Кондратюк С.В. Ценностно-нормативные основы профессиональной деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
(2 проміжні версії одного користувача не показані) | |||
Рядок 1: | Рядок 1: | ||
− | Направленность дошкольного образования на конечный педагогический результат — развитие ребенка и обеспечение его успешности на последующих ступенях обучения,— предъявляет высокие требования к профессиональной деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования. Воспитатель, являющийся ключевой фигурой в дошкольном образовании, не только обеспечивает выполнение учебной программы, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, его обновлении и качественной реализации. В связи с этим актуальным является формирование квалифицированной, творчески мыслящей, конкурентноспособной личности педагога, обладающей необходимым уровнем профессиональной компетентности и формирующих ее компетенций, которые определяют готовность к осуществлению профессиональной деятельности. | + | <p align=justify>'''[[Кондратюк С.В.]]''' - старший преподаватель кафедры дошкольного образования учреждения образования «Барановичский государственный университет», магистр педагогических наук</p align=justify> |
− | Предъявление возросших требований к личности и деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования обусловливают проблему нашего исследования: определение ценностно-нормативных основ профессиональной деятельности педагога системы дошкольного образования. | + | |
− | Актуальность данной проблемы определяется возрастающими потребностями теоретического и практического осмысления современных ценностных основ профессиональной педагогической деятельности как составляющих профессиональной компетентности. Исследователи акцентирует внимание на выявление путей, условий, методов формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности в процессе развития и совершенствования профессиональной компетентности. | + | <p align=justify> Направленность дошкольного образования на конечный педагогический результат — развитие ребенка и обеспечение его успешности на последующих ступенях обучения,— предъявляет высокие требования к профессиональной деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования. Воспитатель, являющийся ключевой фигурой в дошкольном образовании, не только обеспечивает выполнение учебной программы, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, его обновлении и качественной реализации. В связи с этим актуальным является формирование квалифицированной, творчески мыслящей, конкурентноспособной личности педагога, обладающей необходимым уровнем профессиональной компетентности и формирующих ее компетенций, которые определяют готовность к осуществлению профессиональной деятельности. |
− | Отметим что, любой вид профессиональной деятельности предполагает реализацию определенных ценностей. Поэтому необходимо знать, насколько глубоко специалисты понимают ценностный смысл профессии, каково их отношение к выполняемой работе, а не только тем, как они представляют основные ценности профессии. Усвоение и присвоение ценностного смысла и содержания профессии помогает понять место и роль профессии в обществе, смысл жизнедеятельности людей. | + | Предъявление возросших требований к личности и деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования обусловливают проблему нашего исследования: определение ценностно-нормативных основ профессиональной деятельности педагога системы дошкольного образования. </p align=justify> |
− | В социологии под ценностью традиционно понимается «любой материальный или идеальный предмет, идея, институт, реальный или вымышленный предмет, по отношению к которому индивиды или общественность принимают установку уважения, приписывают ему важную роль в жизни, а стремление к его достижению воспринимают как обязанность» [4, с. 97]. При этом ценность есть некий инструмент, эталон в соответствии с которым происходит оценивание и определение социальных действий, событий, ситуаций. С этой точки зрения ценность является структурным элементом деятельности и представляет собой систему алгоритмов поведения и моделирования деятельности. | + | <p align=justify> Актуальность данной проблемы определяется возрастающими потребностями теоретического и практического осмысления современных ценностных основ профессиональной педагогической деятельности как составляющих профессиональной компетентности. Исследователи акцентирует внимание на выявление путей, условий, методов формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности в процессе развития и совершенствования профессиональной компетентности. </p align=justify> |
− | В современной литературе, присутствуют два смысла в понимании ценностей — нормативный, где ценности выступают как система социально-нравственных норм, которыми должен руководствоваться индивид в повседневной жизни (общественные ценности) и субъективный, где ценности определяются как образования, удовлетворяющие актуальные индивидуальные потребности человека (индивидуальные ценности). | + | <p align=justify> Отметим что, любой вид профессиональной деятельности предполагает реализацию определенных ценностей. Поэтому необходимо знать, насколько глубоко специалисты понимают ценностный смысл профессии, каково их отношение к выполняемой работе, а не только тем, как они представляют основные ценности профессии. Усвоение и присвоение ценностного смысла и содержания профессии помогает понять место и роль профессии в обществе, смысл жизнедеятельности людей. </p align=justify> |
− | Рассмотрение ценностей как норм находит отражение во взглядах многих ученых. Так. В. Виндельбанд рассматривает ценности как нормы, которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценности [1]. Другой исследователь, Т. Парсонс, ценность сопоставляет с нормой и при этом связывает понятие «ценность» с ролью, а понятие «норма» — с коллективом. Он пишет: «Ценность — нормативный стандарт, который определяет желаемое поведение системы относительно ее окружения без дифференциации функций единиц или их частных ситуаций. Норма, в свою очередь, является стандартом, определяющим желаемое поведение для единиц в специфических для них контекстах» [5, с. 16]. | + | <p align=justify> В социологии под ценностью традиционно понимается «любой материальный или идеальный предмет, идея, институт, реальный или вымышленный предмет, по отношению к которому индивиды или общественность принимают установку уважения, приписывают ему важную роль в жизни, а стремление к его достижению воспринимают как обязанность» [4, с. 97]. При этом ценность есть некий инструмент, эталон в соответствии с которым происходит оценивание и определение социальных действий, событий, ситуаций. С этой точки зрения ценность является структурным элементом деятельности и представляет собой систему алгоритмов поведения и моделирования деятельности. </p align=justify> |
− | В то же время Л.И. Иваненко, определяет функциональные различия между ценностями и нормами. Согласно его точки зрения, ценности в большей степени соотносятся с целеполагающими сторонами человеческой деятельности, нормы — со средствами и способами её осуществления. Система ценностей строится по принципу иерархии: человек может варьировать порядок реализации ценностей, жертвовать одними ценностями ради других, более значимых для него. Система норм основывается на внутренней монолитности: человек следует ей всецело и полностью, принимая все её элементы, в результате чего нормативная система более жестко детерминирует деятельность, чем ценностная; в формировании личностно-мотивационной структуры деятельности ценности как целевые ориентиры определяют верхнюю границу уровня социальных притязаний личности, в то время как нормы — его средний «оптимум» [2, с. 50]. | + | <p align=justify> В современной литературе, присутствуют два смысла в понимании ценностей — нормативный, где ценности выступают как система социально-нравственных норм, которыми должен руководствоваться индивид в повседневной жизни (общественные ценности) и субъективный, где ценности определяются как образования, удовлетворяющие актуальные индивидуальные потребности человека (индивидуальные ценности).</p align=justify> |
− | + | <p align=justify> Рассмотрение ценностей как норм находит отражение во взглядах многих ученых. Так. В. Виндельбанд рассматривает ценности как нормы, которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценности [1]. Другой исследователь, Т. Парсонс, ценность сопоставляет с нормой и при этом связывает понятие «ценность» с ролью, а понятие «норма» — с коллективом. Он пишет: «Ценность — нормативный стандарт, который определяет желаемое поведение системы относительно ее окружения без дифференциации функций единиц или их частных ситуаций. Норма, в свою очередь, является стандартом, определяющим желаемое поведение для единиц в специфических для них контекстах» [5, с. 16].</p align=justify> | |
− | В качестве ценностных основ профессиональной деятельности педагога выступает система общественных ценностей. В то же время в качестве общественных ценностей могут рассматриваться и личностные общезначимые ценности членов профессиональной группы. Личностные ценности выступают как ценностные основы профессиональной деятельности, поскольку отражают значимость способа организации деятельности как результативной и эффективной: значимость цели, способов осуществления, отношений и пр. | + | <p align=justify> В то же время Л.И. Иваненко, определяет функциональные различия между ценностями и нормами. Согласно его точки зрения, ценности в большей степени соотносятся с целеполагающими сторонами человеческой деятельности, нормы — со средствами и способами её осуществления. Система ценностей строится по принципу иерархии: человек может варьировать порядок реализации ценностей, жертвовать одними ценностями ради других, более значимых для него. Система норм основывается на внутренней монолитности: человек следует ей всецело и полностью, принимая все её элементы, в результате чего нормативная система более жестко детерминирует деятельность, чем ценностная; в формировании личностно-мотивационной структуры деятельности ценности как целевые ориентиры определяют верхнюю границу уровня социальных притязаний личности, в то время как нормы — его средний «оптимум» [2, с. 50]. </p align=justify> |
− | В системе ценностей педагога особое место отводится педагогическим ценностям, которые понимаются как значимость, цель деятельности и отношение. По мнению В.А. Сластенина, педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой совершается их субъективация. Отметим, что уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога [6, с. 3]. | + | <p align=justify> Мы же придерживаемся точки зрения, что ценности и нормы составляют единую ценностно-нормативную систему, которая регулирует поведение людей и социальных групп в обществе. Ценностно-нормативная система является ориентиром при выборе способа действий, проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы их достижения. Ценности и нормы являются частью сознания как отдельного человека, так и общественного сознания, профессиональной группы. Следовательно, нормы как требования, правила деятельности и поведения — объективны, ценности — субъективны. Опираясь на данное предположение, можно выделить ценностно-нормативную специфику профессиональной деятельности. Которая проявляется также на двух уровнях: объективном (требования, нормы и ограничения, вы¬двигаемые со стороны профессии к специалисту, к его профессионально значи¬мым качествам личности) и на субъективном (задатки и способности, индивидуально-психологические особенности и свойства, мотивация, самооценка данного челове¬ка). Поэтому в процессе формирования профессионализма необходимо достижение соответствия объективных и субъективных факторов. </p align=justify> |
− | Рассматривая дошкольное образование как социальный институт, можно предположить, что ценностно-нормативные основы профессиональной деятельности воспитателя как субъекта на объективном уровне может определять квалификационная характеристика. Она является нормативным документом, который определяет структуру и содержание деятельности педагогического работника, его место в образовательном процессе, характер отношений педагога с детьми и их родителями. | + | <p align=justify> В качестве ценностных основ профессиональной деятельности педагога выступает система общественных ценностей. В то же время в качестве общественных ценностей могут рассматриваться и личностные общезначимые ценности членов профессиональной группы. Личностные ценности выступают как ценностные основы профессиональной деятельности, поскольку отражают значимость способа организации деятельности как результативной и эффективной: значимость цели, способов осуществления, отношений и пр.</p align=justify> |
− | В качестве нормативных основ профессиональной деятельности на объективном уровне выступают и её значимые характеристики (цель, способы осуществления, результат), которые детерминируются в первую очередь характером тех общественных отношений, в которые она встроена [9]. Нормативные основы педагогической деятельности проявляется в заданности цели, содержания образования, способов организации образовательного процесса, как ценностных основ данной деятельности на объективном уровне. На субъективном уровне нормативность профессиональной деятельности определяется отношением педагога деятельности, к личности ребенка, его развитию и самому себе, как педагогу. | + | <p align=justify> В системе ценностей педагога особое место отводится педагогическим ценностям, которые понимаются как значимость, цель деятельности и отношение. По мнению В.А. Сластенина, педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой совершается их субъективация. Отметим, что уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога [6, с. 3]. </p align=justify> |
− | Поэтому выделение ценностных основ деятельности в качестве нормативных требований деятельности и включение их в состав профессиональных компетенций образуют ценностно-нормативную модель профессиональной деятельности. | + | <p align=justify> Рассматривая дошкольное образование как социальный институт, можно предположить, что ценностно-нормативные основы профессиональной деятельности воспитателя как субъекта на объективном уровне может определять квалификационная характеристика. Она является нормативным документом, который определяет структуру и содержание деятельности педагогического работника, его место в образовательном процессе, характер отношений педагога с детьми и их родителями. </p align=justify> |
− | Следовательно, ценностно-нормативная модель профессиональной деятельности — аксиологический образ педагогической деятельности, воплощающий наиболее предпочтительные представления о нормах деятельности как ценностях. Основой образа вступает взаимосвязь объективного и субъективного уровней принятия ценностей и способность их детерминировать в осуществлении профессиональной деятельности. | + | <p align=justify> В качестве нормативных основ профессиональной деятельности на объективном уровне выступают и её значимые характеристики (цель, способы осуществления, результат), которые детерминируются в первую очередь характером тех общественных отношений, в которые она встроена [9]. Нормативные основы педагогической деятельности проявляется в заданности цели, содержания образования, способов организации образовательного процесса, как ценностных основ данной деятельности на объективном уровне. На субъективном уровне нормативность профессиональной деятельности определяется отношением педагога деятельности, к личности ребенка, его развитию и самому себе, как педагогу. </p align=justify> |
− | Поскольку вопрос о ценностно-нормативных основах профессиональной деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования не решен в науке однозначно, нам представляется возможность выделить группы ценностей, которые могут выступать в качестве нормативного компонента педагогической деятельности. | + | <p align=justify> Поэтому выделение ценностных основ деятельности в качестве нормативных требований деятельности и включение их в состав профессиональных компетенций образуют ценностно-нормативную модель профессиональной деятельности.</p align=justify> |
− | Обобщая различные подходы к типологии педагогических ценностей, в качестве ценностных основ профессиональной деятельности мы определили две группы: терминальные (самодостаточные) ценности и инструментальные ценности. Терминальные ценности определяют целевой характер деятельности на разных уровнях: общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные и рассматриваются как ценности-цели. Ценности инструментального типа — это ценности-средства, которые служат для достижения ценностей-целей, реализуемых субъектом в формах своей жизни и деятельности [8]. К ним относятся: ценности-знания, ценности-отношения, ценности-качества. | + | <p align=justify> Следовательно, ценностно-нормативная модель профессиональной деятельности — аксиологический образ педагогической деятельности, воплощающий наиболее предпочтительные представления о нормах деятельности как ценностях. Основой образа вступает взаимосвязь объективного и субъективного уровней принятия ценностей и способность их детерминировать в осуществлении профессиональной деятельности.</p align=justify> |
− | Направленность педагогической деятельности определяется целью, которая отвечает тенденции развития потребностей общества в образовании детей. Следовательно, направленность цели дошкольного образования, как обеспечение разностороннего развития личности и социализации ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей и интересов на объективном уровне выступает в качестве терминальной ценности-нормы деятельности воспитателя. Субъективное принятие цели дошкольного образования в качестве ценности-смысла определяет личностную позицию воспитателя как направленность своей педагогической деятельности. | + | <p align=justify> Поскольку вопрос о ценностно-нормативных основах профессиональной деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования не решен в науке однозначно, нам представляется возможность выделить группы ценностей, которые могут выступать в качестве нормативного компонента педагогической деятельности. </p align=justify> |
− | Ценности-знания являются средством на основании которого, строятся поведение и деятельность воспитателя и осуществляется их оценка. Ценности-знания обеспечивают продуктивную деятельность воспитателя. | + | <p align=justify> Обобщая различные подходы к типологии педагогических ценностей, в качестве ценностных основ профессиональной деятельности мы определили две группы: терминальные (самодостаточные) ценности и инструментальные ценности. Терминальные ценности определяют целевой характер деятельности на разных уровнях: общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные и рассматриваются как ценности-цели. Ценности инструментального типа — это ценности-средства, которые служат для достижения ценностей-целей, реализуемых субъектом в формах своей жизни и деятельности [8]. К ним относятся: ценности-знания, ценности-отношения, ценности-качества.</p align=justify> |
− | Ценности-качества раскрывают личностный потенциал специалиста, его сущностные и профессиональные важные качества. Под профессионально-значимыми качествами личности понимается закрепившееся отношение к своей профессии, труду, людям, природе, вещам; определенная система мотивов, форм и способов профессионально-ролевого поведения, в котором эти отношения реализуются [3, с. 81]. | + | <p align=justify> Направленность педагогической деятельности определяется целью, которая отвечает тенденции развития потребностей общества в образовании детей. Следовательно, направленность цели дошкольного образования, как обеспечение разностороннего развития личности и социализации ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей и интересов на объективном уровне выступает в качестве терминальной ценности-нормы деятельности воспитателя. Субъективное принятие цели дошкольного образования в качестве ценности-смысла определяет личностную позицию воспитателя как направленность своей педагогической деятельности.</p align=justify> |
− | Профессионально важные качества воспитателей дошкольного образования рассматривались в трудах Е.А. Панько Н.В.Кузьминой, И.А.Зимней, Л.М.Митиной, Н.В. Шуровой и др. На основании этих исследований можно выделить следующие ценности-качества воспитателя: 1) качества, обусловленные гуманистическими ценностями педагогической деятельности: гуманность, жизнелюбие, оптимизм, толерантность, справедливость, совесть, чувство долга, ответственность, честность, милосердие; 2) качества, характеризующие потребность воспитателя в общении: коммуникабельность, альтруизм, отзывчивость, эмпатийность; 3) качества, характеризующие ценностное отношение воспитателя к себе: самоценность, адекватная самооценка, уверенность в себе, самоуважение, скромность, чувство собственного достоинства, требовательность к себе. | + | <p align=justify> Ценности-знания являются средством на основании которого, строятся поведение и деятельность воспитателя и осуществляется их оценка. Ценности-знания обеспечивают продуктивную деятельность воспитателя.</p align=justify> |
− | В то же время в контексте формирования ценностно-нормативных основ профессиональной деятельности важно обратить внимание на те качества, которые характеризуют личность воспитателя как субъекта собственной профессиональной деятельности. Среди качеств личности воспитателя, несущих аксиологическую нагрузку, можно назвать качества, связанные с самовыражением, применением своих способностей, творчеством: способность к творчеству, способность проектировать свою деятельность и предвидеть ее последствия, способность соотносить свои цели и действия с целями и действиями других, способность вырабатывать совместную позицию сотрудничества, способность к диалоговому мышлению и др. | + | <p align=justify> Ценности-качества раскрывают личностный потенциал специалиста, его сущностные и профессиональные важные качества. Под профессионально-значимыми качествами личности понимается закрепившееся отношение к своей профессии, труду, людям, природе, вещам; определенная система мотивов, форм и способов профессионально-ролевого поведения, в котором эти отношения реализуются [3, с. 81].</p align=justify> |
− | Таким образом, выделенные группы ценностей выступают в качестве норм деятельности и образуют ценностно-нормативные основы профессиональной деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования. | + | <p align=justify> Профессионально важные качества воспитателей дошкольного образования рассматривались в трудах Е.А. Панько, Н.В.Кузьминой, И.А.Зимней, Л.М.Митиной, Н.В. Шуровой и др. На основании этих исследований можно выделить следующие ценности-качества воспитателя: 1) качества, обусловленные гуманистическими ценностями педагогической деятельности: гуманность, жизнелюбие, оптимизм, толерантность, справедливость, совесть, чувство долга, ответственность, честность, милосердие; 2) качества, характеризующие потребность воспитателя в общении: коммуникабельность, альтруизм, отзывчивость, эмпатийность; 3) качества, характеризующие ценностное отношение воспитателя к себе: самоценность, адекватная самооценка, уверенность в себе, самоуважение, скромность, чувство собственного достоинства, требовательность к себе.</p align=justify> |
+ | <p align=justify> В то же время в контексте формирования ценностно-нормативных основ профессиональной деятельности важно обратить внимание на те качества, которые характеризуют личность воспитателя как субъекта собственной профессиональной деятельности. Среди качеств личности воспитателя, несущих аксиологическую нагрузку, можно назвать качества, связанные с самовыражением, применением своих способностей, творчеством: способность к творчеству, способность проектировать свою деятельность и предвидеть ее последствия, способность соотносить свои цели и действия с целями и действиями других, способность вырабатывать совместную позицию сотрудничества, способность к диалоговому мышлению и др.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Таким образом, выделенные группы ценностей выступают в качестве норм деятельности и образуют ценностно-нормативные основы профессиональной деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования. </p align=justify> | ||
+ | |||
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | <center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | ||
* 1. Виндельбанд, В. Философия в немецкой духовной жизни Х1Х столетия ¬/ В. Виндельбанд.— М.: Наука, 1993 — 90 с. | * 1. Виндельбанд, В. Философия в немецкой духовной жизни Х1Х столетия ¬/ В. Виндельбанд.— М.: Наука, 1993 — 90 с. | ||
Рядок 34: | Рядок 37: | ||
− | + | [[Категорія:Статті російською мовою]] | |
[[Категорія:Наукові праці]] | [[Категорія:Наукові праці]] | ||
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | [[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | ||
Рядок 40: | Рядок 43: | ||
[[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]] | [[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]] | ||
[[Категорія:Статті з педагогіки]] | [[Категорія:Статті з педагогіки]] | ||
+ | [[Категорія:Статті з психології]] | ||
[[Категорія:Для аспірантів]] | [[Категорія:Для аспірантів]] | ||
[[Категорія:Для магістрантів]] | [[Категорія:Для магістрантів]] | ||
[[Категорія:Для науковців]] | [[Категорія:Для науковців]] | ||
[[Категорія:Для студентів]] | [[Категорія:Для студентів]] |
Поточна версія на 16:58, 26 серпня 2013
Кондратюк С.В. - старший преподаватель кафедры дошкольного образования учреждения образования «Барановичский государственный университет», магистр педагогических наук
Направленность дошкольного образования на конечный педагогический результат — развитие ребенка и обеспечение его успешности на последующих ступенях обучения,— предъявляет высокие требования к профессиональной деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования. Воспитатель, являющийся ключевой фигурой в дошкольном образовании, не только обеспечивает выполнение учебной программы, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, его обновлении и качественной реализации. В связи с этим актуальным является формирование квалифицированной, творчески мыслящей, конкурентноспособной личности педагога, обладающей необходимым уровнем профессиональной компетентности и формирующих ее компетенций, которые определяют готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Предъявление возросших требований к личности и деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования обусловливают проблему нашего исследования: определение ценностно-нормативных основ профессиональной деятельности педагога системы дошкольного образования.
Актуальность данной проблемы определяется возрастающими потребностями теоретического и практического осмысления современных ценностных основ профессиональной педагогической деятельности как составляющих профессиональной компетентности. Исследователи акцентирует внимание на выявление путей, условий, методов формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности в процессе развития и совершенствования профессиональной компетентности.
Отметим что, любой вид профессиональной деятельности предполагает реализацию определенных ценностей. Поэтому необходимо знать, насколько глубоко специалисты понимают ценностный смысл профессии, каково их отношение к выполняемой работе, а не только тем, как они представляют основные ценности профессии. Усвоение и присвоение ценностного смысла и содержания профессии помогает понять место и роль профессии в обществе, смысл жизнедеятельности людей.
В социологии под ценностью традиционно понимается «любой материальный или идеальный предмет, идея, институт, реальный или вымышленный предмет, по отношению к которому индивиды или общественность принимают установку уважения, приписывают ему важную роль в жизни, а стремление к его достижению воспринимают как обязанность» [4, с. 97]. При этом ценность есть некий инструмент, эталон в соответствии с которым происходит оценивание и определение социальных действий, событий, ситуаций. С этой точки зрения ценность является структурным элементом деятельности и представляет собой систему алгоритмов поведения и моделирования деятельности.
В современной литературе, присутствуют два смысла в понимании ценностей — нормативный, где ценности выступают как система социально-нравственных норм, которыми должен руководствоваться индивид в повседневной жизни (общественные ценности) и субъективный, где ценности определяются как образования, удовлетворяющие актуальные индивидуальные потребности человека (индивидуальные ценности).
Рассмотрение ценностей как норм находит отражение во взглядах многих ученых. Так. В. Виндельбанд рассматривает ценности как нормы, которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценности [1]. Другой исследователь, Т. Парсонс, ценность сопоставляет с нормой и при этом связывает понятие «ценность» с ролью, а понятие «норма» — с коллективом. Он пишет: «Ценность — нормативный стандарт, который определяет желаемое поведение системы относительно ее окружения без дифференциации функций единиц или их частных ситуаций. Норма, в свою очередь, является стандартом, определяющим желаемое поведение для единиц в специфических для них контекстах» [5, с. 16].
В то же время Л.И. Иваненко, определяет функциональные различия между ценностями и нормами. Согласно его точки зрения, ценности в большей степени соотносятся с целеполагающими сторонами человеческой деятельности, нормы — со средствами и способами её осуществления. Система ценностей строится по принципу иерархии: человек может варьировать порядок реализации ценностей, жертвовать одними ценностями ради других, более значимых для него. Система норм основывается на внутренней монолитности: человек следует ей всецело и полностью, принимая все её элементы, в результате чего нормативная система более жестко детерминирует деятельность, чем ценностная; в формировании личностно-мотивационной структуры деятельности ценности как целевые ориентиры определяют верхнюю границу уровня социальных притязаний личности, в то время как нормы — его средний «оптимум» [2, с. 50].
Мы же придерживаемся точки зрения, что ценности и нормы составляют единую ценностно-нормативную систему, которая регулирует поведение людей и социальных групп в обществе. Ценностно-нормативная система является ориентиром при выборе способа действий, проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы их достижения. Ценности и нормы являются частью сознания как отдельного человека, так и общественного сознания, профессиональной группы. Следовательно, нормы как требования, правила деятельности и поведения — объективны, ценности — субъективны. Опираясь на данное предположение, можно выделить ценностно-нормативную специфику профессиональной деятельности. Которая проявляется также на двух уровнях: объективном (требования, нормы и ограничения, вы¬двигаемые со стороны профессии к специалисту, к его профессионально значи¬мым качествам личности) и на субъективном (задатки и способности, индивидуально-психологические особенности и свойства, мотивация, самооценка данного челове¬ка). Поэтому в процессе формирования профессионализма необходимо достижение соответствия объективных и субъективных факторов.
В качестве ценностных основ профессиональной деятельности педагога выступает система общественных ценностей. В то же время в качестве общественных ценностей могут рассматриваться и личностные общезначимые ценности членов профессиональной группы. Личностные ценности выступают как ценностные основы профессиональной деятельности, поскольку отражают значимость способа организации деятельности как результативной и эффективной: значимость цели, способов осуществления, отношений и пр.
В системе ценностей педагога особое место отводится педагогическим ценностям, которые понимаются как значимость, цель деятельности и отношение. По мнению В.А. Сластенина, педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой совершается их субъективация. Отметим, что уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога [6, с. 3].
Рассматривая дошкольное образование как социальный институт, можно предположить, что ценностно-нормативные основы профессиональной деятельности воспитателя как субъекта на объективном уровне может определять квалификационная характеристика. Она является нормативным документом, который определяет структуру и содержание деятельности педагогического работника, его место в образовательном процессе, характер отношений педагога с детьми и их родителями.
В качестве нормативных основ профессиональной деятельности на объективном уровне выступают и её значимые характеристики (цель, способы осуществления, результат), которые детерминируются в первую очередь характером тех общественных отношений, в которые она встроена [9]. Нормативные основы педагогической деятельности проявляется в заданности цели, содержания образования, способов организации образовательного процесса, как ценностных основ данной деятельности на объективном уровне. На субъективном уровне нормативность профессиональной деятельности определяется отношением педагога деятельности, к личности ребенка, его развитию и самому себе, как педагогу.
Поэтому выделение ценностных основ деятельности в качестве нормативных требований деятельности и включение их в состав профессиональных компетенций образуют ценностно-нормативную модель профессиональной деятельности.
Следовательно, ценностно-нормативная модель профессиональной деятельности — аксиологический образ педагогической деятельности, воплощающий наиболее предпочтительные представления о нормах деятельности как ценностях. Основой образа вступает взаимосвязь объективного и субъективного уровней принятия ценностей и способность их детерминировать в осуществлении профессиональной деятельности.
Поскольку вопрос о ценностно-нормативных основах профессиональной деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования не решен в науке однозначно, нам представляется возможность выделить группы ценностей, которые могут выступать в качестве нормативного компонента педагогической деятельности.
Обобщая различные подходы к типологии педагогических ценностей, в качестве ценностных основ профессиональной деятельности мы определили две группы: терминальные (самодостаточные) ценности и инструментальные ценности. Терминальные ценности определяют целевой характер деятельности на разных уровнях: общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные и рассматриваются как ценности-цели. Ценности инструментального типа — это ценности-средства, которые служат для достижения ценностей-целей, реализуемых субъектом в формах своей жизни и деятельности [8]. К ним относятся: ценности-знания, ценности-отношения, ценности-качества.
Направленность педагогической деятельности определяется целью, которая отвечает тенденции развития потребностей общества в образовании детей. Следовательно, направленность цели дошкольного образования, как обеспечение разностороннего развития личности и социализации ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей и интересов на объективном уровне выступает в качестве терминальной ценности-нормы деятельности воспитателя. Субъективное принятие цели дошкольного образования в качестве ценности-смысла определяет личностную позицию воспитателя как направленность своей педагогической деятельности.
Ценности-знания являются средством на основании которого, строятся поведение и деятельность воспитателя и осуществляется их оценка. Ценности-знания обеспечивают продуктивную деятельность воспитателя.
Ценности-качества раскрывают личностный потенциал специалиста, его сущностные и профессиональные важные качества. Под профессионально-значимыми качествами личности понимается закрепившееся отношение к своей профессии, труду, людям, природе, вещам; определенная система мотивов, форм и способов профессионально-ролевого поведения, в котором эти отношения реализуются [3, с. 81].
Профессионально важные качества воспитателей дошкольного образования рассматривались в трудах Е.А. Панько, Н.В.Кузьминой, И.А.Зимней, Л.М.Митиной, Н.В. Шуровой и др. На основании этих исследований можно выделить следующие ценности-качества воспитателя: 1) качества, обусловленные гуманистическими ценностями педагогической деятельности: гуманность, жизнелюбие, оптимизм, толерантность, справедливость, совесть, чувство долга, ответственность, честность, милосердие; 2) качества, характеризующие потребность воспитателя в общении: коммуникабельность, альтруизм, отзывчивость, эмпатийность; 3) качества, характеризующие ценностное отношение воспитателя к себе: самоценность, адекватная самооценка, уверенность в себе, самоуважение, скромность, чувство собственного достоинства, требовательность к себе.
В то же время в контексте формирования ценностно-нормативных основ профессиональной деятельности важно обратить внимание на те качества, которые характеризуют личность воспитателя как субъекта собственной профессиональной деятельности. Среди качеств личности воспитателя, несущих аксиологическую нагрузку, можно назвать качества, связанные с самовыражением, применением своих способностей, творчеством: способность к творчеству, способность проектировать свою деятельность и предвидеть ее последствия, способность соотносить свои цели и действия с целями и действиями других, способность вырабатывать совместную позицию сотрудничества, способность к диалоговому мышлению и др.
Таким образом, выделенные группы ценностей выступают в качестве норм деятельности и образуют ценностно-нормативные основы профессиональной деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования.
- 1. Виндельбанд, В. Философия в немецкой духовной жизни Х1Х столетия ¬/ В. Виндельбанд.— М.: Наука, 1993 — 90 с.
- 2. Иваненко, Л.И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции // Культурная деятельность : опыт социологического исследования. М.: Наука, 1981.— С. 50-151.
- 3. Левитан, К. М. Педагогическая деонтология Текст. / К. Левитан.— Екатеринбург : Деловая книга, 1999. — 272 с.
- 4. Любимова, Т.Б. Понятие ценности в буржуазной социологии / Т.Б. Любимова // Социологические исследования. Вып. 5. Теория и методы. — М.: Наука, 1970. — 307 с.
- 5. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс.— М.: — 2000, с. 16
- 6. Сластенин, В.А. Ценностные ориентации и профессиональное самосознание учителя // Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность. В 2 т. Под ред. З.И. Равкина. — T. l. — М., 1995. 332 с
- 7. Тугаринов, В.П. Философия и ценностные формы отражения / В.П. Тугаринов.— М.: Мысль, 1978. — 200 с.
- 8. Хмара, С.А. Особенности формирования профессиональных ценностных ориентаций молодого учителя. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Хабаровск, 1996. — 19 с.
- 9. Худякова, Н.Л. Реализация личностных ценностей в деятельности и их осознание через ценностную рефлексию / Аксиологические основы поведения человека. — Н.Л. Худякова.— Челябинск: изд-во Челяб. гос. ун-та, 2010 — 109 с. http://www.psi-sintez.org/Axiology/Khudyakova/VI/3