуль 3. Семейные традиции, обряды, праздники

Блок II. Родной край

* Модуль 1. Улицы родного города

* Модуль 2. Музеи города, памятники, исторические сооружения, обелиски, их история

* Модуль 3. Предприятия, учреждения, учебные заведения города, культурные сооружения.

* Модуль 4. Городской транспорт

* Модуль 5. Отдых горожан

* Модуль 6. Естественный ландшафт города, природные богатства

* Модуль 7. История родного города

Блок ІІІ. Украина – наша Родина

* Модуль 1. Киев – столица Украины. Моя Родина – Украина

* Модуль 2. Путешествие по Украине

* Модуль 3. Исторические корни Украины. Карта Украины.

* Модуль 4. Основание Киева

* Модуль 5. Памятники национальной истории, храмы, соборы

* Модуль 6. Национальные герои Украины

* Модуль 7. Тарас Шевченко. Леся Украинский

Блок ІV. Символы Украины

* Модуль 1. Государственные символы Украины: Герб, Флаг, Гимн

* Модуль 2. Национальные символы-обереги: венок, полотенце

* Модуль 3. Хлеб - символ украинского народа

* Модуль 4. Растительные символы: калина, ива, тополь, дуб, хмель, явор, барвинок, мак, тыква

* Модуль 5. Птичьи символы: аист в гнезде, кукушка, соловей, пара голубей

Блок V. Быт Украины

* Модуль 1. Украинская национальная игрушка. Мастера украинской народной региональной игрушки

* Модуль 2. Национальная одежда

* Модуль 3. Национальная посуда

* Модуль 4. Национальные, обрядовые блюда

* Модуль 5. Домашний интерьер, хозяйственные постройки во дворе

Блок VІ. Национальные традиции и праздники

* Модуль 1. Народные праздники и весенние обряды

* Модуль 2. Народные праздники и обряды летнего цикла

* Модуль 3. Народные праздники и обряды осеннего цикла

* Модуль 4. Народные праздники зимнего цикла

Блок VІІ. Украинское национальное искусство

* Модуль 1. Картины украинских художников-классиков

* Модуль 2. Картины современных художников

Блок VІІ. Декоративно прикладное искусство и народные промыслы Украины

* Модуль 1. Украинская вышивка

* Модуль 2. Вытынанка

* Модуль 3. Резьба по дереву

* Модуль 4. Художественное оформление кожаных изделий

* Модуль 5. Художественная обработка металла (медь, бронза, латунь)

* Модуль 6. Гончарное искусство

* Модуль 7. Плетение

* Модуль 8. Роспись [1].

   Национальный уголок в дошкольном учреждении настраивает детей на позитивный лад, вызывает у детей положительные чувства, желание узнать о незнакомых им вещах. Атмосфера народных традиций и обычаев, способствует воспитанию у детей чувства национального достоинства, вызывает интерес к национальной культуре, прививает детям любовь и уважение к украинским государственным и народным символам, оберегам и обычаям [1].

   Человек, как дерево, не может жить без корней, поэтому изучение национального достояния, истории духовной национальной культуры является первоосновой для национального воспитания, менталитета и духовности в воспитании молодого поколения.

   Таким образом, целью национального воспитания на современном этапе является передача детям социального опыта, наследование ими духовных достижений нашего народа.

ЛИТЕРАТУРА
  • 1. Аносова Л. Національні куточки в дитсадку: орієнтовна тематика та оснащення // Дошкільне виховання. – 2008. – № 8. – С. 20-22
  • 2. Богуш А.М. Українське народознавство в дошкільному закладі: [навч. посіб]– 2-ге вид., переробл. і допов./ А.М. Богуш, Н.В. Лисенко – К.: Вища шк.., 2002. – 407 с.
  • 3. Кононко О. Сучасний дитсадок: який він? // Дошкільне виховання. – 2006. – № 7. – С. 3-6
  • 4. Культурологія: українська та зарубіжна культура: [навч. посіб.]/ М.М.Занович, І.А.Зязюн, О.М.Семашко та ін./ за ред. М.М.Зановича. – К.: Знання, 2004. – 567 с.
  • 5. Народна іграшка в життєдіяльності дошкільнят / [Н. Омельченко, Н. Курочка, Т. Дудова, О. Найден // Палітра педагога. – 2010 р. – № 4 – С. 3 – 10.
  • 6. Пономарьова Н. Відлуння старовини. Дидактичні ігри за народознавчими мотивами // Дошкільне виховання. – 2007. – № 10. – С. 23-25
  • 7. Поніманська Т. Гуманістичне виховання:етнопедагогічні витоки // Дошкільне виховання, 2011, № 8 С.9-13


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама