Кокойло Ю.А. Здоровый образ жизни как условие эффективной педагогической деятельности будущих учителей
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
(Створена сторінка: Последнее время главным признаком успешного человека является наличие у него стиля. Одн...) |
|||
(Одна проміжна версія одного користувача не показана) | |||
Рядок 1: | Рядок 1: | ||
− | Последнее время главным признаком успешного человека является наличие у него стиля. Однако, работая над стильным образом, люди часто забывают о том, что стиль – это не только атрибуты внешнего вида, но и показатели внутреннего состояния человека, которые влияют на эффективность его жизнедеятельности, особенности мышления, поведения, общения и прочее. Чаще всего о собственном стиле задумываются люди, работающие в системе «человек-человек», ведь именно внешний вид индивида становиться определяющим во время первой встречи. | + | <p align=justify>'''[[Кокойло Ю.А.]]''' - аспирантка кафедры психологии Института философского образования и науки Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова</p align=justify> |
− | На наш взгляд, особенно важным понимание стиля является для учителей, поскольку именно они должны не только уметь презентовать себя ученикам, но и стать для них примером, как в профессиональном, так и личностном плане. Исходя из этого, подготовка педагогических кадров должна, по нашему мнению, выходить за пределы, привычной для нашего понимания, системы учебно-воспитательного процесса высших учебных заведений, которая больше не удовлетворяет высокие требования к учителю-профессионалу современного общества. Ведь сегодня учитель – это человек, не только знающий свой предмет, но и имеющий чёткие принцыпы и взгляды, устоявшееся мировозрение, осознанные ценности и потребности, а также умеющий эффективно реагировать в нестандартных ситуациях, формировать и развивать личность ученика, демонстрируя собственный пример. | + | |
− | Именно поэтому, система подготовки педагогов требует инновационного подхода, обеспечивающего развитие будущих учителей не только в профессиональном плане, но и, что очень важно, в личностном. Только качественно новый подход может обеспечить подготовку педагога-профессионала, отвечающего всем современным требованиям: способности к самопознанию, саморазвитию, самоконтролю, самообразованию; умению мотивировать учеников на осознанное изучение материала; готовности стать примером современной стильной личности. Говоря о внутренних факторах, влияющих на стиль педагога, в первую очередь, нужно упомянуть о главном из них – здоровье. | + | <p align=justify> Последнее время главным признаком успешного человека является наличие у него стиля. Однако, работая над стильным образом, люди часто забывают о том, что стиль – это не только атрибуты внешнего вида, но и показатели внутреннего состояния человека, которые влияют на эффективность его жизнедеятельности, особенности мышления, поведения, общения и прочее. Чаще всего о собственном стиле задумываются люди, работающие в системе «человек-человек», ведь именно внешний вид индивида становиться определяющим во время первой встречи.</p align=justify> |
− | В литературе существует множество определений понятия здоровья, однако, мы предлагаем собственное, которое не претендует на новизну и лаконичность, но максимально полно, на наш взгяд, передаёт его смысл. Здоровье – это состояние гармоничного сочетания физического, психологического, духовного и социального благополучия, которое обеспечивает человеку активную жизнедеятельность в течении максимальной продолжительности существования, возможность самореализации и эффективной адаптации в социуме, воспроизведение и воспитание здорового потомства путём формирования и удовлетворения потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ). | + | <p align=justify> На наш взгляд, особенно важным понимание стиля является для учителей, поскольку именно они должны не только уметь презентовать себя ученикам, но и стать для них примером, как в профессиональном, так и личностном плане. Исходя из этого, подготовка педагогических кадров должна, по нашему мнению, выходить за пределы, привычной для нашего понимания, системы учебно-воспитательного процесса высших учебных заведений, которая больше не удовлетворяет высокие требования к учителю-профессионалу современного общества. Ведь сегодня учитель – это человек, не только знающий свой предмет, но и имеющий чёткие принцыпы и взгляды, устоявшееся мировозрение, осознанные ценности и потребности, а также умеющий эффективно реагировать в нестандартных ситуациях, формировать и развивать личность ученика, демонстрируя собственный пример.</p align=justify> |
− | По мнению Г.С. Никифорова, образ жизни человека характеризуется особенностями его повседневной жизнедеятельности, включая трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворение духовных и материальных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения [2; 35]. L.A. Bradley, T.G. Burich, C.K. Prokop, изучая психологию здоровья, выделили здоровье-сохраняющее поведение, способствующее укреплению здоровья и предотвращению болезней, и опасное для здоровья поведение, роль которого значительна при развитии тревожности, вредных привычек и т.п. [3; 130]. Мы считаем, что здоровье-сохраняющее поведение – это и есть ЗОЖ, который способствует сохранению и укреплению здоровья. В.М. Оржеховская определяет ЗОЖ, как жизнедеятельность, направленную на сохранение и улучшение здоровья людей, форму жизнедеятельности человека, которая может обеспечить состояние полного физического, душевного и социального благополучия [1; 4]. | + | <p align=justify> Именно поэтому, система подготовки педагогов требует инновационного подхода, обеспечивающего развитие будущих учителей не только в профессиональном плане, но и, что очень важно, в личностном. Только качественно новый подход может обеспечить подготовку педагога-профессионала, отвечающего всем современным требованиям: способности к самопознанию, саморазвитию, самоконтролю, самообразованию; умению мотивировать учеников на осознанное изучение материала; готовности стать примером современной стильной личности. Говоря о внутренних факторах, влияющих на стиль педагога, в первую очередь, нужно упомянуть о главном из них – здоровье.</p align=justify> |
− | Выше сказанное позволяет сделать следующие выводы: | + | <p align=justify> В литературе существует множество определений понятия здоровья, однако, мы предлагаем собственное, которое не претендует на новизну и лаконичность, но максимально полно, на наш взгяд, передаёт его смысл. Здоровье – это состояние гармоничного сочетания физического, психологического, духовного и социального благополучия, которое обеспечивает человеку активную жизнедеятельность в течении максимальной продолжительности существования, возможность самореализации и эффективной адаптации в социуме, воспроизведение и воспитание здорового потомства путём формирования и удовлетворения потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ).</p align=justify> |
− | * здоровье - это многогранное понятие, которое включает, как минимум, четыре аспекта (физический, психологический, социальный и духовный); | + | <p align=justify> По мнению Г.С. Никифорова, образ жизни человека характеризуется особенностями его повседневной жизнедеятельности, включая трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворение духовных и материальных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения [2; 35]. L.A. Bradley, T.G. Burich, C.K. Prokop, изучая психологию здоровья, выделили здоровье-сохраняющее поведение, способствующее укреплению здоровья и предотвращению болезней, и опасное для здоровья поведение, роль которого значительна при развитии тревожности, вредных привычек и т.п. [3; 130]. Мы считаем, что здоровье-сохраняющее поведение – это и есть ЗОЖ, который способствует сохранению и укреплению здоровья. В.М. Оржеховская определяет ЗОЖ, как жизнедеятельность, направленную на сохранение и улучшение здоровья людей, форму жизнедеятельности человека, которая может обеспечить состояние полного физического, душевного и социального благополучия [1; 4]. </p align=justify> |
− | * здоровье является залогом самореализации и эффективной адаптации человека в социум, а значит, должно характеризовать стиль и образ жизни педагогов; | + | <p align=justify> Выше сказанное позволяет сделать следующие выводы:</p align=justify> |
− | * ведение здорового образа жизни является главным условием сохранения и укрепления здоровья и, как следствие, обеспечивает эффективную педагогическую деятельность. | + | <p align=justify>* здоровье - это многогранное понятие, которое включает, как минимум, четыре аспекта (физический, психологический, социальный и духовный);</p align=justify> |
− | Мы считаем важным обозначить необходимость соблюдения здорового образа жизни учителями, поскольку именно от них зависит благосостояние не только каждого отдельного ученика, но и будущего поколения в целом. Ведь учителя должны быть готовы, создавая и развивая свой позитивный образ, передавать детям знания, умения и навыки; демонстрируя им положительный личностный пример, способствовать формированию и становлению индивидуального стиля каждого ученика, то есть здоровой личности, выбирающей ЗОЖ. | + | <p align=justify>* здоровье является залогом самореализации и эффективной адаптации человека в социум, а значит, должно характеризовать стиль и образ жизни педагогов;</p align=justify> |
− | Именно поэтому, нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей отношения учителей к здоровью и ЗОЖ. Исследование проводилось с помощью разработанной нами анкеты, которая состоит из 11 вопросов, направленных на изучение разных аспектов отношения учителей к здоровью, ЗОЖ, необходимости воспитывать у учеников ценностное отношение к здоровью. Однако в пределах этой темы, мы остановимся на результатах изучения особенностей понимания учителями таких понятий, как здоровье, ЗОЖ, оценки ими собственного здоровья и особенностей ЗОЖ. В анкетировании приняли участие 56 учителей общеобразовательного учебного заведения «Специализированной школы «Славия»», лицея «Эко» № 198 г. Киева, а также общеобразовательной школы № 5 г. Токмака Запорожской области Украины. | + | <p align=justify>* ведение здорового образа жизни является главным условием сохранения и укрепления здоровья и, как следствие, обеспечивает эффективную педагогическую деятельность.</p align=justify> |
− | Результаты полученных нами данных свидетельствуют о том, что респонденты, независимо от стажа работы и предмета, который они преподают, имеют упрощённое понимание понятия здоровья. Большинство из них считают, что здоровье – это хорошее самочувствие (22%) и нормальное физическое состояние, при котором имеет значение способ жизни (22%). 14% испытуемых определяют здоровье как состояние определённого душевного, физического и социального самочувствия, не конкретизируя и не поясняя, что именно подразумевается под таким определением. Интересным есть то, что 21% опрошенных вообще не ответили на вопрос: «Что вы подразумеваете под понятием «здоровье»?», а только указали, что на него влияет. Только 7% испытуемых дали, на наш взгляд, относительно содержательный, целостный ответ: «…состояние физической, психической, социальной и духовной гармонии». | + | <p align=justify> Мы считаем важным обозначить необходимость соблюдения здорового образа жизни учителями, поскольку именно от них зависит благосостояние не только каждого отдельного ученика, но и будущего поколения в целом. Ведь учителя должны быть готовы, создавая и развивая свой позитивный образ, передавать детям знания, умения и навыки; демонстрируя им положительный личностный пример, способствовать формированию и становлению индивидуального стиля каждого ученика, то есть здоровой личности, выбирающей ЗОЖ.</p align=justify> |
− | Информативными оказались результаты исследования оценки испытуемыми собственного здоровья на момент анкетирования. Респондентам было предложено шкалу оценки здоровья от «–5» до «+5», где «–5» – абсолютно нездоров, «+5» – абсолютно здоров. Оценки шкалы были объеденены следующим образом (см. табл. 1). | + | <p align=justify> Именно поэтому, нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей отношения учителей к здоровью и ЗОЖ. Исследование проводилось с помощью разработанной нами анкеты, которая состоит из 11 вопросов, направленных на изучение разных аспектов отношения учителей к здоровью, ЗОЖ, необходимости воспитывать у учеников ценностное отношение к здоровью. Однако в пределах этой темы, мы остановимся на результатах изучения особенностей понимания учителями таких понятий, как здоровье, ЗОЖ, оценки ими собственного здоровья и особенностей ЗОЖ. В анкетировании приняли участие 56 учителей общеобразовательного учебного заведения «Специализированной школы «Славия»», лицея «Эко» № 198 г. Киева, а также общеобразовательной школы № 5 г. Токмака Запорожской области Украины.</p align=justify> |
− | Как видно из таблицы 1, 57 % испытуемых оценивают своё здоровье в диапазоне от 3 до 4, 22 % респондентов оценили своё здоровье в пределах от 4 до 5, где 5 – абсолютно здоров. Однако, нужно отметить, что максимальной оценкой учителей была оценка «+4». Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об отсутствии у учителей показателей абсолютного здоровья. Средний уровень здоровья респондентов можна расценивать, как достаточно неплохой показатель, учитывая современную ситуацию со здоровьем в мире. Однако, мы считаем необходимым обозначить тот факт, что оценка здоровья является субъективной, а учителя не смогли чётко и содержательно объяснить своё понимание понятия здоровья, а значит, мы не можем утверждать, что они достаточно осознанно и достоверно оценивали собственное здоровье. | + | <p align=justify> Результаты полученных нами данных свидетельствуют о том, что респонденты, независимо от стажа работы и предмета, который они преподают, имеют упрощённое понимание понятия здоровья. Большинство из них считают, что здоровье – это хорошее самочувствие (22%) и нормальное физическое состояние, при котором имеет значение способ жизни (22%). 14% испытуемых определяют здоровье как состояние определённого душевного, физического и социального самочувствия, не конкретизируя и не поясняя, что именно подразумевается под таким определением. Интересным есть то, что 21% опрошенных вообще не ответили на вопрос: «Что вы подразумеваете под понятием «здоровье»?», а только указали, что на него влияет. Только 7% испытуемых дали, на наш взгляд, относительно содержательный, целостный ответ: «…состояние физической, психической, социальной и духовной гармонии».</p align=justify> |
− | Интересными оказались результаты исследования особенностей соблюдения учителями ЗОЖ, представленные на рисунке 1. | + | <p align=justify> Информативными оказались результаты исследования оценки испытуемыми собственного здоровья на момент анкетирования. Респондентам было предложено шкалу оценки здоровья от «–5» до «+5», где «–5» – абсолютно нездоров, «+5» – абсолютно здоров. Оценки шкалы были объеденены следующим образом (см. табл. 1).</p align=justify> |
− | Как видно на рисунке 1, 79 % учителей определили, что ведут ЗОЖ, что, конечно, есть позитивным, однако, если сравнить эти показатели с оценками уровня здоровья, можна констатировать некоторое несоответствие. Для понимания причин такого несоответствия, нами был проведен качественный анализ дополнительных вопросов, уточняющих особенности ЗОЖ тех респондентов, которые, по их мнению, его ведут, а также причины, мешающие придерживаться ЗОЖ другим учителям. | + | <p align=justify> Как видно из таблицы 1, 57 % испытуемых оценивают своё здоровье в диапазоне от 3 до 4, 22 % респондентов оценили своё здоровье в пределах от 4 до 5, где 5 – абсолютно здоров. Однако, нужно отметить, что максимальной оценкой учителей была оценка «+4». Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об отсутствии у учителей показателей абсолютного здоровья. Средний уровень здоровья респондентов можна расценивать, как достаточно неплохой показатель, учитывая современную ситуацию со здоровьем в мире. Однако, мы считаем необходимым обозначить тот факт, что оценка здоровья является субъективной, а учителя не смогли чётко и содержательно объяснить своё понимание понятия здоровья, а значит, мы не можем утверждать, что они достаточно осознанно и достоверно оценивали собственное здоровье.</p align=justify> |
− | Так, 7% испытуемых, которые не придерживаются ЗОЖ, ответили на вопрос «Почему?» следующим образом: «есть вредные привычки; мало двигаюсь; мало бываю на свежем воздухе». На наш взгяд, такие ответы больше отображают характеристику образа жизни человека, а не объясняют, почему респонденты не придерживаются ЗОЖ. Неоднозначными были ответы 14 % опрошенных, которые утверждают, что они одновременно и ведут, и не ведут ЗОЖ. Анализируя ответы на дополнительные вопросы, мы выяснили, что ведение этими учителями ЗОЖ заключается в непереедании, подвижности, активном общении, а неведение – в невозможности удержаться от ссор и придерживаться рационального питания. Таким образом, можна констатировать, что 21% опрошенных не ведут или ведут несистематически ЗОЖ, что тоже приравнивается к первому, в то время как большинство учителей (79%) придерживаются, по их мнению, ЗОЖ. Информация о понимании испытуемыми ЗОЖ и его компонентов представлена в таблице 2. | + | <p align=justify> Интересными оказались результаты исследования особенностей соблюдения учителями ЗОЖ, представленные на рисунке 1.</p align=justify> |
− | Как видим, компоненты ЗОЖ опрошенных есть общепринятыми, типичными для большинства людей, а значит учителя не вырабатывают свои индивидуальные, эффективные в каждом отдельном случае, компоненты ЗОЖ. | + | <p align=justify> Как видно на рисунке 1, 79 % учителей определили, что ведут ЗОЖ, что, конечно, есть позитивным, однако, если сравнить эти показатели с оценками уровня здоровья, можна констатировать некоторое несоответствие. Для понимания причин такого несоответствия, нами был проведен качественный анализ дополнительных вопросов, уточняющих особенности ЗОЖ тех респондентов, которые, по их мнению, его ведут, а также причины, мешающие придерживаться ЗОЖ другим учителям.</p align=justify> |
− | Таким образом, можно сделать следующий вывод: учителя утверждают, что придерживаются ЗОЖ, но при этом имеют нечёткое представление о понятии здоровье, ЗОЖ, его компонентах и оценивают свое здоровье как среднее, что позволяет констатировать необходимость популяризации среди учителей информации о ЗОЖ и здоровье в целом. | + | <p align=justify> Так, 7% испытуемых, которые не придерживаются ЗОЖ, ответили на вопрос «Почему?» следующим образом: «есть вредные привычки; мало двигаюсь; мало бываю на свежем воздухе». На наш взгяд, такие ответы больше отображают характеристику образа жизни человека, а не объясняют, почему респонденты не придерживаются ЗОЖ. Неоднозначными были ответы 14 % опрошенных, которые утверждают, что они одновременно и ведут, и не ведут ЗОЖ. Анализируя ответы на дополнительные вопросы, мы выяснили, что ведение этими учителями ЗОЖ заключается в непереедании, подвижности, активном общении, а неведение – в невозможности удержаться от ссор и придерживаться рационального питания. Таким образом, можна констатировать, что 21% опрошенных не ведут или ведут несистематически ЗОЖ, что тоже приравнивается к первому, в то время как большинство учителей (79%) придерживаются, по их мнению, ЗОЖ. Информация о понимании испытуемыми ЗОЖ и его компонентов представлена в таблице 2.</p align=justify> |
− | Однако, возникает вполне закономерное сомнение: возможно ли побудить к ведению ЗОЖ уже сформировавшуюся личность. Этот процесс, на наш взгляд, нужно начинать значительно раньше: на этапе профессинальной подготовки педагогов. Ведь именно этот период является ключевым в становлении личности будущего учителя: его ценностей, взглядов, убеждений. Мы считаем, что ЗОЖ является главным условием педагогической деятельности и должен быть основой инновационного подхода к подготовке будущих учителей. Ведь именно ЗОЖ обеспечивает сохранение и укрепление здоровья педагога, а значит является составляющей его стиля. | + | <p align=justify> Как видим, компоненты ЗОЖ опрошенных есть общепринятыми, типичными для большинства людей, а значит учителя не вырабатывают свои индивидуальные, эффективные в каждом отдельном случае, компоненты ЗОЖ.</p align=justify> |
− | Однако, недостаточно просто давать информацию или говорить о важности ЗОЖ, нужно обеспечивать осознание студентами ценности здоровья, формировать у них потребность в ЗОЖ, мотивировать их на систематическую заботу о своём здоровье. Мы предлагаем системный подход к формированию потребности в ЗОЖ, который включает 4 этапа групповой работы студентов-будущих учителей. К этим этапам относятся: | + | <p align=justify> Таким образом, можно сделать следующий вывод: учителя утверждают, что придерживаются ЗОЖ, но при этом имеют нечёткое представление о понятии здоровье, ЗОЖ, его компонентах и оценивают свое здоровье как среднее, что позволяет констатировать необходимость популяризации среди учителей информации о ЗОЖ и здоровье в целом. </p align=justify> |
− | * осознание студентами ценности собственного здоровья; | + | <p align=justify> Однако, возникает вполне закономерное сомнение: возможно ли побудить к ведению ЗОЖ уже сформировавшуюся личность. Этот процесс, на наш взгляд, нужно начинать значительно раньше: на этапе профессинальной подготовки педагогов. Ведь именно этот период является ключевым в становлении личности будущего учителя: его ценностей, взглядов, убеждений. Мы считаем, что ЗОЖ является главным условием педагогической деятельности и должен быть основой инновационного подхода к подготовке будущих учителей. Ведь именно ЗОЖ обеспечивает сохранение и укрепление здоровья педагога, а значит является составляющей его стиля. </p align=justify> |
− | * получение будущими учителями знаний, умений и навыков по ЗОЖ; | + | <p align=justify> Однако, недостаточно просто давать информацию или говорить о важности ЗОЖ, нужно обеспечивать осознание студентами ценности здоровья, формировать у них потребность в ЗОЖ, мотивировать их на систематическую заботу о своём здоровье. Мы предлагаем системный подход к формированию потребности в ЗОЖ, который включает 4 этапа групповой работы студентов-будущих учителей. К этим этапам относятся:</p align=justify> |
− | * использование на практике знаний, умений и навыков по ЗОЖ; | + | <p align=justify>* осознание студентами ценности собственного здоровья;</p align=justify> |
− | * формирование и реализация собственных способов сохранения и укрепления здоровья . | + | <p align=justify>* получение будущими учителями знаний, умений и навыков по ЗОЖ;</p align=justify> |
− | Мы | + | <p align=justify>* использование на практике знаний, умений и навыков по ЗОЖ;</p align=justify> |
+ | <p align=justify>* формирование и реализация собственных способов сохранения и укрепления здоровья . </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Мы уверены, что методы активного социально-психологического обучения обеспечат не только формирование потребности в ЗОЖ у будущих учителей, повышение качества их жизни, но и будут способствовать развитию комуникативных навыков, самопознанию, саморазвитию и т.д. Следовательно, ЗОЖ – непременное условие эффективной педагогической деятельности будущих учителей.</p align=justify> | ||
+ | |||
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | <center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | ||
* 1. Оржеховська В.М. Педагогіка здорового способу життя / В.М. Оржеховська // Проблеми освіти: Наук.-метод. зб. / Кол. авт. – К.: Інститут інноваційних технологій і змісту освіти, 2006. – Вип. 48. – 223 с. | * 1. Оржеховська В.М. Педагогіка здорового способу життя / В.М. Оржеховська // Проблеми освіти: Наук.-метод. зб. / Кол. авт. – К.: Інститут інноваційних технологій і змісту освіти, 2006. – Вип. 48. – 223 с. | ||
Рядок 31: | Рядок 34: | ||
− | + | [[Категорія:Статті російською мовою]] | |
[[Категорія:Наукові праці]] | [[Категорія:Наукові праці]] | ||
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | [[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | ||
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]] | [[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]] | ||
[[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]] | [[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]] | ||
− | [[Категорія:Статті з | + | [[Категорія:Статті з психології]] |
[[Категорія:Для аспірантів]] | [[Категорія:Для аспірантів]] | ||
[[Категорія:Для магістрантів]] | [[Категорія:Для магістрантів]] | ||
[[Категорія:Для науковців]] | [[Категорія:Для науковців]] | ||
[[Категорія:Для студентів]] | [[Категорія:Для студентів]] |
Поточна версія на 16:41, 26 серпня 2013
Кокойло Ю.А. - аспирантка кафедры психологии Института философского образования и науки Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова
Последнее время главным признаком успешного человека является наличие у него стиля. Однако, работая над стильным образом, люди часто забывают о том, что стиль – это не только атрибуты внешнего вида, но и показатели внутреннего состояния человека, которые влияют на эффективность его жизнедеятельности, особенности мышления, поведения, общения и прочее. Чаще всего о собственном стиле задумываются люди, работающие в системе «человек-человек», ведь именно внешний вид индивида становиться определяющим во время первой встречи.
На наш взгляд, особенно важным понимание стиля является для учителей, поскольку именно они должны не только уметь презентовать себя ученикам, но и стать для них примером, как в профессиональном, так и личностном плане. Исходя из этого, подготовка педагогических кадров должна, по нашему мнению, выходить за пределы, привычной для нашего понимания, системы учебно-воспитательного процесса высших учебных заведений, которая больше не удовлетворяет высокие требования к учителю-профессионалу современного общества. Ведь сегодня учитель – это человек, не только знающий свой предмет, но и имеющий чёткие принцыпы и взгляды, устоявшееся мировозрение, осознанные ценности и потребности, а также умеющий эффективно реагировать в нестандартных ситуациях, формировать и развивать личность ученика, демонстрируя собственный пример.
Именно поэтому, система подготовки педагогов требует инновационного подхода, обеспечивающего развитие будущих учителей не только в профессиональном плане, но и, что очень важно, в личностном. Только качественно новый подход может обеспечить подготовку педагога-профессионала, отвечающего всем современным требованиям: способности к самопознанию, саморазвитию, самоконтролю, самообразованию; умению мотивировать учеников на осознанное изучение материала; готовности стать примером современной стильной личности. Говоря о внутренних факторах, влияющих на стиль педагога, в первую очередь, нужно упомянуть о главном из них – здоровье.
В литературе существует множество определений понятия здоровья, однако, мы предлагаем собственное, которое не претендует на новизну и лаконичность, но максимально полно, на наш взгяд, передаёт его смысл. Здоровье – это состояние гармоничного сочетания физического, психологического, духовного и социального благополучия, которое обеспечивает человеку активную жизнедеятельность в течении максимальной продолжительности существования, возможность самореализации и эффективной адаптации в социуме, воспроизведение и воспитание здорового потомства путём формирования и удовлетворения потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ).
По мнению Г.С. Никифорова, образ жизни человека характеризуется особенностями его повседневной жизнедеятельности, включая трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворение духовных и материальных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения [2; 35]. L.A. Bradley, T.G. Burich, C.K. Prokop, изучая психологию здоровья, выделили здоровье-сохраняющее поведение, способствующее укреплению здоровья и предотвращению болезней, и опасное для здоровья поведение, роль которого значительна при развитии тревожности, вредных привычек и т.п. [3; 130]. Мы считаем, что здоровье-сохраняющее поведение – это и есть ЗОЖ, который способствует сохранению и укреплению здоровья. В.М. Оржеховская определяет ЗОЖ, как жизнедеятельность, направленную на сохранение и улучшение здоровья людей, форму жизнедеятельности человека, которая может обеспечить состояние полного физического, душевного и социального благополучия [1; 4].
Выше сказанное позволяет сделать следующие выводы:
* здоровье - это многогранное понятие, которое включает, как минимум, четыре аспекта (физический, психологический, социальный и духовный);
* здоровье является залогом самореализации и эффективной адаптации человека в социум, а значит, должно характеризовать стиль и образ жизни педагогов;
* ведение здорового образа жизни является главным условием сохранения и укрепления здоровья и, как следствие, обеспечивает эффективную педагогическую деятельность.
Мы считаем важным обозначить необходимость соблюдения здорового образа жизни учителями, поскольку именно от них зависит благосостояние не только каждого отдельного ученика, но и будущего поколения в целом. Ведь учителя должны быть готовы, создавая и развивая свой позитивный образ, передавать детям знания, умения и навыки; демонстрируя им положительный личностный пример, способствовать формированию и становлению индивидуального стиля каждого ученика, то есть здоровой личности, выбирающей ЗОЖ.
Именно поэтому, нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей отношения учителей к здоровью и ЗОЖ. Исследование проводилось с помощью разработанной нами анкеты, которая состоит из 11 вопросов, направленных на изучение разных аспектов отношения учителей к здоровью, ЗОЖ, необходимости воспитывать у учеников ценностное отношение к здоровью. Однако в пределах этой темы, мы остановимся на результатах изучения особенностей понимания учителями таких понятий, как здоровье, ЗОЖ, оценки ими собственного здоровья и особенностей ЗОЖ. В анкетировании приняли участие 56 учителей общеобразовательного учебного заведения «Специализированной школы «Славия»», лицея «Эко» № 198 г. Киева, а также общеобразовательной школы № 5 г. Токмака Запорожской области Украины.
Результаты полученных нами данных свидетельствуют о том, что респонденты, независимо от стажа работы и предмета, который они преподают, имеют упрощённое понимание понятия здоровья. Большинство из них считают, что здоровье – это хорошее самочувствие (22%) и нормальное физическое состояние, при котором имеет значение способ жизни (22%). 14% испытуемых определяют здоровье как состояние определённого душевного, физического и социального самочувствия, не конкретизируя и не поясняя, что именно подразумевается под таким определением. Интересным есть то, что 21% опрошенных вообще не ответили на вопрос: «Что вы подразумеваете под понятием «здоровье»?», а только указали, что на него влияет. Только 7% испытуемых дали, на наш взгляд, относительно содержательный, целостный ответ: «…состояние физической, психической, социальной и духовной гармонии».
Информативными оказались результаты исследования оценки испытуемыми собственного здоровья на момент анкетирования. Респондентам было предложено шкалу оценки здоровья от «–5» до «+5», где «–5» – абсолютно нездоров, «+5» – абсолютно здоров. Оценки шкалы были объеденены следующим образом (см. табл. 1).
Как видно из таблицы 1, 57 % испытуемых оценивают своё здоровье в диапазоне от 3 до 4, 22 % респондентов оценили своё здоровье в пределах от 4 до 5, где 5 – абсолютно здоров. Однако, нужно отметить, что максимальной оценкой учителей была оценка «+4». Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об отсутствии у учителей показателей абсолютного здоровья. Средний уровень здоровья респондентов можна расценивать, как достаточно неплохой показатель, учитывая современную ситуацию со здоровьем в мире. Однако, мы считаем необходимым обозначить тот факт, что оценка здоровья является субъективной, а учителя не смогли чётко и содержательно объяснить своё понимание понятия здоровья, а значит, мы не можем утверждать, что они достаточно осознанно и достоверно оценивали собственное здоровье.
Интересными оказались результаты исследования особенностей соблюдения учителями ЗОЖ, представленные на рисунке 1.
Как видно на рисунке 1, 79 % учителей определили, что ведут ЗОЖ, что, конечно, есть позитивным, однако, если сравнить эти показатели с оценками уровня здоровья, можна констатировать некоторое несоответствие. Для понимания причин такого несоответствия, нами был проведен качественный анализ дополнительных вопросов, уточняющих особенности ЗОЖ тех респондентов, которые, по их мнению, его ведут, а также причины, мешающие придерживаться ЗОЖ другим учителям.
Так, 7% испытуемых, которые не придерживаются ЗОЖ, ответили на вопрос «Почему?» следующим образом: «есть вредные привычки; мало двигаюсь; мало бываю на свежем воздухе». На наш взгяд, такие ответы больше отображают характеристику образа жизни человека, а не объясняют, почему респонденты не придерживаются ЗОЖ. Неоднозначными были ответы 14 % опрошенных, которые утверждают, что они одновременно и ведут, и не ведут ЗОЖ. Анализируя ответы на дополнительные вопросы, мы выяснили, что ведение этими учителями ЗОЖ заключается в непереедании, подвижности, активном общении, а неведение – в невозможности удержаться от ссор и придерживаться рационального питания. Таким образом, можна констатировать, что 21% опрошенных не ведут или ведут несистематически ЗОЖ, что тоже приравнивается к первому, в то время как большинство учителей (79%) придерживаются, по их мнению, ЗОЖ. Информация о понимании испытуемыми ЗОЖ и его компонентов представлена в таблице 2.
Как видим, компоненты ЗОЖ опрошенных есть общепринятыми, типичными для большинства людей, а значит учителя не вырабатывают свои индивидуальные, эффективные в каждом отдельном случае, компоненты ЗОЖ.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: учителя утверждают, что придерживаются ЗОЖ, но при этом имеют нечёткое представление о понятии здоровье, ЗОЖ, его компонентах и оценивают свое здоровье как среднее, что позволяет констатировать необходимость популяризации среди учителей информации о ЗОЖ и здоровье в целом.
Однако, возникает вполне закономерное сомнение: возможно ли побудить к ведению ЗОЖ уже сформировавшуюся личность. Этот процесс, на наш взгляд, нужно начинать значительно раньше: на этапе профессинальной подготовки педагогов. Ведь именно этот период является ключевым в становлении личности будущего учителя: его ценностей, взглядов, убеждений. Мы считаем, что ЗОЖ является главным условием педагогической деятельности и должен быть основой инновационного подхода к подготовке будущих учителей. Ведь именно ЗОЖ обеспечивает сохранение и укрепление здоровья педагога, а значит является составляющей его стиля.
Однако, недостаточно просто давать информацию или говорить о важности ЗОЖ, нужно обеспечивать осознание студентами ценности здоровья, формировать у них потребность в ЗОЖ, мотивировать их на систематическую заботу о своём здоровье. Мы предлагаем системный подход к формированию потребности в ЗОЖ, который включает 4 этапа групповой работы студентов-будущих учителей. К этим этапам относятся:
* осознание студентами ценности собственного здоровья;
* получение будущими учителями знаний, умений и навыков по ЗОЖ;
* использование на практике знаний, умений и навыков по ЗОЖ;
* формирование и реализация собственных способов сохранения и укрепления здоровья .
Мы уверены, что методы активного социально-психологического обучения обеспечат не только формирование потребности в ЗОЖ у будущих учителей, повышение качества их жизни, но и будут способствовать развитию комуникативных навыков, самопознанию, саморазвитию и т.д. Следовательно, ЗОЖ – непременное условие эффективной педагогической деятельности будущих учителей.
- 1. Оржеховська В.М. Педагогіка здорового способу життя / В.М. Оржеховська // Проблеми освіти: Наук.-метод. зб. / Кол. авт. – К.: Інститут інноваційних технологій і змісту освіти, 2006. – Вип. 48. – 223 с.
- 2. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2005. – 351 с.
- 3. Health Psychology: Clinical Methods and Research / C.K. Prokop, L.A. Bradley, T.G. Burich a.o. – New York; Toronto: Masmillan Publishing Company, 1991. – 108 p.