Амирова А.С., Таубаева Г.З. Инновационные формы вовлечения родителей в образовательный процесс дошкольной организации

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

(відмінності між версіями)
Перейти до: навігація, пошук
 
(2 проміжні версії 2 користувачів не показані)
Рядок 1: Рядок 1:
 
<p align=justify>'''[[Амирова А.С.]]'''- доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-педагогических дисциплин Института магистратуры и PhD докторантуры КазНПУ имени Абая.</p align=justify>
 
<p align=justify>'''[[Амирова А.С.]]'''- доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-педагогических дисциплин Института магистратуры и PhD докторантуры КазНПУ имени Абая.</p align=justify>
 
<p align=justify>'''[[Таубаева Г.З.]]''' - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей, возрастной и социальной педагогики КазНПУ имени Абая, начальник учебного отдела.</p align=justify>
 
<p align=justify>'''[[Таубаева Г.З.]]''' - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей, возрастной и социальной педагогики КазНПУ имени Абая, начальник учебного отдела.</p align=justify>
<center>'''Инновационные формы вовлечения родителей в образовательный процесс дошкольной организации в республике Казахстан'''</center>
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;До сих пор многие попытки вовлечения семьи в реальную жизнь группы превращаются в достаточно формально организованные родительские собрания, беседы или разовые поручения родителям. При этом сами педагоги в качестве основной причины недостаточной вовлеченности родителей в образовательный процесс приводят их незаинтересованность. Связь родителей и предшколы основывается на доверии, а взаимное доверие строится на эффективном общении.</p align=justify>
До сих пор многие попытки вовлечения семьи в реальную жизнь группы превращаются в достаточно фор¬мально организованные родительские собрания, беседы или разовые поручения родителям. При этом сами педагоги в качестве основной причины недостаточной во¬влеченности родителей в образовательный процесс приводят их незаинтересо¬ванность. Связь родителей и предшколы основывается на доверии, а взаимное до¬верие строится на эффективном общении.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Луи Малагуцци красноречиво пишет в работе «Сто языков детей»: "Учителя... должны найти, способы документировать и сообщать о том, как развивается опыт ребенка в школе. Они должны подготавливать ка¬чественную информацию для родителей, позволяющую им менять собственные ожидания. На основании этой информации родители смогут пересмотреть свои представления о собственной «родительской» роли и свои взгляды на опыт, переживаемый и проживаемый их детьми, с тем, чтобы по-новому небольшим интересом относиться к жизни своих детей в школе» [1]. </p align=justify>
Луи Малагуцци красноречиво пишет в работе «Сто языков детей»: "Учителя... должны найти, способы документировать и сообщать о том, как развивается опыт ребенка в школе. Они должны подготавливать ка¬чественную информацию для родителей, позволяющую им менять собственные ожидания. На основании этой информации родители смогут пересмотреть свои представления о собственной «родительской» роли и свои взгляды на опыт, переживаемый и проживаемый их детьми, с тем, чтобы по-новому не¬большим интересом относиться к жизни своих детей в школе» [1].  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Активная вовлеченность семей в жизнь дошкольной организации дает выигрыш педагогам, родителям и детям. Воспитатели создают атмосферу открытости, обеспечивающую такое вовлечение тем, что просят родителей задавать вопросы, посещать занятия и делиться своими интересами и умениями.</p align=justify>
Активная вовлеченность семей в жизнь дошкольной организации дает выигрыш педа¬гогам, родителям и детям. Воспитатели создают атмосферу открытости, обес¬печивающую такое вовлечение тем, что просят родителей задавать вопросы, посещать занятия и делиться своими интересами и умениями.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Когда воспитатели в группе помогают родителям, он видит, как родители мотивируют детей, помогают им решать проблемы и какие у детей и у родителей общие интересы и хобби. Отсюда следует следующий вывод: когда родители сотрудничают с педагогами:</p align=justify>
Когда воспитатели в группе помогают родителям, он видит, как родители мотивируют детей, помогают им решать проблемы и какие у детей и у родителей общие ин¬тересы и хобби. Отсюда следует следующий вывод: когда родители сотрудничают с педагогами:
+
 
* укрепляется взаимное доверие;
 
* укрепляется взаимное доверие;
 
* родители и педагоги, действуя, как одна команда, создают очень интересный опыт обучения детей;
 
* родители и педагоги, действуя, как одна команда, создают очень интересный опыт обучения детей;
 
* для детей сотрудничество взрослых является положительной моделью поведения.
 
* для детей сотрудничество взрослых является положительной моделью поведения.
В качестве волонтеров родители отдают дошкольной группе свое время, ресурсы и способности. Это помогает создать обстановку участия и заботы. Волонтерство формирует сообщество, основанное на доверии и доброй воле. Важна любая деятельность, так как она вносит вклад в формирование сообщества в дошкольной организации.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В качестве волонтеров родители отдают дошкольной группе свое время, ресурсы и способности. Это помогает создать обстановку участия и заботы. Волонтерство формирует сообщество, основанное на доверии и доброй воле. Важна любая деятельность, так как она вносит вклад в формирование сообщества в дошкольной организации.</p align=justify>
Все семьи хотят счастья своим детям. Родители могут обеспечить успех ребенку, если они будут принимать активное участие в жизни и интересах ре¬бенка и будут ценить в детях те качества и черты, которые ценят в самих себе.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Все семьи хотят счастья своим детям. Родители могут обеспечить успех ребенку, если они будут принимать активное участие в жизни и интересах ребенка и будут ценить в детях те качества и черты, которые ценят в самих себе.</p align=justify>
В экспериментальных группах с самого начала учебного года устанавливаются открытые каналы свя¬зи. В рамках годового плана предусматриваются встречи, беседы новых образовательных технологиях, о детях, о пожеланиях родителей. С целью оценки эффективности вовлечения ро¬дителей в образовательно-воспитательный процесс предшколы нами были проведены интервью с руководителями и педагогами образовательных учреждений, при¬нимающих участие в эксперименте, а также анкетирование среди родителей контрольных и экспериментальных групп предшкольной подготовки в различ¬ных регионах Республики Казахстан. Респонденты отметили, что в своей работе они уделяют большое внима¬ние изучению семей их воспитанников: выявляют уровень образованности и культуры родителей уточняют, кто из родителей проводит досуг с ребенком; выясняют мнение родителей о характере их ребенка, о наиболее эффективных методах семейного воспитания. Все эти сведения педагоги получают во время посещения семей, с помощью наблюдений, путем анкетирования. Полученные сведения заносятся в карточку, так называемый, паспорт семьи. Благодаря паспортизации выявляются семьи, с которыми необходимо вести индивидуальную работу.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В экспериментальных группах с самого начала учебного года устанавливаются открытые каналы связи. В рамках годового плана предусматриваются встречи, беседы новых образовательных технологиях, о детях, о пожеланиях родителей. С целью оценки эффективности вовлечения родителей в образовательно-воспитательный процесс предшколы нами были проведены интервью с руководителями и педагогами образовательных учреждений, принимающих участие в эксперименте, а также анкетирование среди родителей контрольных и экспериментальных групп предшкольной подготовки в различных регионах Республики Казахстан. Респонденты отметили, что в своей работе они уделяют большое внимание изучению семей их воспитанников: выявляют уровень образованности и культуры родителей уточняют, кто из родителей проводит досуг с ребенком; выясняют мнение родителей о характере их ребенка, о наиболее эффективных методах семейного воспитания. Все эти сведения педагоги получают во время посещения семей, с помощью наблюдений, путем анкетирования. Полученные сведения заносятся в карточку, так называемый, паспорт семьи. Благодаря паспортизации выявляются семьи, с которыми необходимо вести индивидуальную работу.</p align=justify>
В результате опроса воспитателей предшкольных групп в отношении формы и степени вовлечения родителей в учебно-воспитательный и образовательный процесс получены следующие данные (Таблица 1).
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В результате опроса воспитателей предшкольных групп в отношении формы и степени вовлечения родителей в учебно-воспитательный и образовательный процесс получены следующие данные (Таблица 1).</p align=justify>
Из данных, представленных в таблице, видно, что отношение родителей к образовательному учреждению, в котором воспитывается и учится их ребенок, меняется – от пассивного наблюдения за образовательно-воспитательным процессом к активному партнерству. К примеру, анкеты предполагали получение от респондентов следующей информации: почему они выбрали для своих детей данное образовательное учреждение; есть ли изменения в развитии ребенка.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Из данных, представленных в таблице, видно, что отношение родителей к образовательному учреждению, в котором воспитывается и учится их ребенок, меняется – от пассивного наблюдения за образовательно-воспитательным процессом к активному партнерству. К примеру, анкеты предполагали получение от респондентов следующей информации: почему они выбрали для своих детей данное образовательное учреждение; есть ли изменения в развитии ребенка.  
Анкетный опрос родителей показал, что они проявляют интерес к результатам учебной и развивающей работы дошкольной организации, наблюда¬ют за продвижением своих детей в учебе, приобретении ими различных уме¬ний и в целом в личностном развитии.
+
Анкетный опрос родителей показал, что они проявляют интерес к результатам учебной и развивающей работы дошкольной организации, наблюдают за продвижением своих детей в учебе, приобретении ими различных умений и в целом в личностном развитии.</p align=justify>
Результаты наблюдений родителей за изменениями в развитии их детей отражены  на рисунке 1.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Результаты наблюдений родителей за изменениями в развитии их детей отражены  на рисунке 1. </p align=justify>
На основе различных типов взаимодействия детского сада, предшколы и семьи, мы разработали критерии измерения результатов эффективности вовлечения родителей в практику работы предшколы.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;На основе различных типов взаимодействия детского сада, предшколы и семьи, мы разработали критерии измерения результатов эффективности вовлечения родителей в практику работы предшколы.</p align=justify>
Ожидаемые результаты разбиты на 4 шкалы:
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Ожидаемые результаты разбиты на 4 шкалы:</p align=justify>
 
* 1) Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс предшколы (1 – 4 вопросы);
 
* 1) Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс предшколы (1 – 4 вопросы);
 
* 2) Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями особенностей воспитания, обучения и развития детей (5 – 9 вопросы);
 
* 2) Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями особенностей воспитания, обучения и развития детей (5 – 9 вопросы);
 
* 3) Формирование родительского сообщества (10 - 11 вопросы);
 
* 3) Формирование родительского сообщества (10 - 11 вопросы);
 
* 4) Контакт и эффективное взаимодействие с педагогами (12 - 14 вопросы).
 
* 4) Контакт и эффективное взаимодействие с педагогами (12 - 14 вопросы).
Для оценки результатов работы родителям контрольных и экспериментальных групп была предложена следующая анкета:
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Для оценки результатов работы родителям контрольных и экспериментальных групп была предложена следующая анкета:</p align=justify>
 
* 1. На каком уровне участия в жизни предшколы вы находитесь?
 
* 1. На каком уровне участия в жизни предшколы вы находитесь?
 
* 2. Насколько Вы уверены в своей способности работать с предшколой и детьми?
 
* 2. Насколько Вы уверены в своей способности работать с предшколой и детьми?
Рядок 33: Рядок 32:
 
* 9. Если ли у вас тесная связь с другими семьями вашей группы:
 
* 9. Если ли у вас тесная связь с другими семьями вашей группы:
 
* 10. Ощущаете ли вы поддержку со стороны учебного заведения и других родителей?
 
* 10. Ощущаете ли вы поддержку со стороны учебного заведения и других родителей?
* 11. Есть ли у вас контакт и свобода общения с воспитателями своего ре¬бенка?
+
* 11. Есть ли у вас контакт и свобода общения с воспитателями своего ребенка?
 
* 12. Делитесь ли вы с воспитателем информацией о культуре семьи, о том, что в ней происходит, о талантах и потребностях детей?  
 
* 12. Делитесь ли вы с воспитателем информацией о культуре семьи, о том, что в ней происходит, о талантах и потребностях детей?  
 
* 13. Можете ли вы сказать, что ваш воспитатель высокопрофессионален?
 
* 13. Можете ли вы сказать, что ваш воспитатель высокопрофессионален?
Данная анкета была предложена родителям контрольных групп и  родителям экспериментальных групп в различных регионах, где осуществля¬лось экспериментальное исследование. Опрос проводился дважды: в начале учебного года и в конце.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Данная анкета была предложена родителям контрольных групп и  родителям экспериментальных групп в различных регионах, где осуществлялось экспериментальное исследование. Опрос проводился дважды: в начале учебного года и в конце.</p align=justify>
Анализ ответов респондентов позволил сделать следующие выводы:
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Анализ ответов респондентов позволил сделать следующие выводы:</p align=justify>
По первой шкале 90 % до 100 % родителей, как в контрольных, так и в эксперименталь¬ных группах в начале учебного года находились на уровне оказания разовой помощи детскому учреждению, в котором воспитывается их ребенок; периоди¬чески участвовали в проведении занятий и других мероприятий в группе 15 % - 20 % родителей; 80 % родителей были вовсе не уверены в своей способности оказать хоть какую-то помощь группе, детям и абсолютно не чувствовали себя хозяевами в той группе, где обучается их ребенок; 70% - 80 % родителей контрольных и экспериментальных групп предпо¬ложили, что их помощь учебному заведению вряд ли будет оценена по досто¬инству;
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;По первой шкале 90 % до 100 % родителей, как в контрольных, так и в экспериментальных группах в начале учебного года находились на уровне оказания разовой помощи детскому учреждению, в котором воспитывается их ребенок; периодически участвовали в проведении занятий и других мероприятий в группе 15 % - 20 % родителей; 80 % родителей были вовсе не уверены в своей способности оказать хоть какую-то помощь группе, детям и абсолютно не чувствовали себя хозяевами в той группе, где обучается их ребенок; 70% - 80 % родителей контрольных и экспериментальных групп предпо¬ложили, что их помощь учебному заведению вряд ли будет оценена по достоинству;</p align=justify>
По второй шкале, особо следует подчеркнуть, что практически 100 % родителей не были знакомы с программой предшкольной подготовки и не ответили на вопрос, какую реальную помощь они могут оказать своему ребенку в процессе обучения; 85 % пап и мам воспитанников предшколы отметили, что плохо знают специфику развития своих детей и не обладают навыками реагирования, на проблемы ребенка, отмечают невысокий уровень понимания своих собствен¬ных проблем в воспитании детей.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;По второй шкале, особо следует подчеркнуть, что практически 100 % родителей не были знакомы с программой предшкольной подготовки и не ответили на вопрос, какую реальную помощь они могут оказать своему ребенку в процессе обучения; 85 % пап и мам воспитанников предшколы отметили, что плохо знают специфику развития своих детей и не обладают навыками реагирования, на проблемы ребенка, отмечают невысокий уровень понимания своих собствен¬ных проблем в воспитании детей.</p align=justify>
По третьей шкале, ответы респондентов на 10 и 11 вопросы анкеты позволили сделать вы¬вод о том, что на начало учебного года и в контрольных и в экспериментальных группах не было сформировано родительское сообщество; родители отметили наличие в основном эпизодических форм общения между собой или его полное отсутствие. Семьи не ощущали поддержки со стороны других родителей. В то же время 70 % родителей экспериментальных групп уже в начале учебного года смогли отметить поддержку со стороны учебного заведения.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;По третьей шкале, ответы респондентов на 10 и 11 вопросы анкеты позволили сделать вывод о том, что на начало учебного года и в контрольных и в экспериментальных группах не было сформировано родительское сообщество; родители отметили наличие в основном эпизодических форм общения между собой или его полное отсутствие. Семьи не ощущали поддержки со стороны других родителей. В то же время 70 % родителей экспериментальных групп уже в начале учебного года смогли отметить поддержку со стороны учебного заведения.</p align=justify>
По четвертой шкале, большинство семей контрольных групп отметило отсутствие хорошего контакта и свободы общения с педагогом своей группы, только 20 % родителей делились с воспитателем информацией о своей семье и ребенке, в то время, как в экспериментальной группе эта цифра достигла 50%. Воспитатель, как высо¬копрофессиональный специалист, был оценен 30 % родителей контрольных групп и 55 % родителей экспериментальных групп.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;По четвертой шкале, большинство семей контрольных групп отметило отсутствие хорошего контакта и свободы общения с педагогом своей группы, только 20 % родителей делились с воспитателем информацией о своей семье и ребенке, в то время, как в экспериментальной группе эта цифра достигла 50%. Воспитатель, как высокопрофессиональный специалист, был оценен 30 % родителей контрольных групп и 55 % родителей экспериментальных групп.</p align=justify>
Сравнение результатов анкетирования в конце учебного года показало существенный рост числа родителей, вовлеченных в учебно-воспитательный процесс экспериментальных предшкольных групп. До 75 % родителей этих групп принимают активное участие в решениях, определяющих основные на¬правления работы в группе, в то время,  как в контрольных группах таких роди¬телей было не выше 15 %. Следует отметить, значительное повышение уверен¬ности родителей экспериментальных групп в своей способности работать с детьми в группе: 60 % родителей ответили, что они полностью уверены в этом, против 30 % пап и мам в контрольных группах.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Сравнение результатов анкетирования в конце учебного года показало существенный рост числа родителей, вовлеченных в учебно-воспитательный процесс экспериментальных предшкольных групп. До 75 % родителей этих групп принимают активное участие в решениях, определяющих основные направления работы в группе, в то время,  как в контрольных группах таких роди¬телей было не выше 15 %. Следует отметить, значительное повышение уверенности родителей экспериментальных групп в своей способности работать с детьми в группе: 60 % родителей ответили, что они полностью уверены в этом, против 30 % пап и мам в контрольных группах.</p align=justify>
К концу учебного года подавляющее число родителей, участвующих в в работе по новым технологиям чувствуют себя хозяевами, а не гостями в группах, где учатся их де¬ти (от 90 до 100 %), постоянно посещают предшколу, принимая активное уча¬стие в жизни учебного заведения. Они особо подчеркивают, то, что группа всегда расположена принять их помощь, какой бы она не была, в группе их всегда ждут и принимают с благо¬дарностью.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;К концу учебного года подавляющее число родителей, участвующих в в работе по новым технологиям чувствуют себя хозяевами, а не гостями в группах, где учатся их дети (от 90 до 100 %), постоянно посещают предшколу, принимая активное участие в жизни учебного заведения. Они особо подчеркивают, то, что группа всегда расположена принять их помощь, какой бы она не была, в группе их всегда ждут и принимают с благодарностью.</p align=justify>
Если сравнивать результаты анкетирования по второй шкале, то стано¬вится заметным, значительный рост количества родителей экспериментальных групп, имеющих психолого-педагогические знания в области воспитания, обу¬чения и развития детей.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Если сравнивать результаты анкетирования по второй шкале, то стано¬вится заметным, значительный рост количества родителей экспериментальных групп, имеющих психолого-педагогические знания в области воспитания, обучения и развития детей.</p align=justify>
До 90 % родителей в этих группах отметили, что они знакомы с програм¬мой предшкольной подготовки, у них появились знания о том, как поддержи¬вать и поощрять своего ребенка в процессе обучения, в то время как среди ро¬дителей контрольных групп таких оказалось только 35 %.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;До 90 % родителей в этих группах отметили, что они знакомы с программой предшкольной подготовки, у них появились знания о том, как поддерживать и поощрять своего ребенка в процессе обучения, в то время как среди родителей контрольных групп таких оказалось только 35 %.</p align=justify>
Разнообразная и содержательная работа с родителями в группах функ¬ционирующих по  инновационным технологиям привела к увеличению числа мам и пап, понимающих специфику развития своих детей (до 70 % против 40 % в кон¬трольных группах); у большого числа родителей (75 %) были сформированы навыки эффективного реагирования на проблемы ребенка (в контрольных группах эта цифра не превысила 25 %). Практически все родители групп отметили, что они стали лучше понимать проблемы, связанные с воспитанием детей и находить верные пути их разрешения.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Разнообразная и содержательная работа с родителями в группах функ¬ционирующих по  инновационным технологиям привела к увеличению числа мам и пап, понимающих специфику развития своих детей (до 70 % против 40 % в кон¬трольных группах); у большого числа родителей (75 %) были сформированы навыки эффективного реагирования на проблемы ребенка (в контрольных группах эта цифра не превысила 25 %). Практически все родители групп отметили, что они стали лучше понимать проблемы, связанные с воспитанием детей и находить верные пути их разрешения.
Сопоставляя ответы респондентов по третьей шкале можно констатиро¬вать, что за период работы по инновационным технологиям  в экспериментальных группах сформировалось родительское сообщество, сложились тесные связи между  всеми семьями, анкетируемые подчеркнули, что они ощущают значительную поддержку со стороны образовательного учреждения и других семей, сформировались неформальные дружеские контакты семей друг с другом. В то время как в кон¬трольных группах связи между семьями носили на протяжении всего учебного года в основном эпизодический характер, тесных контактов не сложилось.  
+
Сопоставляя ответы респондентов по третьей шкале можно констатировать, что за период работы по инновационным технологиям  в экспериментальных группах сформировалось родительское сообщество, сложились тесные связи между  всеми семьями, анкетируемые подчеркнули, что они ощущают значительную поддержку со стороны образовательного учреждения и других семей, сформировались неформальные дружеские контакты семей друг с другом. В то время как в контрольных группах связи между семьями носили на протяжении всего учебного года в основном эпизодический характер, тесных контактов не сложилось.</p align=justify>
Результаты анкетирования наглядно продемонстрировали установление тесных контактов и эффективного взаимодействия семей с педагогами групп, где применяются инновационные технологии,  100 % родителей в этих группах отмечают хороший контакт и сво¬боду общения с воспитателями своих детей, в то время как в контрольных группах такой контакт не смогли установить до 50 % семей. Родители экспери¬ментальных групп пишут о том, что они регулярно делятся с педагогами ин¬формацией о потребностях, интересах, способностях детей, эта информация в дальнейшем используется для планирования работы. Родители контрольных групп делают это эпизодически. В конце учебного года возросло число родите¬лей, оценивающих своего воспитателя как высокопрофессионального педагога в экспериментальных группах до 90 %, в контрольных до 60 %.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Результаты анкетирования наглядно продемонстрировали установление тесных контактов и эффективного взаимодействия семей с педагогами групп, где применяются инновационные технологии,  100 % родителей в этих группах отмечают хороший контакт и свободу общения с воспитателями своих детей, в то время как в контрольных группах такой контакт не смогли установить до 50 % семей. Родители экспериментальных групп пишут о том, что они регулярно делятся с педагогами ин¬формацией о потребностях, интересах, способностях детей, эта информация в дальнейшем используется для планирования работы. Родители контрольных групп делают это эпизодически. В конце учебного года возросло число родителей, оценивающих своего воспитателя как высокопрофессионального педагога в экспериментальных группах до 90 %, в контрольных до 60 %.
Таким образом, мы можем сделать вывод о высокой эффективности про¬цесса вовлечения родителей в практику работы предшкольных групп, функ¬ционирующих по инновационным технологиям. Наши наблюдения позволили констатиро¬вать факт влияния новых технологий технологии на родительские позиции и стиль воспитания в семьях.  
+
Таким образом, мы можем сделать вывод о высокой эффективности процесса вовлечения родителей в практику работы предшкольных групп, функционирующих по инновационным технологиям. Наши наблюдения позволили констатировать факт влияния новых технологий технологии на родительские позиции и стиль воспитания в семьях. </p align=justify>
На основе анализа педагогической работы и проведенных нами исследо¬ваний мы выявили основные положения, которые определяют эффективную организацию и методику работы предшколы с семьей:
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;На основе анализа педагогической работы и проведенных нами исследований мы выявили основные положения, которые определяют эффективную организацию и методику работы предшколы с семьей:</p align=justify>
* 1. Единство в работе предшколы и семьи по воспитанию детей, достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания детей и в известной мере овладели ими, что ярко продемонстрировали родители экспериментальных групп.
+
* <p align=justify>1. Единство в работе предшколы и семьи по воспитанию детей, достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания детей и в известной мере овладели ими, что ярко продемонстрировали родители экспериментальных групп.</p align=justify>
* 2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями; понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в предшколе. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
+
* <p align=justify>2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями; понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в предшколе. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.</p align=justify>
* 3. Формирование родительского сообщества. Взаимопомощь совместной работе  по  воспитанию дошкольников. Предшкола повседневно и разнообразными путями помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь отцы и матери помогают предшколе в многообразной воспитательной и хозяйственной работе, заботясь тем самым о воспитании не только своего ребенка, но и других детей.
+
* <p align=justify>3. Формирование родительского сообщества. Взаимопомощь совместной работе  по  воспитанию дошкольников. Предшкола повседневно и разнообразными путями помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь отцы и матери помогают предшколе в многообразной воспитательной и хозяйственной работе, заботясь тем самым о воспитании не только своего ребенка, но и других детей.</p align=justify>
 
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center>
 
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center>
 
* 1. Кейт Б.Уолш. Создание классов, ориентированных на ребенка. – Вашингтон, 1997.
 
* 1. Кейт Б.Уолш. Создание классов, ориентированных на ребенка. – Вашингтон, 1997.

Поточна версія на 18:11, 15 червня 2013

Амирова А.С.- доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-педагогических дисциплин Института магистратуры и PhD докторантуры КазНПУ имени Абая.

Таубаева Г.З. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей, возрастной и социальной педагогики КазНПУ имени Абая, начальник учебного отдела.

   До сих пор многие попытки вовлечения семьи в реальную жизнь группы превращаются в достаточно формально организованные родительские собрания, беседы или разовые поручения родителям. При этом сами педагоги в качестве основной причины недостаточной вовлеченности родителей в образовательный процесс приводят их незаинтересованность. Связь родителей и предшколы основывается на доверии, а взаимное доверие строится на эффективном общении.

   Луи Малагуцци красноречиво пишет в работе «Сто языков детей»: "Учителя... должны найти, способы документировать и сообщать о том, как развивается опыт ребенка в школе. Они должны подготавливать ка¬чественную информацию для родителей, позволяющую им менять собственные ожидания. На основании этой информации родители смогут пересмотреть свои представления о собственной «родительской» роли и свои взгляды на опыт, переживаемый и проживаемый их детьми, с тем, чтобы по-новому небольшим интересом относиться к жизни своих детей в школе» [1].

   Активная вовлеченность семей в жизнь дошкольной организации дает выигрыш педагогам, родителям и детям. Воспитатели создают атмосферу открытости, обеспечивающую такое вовлечение тем, что просят родителей задавать вопросы, посещать занятия и делиться своими интересами и умениями.

   Когда воспитатели в группе помогают родителям, он видит, как родители мотивируют детей, помогают им решать проблемы и какие у детей и у родителей общие интересы и хобби. Отсюда следует следующий вывод: когда родители сотрудничают с педагогами:

  • укрепляется взаимное доверие;
  • родители и педагоги, действуя, как одна команда, создают очень интересный опыт обучения детей;
  • для детей сотрудничество взрослых является положительной моделью поведения.

   В качестве волонтеров родители отдают дошкольной группе свое время, ресурсы и способности. Это помогает создать обстановку участия и заботы. Волонтерство формирует сообщество, основанное на доверии и доброй воле. Важна любая деятельность, так как она вносит вклад в формирование сообщества в дошкольной организации.

   Все семьи хотят счастья своим детям. Родители могут обеспечить успех ребенку, если они будут принимать активное участие в жизни и интересах ребенка и будут ценить в детях те качества и черты, которые ценят в самих себе.

   В экспериментальных группах с самого начала учебного года устанавливаются открытые каналы связи. В рамках годового плана предусматриваются встречи, беседы новых образовательных технологиях, о детях, о пожеланиях родителей. С целью оценки эффективности вовлечения родителей в образовательно-воспитательный процесс предшколы нами были проведены интервью с руководителями и педагогами образовательных учреждений, принимающих участие в эксперименте, а также анкетирование среди родителей контрольных и экспериментальных групп предшкольной подготовки в различных регионах Республики Казахстан. Респонденты отметили, что в своей работе они уделяют большое внимание изучению семей их воспитанников: выявляют уровень образованности и культуры родителей уточняют, кто из родителей проводит досуг с ребенком; выясняют мнение родителей о характере их ребенка, о наиболее эффективных методах семейного воспитания. Все эти сведения педагоги получают во время посещения семей, с помощью наблюдений, путем анкетирования. Полученные сведения заносятся в карточку, так называемый, паспорт семьи. Благодаря паспортизации выявляются семьи, с которыми необходимо вести индивидуальную работу.

   В результате опроса воспитателей предшкольных групп в отношении формы и степени вовлечения родителей в учебно-воспитательный и образовательный процесс получены следующие данные (Таблица 1).

   Из данных, представленных в таблице, видно, что отношение родителей к образовательному учреждению, в котором воспитывается и учится их ребенок, меняется – от пассивного наблюдения за образовательно-воспитательным процессом к активному партнерству. К примеру, анкеты предполагали получение от респондентов следующей информации: почему они выбрали для своих детей данное образовательное учреждение; есть ли изменения в развитии ребенка. Анкетный опрос родителей показал, что они проявляют интерес к результатам учебной и развивающей работы дошкольной организации, наблюдают за продвижением своих детей в учебе, приобретении ими различных умений и в целом в личностном развитии.

   Результаты наблюдений родителей за изменениями в развитии их детей отражены на рисунке 1.

   На основе различных типов взаимодействия детского сада, предшколы и семьи, мы разработали критерии измерения результатов эффективности вовлечения родителей в практику работы предшколы.

   Ожидаемые результаты разбиты на 4 шкалы:

  • 1) Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс предшколы (1 – 4 вопросы);
  • 2) Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями особенностей воспитания, обучения и развития детей (5 – 9 вопросы);
  • 3) Формирование родительского сообщества (10 - 11 вопросы);
  • 4) Контакт и эффективное взаимодействие с педагогами (12 - 14 вопросы).

   Для оценки результатов работы родителям контрольных и экспериментальных групп была предложена следующая анкета:

  • 1. На каком уровне участия в жизни предшколы вы находитесь?
  • 2. Насколько Вы уверены в своей способности работать с предшколой и детьми?
  • 3. Рада ли предшкола помощи вашей семьи и ценит ли эту помощь?
  • 4. Знаете ли вы программу предшколы и то, что узнает ребенок по каждому ее разделу?
  • 5. Если ли у вас знания того, как поддерживать, поощрять своего ребенка в процессе обучения и помогать ему дома?
  • 6. Понимаете ли вы специфику развития своих детей и особенности изменения условий для учебы детей дома по мере их роста.
  • 7. Обладаете ли вы навыками эффективного реагирования на проблемы ребенка?
  • 8. Понимаете ли вы свои собственные проблемы в воспитании детей?
  • 9. Если ли у вас тесная связь с другими семьями вашей группы:
  • 10. Ощущаете ли вы поддержку со стороны учебного заведения и других родителей?
  • 11. Есть ли у вас контакт и свобода общения с воспитателями своего ребенка?
  • 12. Делитесь ли вы с воспитателем информацией о культуре семьи, о том, что в ней происходит, о талантах и потребностях детей?
  • 13. Можете ли вы сказать, что ваш воспитатель высокопрофессионален?

   Данная анкета была предложена родителям контрольных групп и родителям экспериментальных групп в различных регионах, где осуществлялось экспериментальное исследование. Опрос проводился дважды: в начале учебного года и в конце.

   Анализ ответов респондентов позволил сделать следующие выводы:

   По первой шкале 90 % до 100 % родителей, как в контрольных, так и в экспериментальных группах в начале учебного года находились на уровне оказания разовой помощи детскому учреждению, в котором воспитывается их ребенок; периодически участвовали в проведении занятий и других мероприятий в группе 15 % - 20 % родителей; 80 % родителей были вовсе не уверены в своей способности оказать хоть какую-то помощь группе, детям и абсолютно не чувствовали себя хозяевами в той группе, где обучается их ребенок; 70% - 80 % родителей контрольных и экспериментальных групп предпо¬ложили, что их помощь учебному заведению вряд ли будет оценена по достоинству;

   По второй шкале, особо следует подчеркнуть, что практически 100 % родителей не были знакомы с программой предшкольной подготовки и не ответили на вопрос, какую реальную помощь они могут оказать своему ребенку в процессе обучения; 85 % пап и мам воспитанников предшколы отметили, что плохо знают специфику развития своих детей и не обладают навыками реагирования, на проблемы ребенка, отмечают невысокий уровень понимания своих собствен¬ных проблем в воспитании детей.

   По третьей шкале, ответы респондентов на 10 и 11 вопросы анкеты позволили сделать вывод о том, что на начало учебного года и в контрольных и в экспериментальных группах не было сформировано родительское сообщество; родители отметили наличие в основном эпизодических форм общения между собой или его полное отсутствие. Семьи не ощущали поддержки со стороны других родителей. В то же время 70 % родителей экспериментальных групп уже в начале учебного года смогли отметить поддержку со стороны учебного заведения.

   По четвертой шкале, большинство семей контрольных групп отметило отсутствие хорошего контакта и свободы общения с педагогом своей группы, только 20 % родителей делились с воспитателем информацией о своей семье и ребенке, в то время, как в экспериментальной группе эта цифра достигла 50%. Воспитатель, как высокопрофессиональный специалист, был оценен 30 % родителей контрольных групп и 55 % родителей экспериментальных групп.

   Сравнение результатов анкетирования в конце учебного года показало существенный рост числа родителей, вовлеченных в учебно-воспитательный процесс экспериментальных предшкольных групп. До 75 % родителей этих групп принимают активное участие в решениях, определяющих основные направления работы в группе, в то время, как в контрольных группах таких роди¬телей было не выше 15 %. Следует отметить, значительное повышение уверенности родителей экспериментальных групп в своей способности работать с детьми в группе: 60 % родителей ответили, что они полностью уверены в этом, против 30 % пап и мам в контрольных группах.

   К концу учебного года подавляющее число родителей, участвующих в в работе по новым технологиям чувствуют себя хозяевами, а не гостями в группах, где учатся их дети (от 90 до 100 %), постоянно посещают предшколу, принимая активное участие в жизни учебного заведения. Они особо подчеркивают, то, что группа всегда расположена принять их помощь, какой бы она не была, в группе их всегда ждут и принимают с благодарностью.

   Если сравнивать результаты анкетирования по второй шкале, то стано¬вится заметным, значительный рост количества родителей экспериментальных групп, имеющих психолого-педагогические знания в области воспитания, обучения и развития детей.

   До 90 % родителей в этих группах отметили, что они знакомы с программой предшкольной подготовки, у них появились знания о том, как поддерживать и поощрять своего ребенка в процессе обучения, в то время как среди родителей контрольных групп таких оказалось только 35 %.

   Разнообразная и содержательная работа с родителями в группах функ¬ционирующих по инновационным технологиям привела к увеличению числа мам и пап, понимающих специфику развития своих детей (до 70 % против 40 % в кон¬трольных группах); у большого числа родителей (75 %) были сформированы навыки эффективного реагирования на проблемы ребенка (в контрольных группах эта цифра не превысила 25 %). Практически все родители групп отметили, что они стали лучше понимать проблемы, связанные с воспитанием детей и находить верные пути их разрешения. Сопоставляя ответы респондентов по третьей шкале можно констатировать, что за период работы по инновационным технологиям в экспериментальных группах сформировалось родительское сообщество, сложились тесные связи между всеми семьями, анкетируемые подчеркнули, что они ощущают значительную поддержку со стороны образовательного учреждения и других семей, сформировались неформальные дружеские контакты семей друг с другом. В то время как в контрольных группах связи между семьями носили на протяжении всего учебного года в основном эпизодический характер, тесных контактов не сложилось.

   Результаты анкетирования наглядно продемонстрировали установление тесных контактов и эффективного взаимодействия семей с педагогами групп, где применяются инновационные технологии, 100 % родителей в этих группах отмечают хороший контакт и свободу общения с воспитателями своих детей, в то время как в контрольных группах такой контакт не смогли установить до 50 % семей. Родители экспериментальных групп пишут о том, что они регулярно делятся с педагогами ин¬формацией о потребностях, интересах, способностях детей, эта информация в дальнейшем используется для планирования работы. Родители контрольных групп делают это эпизодически. В конце учебного года возросло число родителей, оценивающих своего воспитателя как высокопрофессионального педагога в экспериментальных группах до 90 %, в контрольных до 60 %. Таким образом, мы можем сделать вывод о высокой эффективности процесса вовлечения родителей в практику работы предшкольных групп, функционирующих по инновационным технологиям. Наши наблюдения позволили констатировать факт влияния новых технологий технологии на родительские позиции и стиль воспитания в семьях.

   На основе анализа педагогической работы и проведенных нами исследований мы выявили основные положения, которые определяют эффективную организацию и методику работы предшколы с семьей:

  • 1. Единство в работе предшколы и семьи по воспитанию детей, достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания детей и в известной мере овладели ими, что ярко продемонстрировали родители экспериментальных групп.

  • 2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями; понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в предшколе. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

  • 3. Формирование родительского сообщества. Взаимопомощь совместной работе по воспитанию дошкольников. Предшкола повседневно и разнообразными путями помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь отцы и матери помогают предшколе в многообразной воспитательной и хозяйственной работе, заботясь тем самым о воспитании не только своего ребенка, но и других детей.

ЛИТЕРАТУРА
  • 1. Кейт Б.Уолш. Создание классов, ориентированных на ребенка. – Вашингтон, 1997.
  • 2. Искакова А.Т.Подготовка ребенка к школе.- Алматы, 2009.
  • 3. Амирова А.С. Тіл дамыту (әдістемелік нұсқау). – Алматы: Алматыкітап, 2004. – 98 б.
  • 4. Таубаева Г.З. Мектепалды дайындығында оқу – тәрбие үрдісінде балалар әдебиетін пайдалану: Автореф. дисс.… канд.пед. наук: 13.00.07. – Алматы, 2005. – 25 б.
  • 5. Метербаева Г.М. Коршаған дуниемен таныстыру аркылы балалардын байланыстырып сөйлеуін қалыптастыру (5 – 7 жас) : дисс. … канд.пед. наук: 13.00.07. – Алматы, 2005. – 151 б.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама