Алиева Э.Ю. Развитие личности студентов через формирование их способности к самостоятельному жизненному выбору
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
(Одна проміжна версія одного користувача не показана) | |||
Рядок 1: | Рядок 1: | ||
<p align=justify>'''[[Алиева Э.Ю.]]''' - аспирантка кафедры психологии Института философского образования и науки [[НПУ ім. М.П. Драгоманова|Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова]].</p align=justify> | <p align=justify>'''[[Алиева Э.Ю.]]''' - аспирантка кафедры психологии Института философского образования и науки [[НПУ ім. М.П. Драгоманова|Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова]].</p align=justify> | ||
− | В условиях развития независимого государства, интенсивного развития производства, увеличения информационного обеспечения и темпа жизни, кризисных явлений в социальном и экономическом развитии остро встает проблема образа нового гражданина развитой страны. По нашему мнению, молодое поколение для достижения успеха в жизни, максимальной эффективности и пользы для общества должно направлять свои усилия не только на формирование высокого интеллектуального уровня, профессиональной квалификации и продуктивной способности, а и на личностное развитие. Становление общественно активной и гармонично развитой личности во многом зависит от личных усилий самого человека, ориентированных на самосовершенствование и самореализацию как непременного условия достижения успеха в жизни, в частности, способности самостоятельно ставить перед собой цели, быстро находить эффективные пути их достижения, реализовывать их на практике и брать ответственность за свои решения и поведение. На сегодняшний день, к сожалению, наблюдается тенденция к инфантильности молодежи, характеризующаяся низким уровнем развития целеполагания и произвольности поведения, неспособностью предвидеть последствия и отвечать за свои ошибки. | + | <p align=justify> В условиях развития независимого государства, интенсивного развития производства, увеличения информационного обеспечения и темпа жизни, кризисных явлений в социальном и экономическом развитии остро встает проблема образа нового гражданина развитой страны. По нашему мнению, молодое поколение для достижения успеха в жизни, максимальной эффективности и пользы для общества должно направлять свои усилия не только на формирование высокого интеллектуального уровня, профессиональной квалификации и продуктивной способности, а и на личностное развитие. Становление общественно активной и гармонично развитой личности во многом зависит от личных усилий самого человека, ориентированных на самосовершенствование и самореализацию как непременного условия достижения успеха в жизни, в частности, способности самостоятельно ставить перед собой цели, быстро находить эффективные пути их достижения, реализовывать их на практике и брать ответственность за свои решения и поведение. На сегодняшний день, к сожалению, наблюдается тенденция к инфантильности молодежи, характеризующаяся низким уровнем развития целеполагания и произвольности поведения, неспособностью предвидеть последствия и отвечать за свои ошибки.</p align=justify> |
− | Такое положение вещей обуславливает актуальность исследования, а также разработки специальных инновационных методов развития личности студентов через формирование их способности к самостоятельному жизненному выбору. | + | <p align=justify> Такое положение вещей обуславливает актуальность исследования, а также разработки специальных инновационных методов развития личности студентов через формирование их способности к самостоятельному жизненному выбору.</p align=justify> |
− | Студенчество – часть взрослого населения, которая объединяется понятием "молодежь" и характеризуется такими возрастными границами, как 17-23 лет. Данный возрастной период, по нашему мнению, отличается от других, тем, что именно на протяжении его протекания происходит проверка возможностей, способностей и возможности вести самостоятельный образ жизни. Все проблемы, которые возникали перед старшими школьниками как чисто теоретические и отдаленные, становятся для студентов проблемами практическими. Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается трудностями: изменяются привычные условия жизни. Поступление в высшее учебное заведение ведет к изменению социального окружения, получению нового статуса, повышению требований, коренной реорганизации режима обучения, проживания в общежитии, оторванности от семьи, распределения собственного бюджета, рационального использования свободного времени, что требует от вчерашнего школьника интенсивного вхождения в новое окружение, в новые условия учебно-воспитательной деятельности. Такой переход сопровождается противоречиями и переориентацией привычных жизненных представлений. С одной стороны, расцвет интеллектуальных, моральных, физических возможностей студента, а с другой – ограниченность времени, сил, экономических ресурсов для удовлетворения потребностей. Итак, самостоятельность, которая должна была формироваться на протяжении всего детства под влиянием семьи и учебных заведений, в студенческом возрасте набирает практического характера, требует тщательного изучения и в случае ее недостаточной сформированности – коррекции и развития. | + | <p align=justify> Студенчество – часть взрослого населения, которая объединяется понятием "молодежь" и характеризуется такими возрастными границами, как 17-23 лет. Данный возрастной период, по нашему мнению, отличается от других, тем, что именно на протяжении его протекания происходит проверка возможностей, способностей и возможности вести самостоятельный образ жизни. Все проблемы, которые возникали перед старшими школьниками как чисто теоретические и отдаленные, становятся для студентов проблемами практическими. Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается трудностями: изменяются привычные условия жизни. Поступление в высшее учебное заведение ведет к изменению социального окружения, получению нового статуса, повышению требований, коренной реорганизации режима обучения, проживания в общежитии, оторванности от семьи, распределения собственного бюджета, рационального использования свободного времени, что требует от вчерашнего школьника интенсивного вхождения в новое окружение, в новые условия учебно-воспитательной деятельности. Такой переход сопровождается противоречиями и переориентацией привычных жизненных представлений. С одной стороны, расцвет интеллектуальных, моральных, физических возможностей студента, а с другой – ограниченность времени, сил, экономических ресурсов для удовлетворения потребностей. Итак, самостоятельность, которая должна была формироваться на протяжении всего детства под влиянием семьи и учебных заведений, в студенческом возрасте набирает практического характера, требует тщательного изучения и в случае ее недостаточной сформированности – коррекции и развития.</p align=justify> |
− | Проблема жизненного выбора основательно изучалась в философских и психологических работах зарубежных, советских и отечественных ученых. Понятие «выбор» с точки зрения философии рассматривается как характеристика индивида и его индивидуальной свободы во многих философских работах. Как считает Т.М. Титаренко, жизненный выбор – это стратегическое решение, которое стимулируется определенными жизненными событиями и определяет дальнейшее направление саморазвития личности [2]. Сама возможность выбора, по мнению В.Винс, определяется тем, что человек наделен особой чертой – способностью к личностному самоопределению, в котором сам феномен выбора играет решающую роль, поскольку помогает человеку подняться над обстоятельствами. Выбор становится основой деятельности, а степень свободы выбора, принятия или непринятия внешних условий своего существования и внутренних принципов поведения выступает одним из основных факторов в жизни человека, в его психологической культуре [1]. | + | <p align=justify> Проблема жизненного выбора основательно изучалась в философских и психологических работах зарубежных, советских и отечественных ученых. Понятие «выбор» с точки зрения философии рассматривается как характеристика индивида и его индивидуальной свободы во многих философских работах. Как считает Т.М. Титаренко, жизненный выбор – это стратегическое решение, которое стимулируется определенными жизненными событиями и определяет дальнейшее направление саморазвития личности [2]. Сама возможность выбора, по мнению В.Винс, определяется тем, что человек наделен особой чертой – способностью к личностному самоопределению, в котором сам феномен выбора играет решающую роль, поскольку помогает человеку подняться над обстоятельствами. Выбор становится основой деятельности, а степень свободы выбора, принятия или непринятия внешних условий своего существования и внутренних принципов поведения выступает одним из основных факторов в жизни человека, в его психологической культуре [1].</p align=justify> |
− | Можно выделить следующие основные этапы осуществления жизненного выбора, которые одновременно могут рассматриваться и как элементы его структуры. На первом этапе – настоящее перестает устраивать человека, перед ним начинает маячить новое качество жизни, новый образ желаемого будущего. Он начинает выбор себя (самовыбирание, самоопределение), актуализируя новое "я-идеальное". Стремление к идеалу и является основой устойчивого желания выбирать, является стартом этой сложной, ответственной деятельности. На втором этапе источником очередного жизненного замысла становится мечта о лучшей жизни, яркий, но не очень четкий и устойчивый образ нового, другого будущего. Переменная мечта трансформируется в надежду, как способность этот меняющийся облик удерживать в течение длительного времени, создавать устойчивую установку активно стремиться, достигать этого будущего. На третьем этапе определяются достаточно конкретные условия завершения процесса выбора и достижения результата: кардинальная трансформация "я-реального", возникновение обновленного мировоззрения и появление первых очертаний нового "я-идеального". Откорректированный жизненный замысел приобретает ту определенность, которая необходима для развертывания нового этапа жизнедеятельности. Когда надежда максимально детализируется, уточняется, возникает программа реализации жизненного замысла [2]. | + | <p align=justify> Можно выделить следующие основные этапы осуществления жизненного выбора, которые одновременно могут рассматриваться и как элементы его структуры. На первом этапе – настоящее перестает устраивать человека, перед ним начинает маячить новое качество жизни, новый образ желаемого будущего. Он начинает выбор себя (самовыбирание, самоопределение), актуализируя новое "я-идеальное". Стремление к идеалу и является основой устойчивого желания выбирать, является стартом этой сложной, ответственной деятельности. На втором этапе источником очередного жизненного замысла становится мечта о лучшей жизни, яркий, но не очень четкий и устойчивый образ нового, другого будущего. Переменная мечта трансформируется в надежду, как способность этот меняющийся облик удерживать в течение длительного времени, создавать устойчивую установку активно стремиться, достигать этого будущего. На третьем этапе определяются достаточно конкретные условия завершения процесса выбора и достижения результата: кардинальная трансформация "я-реального", возникновение обновленного мировоззрения и появление первых очертаний нового "я-идеального". Откорректированный жизненный замысел приобретает ту определенность, которая необходима для развертывания нового этапа жизнедеятельности. Когда надежда максимально детализируется, уточняется, возникает программа реализации жизненного замысла [2].</p align=justify> |
− | Таким образом, способность делать самостоятельный жизненный выбор, по мнению ученых, возникает у сложившейся, взрослой личности, которая на ранних возрастных этапах проявляет такую сложную ответственную деятельность как выбор, активность и независимость. Следует отметить, что, несмотря, на значительное количество исследований сущности жизненных выборов, изучение уровня их самостоятельности остается, по нашему мнению, недостаточно. | + | <p align=justify> Таким образом, способность делать самостоятельный жизненный выбор, по мнению ученых, возникает у сложившейся, взрослой личности, которая на ранних возрастных этапах проявляет такую сложную ответственную деятельность как выбор, активность и независимость. Следует отметить, что, несмотря, на значительное количество исследований сущности жизненных выборов, изучение уровня их самостоятельности остается, по нашему мнению, недостаточно. |
− | Изучение проблемы самостоятельности является актуальным, как в зарубежной, так и отечественной психологии. Взгляды на этот феномен различаются в зависимости от принадлежности ученых к определенной парадигме или направлению, их специфике и особенностям. | + | Изучение проблемы самостоятельности является актуальным, как в зарубежной, так и отечественной психологии. Взгляды на этот феномен различаются в зависимости от принадлежности ученых к определенной парадигме или направлению, их специфике и особенностям.</p align=justify> |
− | Э.Фромм связывает самостоятельность человека со свободой. Он считает, что человек сам определяет меру своей самостоятельности, при этом рассматривает положительную свободу как главное условие роста и развития человека, связывая ее со спонтанностью, целостностью, креативностью и биофилией - стремлением к жизнеутверждению [4]. По мнению В. Франкла, человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется, прежде всего, ценностями и смыслами, локализованными в личности. Самостоятельность же вытекает из фундаментальных антропологических способностей человека к самодистанцированию (принятие позиции по отношению к самому себе) и самотрансценденции (выход за пределы себя как данность, преодоление себя). Обладая такими способностями, человек свободен даже по отношению к самому себе, может подняться над собой, выйти за пределы [3]. Р.Мей рассматривает понятие самостоятельности в связи с проблемой детерминизма: чем больше человек развивается, тем более самостоятельным он становится. Р.Мей говорит о том, что самостоятельность - это способность человека управлять своим развитием, тесно связана с самосознанием, гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям [6]. | + | <p align=justify> Э.Фромм связывает самостоятельность человека со свободой. Он считает, что человек сам определяет меру своей самостоятельности, при этом рассматривает положительную свободу как главное условие роста и развития человека, связывая ее со спонтанностью, целостностью, креативностью и биофилией - стремлением к жизнеутверждению [4]. По мнению В. Франкла, человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется, прежде всего, ценностями и смыслами, локализованными в личности. Самостоятельность же вытекает из фундаментальных антропологических способностей человека к самодистанцированию (принятие позиции по отношению к самому себе) и самотрансценденции (выход за пределы себя как данность, преодоление себя). Обладая такими способностями, человек свободен даже по отношению к самому себе, может подняться над собой, выйти за пределы [3]. Р.Мей рассматривает понятие самостоятельности в связи с проблемой детерминизма: чем больше человек развивается, тем более самостоятельным он становится. Р.Мей говорит о том, что самостоятельность - это способность человека управлять своим развитием, тесно связана с самосознанием, гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям [6].</p align=justify> |
− | Тенденции, характерные для зарубежной психологической науки, можно отметить и в отечественной психологии. Отечественные психологи также уделяют много внимания проблеме детерминизма в формировании самостоятельности, согласно которому указанное качество личности является результатом интериоризации продуктов сотрудничества в системе "взрослый - ребенок". Они утверждают, что существуют, как внешние, так и внутренние факторы, влияющие на формирование самостоятельности. Но, следует отметить, что на сегодняшний день постепенно происходит переход от концепций, объясняющих поведение человека внешними детерминантами к теориям, в которых на первый план выходят внутренние качества человека, которые позволяют ему самому определять свой жизненный путь. | + | <p align=justify> Тенденции, характерные для зарубежной психологической науки, можно отметить и в отечественной психологии. Отечественные психологи также уделяют много внимания проблеме детерминизма в формировании самостоятельности, согласно которому указанное качество личности является результатом интериоризации продуктов сотрудничества в системе "взрослый - ребенок". Они утверждают, что существуют, как внешние, так и внутренние факторы, влияющие на формирование самостоятельности. Но, следует отметить, что на сегодняшний день постепенно происходит переход от концепций, объясняющих поведение человека внешними детерминантами к теориям, в которых на первый план выходят внутренние качества человека, которые позволяют ему самому определять свой жизненный путь.</p align=justify> |
− | На основе анализа психологической литературы нами был сделан вывод о том, что самостоятельное поведение личности квалифицируется различными авторами как способ действий, свидетельствующий про характер инициативности, независимости, оптимистического отношения растущей личности к трудностям, а самостоятельность рассматривается как относительно устойчивое личностное становление, тенденция поведения, проявление активности, которая приобретает устойчивые формы, превращается в личностное качество, характеризуясь повторяемостью определенного стиля и стратегии. | + | <p align=justify> На основе анализа психологической литературы нами был сделан вывод о том, что самостоятельное поведение личности квалифицируется различными авторами как способ действий, свидетельствующий про характер инициативности, независимости, оптимистического отношения растущей личности к трудностям, а самостоятельность рассматривается как относительно устойчивое личностное становление, тенденция поведения, проявление активности, которая приобретает устойчивые формы, превращается в личностное качество, характеризуясь повторяемостью определенного стиля и стратегии.</p align=justify> |
− | Обобщая результаты исследований проблемы самостоятельности, нами был сделан вывод о том, что ученые выделили ряд личностных особенностей, которые определяют сущность самостоятельности и связанных с ней психических явлений. Среди них: умение ставить цели; адекватная самооценка; активность или проактивность; инициативность, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях; настойчивость; смелость, умение преодолевать внутренние и внешние препятствия; саморегуляция; способность мыслить и анализировать, интеллектуальность; критичность; нестандартность, творчество мышления; независимость, социальная автономность, нонконформность, умение сохранять собственное мнение вопреки внешнему давлению; ответственность, интернальный локус контроля, склонность брать на себя ответственность за важные события своей жизни, а не обвинять в них других людей, объективные обстоятельства или судьбу. | + | <p align=justify> Обобщая результаты исследований проблемы самостоятельности, нами был сделан вывод о том, что ученые выделили ряд личностных особенностей, которые определяют сущность самостоятельности и связанных с ней психических явлений. Среди них: умение ставить цели; адекватная самооценка; активность или проактивность; инициативность, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях; настойчивость; смелость, умение преодолевать внутренние и внешние препятствия; саморегуляция; способность мыслить и анализировать, интеллектуальность; критичность; нестандартность, творчество мышления; независимость, социальная автономность, нонконформность, умение сохранять собственное мнение вопреки внешнему давлению; ответственность, интернальный локус контроля, склонность брать на себя ответственность за важные события своей жизни, а не обвинять в них других людей, объективные обстоятельства или судьбу.</p align=justify> |
− | Наличие большого количества личностных особенностей, которые определяют сущность самостоятельности, требует их структуризации и выделения логически обоснованных компонентов. Так, исследователь Д.А. Циринг изучает самостоятельность через анализ ее структурных компонентов, состоящих из комплекса различных личностных особенностей. | + | <p align=justify> Наличие большого количества личностных особенностей, которые определяют сущность самостоятельности, требует их структуризации и выделения логически обоснованных компонентов. Так, исследователь Д.А. Циринг изучает самостоятельность через анализ ее структурных компонентов, состоящих из комплекса различных личностных особенностей.</p align=justify> |
− | Структура самостоятельности, по Д.А. Циринг, помогает обобщить большое количество личностных особенностей, но, по нашему мнению, кроме представленных компонентов, необходимо обязательно выделить поведенческий компонент, характеризующийся такими чертами, как активность, адаптация, независимость и самореализация, а к когнитивному компоненту добавить умение ставить цели и наличие собственных ценностных ориентаций [5]. | + | <p align=justify> Структура самостоятельности, по Д.А. Циринг, помогает обобщить большое количество личностных особенностей, но, по нашему мнению, кроме представленных компонентов, необходимо обязательно выделить поведенческий компонент, характеризующийся такими чертами, как активность, адаптация, независимость и самореализация, а к когнитивному компоненту добавить умение ставить цели и наличие собственных ценностных ориентаций [5].</p align=justify> |
− | Итак, исходя из теоретического психологического анализа проблемы самостоятельности, можно сделать вывод о том, что понятие «самостоятельность» трактуется зарубежными и отечественными авторами по-разному в связи с ее многокомпонентной структурой. На основе обобщения теоретического анализа психологической литературы по проблемам самостоятельности и жизненного выбора, нами было сформулировано определение предмета нашего исследования. Таким образом, способность к самостоятельному жизненному выбору - это интегрированное свойство личности, обладающее многокомпонентной структурой и характеризуещееся сочетанием специфических личностных особенностей (уверенностью в себе, низкими показателями тревожности и фрустрированности, интернальным локусом контроля, креативностью, силой воли, целеустремленностью, ответственностью, активностью, независимостью и самореализацией), направленных на активное преобразование действительности и управление личной жизнедеятельностью на основе собственных ценностных ориентаций. | + | <p align=justify> Итак, исходя из теоретического психологического анализа проблемы самостоятельности, можно сделать вывод о том, что понятие «самостоятельность» трактуется зарубежными и отечественными авторами по-разному в связи с ее многокомпонентной структурой. На основе обобщения теоретического анализа психологической литературы по проблемам самостоятельности и жизненного выбора, нами было сформулировано определение предмета нашего исследования. Таким образом, способность к самостоятельному жизненному выбору - это интегрированное свойство личности, обладающее многокомпонентной структурой и характеризуещееся сочетанием специфических личностных особенностей (уверенностью в себе, низкими показателями тревожности и фрустрированности, интернальным локусом контроля, креативностью, силой воли, целеустремленностью, ответственностью, активностью, независимостью и самореализацией), направленных на активное преобразование действительности и управление личной жизнедеятельностью на основе собственных ценностных ориентаций. |
− | Опираясь на выше сказанное, можно сделать вывод о том, что развитие личности студентов возможно через формирование их способности к самостоятельному жизненному выбору путем развития выше указанных личностных особенностей (когнитивных, эмоциональных, мотивационных, волевых, поведенческих) с помощью активных социально-психологических методов обучения. | + | Опираясь на выше сказанное, можно сделать вывод о том, что развитие личности студентов возможно через формирование их способности к самостоятельному жизненному выбору путем развития выше указанных личностных особенностей (когнитивных, эмоциональных, мотивационных, волевых, поведенческих) с помощью активных социально-психологических методов обучения.</p align=justify> |
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | <center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | ||
* 1.Вінc В. До проблеми становлення особистісного вибору в період дорослішання // Гуманітарний вісник державного вищого навчального закладу, 2011. - Вип. 20 : Педагогіка. Психология. Філософія. - С. 499-504. | * 1.Вінc В. До проблеми становлення особистісного вибору в період дорослішання // Гуманітарний вісник державного вищого навчального закладу, 2011. - Вип. 20 : Педагогіка. Психология. Філософія. - С. 499-504. | ||
Рядок 24: | Рядок 24: | ||
− | + | [[Категорія:Статті російською мовою]] | |
[[Категорія:Наукові праці]] | [[Категорія:Наукові праці]] | ||
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | [[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | ||
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]] | [[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]] | ||
[[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]] | [[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]] | ||
− | [[Категорія:Статті з | + | [[Категорія:Статті з психології]] |
[[Категорія:Для аспірантів]] | [[Категорія:Для аспірантів]] | ||
[[Категорія:Для магістрантів]] | [[Категорія:Для магістрантів]] | ||
[[Категорія:Для науковців]] | [[Категорія:Для науковців]] | ||
[[Категорія:Для студентів]] | [[Категорія:Для студентів]] |
Поточна версія на 19:42, 12 червня 2013
Алиева Э.Ю. - аспирантка кафедры психологии Института философского образования и науки Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова.
В условиях развития независимого государства, интенсивного развития производства, увеличения информационного обеспечения и темпа жизни, кризисных явлений в социальном и экономическом развитии остро встает проблема образа нового гражданина развитой страны. По нашему мнению, молодое поколение для достижения успеха в жизни, максимальной эффективности и пользы для общества должно направлять свои усилия не только на формирование высокого интеллектуального уровня, профессиональной квалификации и продуктивной способности, а и на личностное развитие. Становление общественно активной и гармонично развитой личности во многом зависит от личных усилий самого человека, ориентированных на самосовершенствование и самореализацию как непременного условия достижения успеха в жизни, в частности, способности самостоятельно ставить перед собой цели, быстро находить эффективные пути их достижения, реализовывать их на практике и брать ответственность за свои решения и поведение. На сегодняшний день, к сожалению, наблюдается тенденция к инфантильности молодежи, характеризующаяся низким уровнем развития целеполагания и произвольности поведения, неспособностью предвидеть последствия и отвечать за свои ошибки.
Такое положение вещей обуславливает актуальность исследования, а также разработки специальных инновационных методов развития личности студентов через формирование их способности к самостоятельному жизненному выбору.
Студенчество – часть взрослого населения, которая объединяется понятием "молодежь" и характеризуется такими возрастными границами, как 17-23 лет. Данный возрастной период, по нашему мнению, отличается от других, тем, что именно на протяжении его протекания происходит проверка возможностей, способностей и возможности вести самостоятельный образ жизни. Все проблемы, которые возникали перед старшими школьниками как чисто теоретические и отдаленные, становятся для студентов проблемами практическими. Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается трудностями: изменяются привычные условия жизни. Поступление в высшее учебное заведение ведет к изменению социального окружения, получению нового статуса, повышению требований, коренной реорганизации режима обучения, проживания в общежитии, оторванности от семьи, распределения собственного бюджета, рационального использования свободного времени, что требует от вчерашнего школьника интенсивного вхождения в новое окружение, в новые условия учебно-воспитательной деятельности. Такой переход сопровождается противоречиями и переориентацией привычных жизненных представлений. С одной стороны, расцвет интеллектуальных, моральных, физических возможностей студента, а с другой – ограниченность времени, сил, экономических ресурсов для удовлетворения потребностей. Итак, самостоятельность, которая должна была формироваться на протяжении всего детства под влиянием семьи и учебных заведений, в студенческом возрасте набирает практического характера, требует тщательного изучения и в случае ее недостаточной сформированности – коррекции и развития.
Проблема жизненного выбора основательно изучалась в философских и психологических работах зарубежных, советских и отечественных ученых. Понятие «выбор» с точки зрения философии рассматривается как характеристика индивида и его индивидуальной свободы во многих философских работах. Как считает Т.М. Титаренко, жизненный выбор – это стратегическое решение, которое стимулируется определенными жизненными событиями и определяет дальнейшее направление саморазвития личности [2]. Сама возможность выбора, по мнению В.Винс, определяется тем, что человек наделен особой чертой – способностью к личностному самоопределению, в котором сам феномен выбора играет решающую роль, поскольку помогает человеку подняться над обстоятельствами. Выбор становится основой деятельности, а степень свободы выбора, принятия или непринятия внешних условий своего существования и внутренних принципов поведения выступает одним из основных факторов в жизни человека, в его психологической культуре [1].
Можно выделить следующие основные этапы осуществления жизненного выбора, которые одновременно могут рассматриваться и как элементы его структуры. На первом этапе – настоящее перестает устраивать человека, перед ним начинает маячить новое качество жизни, новый образ желаемого будущего. Он начинает выбор себя (самовыбирание, самоопределение), актуализируя новое "я-идеальное". Стремление к идеалу и является основой устойчивого желания выбирать, является стартом этой сложной, ответственной деятельности. На втором этапе источником очередного жизненного замысла становится мечта о лучшей жизни, яркий, но не очень четкий и устойчивый образ нового, другого будущего. Переменная мечта трансформируется в надежду, как способность этот меняющийся облик удерживать в течение длительного времени, создавать устойчивую установку активно стремиться, достигать этого будущего. На третьем этапе определяются достаточно конкретные условия завершения процесса выбора и достижения результата: кардинальная трансформация "я-реального", возникновение обновленного мировоззрения и появление первых очертаний нового "я-идеального". Откорректированный жизненный замысел приобретает ту определенность, которая необходима для развертывания нового этапа жизнедеятельности. Когда надежда максимально детализируется, уточняется, возникает программа реализации жизненного замысла [2].
Таким образом, способность делать самостоятельный жизненный выбор, по мнению ученых, возникает у сложившейся, взрослой личности, которая на ранних возрастных этапах проявляет такую сложную ответственную деятельность как выбор, активность и независимость. Следует отметить, что, несмотря, на значительное количество исследований сущности жизненных выборов, изучение уровня их самостоятельности остается, по нашему мнению, недостаточно. Изучение проблемы самостоятельности является актуальным, как в зарубежной, так и отечественной психологии. Взгляды на этот феномен различаются в зависимости от принадлежности ученых к определенной парадигме или направлению, их специфике и особенностям.
Э.Фромм связывает самостоятельность человека со свободой. Он считает, что человек сам определяет меру своей самостоятельности, при этом рассматривает положительную свободу как главное условие роста и развития человека, связывая ее со спонтанностью, целостностью, креативностью и биофилией - стремлением к жизнеутверждению [4]. По мнению В. Франкла, человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется, прежде всего, ценностями и смыслами, локализованными в личности. Самостоятельность же вытекает из фундаментальных антропологических способностей человека к самодистанцированию (принятие позиции по отношению к самому себе) и самотрансценденции (выход за пределы себя как данность, преодоление себя). Обладая такими способностями, человек свободен даже по отношению к самому себе, может подняться над собой, выйти за пределы [3]. Р.Мей рассматривает понятие самостоятельности в связи с проблемой детерминизма: чем больше человек развивается, тем более самостоятельным он становится. Р.Мей говорит о том, что самостоятельность - это способность человека управлять своим развитием, тесно связана с самосознанием, гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям [6].
Тенденции, характерные для зарубежной психологической науки, можно отметить и в отечественной психологии. Отечественные психологи также уделяют много внимания проблеме детерминизма в формировании самостоятельности, согласно которому указанное качество личности является результатом интериоризации продуктов сотрудничества в системе "взрослый - ребенок". Они утверждают, что существуют, как внешние, так и внутренние факторы, влияющие на формирование самостоятельности. Но, следует отметить, что на сегодняшний день постепенно происходит переход от концепций, объясняющих поведение человека внешними детерминантами к теориям, в которых на первый план выходят внутренние качества человека, которые позволяют ему самому определять свой жизненный путь.
На основе анализа психологической литературы нами был сделан вывод о том, что самостоятельное поведение личности квалифицируется различными авторами как способ действий, свидетельствующий про характер инициативности, независимости, оптимистического отношения растущей личности к трудностям, а самостоятельность рассматривается как относительно устойчивое личностное становление, тенденция поведения, проявление активности, которая приобретает устойчивые формы, превращается в личностное качество, характеризуясь повторяемостью определенного стиля и стратегии.
Обобщая результаты исследований проблемы самостоятельности, нами был сделан вывод о том, что ученые выделили ряд личностных особенностей, которые определяют сущность самостоятельности и связанных с ней психических явлений. Среди них: умение ставить цели; адекватная самооценка; активность или проактивность; инициативность, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях; настойчивость; смелость, умение преодолевать внутренние и внешние препятствия; саморегуляция; способность мыслить и анализировать, интеллектуальность; критичность; нестандартность, творчество мышления; независимость, социальная автономность, нонконформность, умение сохранять собственное мнение вопреки внешнему давлению; ответственность, интернальный локус контроля, склонность брать на себя ответственность за важные события своей жизни, а не обвинять в них других людей, объективные обстоятельства или судьбу.
Наличие большого количества личностных особенностей, которые определяют сущность самостоятельности, требует их структуризации и выделения логически обоснованных компонентов. Так, исследователь Д.А. Циринг изучает самостоятельность через анализ ее структурных компонентов, состоящих из комплекса различных личностных особенностей.
Структура самостоятельности, по Д.А. Циринг, помогает обобщить большое количество личностных особенностей, но, по нашему мнению, кроме представленных компонентов, необходимо обязательно выделить поведенческий компонент, характеризующийся такими чертами, как активность, адаптация, независимость и самореализация, а к когнитивному компоненту добавить умение ставить цели и наличие собственных ценностных ориентаций [5].
Итак, исходя из теоретического психологического анализа проблемы самостоятельности, можно сделать вывод о том, что понятие «самостоятельность» трактуется зарубежными и отечественными авторами по-разному в связи с ее многокомпонентной структурой. На основе обобщения теоретического анализа психологической литературы по проблемам самостоятельности и жизненного выбора, нами было сформулировано определение предмета нашего исследования. Таким образом, способность к самостоятельному жизненному выбору - это интегрированное свойство личности, обладающее многокомпонентной структурой и характеризуещееся сочетанием специфических личностных особенностей (уверенностью в себе, низкими показателями тревожности и фрустрированности, интернальным локусом контроля, креативностью, силой воли, целеустремленностью, ответственностью, активностью, независимостью и самореализацией), направленных на активное преобразование действительности и управление личной жизнедеятельностью на основе собственных ценностных ориентаций. Опираясь на выше сказанное, можно сделать вывод о том, что развитие личности студентов возможно через формирование их способности к самостоятельному жизненному выбору путем развития выше указанных личностных особенностей (когнитивных, эмоциональных, мотивационных, волевых, поведенческих) с помощью активных социально-психологических методов обучения.
- 1.Вінc В. До проблеми становлення особистісного вибору в період дорослішання // Гуманітарний вісник державного вищого навчального закладу, 2011. - Вип. 20 : Педагогіка. Психология. Філософія. - С. 499-504.
- 2. Особистісний вибір: психологія відчаю та надії / за ред. Титаренко Т.М. – К.: Міленіум, 2005. – 336 с.
- 3. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. – 342 с.
- 4. Фромм.Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – С. 1-75.
- 5. Циринг Д.А. Самостоятельность и беспомощность у студентов высших учебных заведений// Высшее образование сегодня. – 2008. - № 6. – С.48-50.
- 6. May R. Freedom and destiny N. Y.: Norton, 1981.