Стаднийчук М.А. Развитие творческих способностей детей третьего года жизни средством дидактической игры
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
(Одна проміжна версія одного користувача не показана) | |||
Рядок 1: | Рядок 1: | ||
− | Проблема развития творческих способностей на современном этапе развития образования достаточно актуальна, поскольку развитие творческой личности – это одно из приоритетных направлений развития образования в целом. Быстрые темпы научно-технического прогресса в свою очередь требуют формирования у личности достаточно гибкого мышления, творческих подходов к разрешению поставленных задач. Б. Никитин справедливо отмечает, что «к сожалению, современное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне» [6; 5]. Считаем неправильным такой подход к развитию ребенка дошкольного возраста, в том числе ребенка раннего возраста, когда взрослые пытаются дать ему как можно больше знаний, забывая о законах развития психики. «Ранняя гениальность» еще не говорит о счастье и больших успехах во взрослой жизни, потому что счастье – «вещь» творческая. Творчество рождается с умения мечтать и фантазировать. Известный педагог Масару Ибука в книге «После трех уже поздно» отмечает следующее: «Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат игре на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта… Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше радости было в его жизни и в мире» [3; 24-25]. | + | <p align=justify>'''[[Стаднийчук М.А.]]''' - магистрант кафедры дошкольного образования Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченка</p align=justify> |
− | Следует отметить, что вопросы творчества освещены в работах многих ученых, среди них: Л. Венгер, Л. Выготский [2], В. Моляко [5], А. Мелик-Пашаев [4], А. Шумилин [7]. Известный педагог-художник Б. Неменский утверждает возможность и необходимость раннего привлечения детей к миру искусства. Главной задачей на этом этапе является развитие у детей умения полноценно воспринимать искусство, а также необходимости в общении с ним, как средством саморазвития и самовоспитания. На сегодняшний день признана необходимость создания педагогики творчества. Если раньше считалось, что творческие процессы, в том числе воображение, врожденные, то сегодня пытаются найти пути для активизации креативности. | + | |
− | Для развития творческих способностей детей третьего года жизни предлагаем систему художественно-педагогического общения с детьми на материале дидактической игры. Изучение психологических аспектов работ академика И. Беха [1] разрешает сделать вывод о том, что именно общение имеет универсальное значение для формирования и развития психики человека, а также его личности. Следует отметить, что среди видов общения ученый выделяет интимно-личностное общение, посредством которого на основании обмена каких-то личностных позиций субъектов возможен их морально-духовный рост. Дидактическая игра как средство развития творческих способностей, впервые была определена Ф. Фребелем. В основании педагогической системы Ф. Фребеля лежат увлекательные и яркие игры. Так называемые «Дары Фребеля» – это игры, вошедшие в классику мировой педагогической системы. Учёный исходил из того, что свобода детского творчества во многом обусловлена игрушкой: чем сложнее игрушка, тем меньше остаётся пространства для собственной творческой мысли. Кусок дерева со шнурками, скорлупа ореха в руках ребенка получают большое значение в результате живой детской фантазии. | + | <p align=justify> Проблема развития творческих способностей на современном этапе развития образования достаточно актуальна, поскольку развитие творческой личности – это одно из приоритетных направлений развития образования в целом. Быстрые темпы научно-технического прогресса в свою очередь требуют формирования у личности достаточно гибкого мышления, творческих подходов к разрешению поставленных задач. Б. Никитин справедливо отмечает, что «к сожалению, современное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне» [6; 5]. Считаем неправильным такой подход к развитию ребенка дошкольного возраста, в том числе ребенка раннего возраста, когда взрослые пытаются дать ему как можно больше знаний, забывая о законах развития психики. «Ранняя гениальность» еще не говорит о счастье и больших успехах во взрослой жизни, потому что счастье – «вещь» творческая. Творчество рождается с умения мечтать и фантазировать. Известный педагог Масару Ибука в книге «После трех уже поздно» отмечает следующее: «Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат игре на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта… Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше радости было в его жизни и в мире» [3; 24-25].</p align=justify> |
− | На основании определённых нами критериев развития творческих способностей детей третьего года жизни (отношение детей к театральному искусству, к изобразительному искусству, к музыке, умение слушать и эмоционально реагировать на художественные произведения, наличие навыков конструирования) мы выяснили предварительный уровень развития творческих способностей детей третьего года жизни одной из групп детского сада г.Киева (в последствии обозначенной нами как экспериментальная), провели анализ полученных результатов. Как выяснилось, у детей преобладает низкий уровень развития творческих способностей (65%). Это обусловило целесообразность разработки методики и организации специального художественно-педагогического общения на материале дидактической игры с детьми третьего года жизни. Мы предлагаем для развития творческого потенциала детей авторские дидактические игры, изготовленные самостоятельно педагогом, в основном из подручных материалов, поскольку не любые игры развивают творческие способности, а только те, которые нравятся детям, которые вызывают положительные эмоции. Это дидактические игры с предметами, поскольку их можно взять в руки, обследовать тактильно, тем самым активизируя мелкую моторику руки ребенка. | + | <p align=justify> Следует отметить, что вопросы творчества освещены в работах многих ученых, среди них: Л. Венгер, Л. Выготский [2], В. Моляко [5], А. Мелик-Пашаев [4], А. Шумилин [7]. Известный педагог-художник Б. Неменский утверждает возможность и необходимость раннего привлечения детей к миру искусства. Главной задачей на этом этапе является развитие у детей умения полноценно воспринимать искусство, а также необходимости в общении с ним, как средством саморазвития и самовоспитания. На сегодняшний день признана необходимость создания педагогики творчества. Если раньше считалось, что творческие процессы, в том числе воображение, врожденные, то сегодня пытаются найти пути для активизации креативности.</p align=justify> |
− | Очень важную проблему рассматривает в своих педагогических поисках Б. Никитин: «Почему так часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими? Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя «исчерпали»… Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, пирамидки, мозаика… Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребенка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. Но ведь этого так мало для успешного развития творческих способностей!» [6; 19]. Игры Б. Никитина весьма разнообразны: «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Кирпичики» и другие. Для детей третьего года жизни мы предлагаем играть кубиками из набора «Сложи узор», изготавливая при этом специальные сюжетные картинки. Задача детей – наложить кубики сверху на изображение. Начать целесообразно с самых простых: капельки дождя (картинка с изображением тучки), срединки цветочков (картинка с изображением цветочков), забор для петушка (картинка с изображением петушка), бабочка над цветочком (картинка с изображением цветочка) и другие. Например, в художественно-педагогическом общении на тему «Пятна для жирафа» сначала дети пробками от пластиковых бутылок разного размера вкладывали в соответствующие отверстия пятна животным. Следующая игра – «Построй дом жирафу», в которой использовались кубики Б. Никитина «Сложи узор». Каждый из детей получил картинку с изображением жирафа, рядом с которым на нарисованные квадраты разного цвета необходимо было наложить соответствующие кубики (в столбик один над другим соответственно росту жирафа). | + | <p align=justify> Для развития творческих способностей детей третьего года жизни предлагаем систему художественно-педагогического общения с детьми на материале дидактической игры. Изучение психологических аспектов работ академика И. Беха [1] разрешает сделать вывод о том, что именно общение имеет универсальное значение для формирования и развития психики человека, а также его личности. Следует отметить, что среди видов общения ученый выделяет интимно-личностное общение, посредством которого на основании обмена каких-то личностных позиций субъектов возможен их морально-духовный рост. Дидактическая игра как средство развития творческих способностей, впервые была определена Ф. Фребелем. В основании педагогической системы Ф. Фребеля лежат увлекательные и яркие игры. Так называемые «Дары Фребеля» – это игры, вошедшие в классику мировой педагогической системы. Учёный исходил из того, что свобода детского творчества во многом обусловлена игрушкой: чем сложнее игрушка, тем меньше остаётся пространства для собственной творческой мысли. Кусок дерева со шнурками, скорлупа ореха в руках ребенка получают большое значение в результате живой детской фантазии. </p align=justify> |
− | Художественно-педагогическое общение с детьми всегда содержит в себе сюрпризные моменты. Например, в общении на тему «Зайчик шубку поменял – солнце и весну встречал», таким сюрпризным моментом было солнышко, связанное крючком. Солнышко поздоровалось с детьми, потанцевало под музыку из музыкального альбома «Топ-хлоп, малыши!» (программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет): | + | <p align=justify> На основании определённых нами критериев развития творческих способностей детей третьего года жизни (отношение детей к театральному искусству, к изобразительному искусству, к музыке, умение слушать и эмоционально реагировать на художественные произведения, наличие навыков конструирования) мы выяснили предварительный уровень развития творческих способностей детей третьего года жизни одной из групп детского сада г.Киева (в последствии обозначенной нами как экспериментальная), провели анализ полученных результатов. Как выяснилось, у детей преобладает низкий уровень развития творческих способностей (65%). Это обусловило целесообразность разработки методики и организации специального художественно-педагогического общения на материале дидактической игры с детьми третьего года жизни. Мы предлагаем для развития творческого потенциала детей авторские дидактические игры, изготовленные самостоятельно педагогом, в основном из подручных материалов, поскольку не любые игры развивают творческие способности, а только те, которые нравятся детям, которые вызывают положительные эмоции. Это дидактические игры с предметами, поскольку их можно взять в руки, обследовать тактильно, тем самым активизируя мелкую моторику руки ребенка.</p align=justify> |
+ | <p align=justify> Очень важную проблему рассматривает в своих педагогических поисках Б. Никитин: «Почему так часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими? Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя «исчерпали»… Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, пирамидки, мозаика… Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребенка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. Но ведь этого так мало для успешного развития творческих способностей!» [6; 19]. Игры Б. Никитина весьма разнообразны: «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Кирпичики» и другие. Для детей третьего года жизни мы предлагаем играть кубиками из набора «Сложи узор», изготавливая при этом специальные сюжетные картинки. Задача детей – наложить кубики сверху на изображение. Начать целесообразно с самых простых: капельки дождя (картинка с изображением тучки), срединки цветочков (картинка с изображением цветочков), забор для петушка (картинка с изображением петушка), бабочка над цветочком (картинка с изображением цветочка) и другие. Например, в художественно-педагогическом общении на тему «Пятна для жирафа» сначала дети пробками от пластиковых бутылок разного размера вкладывали в соответствующие отверстия пятна животным. Следующая игра – «Построй дом жирафу», в которой использовались кубики Б. Никитина «Сложи узор». Каждый из детей получил картинку с изображением жирафа, рядом с которым на нарисованные квадраты разного цвета необходимо было наложить соответствующие кубики (в столбик один над другим соответственно росту жирафа).</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Художественно-педагогическое общение с детьми всегда содержит в себе сюрпризные моменты. Например, в общении на тему «Зайчик шубку поменял – солнце и весну встречал», таким сюрпризным моментом было солнышко, связанное крючком. Солнышко поздоровалось с детьми, потанцевало под музыку из музыкального альбома «Топ-хлоп, малыши!» (программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет):</p align=justify> | ||
+ | |||
<center>Вот как солнышко встаёт –</center> | <center>Вот как солнышко встаёт –</center> | ||
+ | |||
<center>Выше, выше, выше,</center> | <center>Выше, выше, выше,</center> | ||
+ | |||
<center>К ночи солнышко зайдёт –</center> | <center>К ночи солнышко зайдёт –</center> | ||
+ | |||
<center>Ниже, ниже, ниже.</center> | <center>Ниже, ниже, ниже.</center> | ||
+ | |||
<center>Хорошо, хорошо солнышко смеётся,</center> | <center>Хорошо, хорошо солнышко смеётся,</center> | ||
+ | |||
<center>А под солнышком всем нам весело поётся!</center> | <center>А под солнышком всем нам весело поётся!</center> | ||
− | Все последующие задания, которые выполняли дети, были тоже сюрпризом, но уже от солнышка. Детям такого возраста очень нравятся всевозможные шнуровки. В общении на выше упомянутую тему дети с большим удовольствием шнуровали зайчиков (зайчики вырезаны из белой пластиковой папки, отверстия проделаны дыроколом, шнурки серого цвета). На других занятиях были предоставлены детям такие шнуровки как «Яблочко и червячок», «Гусеница», «Усы кота», «Дождик» и другие. Больше всего детям понравилась картина, которую необходимо было «нарисовать» при помощи разноцветных шнурков: на фанере нарисованы солнце, тучки, радуга, пчелка, дерево с яблочками, цветочки, которые дети «разукрашивали» разноцветными шнурками. | + | |
− | Как показывает практика, полезными и интересными для детей являются «игрушки-кормушки». Одна из таких игрушек – «Зайчик-кормушка», изготовленная следующим образом: на ведерко из-под мороженого приклеена мордочка зайчика, предварительно вырезанная из картона и заламинированная, на месте рта сделано отверстие, через которое дети кормят зайчика морковкой, капустой, также предварительно вырезанными из картона. Такие игрушки были изготовлены соответственно количеству детей в группе (подгруппе). Перед тем, как «покормить» зайца, морковку для него дети отыскивали в мисках с манной крупой. По такому же принципу в других играх дети искали орешки для белки (жёлуди для свинки) в мисках с манной крупой, с горохом или пшеном. | + | <p align=justify> Все последующие задания, которые выполняли дети, были тоже сюрпризом, но уже от солнышка. Детям такого возраста очень нравятся всевозможные шнуровки. В общении на выше упомянутую тему дети с большим удовольствием шнуровали зайчиков (зайчики вырезаны из белой пластиковой папки, отверстия проделаны дыроколом, шнурки серого цвета). На других занятиях были предоставлены детям такие шнуровки как «Яблочко и червячок», «Гусеница», «Усы кота», «Дождик» и другие. Больше всего детям понравилась картина, которую необходимо было «нарисовать» при помощи разноцветных шнурков: на фанере нарисованы солнце, тучки, радуга, пчелка, дерево с яблочками, цветочки, которые дети «разукрашивали» разноцветными шнурками.</p align=justify> |
− | Одно из общений на тему «Соберем семена – накормим петуха» особенно понравилось детям. Для начала они делали хвостики петушкам при помощи разноцветных прищепок. Это задание было не простым, поскольку не у всех детей сразу получалось открывать прищепки. Следующее задание – собрать семена, а именно «вытащить» их из подсолнуха (на фанеру нанесено изображение подсолнуха, по центру закреплена небольшая пластиковая тарелочка, в которой в соленое тесто вставлены семечки). С этим заданием справились все дети. С целью формирования позитивных эмоций мы предложили детям рисование, используя нетрадиционную технику (рисование пальчиками): разукрашивание наклеенных на альбомный лист ватных кругов краской желтого цвета. В результате получились замечательные желтые цыплята. | + | <p align=justify> Как показывает практика, полезными и интересными для детей являются «игрушки-кормушки». Одна из таких игрушек – «Зайчик-кормушка», изготовленная следующим образом: на ведерко из-под мороженого приклеена мордочка зайчика, предварительно вырезанная из картона и заламинированная, на месте рта сделано отверстие, через которое дети кормят зайчика морковкой, капустой, также предварительно вырезанными из картона. Такие игрушки были изготовлены соответственно количеству детей в группе (подгруппе). Перед тем, как «покормить» зайца, морковку для него дети отыскивали в мисках с манной крупой. По такому же принципу в других играх дети искали орешки для белки (жёлуди для свинки) в мисках с манной крупой, с горохом или пшеном.</p align=justify> |
− | Детям было предложено ещё одно художественно-педагогическое общение на тему «С лоскутками играли – картину нарисовали». Дети прятали в пластиковые бутылки лоскутки ткани, доставали их из бутылок, имитировали стирку лоскутков и развешивали их сушится на натянутую между стульев веревку, используя прищепки. Больше всего понравилось детям тканевое лото. В завершении дети клеили разноцветные лоскутки на листы бумаги и фантазировали. | + | <p align=justify> Одно из общений на тему «Соберем семена – накормим петуха» особенно понравилось детям. Для начала они делали хвостики петушкам при помощи разноцветных прищепок. Это задание было не простым, поскольку не у всех детей сразу получалось открывать прищепки. Следующее задание – собрать семена, а именно «вытащить» их из подсолнуха (на фанеру нанесено изображение подсолнуха, по центру закреплена небольшая пластиковая тарелочка, в которой в соленое тесто вставлены семечки). С этим заданием справились все дети. С целью формирования позитивных эмоций мы предложили детям рисование, используя нетрадиционную технику (рисование пальчиками): разукрашивание наклеенных на альбомный лист ватных кругов краской желтого цвета. В результате получились замечательные желтые цыплята.</p align=justify> |
− | Достаточно интересным было общение на тему «Огород рисовали – урожай собирали», особенно понравилась игра «Раскрась овощ». Дети «окрашивали» овощи (морковку, свеклу, помидор, баклажан, огурец) при помощи цветного картона: к заламинированным очертаниям овощей с обратной стороны прикреплен белый картон (карман). Задание детей: вложить картон необходимого цвета в карман, тем самым «окрашивая» овощ. | + | <p align=justify> Детям было предложено ещё одно художественно-педагогическое общение на тему «С лоскутками играли – картину нарисовали». Дети прятали в пластиковые бутылки лоскутки ткани, доставали их из бутылок, имитировали стирку лоскутков и развешивали их сушится на натянутую между стульев веревку, используя прищепки. Больше всего понравилось детям тканевое лото. В завершении дети клеили разноцветные лоскутки на листы бумаги и фантазировали.</p align=justify> |
− | Практически во время каждого общения с детьми третьего года жизни в соответствии с разработанной методикой также присутствовали игрушки, в изготовлении которых использовались пробки от пластиковых бутылок. С помощью таких пробок дети наряжали новогодние елки, подбирали колеса к машинам, поезду, срединки цветочкам, собирали яблочки. Такие игрушки требуют определённых усилий для их изготовления, поскольку необходимо отшлифовать деревянные дощечки, проделать при помощи коронок по дереву отверстия, в которые вклеить горлышки от пластиковых бутылок, нарисовать сюжетную картинку, раскрасить и покрыть игрушку лаком. Но затраченные усилия окупаются сполна, поскольку эти игрушки нравятся детям, они с большим удовольствием ими играют. Ценность этих игрушек в том, что они развивают мелкую моторику руки, внимание, память, восприятие, их можно использовать на занятиях по развитию речи или элементарных математических представлений. Однако в данном случае делается акцент на огромном значении таких игр для развития творческого потенциала дошкольников. | + | <p align=justify> Достаточно интересным было общение на тему «Огород рисовали – урожай собирали», особенно понравилась игра «Раскрась овощ». Дети «окрашивали» овощи (морковку, свеклу, помидор, баклажан, огурец) при помощи цветного картона: к заламинированным очертаниям овощей с обратной стороны прикреплен белый картон (карман). Задание детей: вложить картон необходимого цвета в карман, тем самым «окрашивая» овощ.</p align=justify> |
− | Таким образом, художественно-педагогическое общение на материале дидактической игры – очень действенное средство развития творческих способностей, поскольку привлечение детей к творчеству невозможно без постоянного общения с ними. В основе художественно-педагогического общения – творческая деятельность, которая всегда нацелена на диалог. Кроме того, творческая деятельность тесно связана с дидактической игрой. В таких играх дети создают что-то новое и красивое: поляну красивых цветов, одевая их на пуговицы, наряжают ёлочки при помощи пробок от пластиковых бутылок, делают лучики солнышку или хвостики петушкам, используя прищепки, рисуют усы коту, радугу обыкновенными шнурками. Чем больше ребенок видел, слышал, чем больше усвоил, тем большее количество элементов действительности в его опыте, тем продуктивней деятельность его воображения. Основной педагогической задачей является подбор и планирование дидактических игр таким образом, чтобы они как можно больше служили развитию именно творческого потенциала дошкольников, создание новых интересных авторских игр, положительного игрового настроения у детей, а также способствование тому, чтобы дети получали максимальное удовольствие от игры. | + | <p align=justify> Практически во время каждого общения с детьми третьего года жизни в соответствии с разработанной методикой также присутствовали игрушки, в изготовлении которых использовались пробки от пластиковых бутылок. С помощью таких пробок дети наряжали новогодние елки, подбирали колеса к машинам, поезду, срединки цветочкам, собирали яблочки. Такие игрушки требуют определённых усилий для их изготовления, поскольку необходимо отшлифовать деревянные дощечки, проделать при помощи коронок по дереву отверстия, в которые вклеить горлышки от пластиковых бутылок, нарисовать сюжетную картинку, раскрасить и покрыть игрушку лаком. Но затраченные усилия окупаются сполна, поскольку эти игрушки нравятся детям, они с большим удовольствием ими играют. Ценность этих игрушек в том, что они развивают мелкую моторику руки, внимание, память, восприятие, их можно использовать на занятиях по развитию речи или элементарных математических представлений. Однако в данном случае делается акцент на огромном значении таких игр для развития творческого потенциала дошкольников.</p align=justify> |
+ | <p align=justify> Таким образом, художественно-педагогическое общение на материале дидактической игры – очень действенное средство развития творческих способностей, поскольку привлечение детей к творчеству невозможно без постоянного общения с ними. В основе художественно-педагогического общения – творческая деятельность, которая всегда нацелена на диалог. Кроме того, творческая деятельность тесно связана с дидактической игрой. В таких играх дети создают что-то новое и красивое: поляну красивых цветов, одевая их на пуговицы, наряжают ёлочки при помощи пробок от пластиковых бутылок, делают лучики солнышку или хвостики петушкам, используя прищепки, рисуют усы коту, радугу обыкновенными шнурками. Чем больше ребенок видел, слышал, чем больше усвоил, тем большее количество элементов действительности в его опыте, тем продуктивней деятельность его воображения. Основной педагогической задачей является подбор и планирование дидактических игр таким образом, чтобы они как можно больше служили развитию именно творческого потенциала дошкольников, создание новых интересных авторских игр, положительного игрового настроения у детей, а также способствование тому, чтобы дети получали максимальное удовольствие от игры.</p align=justify> | ||
+ | |||
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | <center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | ||
+ | |||
* 1. Бех І.Д. Дискурсивна технологія інтимно-особистісного спілкування [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.ipv.org.ua/component/content/article/8-beh/41-2010-06-20-19-39-45.html | * 1. Бех І.Д. Дискурсивна технологія інтимно-особистісного спілкування [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.ipv.org.ua/component/content/article/8-beh/41-2010-06-20-19-39-45.html | ||
+ | |||
* 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психолог. очерк / Выготский Л. – М.: Просвещение, 1991 . – 93 с. | * 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психолог. очерк / Выготский Л. – М.: Просвещение, 1991 . – 93 с. | ||
+ | |||
* 3. Ибука М. После трёх уже поздно / Масару Ибука – М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 224 с. | * 3. Ибука М. После трёх уже поздно / Масару Ибука – М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 224 с. | ||
+ | |||
* 4. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье / Мелик Пашаев А.А., Новлянская З.Н. – М.: Педагогика, 1987. – 144 с. | * 4. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье / Мелик Пашаев А.А., Новлянская З.Н. – М.: Педагогика, 1987. – 144 с. | ||
+ | |||
* 5. Моляко В.А. Психология творческой деятельности / Моляко В.А. – К.: Знание, 1978. – 47 с. | * 5. Моляко В.А. Психология творческой деятельности / Моляко В.А. – К.: Знание, 1978. – 47 с. | ||
+ | |||
* 6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Никитин Б.П. – М.: Просвещение, 1990. 120 с. | * 6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Никитин Б.П. – М.: Просвещение, 1990. 120 с. | ||
+ | |||
* 7. Шумилин А.Т. Талант и творчество // Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. трудов. – Свердловск: СГПИ, 1990. - 295 с. | * 7. Шумилин А.Т. Талант и творчество // Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. трудов. – Свердловск: СГПИ, 1990. - 295 с. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
[[Категорія:Статті російською мовою]] | [[Категорія:Статті російською мовою]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Наукові праці]] | [[Категорія:Наукові праці]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | [[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]] | [[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]] | [[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Статті з педагогіки]] | [[Категорія:Статті з педагогіки]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Для аспірантів]] | [[Категорія:Для аспірантів]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Для магістрантів]] | [[Категорія:Для магістрантів]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Для науковців]] | [[Категорія:Для науковців]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Для студентів]] | [[Категорія:Для студентів]] |
Поточна версія на 07:04, 29 серпня 2013
Стаднийчук М.А. - магистрант кафедры дошкольного образования Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченка
Проблема развития творческих способностей на современном этапе развития образования достаточно актуальна, поскольку развитие творческой личности – это одно из приоритетных направлений развития образования в целом. Быстрые темпы научно-технического прогресса в свою очередь требуют формирования у личности достаточно гибкого мышления, творческих подходов к разрешению поставленных задач. Б. Никитин справедливо отмечает, что «к сожалению, современное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне» [6; 5]. Считаем неправильным такой подход к развитию ребенка дошкольного возраста, в том числе ребенка раннего возраста, когда взрослые пытаются дать ему как можно больше знаний, забывая о законах развития психики. «Ранняя гениальность» еще не говорит о счастье и больших успехах во взрослой жизни, потому что счастье – «вещь» творческая. Творчество рождается с умения мечтать и фантазировать. Известный педагог Масару Ибука в книге «После трех уже поздно» отмечает следующее: «Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат игре на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта… Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше радости было в его жизни и в мире» [3; 24-25].
Следует отметить, что вопросы творчества освещены в работах многих ученых, среди них: Л. Венгер, Л. Выготский [2], В. Моляко [5], А. Мелик-Пашаев [4], А. Шумилин [7]. Известный педагог-художник Б. Неменский утверждает возможность и необходимость раннего привлечения детей к миру искусства. Главной задачей на этом этапе является развитие у детей умения полноценно воспринимать искусство, а также необходимости в общении с ним, как средством саморазвития и самовоспитания. На сегодняшний день признана необходимость создания педагогики творчества. Если раньше считалось, что творческие процессы, в том числе воображение, врожденные, то сегодня пытаются найти пути для активизации креативности.
Для развития творческих способностей детей третьего года жизни предлагаем систему художественно-педагогического общения с детьми на материале дидактической игры. Изучение психологических аспектов работ академика И. Беха [1] разрешает сделать вывод о том, что именно общение имеет универсальное значение для формирования и развития психики человека, а также его личности. Следует отметить, что среди видов общения ученый выделяет интимно-личностное общение, посредством которого на основании обмена каких-то личностных позиций субъектов возможен их морально-духовный рост. Дидактическая игра как средство развития творческих способностей, впервые была определена Ф. Фребелем. В основании педагогической системы Ф. Фребеля лежат увлекательные и яркие игры. Так называемые «Дары Фребеля» – это игры, вошедшие в классику мировой педагогической системы. Учёный исходил из того, что свобода детского творчества во многом обусловлена игрушкой: чем сложнее игрушка, тем меньше остаётся пространства для собственной творческой мысли. Кусок дерева со шнурками, скорлупа ореха в руках ребенка получают большое значение в результате живой детской фантазии.
На основании определённых нами критериев развития творческих способностей детей третьего года жизни (отношение детей к театральному искусству, к изобразительному искусству, к музыке, умение слушать и эмоционально реагировать на художественные произведения, наличие навыков конструирования) мы выяснили предварительный уровень развития творческих способностей детей третьего года жизни одной из групп детского сада г.Киева (в последствии обозначенной нами как экспериментальная), провели анализ полученных результатов. Как выяснилось, у детей преобладает низкий уровень развития творческих способностей (65%). Это обусловило целесообразность разработки методики и организации специального художественно-педагогического общения на материале дидактической игры с детьми третьего года жизни. Мы предлагаем для развития творческого потенциала детей авторские дидактические игры, изготовленные самостоятельно педагогом, в основном из подручных материалов, поскольку не любые игры развивают творческие способности, а только те, которые нравятся детям, которые вызывают положительные эмоции. Это дидактические игры с предметами, поскольку их можно взять в руки, обследовать тактильно, тем самым активизируя мелкую моторику руки ребенка.
Очень важную проблему рассматривает в своих педагогических поисках Б. Никитин: «Почему так часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими? Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя «исчерпали»… Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, пирамидки, мозаика… Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребенка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. Но ведь этого так мало для успешного развития творческих способностей!» [6; 19]. Игры Б. Никитина весьма разнообразны: «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Кирпичики» и другие. Для детей третьего года жизни мы предлагаем играть кубиками из набора «Сложи узор», изготавливая при этом специальные сюжетные картинки. Задача детей – наложить кубики сверху на изображение. Начать целесообразно с самых простых: капельки дождя (картинка с изображением тучки), срединки цветочков (картинка с изображением цветочков), забор для петушка (картинка с изображением петушка), бабочка над цветочком (картинка с изображением цветочка) и другие. Например, в художественно-педагогическом общении на тему «Пятна для жирафа» сначала дети пробками от пластиковых бутылок разного размера вкладывали в соответствующие отверстия пятна животным. Следующая игра – «Построй дом жирафу», в которой использовались кубики Б. Никитина «Сложи узор». Каждый из детей получил картинку с изображением жирафа, рядом с которым на нарисованные квадраты разного цвета необходимо было наложить соответствующие кубики (в столбик один над другим соответственно росту жирафа).
Художественно-педагогическое общение с детьми всегда содержит в себе сюрпризные моменты. Например, в общении на тему «Зайчик шубку поменял – солнце и весну встречал», таким сюрпризным моментом было солнышко, связанное крючком. Солнышко поздоровалось с детьми, потанцевало под музыку из музыкального альбома «Топ-хлоп, малыши!» (программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет):
Все последующие задания, которые выполняли дети, были тоже сюрпризом, но уже от солнышка. Детям такого возраста очень нравятся всевозможные шнуровки. В общении на выше упомянутую тему дети с большим удовольствием шнуровали зайчиков (зайчики вырезаны из белой пластиковой папки, отверстия проделаны дыроколом, шнурки серого цвета). На других занятиях были предоставлены детям такие шнуровки как «Яблочко и червячок», «Гусеница», «Усы кота», «Дождик» и другие. Больше всего детям понравилась картина, которую необходимо было «нарисовать» при помощи разноцветных шнурков: на фанере нарисованы солнце, тучки, радуга, пчелка, дерево с яблочками, цветочки, которые дети «разукрашивали» разноцветными шнурками.
Как показывает практика, полезными и интересными для детей являются «игрушки-кормушки». Одна из таких игрушек – «Зайчик-кормушка», изготовленная следующим образом: на ведерко из-под мороженого приклеена мордочка зайчика, предварительно вырезанная из картона и заламинированная, на месте рта сделано отверстие, через которое дети кормят зайчика морковкой, капустой, также предварительно вырезанными из картона. Такие игрушки были изготовлены соответственно количеству детей в группе (подгруппе). Перед тем, как «покормить» зайца, морковку для него дети отыскивали в мисках с манной крупой. По такому же принципу в других играх дети искали орешки для белки (жёлуди для свинки) в мисках с манной крупой, с горохом или пшеном.
Одно из общений на тему «Соберем семена – накормим петуха» особенно понравилось детям. Для начала они делали хвостики петушкам при помощи разноцветных прищепок. Это задание было не простым, поскольку не у всех детей сразу получалось открывать прищепки. Следующее задание – собрать семена, а именно «вытащить» их из подсолнуха (на фанеру нанесено изображение подсолнуха, по центру закреплена небольшая пластиковая тарелочка, в которой в соленое тесто вставлены семечки). С этим заданием справились все дети. С целью формирования позитивных эмоций мы предложили детям рисование, используя нетрадиционную технику (рисование пальчиками): разукрашивание наклеенных на альбомный лист ватных кругов краской желтого цвета. В результате получились замечательные желтые цыплята.
Детям было предложено ещё одно художественно-педагогическое общение на тему «С лоскутками играли – картину нарисовали». Дети прятали в пластиковые бутылки лоскутки ткани, доставали их из бутылок, имитировали стирку лоскутков и развешивали их сушится на натянутую между стульев веревку, используя прищепки. Больше всего понравилось детям тканевое лото. В завершении дети клеили разноцветные лоскутки на листы бумаги и фантазировали.
Достаточно интересным было общение на тему «Огород рисовали – урожай собирали», особенно понравилась игра «Раскрась овощ». Дети «окрашивали» овощи (морковку, свеклу, помидор, баклажан, огурец) при помощи цветного картона: к заламинированным очертаниям овощей с обратной стороны прикреплен белый картон (карман). Задание детей: вложить картон необходимого цвета в карман, тем самым «окрашивая» овощ.
Практически во время каждого общения с детьми третьего года жизни в соответствии с разработанной методикой также присутствовали игрушки, в изготовлении которых использовались пробки от пластиковых бутылок. С помощью таких пробок дети наряжали новогодние елки, подбирали колеса к машинам, поезду, срединки цветочкам, собирали яблочки. Такие игрушки требуют определённых усилий для их изготовления, поскольку необходимо отшлифовать деревянные дощечки, проделать при помощи коронок по дереву отверстия, в которые вклеить горлышки от пластиковых бутылок, нарисовать сюжетную картинку, раскрасить и покрыть игрушку лаком. Но затраченные усилия окупаются сполна, поскольку эти игрушки нравятся детям, они с большим удовольствием ими играют. Ценность этих игрушек в том, что они развивают мелкую моторику руки, внимание, память, восприятие, их можно использовать на занятиях по развитию речи или элементарных математических представлений. Однако в данном случае делается акцент на огромном значении таких игр для развития творческого потенциала дошкольников.
Таким образом, художественно-педагогическое общение на материале дидактической игры – очень действенное средство развития творческих способностей, поскольку привлечение детей к творчеству невозможно без постоянного общения с ними. В основе художественно-педагогического общения – творческая деятельность, которая всегда нацелена на диалог. Кроме того, творческая деятельность тесно связана с дидактической игрой. В таких играх дети создают что-то новое и красивое: поляну красивых цветов, одевая их на пуговицы, наряжают ёлочки при помощи пробок от пластиковых бутылок, делают лучики солнышку или хвостики петушкам, используя прищепки, рисуют усы коту, радугу обыкновенными шнурками. Чем больше ребенок видел, слышал, чем больше усвоил, тем большее количество элементов действительности в его опыте, тем продуктивней деятельность его воображения. Основной педагогической задачей является подбор и планирование дидактических игр таким образом, чтобы они как можно больше служили развитию именно творческого потенциала дошкольников, создание новых интересных авторских игр, положительного игрового настроения у детей, а также способствование тому, чтобы дети получали максимальное удовольствие от игры.
- 1. Бех І.Д. Дискурсивна технологія інтимно-особистісного спілкування [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.ipv.org.ua/component/content/article/8-beh/41-2010-06-20-19-39-45.html
- 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психолог. очерк / Выготский Л. – М.: Просвещение, 1991 . – 93 с.
- 3. Ибука М. После трёх уже поздно / Масару Ибука – М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 224 с.
- 4. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье / Мелик Пашаев А.А., Новлянская З.Н. – М.: Педагогика, 1987. – 144 с.
- 5. Моляко В.А. Психология творческой деятельности / Моляко В.А. – К.: Знание, 1978. – 47 с.
- 6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Никитин Б.П. – М.: Просвещение, 1990. 120 с.
- 7. Шумилин А.Т. Талант и творчество // Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. трудов. – Свердловск: СГПИ, 1990. - 295 с.