Полякова Е.В. Подготовка учителей начальных классов в системе последипломного педагогического образования
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
(3 проміжні версії 2 користувачів не показані) | |||
Рядок 1: | Рядок 1: | ||
− | Улучшение качества школьного образования является необходимым условием формирования инновационного общества и повышения конкурентоспособности каждого из его членов [1]. | + | <p align=justify>'''[[Полякова Е.В.]]''' - преподаватель кафедры методики и психологии дошкольного и начального образования Института последипломного педагогического образования [[КМПУ|Киевского университета имени Бориса Гринченко]]</p align=justify> |
− | В условиях становления и развития высокотехнологичного информационного общества в Украине возникает необходимость повышения качества и приоритетности школьного образования, обновление его содержания с учетом общественных запросов, потребностей инновационного развития науки и производства, внедрения современных методов обучения, улучшение качества подготовки и издания учебно-методической литературы, совершенствование механизмов оценки результатов учебной деятельности учащихся. Это требует повышения уровня и совершенствования профессионального мастерства педагогических работников[3]. | + | |
− | Современные тенденции гуманизации содержания, методов и форм педагогического процесса, ориентация на выявление индивидуальности каждого ученика, предъявляют серьезные требования к личности учителя, к совершенствованию его профессиональной компетентности. Ведь именно от учителя, от его педагогической компетентности, личностных качеств в значительной степени зависит уровень образования, степень моральной подготовленности подрастающего поколения к жизни и труду[2]. | + | <p align=justify> Улучшение качества школьного образования является необходимым условием формирования инновационного общества и повышения конкурентоспособности каждого из его членов [1]. </p align=justify> |
− | Поэтому возникает необходимость новых подходов к организационно-педагогическим основам, содержанию, методам и методическому обеспечению процесса повышения профессиональной компетентности педагогов. | + | <p align=justify> В условиях становления и развития высокотехнологичного информационного общества в Украине возникает необходимость повышения качества и приоритетности школьного образования, обновление его содержания с учетом общественных запросов, потребностей инновационного развития науки и производства, внедрения современных методов обучения, улучшение качества подготовки и издания учебно-методической литературы, совершенствование механизмов оценки результатов учебной деятельности учащихся. Это требует повышения уровня и совершенствования профессионального мастерства педагогических работников[3].</p align=justify> |
− | Повышение профессионального мастерства учителя осуществляется как в процессе преобретения практического опыта так и в процессе обучения в учреждениях последипломного образования. | + | <p align=justify> Современные тенденции гуманизации содержания, методов и форм педагогического процесса, ориентация на выявление индивидуальности каждого ученика, предъявляют серьезные требования к личности учителя, к совершенствованию его профессиональной компетентности. Ведь именно от учителя, от его педагогической компетентности, личностных качеств в значительной степени зависит уровень образования, степень моральной подготовленности подрастающего поколения к жизни и труду[2]. </p align=justify> |
− | Внедрение принципов андрагогического подхода в процесс повышения последипломного педагогического образования предполагает использование различных форм обучения педагогов. Одной из таких форм является дистанционное образование[4, с.24-25]. | + | <p align=justify> Поэтому возникает необходимость новых подходов к организационно-педагогическим основам, содержанию, методам и методическому обеспечению процесса повышения профессиональной компетентности педагогов.</p align=justify> |
− | Дистанционное образование как открытая система обучения, предполагает активное общение между преподавателями и слушателями курсов с помощью современных технологий и мультимедиа. | + | |
− | Такая форма обучения приобретает актуальность поскольку дает свободу выбора места, времени и темпа обучения. Целью курсов повышения квалификации учителей начальных классов являются: | + | <p align=justify> Повышение профессионального мастерства учителя осуществляется как в процессе преобретения практического опыта так и в процессе обучения в учреждениях последипломного образования. </p align=justify> |
− | * усовершенствовать профессиональную компетентность педагогов; | + | <p align=justify> Внедрение принципов андрагогического подхода в процесс повышения последипломного педагогического образования предполагает использование различных форм обучения педагогов. Одной из таких форм является дистанционное образование[4, с.24-25].</p align=justify> |
− | * ознакомить с государственными документами, программами, современными педагогическими системами и технологиями в области начального образования; | + | <p align=justify> Дистанционное образование как открытая система обучения, предполагает активное общение между преподавателями и слушателями курсов с помощью современных технологий и мультимедиа. </p align=justify> |
− | * углубить и расширить знания учителей по теории и методике преподавания предметов, психологии, информационно-коммуникационным технологиям; | + | <p align=justify> Такая форма обучения приобретает актуальность поскольку дает свободу выбора места, времени и темпа обучения. Целью курсов повышения квалификации учителей начальных классов являются:</p align=justify> |
− | * расширить знания слушателей курсов о эффективных формах организации учебно-воспитательной работы с учащимися начальных классов в общеобразовательных учебных заведениях; | + | <p align=justify>* усовершенствовать профессиональную компетентность педагогов;</p align=justify> |
− | * развитие в учителей потребности и способности к самосовершенствованию, реализации собственных способностей; | + | <p align=justify>* ознакомить с государственными документами, программами, современными педагогическими системами и технологиями в области начального образования;</p align=justify> |
− | * сформировать умение работать с системными и прикладными программными средствами общего назначения: операционная система Windows, антивирусными программами, редакторами текстов, мультимедийными презентациями, электронными таблицами а также педагогическими программными средствами и т.д. | + | <p align=justify>* углубить и расширить знания учителей по теории и методике преподавания предметов, психологии, информационно-коммуникационным технологиям;</p align=justify> |
− | Учебная программа курсов повышения квалификации учителей начальных классов высшей категории предполагает проработку общественно-гуманитарного и профессионально ориентированного курсов в очной и дистанционной формах. Дистанционная форма обучения включает в себя профессиональные модули, размещенные на платформе дистанционного обучения ИППО Киевского университета имени Бориса Гринченко (сайт дистанционного обучения (http | + | <p align=justify>* расширить знания слушателей курсов о эффективных формах организации учебно-воспитательной работы с учащимися начальных классов в общеобразовательных учебных заведениях;</p align=justify> |
− | Работа в системе дистанционного обучения требует соединения компьютера с сетью Интернет. Параметры указанного соединения соответствуют техническим параметрам соединения, которое сейчас есть в каждой школе. | + | <p align=justify>* развитие в учителей потребности и способности к самосовершенствованию, реализации собственных способностей;</p align=justify> |
− | При отсутствии предварительного опыта работы с Интернет-ресурсами (почта, форум, чат), используется только доступ к сайту дистанционного образования. | + | <p align=justify>* сформировать умение работать с системными и прикладными программными средствами общего назначения: операционная система Windows, антивирусными программами, редакторами текстов, мультимедийными презентациями, электронными таблицами а также педагогическими программными средствами и т.д.</p align=justify> |
− | Учебный процесс на курсах повышения квалификации ИППО КУ имени Бориса Гринченко включает элементы дистанционного обучения с применением информационно-коммуникационных технологий. | + | <p align=justify> Учебная программа курсов повышения квалификации учителей начальных классов высшей категории предполагает проработку общественно-гуманитарного и профессионально ориентированного курсов в очной и дистанционной формах. Дистанционная форма обучения включает в себя профессиональные модули, размещенные на платформе дистанционного обучения ИППО Киевского университета имени Бориса Гринченко (сайт дистанционного обучения (http//ippo.kiev.ua).</p align=justify> |
− | Для получения доступа к пакетам учебных модулей курсист должен посетить (очно, по графику) первое занятие, пройти инструктаж и получить в тьютора (руководителя дистанционных курсов) логин (условное имя на сайте) и пароль доступа. Логин и пароль вводятся в соответствующие окошки формы регистрации на сайте с учетом регистра (прописных и строчных букв). | + | <p align=justify> Работа в системе дистанционного обучения требует соединения компьютера с сетью Интернет. Параметры указанного соединения соответствуют техническим параметрам соединения, которое сейчас есть в каждой школе.</p align=justify> |
− | Работа с дистанционным курсом | + | <p align=justify> При отсутствии предварительного опыта работы с Интернет-ресурсами (почта, форум, чат), используется только доступ к сайту дистанционного образования. </p align=justify> |
− | * 1) знакомство с курсом и с материалами, находящимися на главной странице курса; | + | <p align=justify> Учебный процесс на курсах повышения квалификации ИППО КУ имени Бориса Гринченко включает элементы дистанционного обучения с применением информационно-коммуникационных технологий. </p align=justify> |
− | * 2) ознакомление с учебным планом курса и перечнем видов учебной деятельности, проведение и выполнение которых предусмотрено в рамках курса; | + | <p align=justify> Для получения доступа к пакетам учебных модулей курсист должен посетить (очно, по графику) первое занятие, пройти инструктаж и получить в тьютора (руководителя дистанционных курсов) логин (условное имя на сайте) и пароль доступа. Логин и пароль вводятся в соответствующие окошки формы регистрации на сайте с учетом регистра (прописных и строчных букв). </p align=justify> |
− | * 3) ознакомление с методическими рекомендациями и перечнем тем; | + | <p align=justify> Работа с дистанционным курсом</p align=justify> |
− | * 4) ознакомление с учебными целями и задачами; | + | <p align=justify>* 1) знакомство с курсом и с материалами, находящимися на главной странице курса;</p align=justify> |
− | * 5) ознакомление с теоретическим материалом темы, изложенным в рекомендованных к курсу учебных пособиях; | + | <p align=justify>* 2) ознакомление с учебным планом курса и перечнем видов учебной деятельности, проведение и выполнение которых предусмотрено в рамках курса;</p align=justify> |
− | * 6) ознакомление с толкованием терминов (они представлены в рубрике «Глоссарий» (словарь) главной страницы); | + | <p align=justify>* 3) ознакомление с методическими рекомендациями и перечнем тем;</p align=justify> |
− | * 7) ознакомление с предложенным перечнем дополнительной литературы; | + | |
− | * 8) выполнение тестов и самостоятельной работы. | + | <p align=justify>* 4) ознакомление с учебными целями и задачами;</p align=justify> |
− | Работа в системе дистанционного обучения предполагает также самостоятельную работу слушателей. Такая работа позволяет активизировать познавательную деятельность по определенной педагогической проблеме, помогает курсистам основательно овладеть теоретическими знаниями, приобрести исследовательские навыки, развивает умение проводить библиографический поиск, самостоятельно анализировать, обрабатывать и обобщать материал, четко аргументировано выражать свои мысли. | + | <p align=justify>* 5) ознакомление с теоретическим материалом темы, изложенным в рекомендованных к курсу учебных пособиях;</p align=justify> |
− | Для учителей начальной школы разработаны следующие учебные модули: | + | <p align=justify>* 6) ознакомление с толкованием терминов (они представлены в рубрике «Глоссарий» (словарь) главной страницы);</p align=justify> |
− | * Новые государственные стандарты начального общего образования; | + | <p align=justify>* 7) ознакомление с предложенным перечнем дополнительной литературы;</p align=justify> |
− | * Установочный курс по дистанционному обучению; | + | <p align=justify>* 8) выполнение тестов и самостоятельной работы.</p align=justify> |
− | * Мониторинг качества знаний младших школьников; | + | <p align=justify> Работа в системе дистанционного обучения предполагает также самостоятельную работу слушателей. Такая работа позволяет активизировать познавательную деятельность по определенной педагогической проблеме, помогает курсистам основательно овладеть теоретическими знаниями, приобрести исследовательские навыки, развивает умение проводить библиографический поиск, самостоятельно анализировать, обрабатывать и обобщать материал, четко аргументировано выражать свои мысли.</p align=justify> |
− | * Применение метода проектов в учебно-воспитательном процессе ОУЗ; | + | <p align=justify> Для учителей начальной школы разработаны следующие учебные модули:</p align=justify> |
− | * Технология формирования культуры мышления младшего школьника. | + | <p align=justify>* Новые государственные стандарты начального общего образования;</p align=justify> |
− | Итогом работы слушателя курсов повышения квалификации является защита выпускной работы. | + | <p align=justify>* Установочный курс по дистанционному обучению;</p align=justify> |
− | Выпускная работа - это вид методической работы учителя, которая содержит результаты исследовательского поиска и отражает определенный уровень его профессиональной компетентности. | + | <p align=justify>* Мониторинг качества знаний младших школьников;</p align=justify> |
− | Целью написания выпускной работы является развитие рефлексивно-аналитических и проектно-технологических умений учителя, почвой для которых является определенная информация содержательного модуля, а именно: прогрессивные педагогические идеи, теории, методики, технологии создания разнообразных учебных задач развивающего характера. | + | <p align=justify>* Применение метода проектов в учебно-воспитательном процессе ОУЗ;</p align=justify> |
− | Виды выпускных работ: | + | <p align=justify>* Технология формирования культуры мышления младшего школьника.</p align=justify> |
− | * 1. Урок - методический комплект, который включает следующие составляющие: | + | <p align=justify> Итогом работы слушателя курсов повышения квалификации является защита выпускной работы. </p align=justify> |
− | * дидактическая: условия, принципы построения урока; | + | <p align=justify> Выпускная работа - это вид методической работы учителя, которая содержит результаты исследовательского поиска и отражает определенный уровень его профессиональной компетентности. </p align=justify> |
− | * содержательная: содержание урока: применение информации содержательного модуля (определенных идей, технологий и т.п.) в учебно-воспитательном процессе; | + | <p align=justify> Целью написания выпускной работы является развитие рефлексивно-аналитических и проектно-технологических умений учителя, почвой для которых является определенная информация содержательного модуля, а именно: прогрессивные педагогические идеи, теории, методики, технологии создания разнообразных учебных задач развивающего характера. </p align=justify> |
− | * процессуальная: использование на уроке определенных методов, приемов, форм обучения; | + | <p align=justify> Виды выпускных работ:</p align=justify> |
− | * диагностическая: место и значение данного урока в системе уроков по изучению определенного раздела действующей государственной программы учебной дисциплины. | + | <p align=justify>* 1. Урок - методический комплект, который включает следующие составляющие:</p align=justify> |
− | * 2. Создание системы задач развивающего характера, применяя определенные технологии, усвоенные в рамках обучения на курсах. | + | <p align=justify>* дидактическая: условия, принципы построения урока;</p align=justify> |
− | * 3. Характеристика собственного педагогического опыта, которая должна содержать: | + | <p align=justify>* содержательная: содержание урока: применение информации содержательного модуля (определенных идей, технологий и т.п.) в учебно-воспитательном процессе;</p align=justify> |
− | * а) четко сформулированную тему педагогического поиска, актуальность ее исследования; | + | <p align=justify>* процессуальная: использование на уроке определенных методов, приемов, форм обучения;</p align=justify> |
− | * б) ведущую идею опыта и возможность его творческого применения на уроках; | + | <p align=justify>* диагностическая: место и значение данного урока в системе уроков по изучению определенного раздела действующей государственной программы учебной дисциплины.</p align=justify> |
− | * в) задачи исследования, степень их реализации в учебно-воспитательном процессе за последние 5 лет, перспективы исследования на ближайшие 5 лет; | + | <p align=justify>* 2. Создание системы задач развивающего характера, применяя определенные технологии, усвоенные в рамках обучения на курсах. </p align=justify> |
− | * г) методы исследования результативности и эффективности опыта: психодиагностические методики, методы контроля (контрольные, тестовые работы и т.п.), анализ процесса и продуктов творческой деятельности учащихся; | + | <p align=justify>* 3. Характеристика собственного педагогического опыта, которая должна содержать:</p align=justify> |
− | * д) авторские достижения по проблеме исследования: публикации в профессиональных изданиях, учебные пособия, дидактические материалы. | + | <p align=justify>* а) четко сформулированную тему педагогического поиска, актуальность ее исследования;</p align=justify> |
− | Таким образом, учебный процесс последипломного педагогического образования имеет свои особенности, которые отражаются в формах и содержании обучения на курсах повышения квалификации и строится на основе свободного обмена мнениями, что обеспечивает более широкую возможность реализовать право собственного мнения для каждого слушателя. | + | <p align=justify>* б) ведущую идею опыта и возможность его творческого применения на уроках; </p align=justify> |
+ | <p align=justify>* в) задачи исследования, степень их реализации в учебно-воспитательном процессе за последние 5 лет, перспективы исследования на ближайшие 5 лет;</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* г) методы исследования результативности и эффективности опыта: психодиагностические методики, методы контроля (контрольные, тестовые работы и т.п.), анализ процесса и продуктов творческой деятельности учащихся;</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* д) авторские достижения по проблеме исследования: публикации в профессиональных изданиях, учебные пособия, дидактические материалы.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Таким образом, учебный процесс последипломного педагогического образования имеет свои особенности, которые отражаются в формах и содержании обучения на курсах повышения квалификации и строится на основе свободного обмена мнениями, что обеспечивает более широкую возможность реализовать право собственного мнения для каждого слушателя.</p align=justify> | ||
+ | |||
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | <center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | ||
+ | |||
* 1. Закон Украины «О высшем образовании» / / электронный ресурс /-http :/ / zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2984-142. | * 1. Закон Украины «О высшем образовании» / / электронный ресурс /-http :/ / zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2984-142. | ||
+ | |||
* 2. Компетентностный подход в современном образовании: мировой опыт и украинские перспективы / Под общ. ред. О.В.Овчарук. - М.: К.И.С., 2004. | * 2. Компетентностный подход в современном образовании: мировой опыт и украинские перспективы / Под общ. ред. О.В.Овчарук. - М.: К.И.С., 2004. | ||
+ | |||
* 3. Концептуальные основы развития педагогического образования Украины и ее интеграции в европейское образовательное пространство / / электронный ресурс / - Режим доступа: http / / www.mon gov ua \ new stmp/2004 / | * 3. Концептуальные основы развития педагогического образования Украины и ее интеграции в европейское образовательное пространство / / электронный ресурс / - Режим доступа: http / / www.mon gov ua \ new stmp/2004 / | ||
+ | |||
* 4. Олейник В. Проблемы и пути развития системы последипломного педагогического образования Украины в современном поликультурном обществе / В.Олийнык / / Высшее образование Украины. - № 4. -2009. - С. 24-25. | * 4. Олейник В. Проблемы и пути развития системы последипломного педагогического образования Украины в современном поликультурном обществе / В.Олийнык / / Высшее образование Украины. - № 4. -2009. - С. 24-25. | ||
+ | |||
* 5. Сущенко Л.А. Стимулирование профессионального самосовершенствования учителей начальных классов в системе последипломного образования: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Сущенко Лариса Александровна. - Запорожье, 2008. - 251 с. | * 5. Сущенко Л.А. Стимулирование профессионального самосовершенствования учителей начальных классов в системе последипломного образования: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Сущенко Лариса Александровна. - Запорожье, 2008. - 251 с. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
[[Категорія:Статті російською мовою]] | [[Категорія:Статті російською мовою]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Наукові праці]] | [[Категорія:Наукові праці]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | [[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]] | [[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]] | [[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Статті з педагогіки]] | [[Категорія:Статті з педагогіки]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Для аспірантів]] | [[Категорія:Для аспірантів]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Для магістрантів]] | [[Категорія:Для магістрантів]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Для науковців]] | [[Категорія:Для науковців]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Для студентів]] | [[Категорія:Для студентів]] |
Поточна версія на 07:32, 16 березня 2019
Полякова Е.В. - преподаватель кафедры методики и психологии дошкольного и начального образования Института последипломного педагогического образования Киевского университета имени Бориса Гринченко
Улучшение качества школьного образования является необходимым условием формирования инновационного общества и повышения конкурентоспособности каждого из его членов [1].
В условиях становления и развития высокотехнологичного информационного общества в Украине возникает необходимость повышения качества и приоритетности школьного образования, обновление его содержания с учетом общественных запросов, потребностей инновационного развития науки и производства, внедрения современных методов обучения, улучшение качества подготовки и издания учебно-методической литературы, совершенствование механизмов оценки результатов учебной деятельности учащихся. Это требует повышения уровня и совершенствования профессионального мастерства педагогических работников[3].
Современные тенденции гуманизации содержания, методов и форм педагогического процесса, ориентация на выявление индивидуальности каждого ученика, предъявляют серьезные требования к личности учителя, к совершенствованию его профессиональной компетентности. Ведь именно от учителя, от его педагогической компетентности, личностных качеств в значительной степени зависит уровень образования, степень моральной подготовленности подрастающего поколения к жизни и труду[2].
Поэтому возникает необходимость новых подходов к организационно-педагогическим основам, содержанию, методам и методическому обеспечению процесса повышения профессиональной компетентности педагогов.
Повышение профессионального мастерства учителя осуществляется как в процессе преобретения практического опыта так и в процессе обучения в учреждениях последипломного образования.
Внедрение принципов андрагогического подхода в процесс повышения последипломного педагогического образования предполагает использование различных форм обучения педагогов. Одной из таких форм является дистанционное образование[4, с.24-25].
Дистанционное образование как открытая система обучения, предполагает активное общение между преподавателями и слушателями курсов с помощью современных технологий и мультимедиа.
Такая форма обучения приобретает актуальность поскольку дает свободу выбора места, времени и темпа обучения. Целью курсов повышения квалификации учителей начальных классов являются:
* усовершенствовать профессиональную компетентность педагогов;
* ознакомить с государственными документами, программами, современными педагогическими системами и технологиями в области начального образования;
* углубить и расширить знания учителей по теории и методике преподавания предметов, психологии, информационно-коммуникационным технологиям;
* расширить знания слушателей курсов о эффективных формах организации учебно-воспитательной работы с учащимися начальных классов в общеобразовательных учебных заведениях;
* развитие в учителей потребности и способности к самосовершенствованию, реализации собственных способностей;
* сформировать умение работать с системными и прикладными программными средствами общего назначения: операционная система Windows, антивирусными программами, редакторами текстов, мультимедийными презентациями, электронными таблицами а также педагогическими программными средствами и т.д.
Учебная программа курсов повышения квалификации учителей начальных классов высшей категории предполагает проработку общественно-гуманитарного и профессионально ориентированного курсов в очной и дистанционной формах. Дистанционная форма обучения включает в себя профессиональные модули, размещенные на платформе дистанционного обучения ИППО Киевского университета имени Бориса Гринченко (сайт дистанционного обучения (http//ippo.kiev.ua).
Работа в системе дистанционного обучения требует соединения компьютера с сетью Интернет. Параметры указанного соединения соответствуют техническим параметрам соединения, которое сейчас есть в каждой школе.
При отсутствии предварительного опыта работы с Интернет-ресурсами (почта, форум, чат), используется только доступ к сайту дистанционного образования.
Учебный процесс на курсах повышения квалификации ИППО КУ имени Бориса Гринченко включает элементы дистанционного обучения с применением информационно-коммуникационных технологий.
Для получения доступа к пакетам учебных модулей курсист должен посетить (очно, по графику) первое занятие, пройти инструктаж и получить в тьютора (руководителя дистанционных курсов) логин (условное имя на сайте) и пароль доступа. Логин и пароль вводятся в соответствующие окошки формы регистрации на сайте с учетом регистра (прописных и строчных букв).
Работа с дистанционным курсом
* 1) знакомство с курсом и с материалами, находящимися на главной странице курса;
* 2) ознакомление с учебным планом курса и перечнем видов учебной деятельности, проведение и выполнение которых предусмотрено в рамках курса;
* 3) ознакомление с методическими рекомендациями и перечнем тем;
* 4) ознакомление с учебными целями и задачами;
* 5) ознакомление с теоретическим материалом темы, изложенным в рекомендованных к курсу учебных пособиях;
* 6) ознакомление с толкованием терминов (они представлены в рубрике «Глоссарий» (словарь) главной страницы);
* 7) ознакомление с предложенным перечнем дополнительной литературы;
* 8) выполнение тестов и самостоятельной работы.
Работа в системе дистанционного обучения предполагает также самостоятельную работу слушателей. Такая работа позволяет активизировать познавательную деятельность по определенной педагогической проблеме, помогает курсистам основательно овладеть теоретическими знаниями, приобрести исследовательские навыки, развивает умение проводить библиографический поиск, самостоятельно анализировать, обрабатывать и обобщать материал, четко аргументировано выражать свои мысли.
Для учителей начальной школы разработаны следующие учебные модули:
* Новые государственные стандарты начального общего образования;
* Установочный курс по дистанционному обучению;
* Мониторинг качества знаний младших школьников;
* Применение метода проектов в учебно-воспитательном процессе ОУЗ;
* Технология формирования культуры мышления младшего школьника.
Итогом работы слушателя курсов повышения квалификации является защита выпускной работы.
Выпускная работа - это вид методической работы учителя, которая содержит результаты исследовательского поиска и отражает определенный уровень его профессиональной компетентности.
Целью написания выпускной работы является развитие рефлексивно-аналитических и проектно-технологических умений учителя, почвой для которых является определенная информация содержательного модуля, а именно: прогрессивные педагогические идеи, теории, методики, технологии создания разнообразных учебных задач развивающего характера.
Виды выпускных работ:
* 1. Урок - методический комплект, который включает следующие составляющие:
* дидактическая: условия, принципы построения урока;
* содержательная: содержание урока: применение информации содержательного модуля (определенных идей, технологий и т.п.) в учебно-воспитательном процессе;
* процессуальная: использование на уроке определенных методов, приемов, форм обучения;
* диагностическая: место и значение данного урока в системе уроков по изучению определенного раздела действующей государственной программы учебной дисциплины.
* 2. Создание системы задач развивающего характера, применяя определенные технологии, усвоенные в рамках обучения на курсах.
* 3. Характеристика собственного педагогического опыта, которая должна содержать:
* а) четко сформулированную тему педагогического поиска, актуальность ее исследования;
* б) ведущую идею опыта и возможность его творческого применения на уроках;
* в) задачи исследования, степень их реализации в учебно-воспитательном процессе за последние 5 лет, перспективы исследования на ближайшие 5 лет;
* г) методы исследования результативности и эффективности опыта: психодиагностические методики, методы контроля (контрольные, тестовые работы и т.п.), анализ процесса и продуктов творческой деятельности учащихся;
* д) авторские достижения по проблеме исследования: публикации в профессиональных изданиях, учебные пособия, дидактические материалы.
Таким образом, учебный процесс последипломного педагогического образования имеет свои особенности, которые отражаются в формах и содержании обучения на курсах повышения квалификации и строится на основе свободного обмена мнениями, что обеспечивает более широкую возможность реализовать право собственного мнения для каждого слушателя.
- 1. Закон Украины «О высшем образовании» / / электронный ресурс /-http :/ / zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2984-142.
- 2. Компетентностный подход в современном образовании: мировой опыт и украинские перспективы / Под общ. ред. О.В.Овчарук. - М.: К.И.С., 2004.
- 3. Концептуальные основы развития педагогического образования Украины и ее интеграции в европейское образовательное пространство / / электронный ресурс / - Режим доступа: http / / www.mon gov ua \ new stmp/2004 /
- 4. Олейник В. Проблемы и пути развития системы последипломного педагогического образования Украины в современном поликультурном обществе / В.Олийнык / / Высшее образование Украины. - № 4. -2009. - С. 24-25.
- 5. Сущенко Л.А. Стимулирование профессионального самосовершенствования учителей начальных классов в системе последипломного образования: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Сущенко Лариса Александровна. - Запорожье, 2008. - 251 с.