Сагайдак С.П. Развитие осознания будущими психологами роли невербальных средств общения в профессиональной деятельности
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
(Створена сторінка: В современном обществе стремительно возрастает популярность профессии «психолог», что ...) |
|||
(2 проміжні версії 2 користувачів не показані) | |||
Рядок 1: | Рядок 1: | ||
− | В современном обществе стремительно возрастает популярность профессии «психолог», что обусловлено повышением социальной значимости этой профессии. В то же время, отмечается недостаточный опыт целевой подготовки психологов-практиков. В связи с этим, встает вопрос о необходимости разработки и внедрения новых инновационных психолого-педагогических технологий обучения специалистов качественно нового уровня профессионализма. | + | <p align=justify>'''[[Сагайдак С.П.]]''' - старший преподаватель кафедры психологии Института философского образования и науки [[НПУ|Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова]]</p align=justify> |
− | В контексте проблем профессиональной деятельности психолога обсуждаются вопросы, связанные с ее содержанием, особенностями профессионального становления специалиста, изучения мотивов выбора профессии, развития личностной сферы психолога. Особенное внимание уделяется проблеме формирования коммуникативной компетентности будущего психолога. | + | <p align=justify> В современном обществе стремительно возрастает популярность профессии «психолог», что обусловлено повышением социальной значимости этой профессии. В то же время, отмечается недостаточный опыт целевой подготовки психологов-практиков. В связи с этим, встает вопрос о необходимости разработки и внедрения новых инновационных психолого-педагогических технологий обучения специалистов качественно нового уровня профессионализма. </p align=justify> |
− | Проблемы процесса подготовки будущих практических психологов к профессиональной деятельности анализируются в работах А.Ф.Бондаренка, С.В.Васькивской, Л.В.Долинской, Н.Б.Завиниченко, Ю.А.Паскевской, Т.Н.Розовой, Т.И.Федотюк, Т.И.Ханецкой, Н.В.Чепелевой, Н.Ф.Шевченко, Т.С.Яценко и других исследователей. | + | <p align=justify> В контексте проблем профессиональной деятельности психолога обсуждаются вопросы, связанные с ее содержанием, особенностями профессионального становления специалиста, изучения мотивов выбора профессии, развития личностной сферы психолога. Особенное внимание уделяется проблеме формирования коммуникативной компетентности будущего психолога. </p align=justify> |
− | Анализ последних исследований, посвященных проблемам общения как составляющей эффективной профессиональной деятельности психолога показывает, что предметом исследования отечественных ученых являются: психологические особенности культуры речевого общения в деятельности практического психолога [3]; особенности развития коммуникативной компетентности будущего психолога в системе образования [1]; креативность как фактор развития профессионально-коммуникативных способностей будущих психологов [2]. | + | <p align=justify> Проблемы процесса подготовки будущих практических психологов к профессиональной деятельности анализируются в работах А.Ф.Бондаренка, С.В.Васькивской, Л.В.Долинской, Н.Б.Завиниченко, Ю.А.Паскевской, Т.Н.Розовой, Т.И.Федотюк, Т.И.Ханецкой, Н.В.Чепелевой, Н.Ф.Шевченко, Т.С.Яценко и других исследователей. </p align=justify> |
− | Освещаются вопросы профессиональной подготовки психолога [4], актуальность личностного роста в процессе этой подготовки, однако некоторые аспекты профессионального общения психологов еще остаются недостаточно раскрытыми, в частности, это касается проблемы особенностей использования невербальных средств общения в деятельности психолога. | + | <p align=justify> Анализ последних исследований, посвященных проблемам общения как составляющей эффективной профессиональной деятельности психолога показывает, что предметом исследования отечественных ученых являются: психологические особенности культуры речевого общения в деятельности практического психолога [3]; особенности развития коммуникативной компетентности будущего психолога в системе образования [1]; креативность как фактор развития профессионально-коммуникативных способностей будущих психологов [2]. </p align=justify> |
− | В научной литературе отмечается, что невербальные средства общения имеют весомое значение в терапевтическом взаимодействии и консультативном процессе. Общаясь с клиентом, психолог влияет на него всем комплексом средств, имеющихся в его профессиональном арсенале, в том числе и своими невербальными средствами, однако вне поля зрения ученых остаются на сегодня вопросы осознания будущими специалистами роли невербальных средств общения в деятельности психолога, а также их развития в процессе подготовки будущих специалистов. | + | <p align=justify> Освещаются вопросы профессиональной подготовки психолога [4], актуальность личностного роста в процессе этой подготовки, однако некоторые аспекты профессионального общения психологов еще остаются недостаточно раскрытыми, в частности, это касается проблемы особенностей использования невербальных средств общения в деятельности психолога.</p align=justify> |
− | Наше исследование направлено на развитие осознания студентами (будущими психологами) важности и роли невербальных средств общения в профессиональной деятельности. | + | <p align=justify> В научной литературе отмечается, что невербальные средства общения имеют весомое значение в терапевтическом взаимодействии и консультативном процессе. Общаясь с клиентом, психолог влияет на него всем комплексом средств, имеющихся в его профессиональном арсенале, в том числе и своими невербальными средствами, однако вне поля зрения ученых остаются на сегодня вопросы осознания будущими специалистами роли невербальных средств общения в деятельности психолога, а также их развития в процессе подготовки будущих специалистов. </p align=justify> |
− | Для реализации этой цели нами была разработана анкета, вопросы которой были направлены на изучение общего представления о невербальном общении и знаний о его средствах; на изучение мнения респондентов относительно осознания места и роли невербального общения в деятельности психолога, определения осознания студентами профессионально значимых невербальных средств общения; на особенности самоосознания, выявления потребности в знаниях о невербальных средствах общения и желания их получать в процессе профессиональной подготовки. | + | <p align=justify> Наше исследование направлено на развитие осознания студентами (будущими психологами) важности и роли невербальных средств общения в профессиональной деятельности. </p align=justify> |
− | В исследовании принимало участие 110 студентов вечерней формы обучения Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова, которые учатся по специальности " Психология" (из них: 21 - ІІ-го курса обучения, 23 - ІІІ-го курса обучения, 22 - ІV- го курса обучения, 20 - V- го курса обученя и 24 - VІ- го курса обучения). | + | <p align=justify> Для реализации этой цели нами была разработана анкета, вопросы которой были направлены на изучение общего представления о невербальном общении и знаний о его средствах; на изучение мнения респондентов относительно осознания места и роли невербального общения в деятельности психолога, определения осознания студентами профессионально значимых невербальных средств общения; на особенности самоосознания, выявления потребности в знаниях о невербальных средствах общения и желания их получать в процессе профессиональной подготовки. </p align=justify> |
− | Относительно понимания понятия невербального общения студентами отметим, что ответы респондентов достаточно полно раскрывают его сущность. Исследуемые в большинстве случаев отмечают, что невербальное общение - это общение без использования слов, которое осуществляется с помощью невербальных средств ("языка тела", мимики, жестов, поз, взгляда, высоты и тембра голоса, расположения в пространстве). В таблице 1 представлены процентные соотношения знаний о невербальном общении. | + | <p align=justify> В исследовании принимало участие 110 студентов вечерней формы обучения Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова, которые учатся по специальности " Психология" (из них: 21 - ІІ-го курса обучения, 23 - ІІІ-го курса обучения, 22 - ІV- го курса обучения, 20 - V- го курса обученя и 24 - VІ- го курса обучения).</p align=justify> |
− | Анализ названных невербальных средств общения показывает, что на втором курсе обучения не все студенты имеют четкие знания о невербальных средствах общения, и относят к ним язык глухонемых людей и SMS сообщения. Начиная с третьего курса обучения, знания студентов несколько углубляются и расширяются, что обусловлено, по нашему мнению изучениям психологических дисциплин («Психология общения», «Психоконсультирование и психокорекция»), в которых рассматриваются невербальные средства общения. Однако следует отметить, что существенных изменений при переходе на старшие курсы, начиная с третьего курса, не происходит. | + | <p align=justify> Относительно понимания понятия невербального общения студентами отметим, что ответы респондентов достаточно полно раскрывают его сущность. Исследуемые в большинстве случаев отмечают, что невербальное общение - это общение без использования слов, которое осуществляется с помощью невербальных средств ("языка тела", мимики, жестов, поз, взгляда, высоты и тембра голоса, расположения в пространстве). В таблице 1 представлены процентные соотношения знаний о невербальном общении.</p align=justify> |
− | По мнению студентов, невербальные средства общения в деятельности психолога нужны для получения информации о клиенте и понимании его эмоционального состояния, выполняют диагностическую функцию, позволяют создать позитивную атмосферу, найти общий язык с клиентом, лучше понять эмоции клиента, увидеть откровенность или замкнутость, выявить скрытые мотивы, а также помогают установить лучший контакт, и отследить целесообразность выбранного направления консультативного процесса. | + | <p align=justify> Анализ названных невербальных средств общения показывает, что на втором курсе обучения не все студенты имеют четкие знания о невербальных средствах общения, и относят к ним язык глухонемых людей и SMS сообщения. Начиная с третьего курса обучения, знания студентов несколько углубляются и расширяются, что обусловлено, по нашему мнению изучениям психологических дисциплин («Психология общения», «Психоконсультирование и психокорекция»), в которых рассматриваются невербальные средства общения. Однако следует отметить, что существенных изменений при переходе на старшие курсы, начиная с третьего курса, не происходит.</p align=justify> |
− | Анализ ответов относительно вопроса понимания роли невербальных средств общения психолога показывает, что студенты подчеркивают значимость невербальных реакций клиента, а не собственных. Лишь 4% из всей выборки обращают внимание на то, что психологу важно понимать собственные невербальные проявления. Об этом свидетельствуют следующие ответы:, «Чтобы не вызывать недоверие к себе»; «Для лучшего понимания себя»; «Помогают правильно вести себя во время консультирования»; «Чтобы уметь себя контролировать». Таким образом, несмотря на то, что ответы студентов старших курсов более содержательны, существенной переоценки осознания роли невербальных средств общения в деятельности психолога в связи с профессиональной подготовкой еще не происходит. | + | <p align=justify> По мнению студентов, невербальные средства общения в деятельности психолога нужны для получения информации о клиенте и понимании его эмоционального состояния, выполняют диагностическую функцию, позволяют создать позитивную атмосферу, найти общий язык с клиентом, лучше понять эмоции клиента, увидеть откровенность или замкнутость, выявить скрытые мотивы, а также помогают установить лучший контакт, и отследить целесообразность выбранного направления консультативного процесса. </p align=justify> |
− | Анализ ответов относительно осознания студентами профессионально-значимых невербальных средств общения психолога приведены в таблице 2. | + | <p align=justify> Анализ ответов относительно вопроса понимания роли невербальных средств общения психолога показывает, что студенты подчеркивают значимость невербальных реакций клиента, а не собственных. Лишь 4% из всей выборки обращают внимание на то, что психологу важно понимать собственные невербальные проявления. Об этом свидетельствуют следующие ответы:, «Чтобы не вызывать недоверие к себе»; «Для лучшего понимания себя»; «Помогают правильно вести себя во время консультирования»; «Чтобы уметь себя контролировать». Таким образом, несмотря на то, что ответы студентов старших курсов более содержательны, существенной переоценки осознания роли невербальных средств общения в деятельности психолога в связи с профессиональной подготовкой еще не происходит.</p align=justify> |
− | Как видим, большинство студентов всех курсов среди профессионально значимых невербальных средств общения выделяют именно жесты, мимику, позы, которые являются общеизвестными. Также, 21% респондентов признают важность взгляда в профессиональной деятельности психолога. | + | <p align=justify> Анализ ответов относительно осознания студентами профессионально-значимых невербальных средств общения психолога приведены в таблице 2. </p align=justify> |
− | Однако, следует заметить, что наблюдается тенденция недооценки таких профессионально значимых невербальных средств общения как: дистанция, расположение в пространстве, тембр и тон голоса, пантомимика. А также, вовсе не обращается внимание на такие важные средства, как визуальный контакт, выражение лица, кивки головой, синхронность действий, интонация и громкость голоса, смех, паузы, покашливания, прикосновения, организация пространства, которые значимы в деятельности психолога. | + | <p align=justify> Как видим, большинство студентов всех курсов среди профессионально значимых невербальных средств общения выделяют именно жесты, мимику, позы, которые являются общеизвестными. Также, 21% респондентов признают важность взгляда в профессиональной деятельности психолога. </p align=justify> |
− | Анализ ответов респондентов показывает, что диапазон невербальных средств общения необходимых в деятельности психолога, выделенных студентами, значительно не расширяется во время профессиональной подготовки. 42% респондентов отмечают, что значимыми являются все средства невербального общения, не называя, какие именно. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что студенты еще не имеют конкретных знаний о тех невербальных проявлениях, которые возможны в процессе взаимодействия между психологом и клиентом. Значительной динамики в осознании профессионально-значимых невербальных средств общения со второго по шестой курс не происходит, а это значит, очевидно, что этому аспекту профессиональной подготовки не уделяется надлежащего внимания. | + | <p align=justify> Однако, следует заметить, что наблюдается тенденция недооценки таких профессионально значимых невербальных средств общения как: дистанция, расположение в пространстве, тембр и тон голоса, пантомимика. А также, вовсе не обращается внимание на такие важные средства, как визуальный контакт, выражение лица, кивки головой, синхронность действий, интонация и громкость голоса, смех, паузы, покашливания, прикосновения, организация пространства, которые значимы в деятельности психолога. </p align=justify> |
− | 98% респондентов имеют потребность в знаниях о профессионально значимых невербальных средствах общения в деятельности психолога и желание их получать во время профессиональной подготовки. Типичными ответами респондентов были: «Охотно получила бы новые знания о невербальных средствах общения, а особенно о том как их практически использовать», «Это очень полезно и интересно», «Это поможет в будущей работе», «Поможет адекватно и правильно выражать эмоции», «Нужно совершенствовать свои навыки» и тому подобное. | + | <p align=justify> Анализ ответов респондентов показывает, что диапазон невербальных средств общения необходимых в деятельности психолога, выделенных студентами, значительно не расширяется во время профессиональной подготовки. 42% респондентов отмечают, что значимыми являются все средства невербального общения, не называя, какие именно. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что студенты еще не имеют конкретных знаний о тех невербальных проявлениях, которые возможны в процессе взаимодействия между психологом и клиентом. Значительной динамики в осознании профессионально-значимых невербальных средств общения со второго по шестой курс не происходит, а это значит, очевидно, что этому аспекту профессиональной подготовки не уделяется надлежащего внимания.</p align=justify> |
− | Таким образом, результаты исследования осознания роли и знания студентами конкретных невербальных средств общения, необходимых в работе психолога, показывают признание студентами важности этой стороны общения и недостаточно четкие представления как относительно профессионально значимых невербальных средств общения, так и уровня сформированности их у себя. Зафиксирована также незначительная динамика осознания и расширения диапазона знаний относительно невербальных средств общения в процессе профессиональной подготовки. | + | <p align=justify> 98% респондентов имеют потребность в знаниях о профессионально значимых невербальных средствах общения в деятельности психолога и желание их получать во время профессиональной подготовки. Типичными ответами респондентов были: «Охотно получила бы новые знания о невербальных средствах общения, а особенно о том как их практически использовать», «Это очень полезно и интересно», «Это поможет в будущей работе», «Поможет адекватно и правильно выражать эмоции», «Нужно совершенствовать свои навыки» и тому подобное. </p align=justify> |
− | Следует отметить, что исследователи отмечают важность развития коммуникативных умений и навыков психолога, но большинство программ, направленных на их развитие, разработано на основе использования вербальных техник. Полученные же данные нашего исследования указывают на необходимость усовершенствования подготовки будущих психологов, а именно развития профессионально-значимых невербальных средств общения и выявления психологических факторов, влияющих на их развитие в учебно-воспитательном процессе. | + | <p align=justify> Таким образом, результаты исследования осознания роли и знания студентами конкретных невербальных средств общения, необходимых в работе психолога, показывают признание студентами важности этой стороны общения и недостаточно четкие представления как относительно профессионально значимых невербальных средств общения, так и уровня сформированности их у себя. Зафиксирована также незначительная динамика осознания и расширения диапазона знаний относительно невербальных средств общения в процессе профессиональной подготовки. </p align=justify> |
+ | <p align=justify> Следует отметить, что исследователи отмечают важность развития коммуникативных умений и навыков психолога, но большинство программ, направленных на их развитие, разработано на основе использования вербальных техник. Полученные же данные нашего исследования указывают на необходимость усовершенствования подготовки будущих психологов, а именно развития профессионально-значимых невербальных средств общения и выявления психологических факторов, влияющих на их развитие в учебно-воспитательном процессе. </p align=justify> | ||
+ | |||
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | <center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | ||
+ | |||
* 1. Завіниченко Н.Б. Особливості розвитку комунікативної компетенції майбутнього практичного психолога системи освіти: дис. на здобуття наук. ступеня канд. псих. наук: спец. 19.00.07 „Педагогічна та вікова психологія” / Н.Б.Завіниченко. – К., 2003. – 175 с. | * 1. Завіниченко Н.Б. Особливості розвитку комунікативної компетенції майбутнього практичного психолога системи освіти: дис. на здобуття наук. ступеня канд. псих. наук: спец. 19.00.07 „Педагогічна та вікова психологія” / Н.Б.Завіниченко. – К., 2003. – 175 с. | ||
+ | |||
* 2. Розова Т.М. Особливості креативних психотехнологій розвитку професійно-комунікативних здібностей майбутніх психологів // Науково-практичний журнал Південного наукового Центру АПН України (Наука і освіта). – № 4 – 5. – Одеса, 2007. – С. 143 – 147. | * 2. Розова Т.М. Особливості креативних психотехнологій розвитку професійно-комунікативних здібностей майбутніх психологів // Науково-практичний журнал Південного наукового Центру АПН України (Наука і освіта). – № 4 – 5. – Одеса, 2007. – С. 143 – 147. | ||
+ | |||
* 3. Ханецька Т.І. Психологічні особливості культури мовленнєвого спілкування в діяльності практичного психолога / Т.І. Ханецька // Науковий часопис / Нац. пед. ун-т ім. М.П.Драгоманова. Серія 12. Психологічні науки: зб. наук. пр. – К.: НПУ ім. М.П.Драгоманова, 2005. – Вип. 4(28). – С. 131-136. | * 3. Ханецька Т.І. Психологічні особливості культури мовленнєвого спілкування в діяльності практичного психолога / Т.І. Ханецька // Науковий часопис / Нац. пед. ун-т ім. М.П.Драгоманова. Серія 12. Психологічні науки: зб. наук. пр. – К.: НПУ ім. М.П.Драгоманова, 2005. – Вип. 4(28). – С. 131-136. | ||
+ | |||
* 4. Шевченко Н.Ф. Практикум із основ мовленнєвої компетентності психолога / Н.Ф.Шевченко, Ю.А.Паскевська // Практична психологія та соціальна робота. - 2006. - №11(92). - С.40-71. | * 4. Шевченко Н.Ф. Практикум із основ мовленнєвої компетентності психолога / Н.Ф.Шевченко, Ю.А.Паскевська // Практична психологія та соціальна робота. - 2006. - №11(92). - С.40-71. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Категорія:Статті російською мовою]] | ||
[[Категорія:Наукові праці]] | [[Категорія:Наукові праці]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | [[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]] | [[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]] | [[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]] | ||
− | [[Категорія:Статті з | + | |
+ | [[Категорія:Статті з психології]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Для аспірантів]] | [[Категорія:Для аспірантів]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Для магістрантів]] | [[Категорія:Для магістрантів]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Для науковців]] | [[Категорія:Для науковців]] | ||
+ | |||
[[Категорія:Для студентів]] | [[Категорія:Для студентів]] |
Поточна версія на 06:59, 29 серпня 2013
Сагайдак С.П. - старший преподаватель кафедры психологии Института философского образования и науки Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова
В современном обществе стремительно возрастает популярность профессии «психолог», что обусловлено повышением социальной значимости этой профессии. В то же время, отмечается недостаточный опыт целевой подготовки психологов-практиков. В связи с этим, встает вопрос о необходимости разработки и внедрения новых инновационных психолого-педагогических технологий обучения специалистов качественно нового уровня профессионализма.
В контексте проблем профессиональной деятельности психолога обсуждаются вопросы, связанные с ее содержанием, особенностями профессионального становления специалиста, изучения мотивов выбора профессии, развития личностной сферы психолога. Особенное внимание уделяется проблеме формирования коммуникативной компетентности будущего психолога.
Проблемы процесса подготовки будущих практических психологов к профессиональной деятельности анализируются в работах А.Ф.Бондаренка, С.В.Васькивской, Л.В.Долинской, Н.Б.Завиниченко, Ю.А.Паскевской, Т.Н.Розовой, Т.И.Федотюк, Т.И.Ханецкой, Н.В.Чепелевой, Н.Ф.Шевченко, Т.С.Яценко и других исследователей.
Анализ последних исследований, посвященных проблемам общения как составляющей эффективной профессиональной деятельности психолога показывает, что предметом исследования отечественных ученых являются: психологические особенности культуры речевого общения в деятельности практического психолога [3]; особенности развития коммуникативной компетентности будущего психолога в системе образования [1]; креативность как фактор развития профессионально-коммуникативных способностей будущих психологов [2].
Освещаются вопросы профессиональной подготовки психолога [4], актуальность личностного роста в процессе этой подготовки, однако некоторые аспекты профессионального общения психологов еще остаются недостаточно раскрытыми, в частности, это касается проблемы особенностей использования невербальных средств общения в деятельности психолога.
В научной литературе отмечается, что невербальные средства общения имеют весомое значение в терапевтическом взаимодействии и консультативном процессе. Общаясь с клиентом, психолог влияет на него всем комплексом средств, имеющихся в его профессиональном арсенале, в том числе и своими невербальными средствами, однако вне поля зрения ученых остаются на сегодня вопросы осознания будущими специалистами роли невербальных средств общения в деятельности психолога, а также их развития в процессе подготовки будущих специалистов.
Наше исследование направлено на развитие осознания студентами (будущими психологами) важности и роли невербальных средств общения в профессиональной деятельности.
Для реализации этой цели нами была разработана анкета, вопросы которой были направлены на изучение общего представления о невербальном общении и знаний о его средствах; на изучение мнения респондентов относительно осознания места и роли невербального общения в деятельности психолога, определения осознания студентами профессионально значимых невербальных средств общения; на особенности самоосознания, выявления потребности в знаниях о невербальных средствах общения и желания их получать в процессе профессиональной подготовки.
В исследовании принимало участие 110 студентов вечерней формы обучения Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова, которые учатся по специальности " Психология" (из них: 21 - ІІ-го курса обучения, 23 - ІІІ-го курса обучения, 22 - ІV- го курса обучения, 20 - V- го курса обученя и 24 - VІ- го курса обучения).
Относительно понимания понятия невербального общения студентами отметим, что ответы респондентов достаточно полно раскрывают его сущность. Исследуемые в большинстве случаев отмечают, что невербальное общение - это общение без использования слов, которое осуществляется с помощью невербальных средств ("языка тела", мимики, жестов, поз, взгляда, высоты и тембра голоса, расположения в пространстве). В таблице 1 представлены процентные соотношения знаний о невербальном общении.
Анализ названных невербальных средств общения показывает, что на втором курсе обучения не все студенты имеют четкие знания о невербальных средствах общения, и относят к ним язык глухонемых людей и SMS сообщения. Начиная с третьего курса обучения, знания студентов несколько углубляются и расширяются, что обусловлено, по нашему мнению изучениям психологических дисциплин («Психология общения», «Психоконсультирование и психокорекция»), в которых рассматриваются невербальные средства общения. Однако следует отметить, что существенных изменений при переходе на старшие курсы, начиная с третьего курса, не происходит.
По мнению студентов, невербальные средства общения в деятельности психолога нужны для получения информации о клиенте и понимании его эмоционального состояния, выполняют диагностическую функцию, позволяют создать позитивную атмосферу, найти общий язык с клиентом, лучше понять эмоции клиента, увидеть откровенность или замкнутость, выявить скрытые мотивы, а также помогают установить лучший контакт, и отследить целесообразность выбранного направления консультативного процесса.
Анализ ответов относительно вопроса понимания роли невербальных средств общения психолога показывает, что студенты подчеркивают значимость невербальных реакций клиента, а не собственных. Лишь 4% из всей выборки обращают внимание на то, что психологу важно понимать собственные невербальные проявления. Об этом свидетельствуют следующие ответы:, «Чтобы не вызывать недоверие к себе»; «Для лучшего понимания себя»; «Помогают правильно вести себя во время консультирования»; «Чтобы уметь себя контролировать». Таким образом, несмотря на то, что ответы студентов старших курсов более содержательны, существенной переоценки осознания роли невербальных средств общения в деятельности психолога в связи с профессиональной подготовкой еще не происходит.
Анализ ответов относительно осознания студентами профессионально-значимых невербальных средств общения психолога приведены в таблице 2.
Как видим, большинство студентов всех курсов среди профессионально значимых невербальных средств общения выделяют именно жесты, мимику, позы, которые являются общеизвестными. Также, 21% респондентов признают важность взгляда в профессиональной деятельности психолога.
Однако, следует заметить, что наблюдается тенденция недооценки таких профессионально значимых невербальных средств общения как: дистанция, расположение в пространстве, тембр и тон голоса, пантомимика. А также, вовсе не обращается внимание на такие важные средства, как визуальный контакт, выражение лица, кивки головой, синхронность действий, интонация и громкость голоса, смех, паузы, покашливания, прикосновения, организация пространства, которые значимы в деятельности психолога.
Анализ ответов респондентов показывает, что диапазон невербальных средств общения необходимых в деятельности психолога, выделенных студентами, значительно не расширяется во время профессиональной подготовки. 42% респондентов отмечают, что значимыми являются все средства невербального общения, не называя, какие именно. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что студенты еще не имеют конкретных знаний о тех невербальных проявлениях, которые возможны в процессе взаимодействия между психологом и клиентом. Значительной динамики в осознании профессионально-значимых невербальных средств общения со второго по шестой курс не происходит, а это значит, очевидно, что этому аспекту профессиональной подготовки не уделяется надлежащего внимания.
98% респондентов имеют потребность в знаниях о профессионально значимых невербальных средствах общения в деятельности психолога и желание их получать во время профессиональной подготовки. Типичными ответами респондентов были: «Охотно получила бы новые знания о невербальных средствах общения, а особенно о том как их практически использовать», «Это очень полезно и интересно», «Это поможет в будущей работе», «Поможет адекватно и правильно выражать эмоции», «Нужно совершенствовать свои навыки» и тому подобное.
Таким образом, результаты исследования осознания роли и знания студентами конкретных невербальных средств общения, необходимых в работе психолога, показывают признание студентами важности этой стороны общения и недостаточно четкие представления как относительно профессионально значимых невербальных средств общения, так и уровня сформированности их у себя. Зафиксирована также незначительная динамика осознания и расширения диапазона знаний относительно невербальных средств общения в процессе профессиональной подготовки.
Следует отметить, что исследователи отмечают важность развития коммуникативных умений и навыков психолога, но большинство программ, направленных на их развитие, разработано на основе использования вербальных техник. Полученные же данные нашего исследования указывают на необходимость усовершенствования подготовки будущих психологов, а именно развития профессионально-значимых невербальных средств общения и выявления психологических факторов, влияющих на их развитие в учебно-воспитательном процессе.
- 1. Завіниченко Н.Б. Особливості розвитку комунікативної компетенції майбутнього практичного психолога системи освіти: дис. на здобуття наук. ступеня канд. псих. наук: спец. 19.00.07 „Педагогічна та вікова психологія” / Н.Б.Завіниченко. – К., 2003. – 175 с.
- 2. Розова Т.М. Особливості креативних психотехнологій розвитку професійно-комунікативних здібностей майбутніх психологів // Науково-практичний журнал Південного наукового Центру АПН України (Наука і освіта). – № 4 – 5. – Одеса, 2007. – С. 143 – 147.
- 3. Ханецька Т.І. Психологічні особливості культури мовленнєвого спілкування в діяльності практичного психолога / Т.І. Ханецька // Науковий часопис / Нац. пед. ун-т ім. М.П.Драгоманова. Серія 12. Психологічні науки: зб. наук. пр. – К.: НПУ ім. М.П.Драгоманова, 2005. – Вип. 4(28). – С. 131-136.
- 4. Шевченко Н.Ф. Практикум із основ мовленнєвої компетентності психолога / Н.Ф.Шевченко, Ю.А.Паскевська // Практична психологія та соціальна робота. - 2006. - №11(92). - С.40-71.