Чередниченко С.В. Национальное воспитание как основа культурологической составляющей в практике современного дошкольного образования
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
(Створена сторінка: В созданных человеком традициях, обычаях, обрядах, народных праздниках отразилась педаг...) |
|||
(2 проміжні версії 2 користувачів не показані) | |||
Рядок 1: | Рядок 1: | ||
− | + | <p align=justify>'''[[Чередниченко С.В.]]''' - преподаватель кафедры дошкольного образования Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченка</p align=justify> | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
+ | <p align=justify> В созданных человеком традициях, обычаях, обрядах, народных праздниках отразилась педагогическая культура народа, которая формировалась на протяжении многих веков и имеет бесценный воспитательный потенциал. Народные традиции и обряды выполняют важную функцию, а именно – обеспечивают связь прошлого и настоящего, а на этой основе сохраняются национальные и общечеловеческие ценности, идеалы, вкусы, предпочтения народа, через которые каждая нация способна воспроизвести собственный национальный дух и национальный характер.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Известный российский ученый Н.Лосский подчеркивал, что национальная культура становится известной во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достижением всего человечества [4].</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> По мнению О. Ольжича, развитие национального воспитания начинается с дошкольного возраста. Это требует особого отношения к разработке методов, форм и содержания воспитательной работы с молодыми гражданами страны. Он утверждает, что в основе дошкольного воспитания должна быть народность. Дошкольное воспитание, должно быть национальным, а его содержанием и воспитательным материалом должна стать украинская народная культура [2].</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Как отметила Т. Пониманская: «Незнание и игнорирование родного языка, родной истории, национальной культуры, отступление от многовековых традиций этнопедагогики непоправимо вредят национальному воспитанию»[7].</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Рассмотрим детальнее опыт работы современных воспитателей дошкольных образовательных учреждений по возрождению национальной культуры и традиций в условиях нового направления развития детей дошкольного возраста - национального воспитания. Именно различным направлениям национального воспитания в последние годы уделяется всё большее внимание в различных программах для современных детских садов. Это обусловило появление новых интересных идеи и апробированных систем работы с детьми по национальному воспитанию дошкольников.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Так, интересной является разработка цикла развивающих-дидактических игр «Эхо старины» Н. Пономаревой. Каждая игра предложенная автором имеет несколько степеней сложности, что позволяет использовать данные игры в работе с детьми разными по возрасту и уровню подготовки. Все игры направлены на расширение и закрепление знаний о национальных обычаях и традициях народа. Составные Н. Пономаревой зазывалки, считалки делают игровой процесс более интересным. В игре «Ярмарка» автор предлагает такие зазывалки:</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* 1. На ярмарке нашем</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Веселом, богатом. </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Есть чему удивляться </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* И есть что приобрести!</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* 2. Подходите сюда,</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Дорогие хозяйки,</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Выбирайте посуду</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Всей вашей семье.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Так, например, игра «Повар» знакомит детей с национальной кухней, учит четко говорить зазывалки и названия продуктов и т.п.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Цель игры: приобщать детей к национальным традициям, закреплять знания детей об украинском национальном посуде и украинских блюдах; формировать представление про характерные черты родного народа: гостеприимство, трудолюбие ...</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Игровое задание: отгадать название блюда и подобрать к нему посуду.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Оборудование: плоскостные изображения национальной посуды, стилизованная «Украинская печь»; карточки на которых изображены национальные блюда; колпак повара; фанты.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> В игре участвуют 6 - 10 детей</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Ход игры. Дети сидят вокруг стола, на котором разложены плоскостные силуэты украинской национальной посуды. Передавая по кругу, друг другу поварской колпак дети говорят:</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>Утром на гостей все ждали,</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>Блюд много приготовили.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>Сейчас повар их покажет</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>И о блюдах все расскажет.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> У кого из детей по окончанию речевки колпак остался в руках, тот становится поваром и надевает колпак на голову. Повар достает из «печи» карточку с изображением украинского национального блюда, рассматривает ее, пока не показывая никому.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>Дети. Повар, повар, а готовое ли блюдо?</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>Повар. Готовое!</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>Дети. А из чего оно готовилось?</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Повар называет продукты необходимые для приготовления блюда. Дети отгадывают его название. Кто первый угадал – получает фант от повара и выбирает из посуды ту, в которой это блюдо можно сохранять. Если ребенок правильно подобрал посуду, то он становится поваром. Если нет – повар снова выбирается с помощью речевки.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Как показывает практика, такие игры интересны детям. Малыши возвращаются к игре, добавляя новые атрибуты, придумывая новые правила[6].</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> На сегодняшний день воспитатели все больше обращаются к народным источникам в воспитании детей. Национальное воспитание невозможно без ознакомления детей с национальной культурой. Именно украинская народная игрушка – это источник знаний об украинском народе, украинский быт, украинские традиции и обычаи, и национальную культуру. Народная игрушка является наследием подобно языку, сказки, песни. Она несет в себе художественную культуру народного творчества, проверена детской любовью к ней, детской игрой.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Для развития сюжетно-ролевой игры ученые предлагают воспитателям в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста использовать игрушки из дерева, глины, ткани, соломы и т.п.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Для обогащения жизненных впечатлений детей о природе, о предметной окружающей среде, поддержание у них стремления к творчеству следует при организации игровой деятельности использовать также куклы из ткани и растительных материалов. Они пригодятся во время различных видов работы с дошкольниками: игровых моментов, игр-забав, развлечений, наблюдений, мини-занятий и т.п.. Благодаря использованию этих игрушек игровую деятельность можно эффективно сочетать с моделированием, трудовой деятельностью [5].</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Использование народных игрушек из ткани, соломы, травы, кукурузы, лозы знакомит малышей с процессами производства предметов домашнего обихода, приобщает их к культуре прошлого и современности своего народа. При непосредственном изготовлении таких игрушек дети не только знакомятся на практике с материалами, их свойствами, но и получают практические умения и навыки (вырезать, шнуровать, завязывать и т.д.). Кроме того, это способствует развитию творчества детей как ведущей характеристики активности старшего дошкольника [5].</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Ознакомление детей с национальной культурой средством расширения и уточнения, представлений об украинской народной игрушке является многогранным, интересным процессом, как для детей, так и для взрослых. Народная игрушка в детских руках есть той ниточкой, которая соединяет человека с историей ее Родины.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Данная работа невозможна без соответствующего обустройства среды, как дошкольного учреждения, так и групповой комнаты. Как отмечает Е. Кононко: «Определяющей есть культура сада, общая атмосфера в нем, что создается совместными усилиями всех участников образовательного процесса и формируется в результате опыта воспитателей и адаптации учреждения к требованиям и потребностям общества и государства» [3]</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Поэтому, одной из новых форм национального и общественно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении является обустройство национальных уголков, где собраны разнообразные материалы для проведения соответствующей образовательно-воспитательной работы с дошкольниками: этнографический, общественно-политический и художественный.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Л. Аносова, воспитатель дошкольного учреждения № 35 "Одуванчик" г. Желтые Воды Днепропетровской области рекомендует следующую тематику национальных уголков(которая состоит из блоков и модулей):</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>'''Блок І. Семья. Род.''' </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 1. Семейные отношения</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 2. Семья, родословная</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 3. Семейные традиции, обряды, праздники</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>'''Блок II. Родной край'''</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 1. Улицы родного города</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 2. Музеи города, памятники, исторические сооружения, обелиски, их история</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 3. Предприятия, учреждения, учебные заведения города, культурные сооружения.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 4. Городской транспорт</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 5. Отдых горожан</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 6. Естественный ландшафт города, природные богатства</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 7. История родного города</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>'''Блок ІІІ. Украина – наша Родина'''</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 1. Киев – столица Украины. Моя Родина – Украина</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 2. Путешествие по Украине</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 3. Исторические корни Украины. Карта Украины.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 4. Основание Киева</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 5. Памятники национальной истории, храмы, соборы</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 6. Национальные герои Украины</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 7. Тарас Шевченко. Леся Украинский</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>'''Блок ІV. Символы Украины'''</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 1. Государственные символы Украины: Герб, Флаг, Гимн</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 2. Национальные символы-обереги: венок, полотенце</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 3. Хлеб - символ украинского народа</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 4. Растительные символы: калина, ива, тополь, дуб, хмель, явор, барвинок, мак, тыква</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 5. Птичьи символы: аист в гнезде, кукушка, соловей, пара голубей</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>'''Блок V. Быт Украины'''</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 1. Украинская национальная игрушка. Мастера украинской народной региональной игрушки </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 2. Национальная одежда</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 3. Национальная посуда</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 4. Национальные, обрядовые блюда</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 5. Домашний интерьер, хозяйственные постройки во дворе</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>'''Блок VІ. Национальные традиции и праздники'''</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 1. Народные праздники и весенние обряды</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 2. Народные праздники и обряды летнего цикла</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 3. Народные праздники и обряды осеннего цикла</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 4. Народные праздники зимнего цикла</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>'''Блок VІІ. Украинское национальное искусство'''</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 1. Картины украинских художников-классиков</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 2. Картины современных художников</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>'''Блок VІІ. Декоративно прикладное искусство и народные промыслы Украины'''</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 1. Украинская вышивка</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 2. Вытынанка</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 3. Резьба по дереву</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 4. Художественное оформление кожаных изделий</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 5. Художественная обработка металла (медь, бронза, латунь)</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 6. Гончарное искусство</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 7. Плетение</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify>* Модуль 8. Роспись [1].</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Национальный уголок в дошкольном учреждении настраивает детей на позитивный лад, вызывает у детей положительные чувства, желание узнать о незнакомых им вещах. Атмосфера народных традиций и обычаев, способствует воспитанию у детей чувства национального достоинства, вызывает интерес к национальной культуре, прививает детям любовь и уважение к украинским государственным и народным символам, оберегам и обычаям [1].</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Человек, как дерево, не может жить без корней, поэтому изучение национального достояния, истории духовной национальной культуры является первоосновой для национального воспитания, менталитета и духовности в воспитании молодого поколения.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Таким образом, целью национального воспитания на современном этапе является передача детям социального опыта, наследование ими духовных достижений нашего народа.</p align=justify> | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | <center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | ||
+ | |||
* 1. Аносова Л. Національні куточки в дитсадку: орієнтовна тематика та оснащення // Дошкільне виховання. – 2008. – № 8. – С. 20-22 | * 1. Аносова Л. Національні куточки в дитсадку: орієнтовна тематика та оснащення // Дошкільне виховання. – 2008. – № 8. – С. 20-22 | ||
+ | |||
* 2. Богуш А.М. Українське народознавство в дошкільному закладі: [навч. посіб]– 2-ге вид., переробл. і допов./ А.М. Богуш, Н.В. Лисенко – К.: Вища шк.., 2002. – 407 с. | * 2. Богуш А.М. Українське народознавство в дошкільному закладі: [навч. посіб]– 2-ге вид., переробл. і допов./ А.М. Богуш, Н.В. Лисенко – К.: Вища шк.., 2002. – 407 с. | ||
+ | |||
* 3. Кононко О. Сучасний дитсадок: який він? // Дошкільне виховання. – 2006. – № 7. – С. 3-6 | * 3. Кононко О. Сучасний дитсадок: який він? // Дошкільне виховання. – 2006. – № 7. – С. 3-6 | ||
+ | |||
* 4. Культурологія: українська та зарубіжна культура: [навч. посіб.]/ М.М.Занович, І.А.Зязюн, О.М.Семашко та ін./ за ред. М.М.Зановича. – К.: Знання, 2004. – 567 с. | * 4. Культурологія: українська та зарубіжна культура: [навч. посіб.]/ М.М.Занович, І.А.Зязюн, О.М.Семашко та ін./ за ред. М.М.Зановича. – К.: Знання, 2004. – 567 с. | ||
+ | |||
* 5. Народна іграшка в життєдіяльності дошкільнят / [Н. Омельченко, Н. Курочка, Т. Дудова, О. Найден // Палітра педагога. – 2010 р. – № 4 – С. 3 – 10. | * 5. Народна іграшка в життєдіяльності дошкільнят / [Н. Омельченко, Н. Курочка, Т. Дудова, О. Найден // Палітра педагога. – 2010 р. – № 4 – С. 3 – 10. | ||
+ | |||
* 6. Пономарьова Н. Відлуння старовини. Дидактичні ігри за народознавчими мотивами // Дошкільне виховання. – 2007. – № 10. – С. 23-25 | * 6. Пономарьова Н. Відлуння старовини. Дидактичні ігри за народознавчими мотивами // Дошкільне виховання. – 2007. – № 10. – С. 23-25 | ||
+ | |||
* 7. Поніманська Т. Гуманістичне виховання:етнопедагогічні витоки // Дошкільне виховання, 2011, № 8 С.9-13 | * 7. Поніманська Т. Гуманістичне виховання:етнопедагогічні витоки // Дошкільне виховання, 2011, № 8 С.9-13 | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Категорія:Статті російською мовою]] | ||
[[Категорія:Наукові праці]] | [[Категорія:Наукові праці]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | [[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]] | [[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]] | [[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Статті з педагогіки]] | [[Категорія:Статті з педагогіки]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Для аспірантів]] | [[Категорія:Для аспірантів]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Для магістрантів]] | [[Категорія:Для магістрантів]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Для науковців]] | [[Категорія:Для науковців]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Для студентів]] | [[Категорія:Для студентів]] |
Поточна версія на 08:06, 29 серпня 2013
Чередниченко С.В. - преподаватель кафедры дошкольного образования Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченка
В созданных человеком традициях, обычаях, обрядах, народных праздниках отразилась педагогическая культура народа, которая формировалась на протяжении многих веков и имеет бесценный воспитательный потенциал. Народные традиции и обряды выполняют важную функцию, а именно – обеспечивают связь прошлого и настоящего, а на этой основе сохраняются национальные и общечеловеческие ценности, идеалы, вкусы, предпочтения народа, через которые каждая нация способна воспроизвести собственный национальный дух и национальный характер.
Известный российский ученый Н.Лосский подчеркивал, что национальная культура становится известной во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достижением всего человечества [4].
По мнению О. Ольжича, развитие национального воспитания начинается с дошкольного возраста. Это требует особого отношения к разработке методов, форм и содержания воспитательной работы с молодыми гражданами страны. Он утверждает, что в основе дошкольного воспитания должна быть народность. Дошкольное воспитание, должно быть национальным, а его содержанием и воспитательным материалом должна стать украинская народная культура [2].
Как отметила Т. Пониманская: «Незнание и игнорирование родного языка, родной истории, национальной культуры, отступление от многовековых традиций этнопедагогики непоправимо вредят национальному воспитанию»[7].
Рассмотрим детальнее опыт работы современных воспитателей дошкольных образовательных учреждений по возрождению национальной культуры и традиций в условиях нового направления развития детей дошкольного возраста - национального воспитания. Именно различным направлениям национального воспитания в последние годы уделяется всё большее внимание в различных программах для современных детских садов. Это обусловило появление новых интересных идеи и апробированных систем работы с детьми по национальному воспитанию дошкольников.
Так, интересной является разработка цикла развивающих-дидактических игр «Эхо старины» Н. Пономаревой. Каждая игра предложенная автором имеет несколько степеней сложности, что позволяет использовать данные игры в работе с детьми разными по возрасту и уровню подготовки. Все игры направлены на расширение и закрепление знаний о национальных обычаях и традициях народа. Составные Н. Пономаревой зазывалки, считалки делают игровой процесс более интересным. В игре «Ярмарка» автор предлагает такие зазывалки:
* 1. На ярмарке нашем
* Веселом, богатом.
* Есть чему удивляться
* И есть что приобрести!
* 2. Подходите сюда,
* Дорогие хозяйки,
* Выбирайте посуду
* Всей вашей семье.
Так, например, игра «Повар» знакомит детей с национальной кухней, учит четко говорить зазывалки и названия продуктов и т.п.
Цель игры: приобщать детей к национальным традициям, закреплять знания детей об украинском национальном посуде и украинских блюдах; формировать представление про характерные черты родного народа: гостеприимство, трудолюбие ...
Игровое задание: отгадать название блюда и подобрать к нему посуду.
Оборудование: плоскостные изображения национальной посуды, стилизованная «Украинская печь»; карточки на которых изображены национальные блюда; колпак повара; фанты.
В игре участвуют 6 - 10 детей
Ход игры. Дети сидят вокруг стола, на котором разложены плоскостные силуэты украинской национальной посуды. Передавая по кругу, друг другу поварской колпак дети говорят:
Утром на гостей все ждали,
Блюд много приготовили.
Сейчас повар их покажет
И о блюдах все расскажет.
У кого из детей по окончанию речевки колпак остался в руках, тот становится поваром и надевает колпак на голову. Повар достает из «печи» карточку с изображением украинского национального блюда, рассматривает ее, пока не показывая никому.
Дети. Повар, повар, а готовое ли блюдо?
Повар. Готовое!
Дети. А из чего оно готовилось?
Повар называет продукты необходимые для приготовления блюда. Дети отгадывают его название. Кто первый угадал – получает фант от повара и выбирает из посуды ту, в которой это блюдо можно сохранять. Если ребенок правильно подобрал посуду, то он становится поваром. Если нет – повар снова выбирается с помощью речевки.
Как показывает практика, такие игры интересны детям. Малыши возвращаются к игре, добавляя новые атрибуты, придумывая новые правила[6].
На сегодняшний день воспитатели все больше обращаются к народным источникам в воспитании детей. Национальное воспитание невозможно без ознакомления детей с национальной культурой. Именно украинская народная игрушка – это источник знаний об украинском народе, украинский быт, украинские традиции и обычаи, и национальную культуру. Народная игрушка является наследием подобно языку, сказки, песни. Она несет в себе художественную культуру народного творчества, проверена детской любовью к ней, детской игрой.
Для развития сюжетно-ролевой игры ученые предлагают воспитателям в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста использовать игрушки из дерева, глины, ткани, соломы и т.п.
Для обогащения жизненных впечатлений детей о природе, о предметной окружающей среде, поддержание у них стремления к творчеству следует при организации игровой деятельности использовать также куклы из ткани и растительных материалов. Они пригодятся во время различных видов работы с дошкольниками: игровых моментов, игр-забав, развлечений, наблюдений, мини-занятий и т.п.. Благодаря использованию этих игрушек игровую деятельность можно эффективно сочетать с моделированием, трудовой деятельностью [5].
Использование народных игрушек из ткани, соломы, травы, кукурузы, лозы знакомит малышей с процессами производства предметов домашнего обихода, приобщает их к культуре прошлого и современности своего народа. При непосредственном изготовлении таких игрушек дети не только знакомятся на практике с материалами, их свойствами, но и получают практические умения и навыки (вырезать, шнуровать, завязывать и т.д.). Кроме того, это способствует развитию творчества детей как ведущей характеристики активности старшего дошкольника [5].
Ознакомление детей с национальной культурой средством расширения и уточнения, представлений об украинской народной игрушке является многогранным, интересным процессом, как для детей, так и для взрослых. Народная игрушка в детских руках есть той ниточкой, которая соединяет человека с историей ее Родины.
Данная работа невозможна без соответствующего обустройства среды, как дошкольного учреждения, так и групповой комнаты. Как отмечает Е. Кононко: «Определяющей есть культура сада, общая атмосфера в нем, что создается совместными усилиями всех участников образовательного процесса и формируется в результате опыта воспитателей и адаптации учреждения к требованиям и потребностям общества и государства» [3]
Поэтому, одной из новых форм национального и общественно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении является обустройство национальных уголков, где собраны разнообразные материалы для проведения соответствующей образовательно-воспитательной работы с дошкольниками: этнографический, общественно-политический и художественный.
Л. Аносова, воспитатель дошкольного учреждения № 35 "Одуванчик" г. Желтые Воды Днепропетровской области рекомендует следующую тематику национальных уголков(которая состоит из блоков и модулей):
Блок І. Семья. Род.
* Модуль 1. Семейные отношения
* Модуль 2. Семья, родословная
* Модуль 3. Семейные традиции, обряды, праздники
Блок II. Родной край
* Модуль 1. Улицы родного города
* Модуль 2. Музеи города, памятники, исторические сооружения, обелиски, их история
* Модуль 3. Предприятия, учреждения, учебные заведения города, культурные сооружения.
* Модуль 4. Городской транспорт
* Модуль 5. Отдых горожан
* Модуль 6. Естественный ландшафт города, природные богатства
* Модуль 7. История родного города
Блок ІІІ. Украина – наша Родина
* Модуль 1. Киев – столица Украины. Моя Родина – Украина
* Модуль 2. Путешествие по Украине
* Модуль 3. Исторические корни Украины. Карта Украины.
* Модуль 4. Основание Киева
* Модуль 5. Памятники национальной истории, храмы, соборы
* Модуль 6. Национальные герои Украины
* Модуль 7. Тарас Шевченко. Леся Украинский
Блок ІV. Символы Украины
* Модуль 1. Государственные символы Украины: Герб, Флаг, Гимн
* Модуль 2. Национальные символы-обереги: венок, полотенце
* Модуль 3. Хлеб - символ украинского народа
* Модуль 4. Растительные символы: калина, ива, тополь, дуб, хмель, явор, барвинок, мак, тыква
* Модуль 5. Птичьи символы: аист в гнезде, кукушка, соловей, пара голубей
Блок V. Быт Украины
* Модуль 1. Украинская национальная игрушка. Мастера украинской народной региональной игрушки
* Модуль 2. Национальная одежда
* Модуль 3. Национальная посуда
* Модуль 4. Национальные, обрядовые блюда
* Модуль 5. Домашний интерьер, хозяйственные постройки во дворе
Блок VІ. Национальные традиции и праздники
* Модуль 1. Народные праздники и весенние обряды
* Модуль 2. Народные праздники и обряды летнего цикла
* Модуль 3. Народные праздники и обряды осеннего цикла
* Модуль 4. Народные праздники зимнего цикла
Блок VІІ. Украинское национальное искусство
* Модуль 1. Картины украинских художников-классиков
* Модуль 2. Картины современных художников
Блок VІІ. Декоративно прикладное искусство и народные промыслы Украины
* Модуль 1. Украинская вышивка
* Модуль 2. Вытынанка
* Модуль 3. Резьба по дереву
* Модуль 4. Художественное оформление кожаных изделий
* Модуль 5. Художественная обработка металла (медь, бронза, латунь)
* Модуль 6. Гончарное искусство
* Модуль 7. Плетение
* Модуль 8. Роспись [1].
Национальный уголок в дошкольном учреждении настраивает детей на позитивный лад, вызывает у детей положительные чувства, желание узнать о незнакомых им вещах. Атмосфера народных традиций и обычаев, способствует воспитанию у детей чувства национального достоинства, вызывает интерес к национальной культуре, прививает детям любовь и уважение к украинским государственным и народным символам, оберегам и обычаям [1].
Человек, как дерево, не может жить без корней, поэтому изучение национального достояния, истории духовной национальной культуры является первоосновой для национального воспитания, менталитета и духовности в воспитании молодого поколения.
Таким образом, целью национального воспитания на современном этапе является передача детям социального опыта, наследование ими духовных достижений нашего народа.
- 1. Аносова Л. Національні куточки в дитсадку: орієнтовна тематика та оснащення // Дошкільне виховання. – 2008. – № 8. – С. 20-22
- 2. Богуш А.М. Українське народознавство в дошкільному закладі: [навч. посіб]– 2-ге вид., переробл. і допов./ А.М. Богуш, Н.В. Лисенко – К.: Вища шк.., 2002. – 407 с.
- 3. Кононко О. Сучасний дитсадок: який він? // Дошкільне виховання. – 2006. – № 7. – С. 3-6
- 4. Культурологія: українська та зарубіжна культура: [навч. посіб.]/ М.М.Занович, І.А.Зязюн, О.М.Семашко та ін./ за ред. М.М.Зановича. – К.: Знання, 2004. – 567 с.
- 5. Народна іграшка в життєдіяльності дошкільнят / [Н. Омельченко, Н. Курочка, Т. Дудова, О. Найден // Палітра педагога. – 2010 р. – № 4 – С. 3 – 10.
- 6. Пономарьова Н. Відлуння старовини. Дидактичні ігри за народознавчими мотивами // Дошкільне виховання. – 2007. – № 10. – С. 23-25
- 7. Поніманська Т. Гуманістичне виховання:етнопедагогічні витоки // Дошкільне виховання, 2011, № 8 С.9-13