Искакова А.Т., Закаева Г.З. Некоторые аспекты социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
(2 проміжні версії 2 користувачів не показані) | |||
Рядок 1: | Рядок 1: | ||
− | Сегодня в мировом сообществе существует необходимость грамотного понимания того факта, что личность ребенка уникальна, поэтому дети с особыми потребностями имеют те же права, как и другие. В связи с этим проблема социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование в Казахстане, как и во всем мире, находится под пристальным вниманием государства. | + | <p align=justify>'''[[Искакова А.Т.]]''' - заместитель руководителя аппарата КазНПУ имени Абая, доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин Института магистратуры и докторантуры PhD</p align=justify> |
− | В Республике Казахстан разработана Концепция инклюзивного образования, представляющая собой научно-практический документ, где обосновано положение о подготовке родителей и учителей к работе с детьми с особыми потребностями. Данный документ разработан в соответствии с нормативно-правовой базой: | + | |
− | * Конституцией Республики Казахстан; | + | <p align=justify>'''[[Закаева Г.З.]]''' - магистр дошкольного обучения и воспитания КазГосЖенПУ, директор ООФ «Школа для Всех»</p align=justify> |
− | * Законом Республики Казахстан «Об образовании»; | + | |
− | * Законом «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан; | + | <p align=justify> Сегодня в мировом сообществе существует необходимость грамотного понимания того факта, что личность ребенка уникальна, поэтому дети с особыми потребностями имеют те же права, как и другие. В связи с этим проблема социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование в Казахстане, как и во всем мире, находится под пристальным вниманием государства. </p align=justify> |
− | * Законом «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями». | + | <p align=justify> В Республике Казахстан разработана Концепция инклюзивного образования, представляющая собой научно-практический документ, где обосновано положение о подготовке родителей и учителей к работе с детьми с особыми потребностями. Данный документ разработан в соответствии с нормативно-правовой базой:</p align=justify> |
− | * Протоколом № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод; | + | <p align=justify>* Конституцией Республики Казахстан;</p align=justify> |
− | * Конвенцией о правах ребенка; | + | <p align=justify>* Законом Республики Казахстан «Об образовании»;</p align=justify> |
− | * Концепцией развития образования Республики Казахстан до 2015 года; | + | <p align=justify>* Законом «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан;</p align=justify> |
− | * Саламанкской декларации о прин¬ципах политики и практики в области образования; | + | <p align=justify>* Законом «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».</p align=justify> |
− | * рекомендаций Конвенции по профессиональному образованию; | + | <p align=justify>* Протоколом № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод; |
− | * рекомендаций ЮНЕСКО по непрерывному образованию. | + | <p align=justify>* Конвенцией о правах ребенка; </p align=justify> |
− | Появление вышеуказанных документов свидетельствует о глубокой озабоченности мирового сообщества и проявлениями кризиса инклюзивного образования, который в тех или иных формах дает знать о себе во всех регионах. Он связан не только с недостаточной эффективностью образования, низким качеством знаний, умений и навыков детей с особыми потребностями, но и неготовностью взрослого населения к работе с ними. | + | <p align=justify>* Концепцией развития образования Республики Казахстан до 2015 года;</p align=justify> |
− | В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы предполагается, что к 2015 году для решения инклюзивного образования будет создана необходимая нормативно- правовая база: | + | <p align=justify>* Саламанкской декларации о прин¬ципах политики и практики в области образования;</p align=justify> |
− | * разработан механизм взаимодействия общего и специального образования; | + | <p align=justify>* рекомендаций Конвенции по профессиональному образованию; </p align=justify> |
− | * разработаны модульные программы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями; | + | <p align=justify>* рекомендаций ЮНЕСКО по непрерывному образованию. </p align=justify> |
− | * разработаны правила интегрированного обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательной среде и определены формы интеграции для детей с различными нарушениями; | + | <p align=justify> Появление вышеуказанных документов свидетельствует о глубокой озабоченности мирового сообщества и проявлениями кризиса инклюзивного образования, который в тех или иных формах дает знать о себе во всех регионах. Он связан не только с недостаточной эффективностью образования, низким качеством знаний, умений и навыков детей с особыми потребностями, но и неготовностью взрослого населения к работе с ними. </p align=justify> |
− | * разработаны правила организации дистанционного образования детей-инвалидов. | + | <p align=justify> В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы предполагается, что к 2015 году для решения инклюзивного образования будет создана необходимая нормативно- правовая база:</p align=justify> |
− | В 830 школах для детей-инвалидов будут созданы «безбарьерные зоны» путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащение поручнями, специальными партами, столами и другими специальными компенсаторными средствами. | + | <p align=justify>* разработан механизм взаимодействия общего и специального образования;</p align=justify> |
− | В 3030-ти школах будут созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с особыми потребностями (наличие в школах педагогов-дефектологов, психолого - педагогическое сопровождение детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства) [1]. | + | <p align=justify>* разработаны модульные программы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями;</p align=justify> |
− | Понятие «социально-педагогическая ориентация обучения взрослых на инклюзивное образование» трактуется нами как процесс объединения людей (родителей, детей, учителей и общественности), средств, методов для достижения поставленных целей. | + | <p align=justify>* разработаны правила интегрированного обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательной среде и определены формы интеграции для детей с различными нарушениями;</p align=justify> |
− | Индекс социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование отражает следующие мероприятия: | + | <p align=justify>* разработаны правила организации дистанционного образования детей-инвалидов.</p align=justify> |
− | * создание координационной группы; | + | <p align=justify> В 830 школах для детей-инвалидов будут созданы «безбарьерные зоны» путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащение поручнями, специальными партами, столами и другими специальными компенсаторными средствами. </p align=justify> |
− | * подготовка материалов на основе положений международных документов, тематических исследований и определений; | + | <p align=justify> В 3030-ти школах будут созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с особыми потребностями (наличие в школах педагогов-дефектологов, психолого - педагогическое сопровождение детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства) [1].</p align=justify> |
− | * проведение социально-педагогического мониторинга с целью изучения мнения наиболее социально незащищенных групп населения республики; | + | <p align=justify> Понятие «социально-педагогическая ориентация обучения взрослых на инклюзивное образование» трактуется нами как процесс объединения людей (родителей, детей, учителей и общественности), средств, методов для достижения поставленных целей.</p align=justify> |
− | * разделение высказанных мнений на группы; | + | <p align=justify> Индекс социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование отражает следующие мероприятия: </p align=justify> |
− | * анализ и оценка высказанных мнений групп. | + | <p align=justify>* создание координационной группы;</p align=justify> |
− | * разработка конкретных действий. | + | <p align=justify>* подготовка материалов на основе положений международных документов, тематических исследований и определений; </p align=justify> |
− | Анализ социально-педагогического опроса родителей и учителей позволил выявить позитивные и негативные факторы. | + | <p align=justify>* проведение социально-педагогического мониторинга с целью изучения мнения наиболее социально незащищенных групп населения республики;</p align=justify> |
− | Позитивные факторы: концентрация внимания на солидарности общества и социальной ответственности; максимальное использование местных ресурсов. | + | <p align=justify>* разделение высказанных мнений на группы;</p align=justify> |
− | Негативные факторы: отсутствие информированности, незнание, страх и нарушение прав ребенка; недостаточная разработанность теории и методики обучения взрослых, слабая профессиональная подготовка педагогических кадров. | + | <p align=justify>* анализ и оценка высказанных мнений групп.</p align=justify> |
− | Однако устранить существующие недостатки невозможно только за счет измене¬ния программ подготовки учителей в колледжах и университетах; необходимы также повышение квалификации и обучение в процессе работы. Международ¬ные исследователи в области инклюзивного образования Кляйн и Шиман (1987) выявили некоторые ключевые компоненты программ повышения квалификации персонала, включая: | + | <p align=justify>* разработка конкретных действий.</p align=justify> |
− | * а) повышение квалификации; | + | <p align=justify> Анализ социально-педагогического опроса родителей и учителей позволил выявить позитивные и негативные факторы.</p align=justify> |
− | * б) активное участие в процессе реализации про¬грамм повышения квалификации; | + | <p align=justify> Позитивные факторы: концентрация внимания на солидарности общества и социальной ответственности; максимальное использование местных ресурсов.</p align=justify> |
− | * в) демонст¬рация стратегий и приемов с последующим комментарием со стороны методис¬та-наблюдателя. | + | <p align=justify> Негативные факторы: отсутствие информированности, незнание, страх и нарушение прав ребенка; недостаточная разработанность теории и методики обучения взрослых, слабая профессиональная подготовка педагогических кадров. </p align=justify> |
− | Анализ результатов показал, что инклюзивное образование имеет ряд преимуществ, которые отражены нами в таблице 1. | + | <p align=justify> Однако устранить существующие недостатки невозможно только за счет измене¬ния программ подготовки учителей в колледжах и университетах; необходимы также повышение квалификации и обучение в процессе работы. Международ¬ные исследователи в области инклюзивного образования Кляйн и Шиман (1987) выявили некоторые ключевые компоненты программ повышения квалификации персонала, включая:</p align=justify> |
− | Основными показателями социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование являются: | + | <p align=justify>* а) повышение квалификации;</p align=justify> |
− | * взаимное уважение; | + | <p align=justify>* б) активное участие в процессе реализации про¬грамм повышения квалификации; |
− | * толерантность; | + | <p align=justify>* в) демонст¬рация стратегий и приемов с последующим комментарием со стороны методис¬та-наблюдателя.</p align=justify> |
− | * осознание себя частью общества; | + | <p align=justify> Анализ результатов показал, что инклюзивное образование имеет ряд преимуществ, которые отражены нами в таблице 1.</p align=justify> |
− | * предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека; | + | <p align=justify> Основными показателями социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование являются:</p align=justify> |
− | * возможность учиться друг у друга; | + | <p align=justify>* взаимное уважение;</p align=justify> |
− | * возможность помочь самим себе и людям в своем обществе; | + | <p align=justify>* толерантность;</p align=justify> |
− | * партнерство родителей и профессионалов. | + | <p align=justify>* осознание себя частью общества;</p align=justify> |
− | Партнерство родителей, учителей и общественности обеспечивает тесное сотрудничество и работу в команде: | + | <p align=justify>* предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;</p align=justify> |
− | * родители имеют возможность участвовать в разработке концепции развития школы; | + | <p align=justify>* возможность учиться друг у друга;</p align=justify> |
− | * родители вовлечены в разработку программ индивидуального обучения детей; | + | <p align=justify>* возможность помочь самим себе и людям в своем обществе;</p align=justify> |
− | * родители участвуют в процедуре экспертизы процесса образования их детей. | + | <p align=justify>* партнерство родителей и профессионалов.</p align=justify> |
− | Таким образом, анализ теории и практики социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование позволил сформулировать следующие выводы: | + | <p align=justify> Партнерство родителей, учителей и общественности обеспечивает тесное сотрудничество и работу в команде: </p align=justify> |
− | * введение в ГОСО педагогических специальностей учебного курса «Инклюзивное образование»; | + | <p align=justify>* родители имеют возможность участвовать в разработке концепции развития школы;</p align=justify> |
− | * подготовка студентов к работе в сотрудничестве с родителями, детьми и общественностью; | + | <p align=justify>* родители вовлечены в разработку программ индивидуального обучения детей;</p align=justify> |
− | * инклюзивное обучение взрослых должно базироваться на теоретико-методологических основаниях; | + | <p align=justify>* родители участвуют в процедуре экспертизы процесса образования их детей.</p align=justify> |
− | * инклюзивное обучение взрослых является многомерным и длительным процессом, результаты которого должны анализироваться, планироваться и оцениваться; | + | <p align=justify> Таким образом, анализ теории и практики социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование позволил сформулировать следующие выводы:</p align=justify> |
− | * исходными данными для оценки являются материалы статистического учета и отчетности. | + | <p align=justify>* введение в ГОСО педагогических специальностей учебного курса «Инклюзивное образование»;</p align=justify> |
+ | <p align=justify>* подготовка студентов к работе в сотрудничестве с родителями, детьми и общественностью;</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* инклюзивное обучение взрослых должно базироваться на теоретико-методологических основаниях; </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* инклюзивное обучение взрослых является многомерным и длительным процессом, результаты которого должны анализироваться, планироваться и оцениваться;</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* исходными данными для оценки являются материалы статистического учета и отчетности. </p align=justify> | ||
+ | |||
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | <center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | ||
− | + | # Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана, 2010. | |
− | + | # Jenks Сet al.Inequality: A Reassessment of the Effects of Family and School in America. N.Y., 1972. | |
Поточна версія на 16:22, 26 серпня 2013
Искакова А.Т. - заместитель руководителя аппарата КазНПУ имени Абая, доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин Института магистратуры и докторантуры PhD
Закаева Г.З. - магистр дошкольного обучения и воспитания КазГосЖенПУ, директор ООФ «Школа для Всех»
Сегодня в мировом сообществе существует необходимость грамотного понимания того факта, что личность ребенка уникальна, поэтому дети с особыми потребностями имеют те же права, как и другие. В связи с этим проблема социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование в Казахстане, как и во всем мире, находится под пристальным вниманием государства.
В Республике Казахстан разработана Концепция инклюзивного образования, представляющая собой научно-практический документ, где обосновано положение о подготовке родителей и учителей к работе с детьми с особыми потребностями. Данный документ разработан в соответствии с нормативно-правовой базой:
* Конституцией Республики Казахстан;
* Законом Республики Казахстан «Об образовании»;
* Законом «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан;
* Законом «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».
* Протоколом № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод; <p align=justify>* Конвенцией о правах ребенка;
* Концепцией развития образования Республики Казахстан до 2015 года;
* Саламанкской декларации о прин¬ципах политики и практики в области образования;
* рекомендаций Конвенции по профессиональному образованию;
* рекомендаций ЮНЕСКО по непрерывному образованию.
Появление вышеуказанных документов свидетельствует о глубокой озабоченности мирового сообщества и проявлениями кризиса инклюзивного образования, который в тех или иных формах дает знать о себе во всех регионах. Он связан не только с недостаточной эффективностью образования, низким качеством знаний, умений и навыков детей с особыми потребностями, но и неготовностью взрослого населения к работе с ними.
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы предполагается, что к 2015 году для решения инклюзивного образования будет создана необходимая нормативно- правовая база:
* разработан механизм взаимодействия общего и специального образования;
* разработаны модульные программы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями;
* разработаны правила интегрированного обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательной среде и определены формы интеграции для детей с различными нарушениями;
* разработаны правила организации дистанционного образования детей-инвалидов.
В 830 школах для детей-инвалидов будут созданы «безбарьерные зоны» путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащение поручнями, специальными партами, столами и другими специальными компенсаторными средствами.
В 3030-ти школах будут созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с особыми потребностями (наличие в школах педагогов-дефектологов, психолого - педагогическое сопровождение детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства) [1].
Понятие «социально-педагогическая ориентация обучения взрослых на инклюзивное образование» трактуется нами как процесс объединения людей (родителей, детей, учителей и общественности), средств, методов для достижения поставленных целей.
Индекс социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование отражает следующие мероприятия:
* создание координационной группы;
* подготовка материалов на основе положений международных документов, тематических исследований и определений;
* проведение социально-педагогического мониторинга с целью изучения мнения наиболее социально незащищенных групп населения республики;
* разделение высказанных мнений на группы;
* анализ и оценка высказанных мнений групп.
* разработка конкретных действий.
Анализ социально-педагогического опроса родителей и учителей позволил выявить позитивные и негативные факторы.
Позитивные факторы: концентрация внимания на солидарности общества и социальной ответственности; максимальное использование местных ресурсов.
Негативные факторы: отсутствие информированности, незнание, страх и нарушение прав ребенка; недостаточная разработанность теории и методики обучения взрослых, слабая профессиональная подготовка педагогических кадров.
Однако устранить существующие недостатки невозможно только за счет измене¬ния программ подготовки учителей в колледжах и университетах; необходимы также повышение квалификации и обучение в процессе работы. Международ¬ные исследователи в области инклюзивного образования Кляйн и Шиман (1987) выявили некоторые ключевые компоненты программ повышения квалификации персонала, включая:
* а) повышение квалификации;
* б) активное участие в процессе реализации про¬грамм повышения квалификации; <p align=justify>* в) демонст¬рация стратегий и приемов с последующим комментарием со стороны методис¬та-наблюдателя.
Анализ результатов показал, что инклюзивное образование имеет ряд преимуществ, которые отражены нами в таблице 1.
Основными показателями социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование являются:
* взаимное уважение;
* толерантность;
* осознание себя частью общества;
* предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
* возможность учиться друг у друга;
* возможность помочь самим себе и людям в своем обществе;
* партнерство родителей и профессионалов.
Партнерство родителей, учителей и общественности обеспечивает тесное сотрудничество и работу в команде:
* родители имеют возможность участвовать в разработке концепции развития школы;
* родители вовлечены в разработку программ индивидуального обучения детей;
* родители участвуют в процедуре экспертизы процесса образования их детей.
Таким образом, анализ теории и практики социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование позволил сформулировать следующие выводы:
* введение в ГОСО педагогических специальностей учебного курса «Инклюзивное образование»;
* подготовка студентов к работе в сотрудничестве с родителями, детьми и общественностью;
* инклюзивное обучение взрослых должно базироваться на теоретико-методологических основаниях;
* инклюзивное обучение взрослых является многомерным и длительным процессом, результаты которого должны анализироваться, планироваться и оцениваться;
* исходными данными для оценки являются материалы статистического учета и отчетности.
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана, 2010.
- Jenks Сet al.Inequality: A Reassessment of the Effects of Family and School in America. N.Y., 1972.