Арзанбаева Б.О., Идрисова Ж.И. Особенности инновационной педагогической деятельности будущего специалиста дошкольного профиля

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

   Стратегия модернизации казахстанского образования требует сегодня от современной дошкольной организации высокого качества подготовки детей к школе. Для того чтобы реализовать эту задачу, дошкольная организация должна иметь высокопрофессиональный состав педагогических кадров, которые являются носителями новой системы профессионально-педагогических ценностей, обладают высоким уровнем профессиональной компетентности, способны к профессионально-личностному развитию и саморазвитию, самореализации в педагогическом творчестве. От будущего воспитателя требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях, внедрять инновационные процессы в систему дошкольного образования.

   Инновации (англ.Innovation-нововведение) – внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки[1]. Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику. Общепризнанной трактовки «инновация в образовании» пока нет ни в педагогической литературе, ни в самой инно¬вационной образовательной среде. В работе А.И.Пригожина дается такое определение: нововведение (инновация) - это целенаправленное измене¬ние, которое вносит в определенную социальную единицу - организацию, посе¬ление, общество, группу - новые, относительно стабильные элементы[2]. Э. Днепров считает, что это «деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового в образо¬вании» [3].Б. Сазонов связывает ее с чем-то новым, «имеющим обще¬ственную значимость и являющимся продуктом творчества». М. Кларин подчеркивает, что «это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются измене¬ниями в области деятельности, стиле мышления» [4].Т.И. Шамова имеет в виду новшество, введение которого в практику вводит к обновлению[5].

   Для того чтобы какое-либо изменение можно было признать инновационным, это изменение должно обладать свойством новизны. В инноватике различают новизну абсолютную и относительную. Абсолютной новизной обладают принципиально неизвестные до сих пор новшества, которые в случае их реализации становятся радикальными нововведениями.

   Относительная новизна имеет разные варианты. Она может быть местной. Это означает, что новшество уже где-то применялось, но здесь — впервые. Или же может быть, что данное новшество нигде ещё не использовалось, но в других местах имеются его аналоги. Когда новшество подразумевает обновление какой-то части целого, то это тоже относительная новизна. Помимо новизны новшество должно обладать инновационным потенциалом, то есть способностью давать на протяжении достаточно длительного времени полезный результат от своего использования.

   В своем исследовании мы опирались на методологические идеи об инновациях в образовании, разработанные в трудах отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, педагогов:

  • выявлены концептуальные основы педагогической инноватики (В.И.Загвязинский [6], Н.Д.Никандров [7], Л.С.Подымова [8], С.Д.Поляков [9], Н.Р.Юсуфбекова [10] и др.);

  • обоснованы методологические основы развития инноваций в образовании (Ж.Аллак [11], Б.С.Гершунский [12], Э.Д.Днепров [3], Э.Дюркгейм [13], Ю.С.Колесников [14], Ф.Кумбс [15] и др.);

  • сформулированы инновационные подходы в науке и образовании (Ю.Г.Волков [16], Г.И. Герасимов [17], А.Г. Кругликов [18] и др.);

   Большой интерес представляют работы казахстанских ученых, где представлен широкий спектр рассмотрения инновационной проблематики:

  • развитие информационных технологий (А.А. Абдукадыров [19], Е.И.Бидайбеков [20], Б.Бурибаев [21], Б. Баймуханов [22], Д.Д. Джусубалиева [23] и др.);

  • развитие педагогической инноватики (С.А.Абдыманапов [24], Е.З.Батталханов [25], Т.О.Балыкбаев [26], Е.О.Жуматаева [27], С.Н.Лактионова [28], Ш.Т.Таубаева [29], Б.А. Тургунбаева [30] и др.);

  • развитие инновационных школ (А.Е. Абылкасымова [31], М.Ж. Жадрина [32], Т.А. Линчевская [33], К.Л. Кабдолова [34], Г.А. Уманов [35] и др.);

  • инновационная деятельность учителя (Г.К. Ахметова [36], Л.А.Байсерке [37], К.Б.Болеев [38], В.А. Ким [39], С.Ж.Пралиев [40] и др.).

   Инновации всегда сопровождают педагогическую деятельность. Для реализации активности личности и ее инновационной деятельности сейчас имеются большие возможности. Этому способствует ряд изменений, происходящих в жизни и отражающихся в мышлении человека. Главное из них - снятие ограничений в профессиональной деятельности, это позволяет воспринимать значительно более широкий круг внешних явлений. Уменьшение предвзятых, а главное, навязываемых мнений и суждений и увеличение потока информации обеспечивает необходимую свободу действий, своевременное реагирование на внешние изменения. Как следствие этого воспитатель приобретает очень важные способности: готовность к реагированию на неожиданности, готовность к принятию самостоятельных решений, требующих риска, готовность нести за них ответственность, критичность в оценке своих и чужих действий.

   Модель инновационной деятельности складывается из двух взаимодополняющих частей. Первая строится через изменение мотивационных отношений - путем подражания, заражения, имитации, моделирования. Она определяет отношение к новациям и переживание событий, связанных с их внедрением. Вторая система получает информацию через направленное, осознанное инновационное обучение, которое поддерживается самой структурой нашего общества. Анализ теоретических работ, обобщающих инновационную деятельность педагогов-практиков, позволяет выделить ведущие тенденции и идеи перспективного направления, существенные для определения и совершенствования инновационной деятельности учителя:

  • утверждение гуманных «субъект-субъектных отношений» учителя-ученика, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил школьника;

  • индивидуально-творческое развитие личности педагога в про¬цессе инновационной деятельности, исследовательская направленность опыта учителей-новаторов конца 50-х — начала 60-х гг., позднее известных учителей-экспериментаторов (вторая половина 80-х гг.), а также педагогов - создателей альтернативных и авторских школ (начало 90-х гг.). Всем им присуща способность к исследованию живой педагогической практики, социальной среды, в более развитом виде проявилось продуктивное творческое мыш¬ление (элементы эвристической деятельности и т.д.);

  • характерной особенностью эволюции инновационного опыта явилось синтезирование его с педагогической наукой, не только его глубокое обобщение, обоснование, «...но и теоретическое исследование фактов, имеющих ключевое значение для практики» (М.И.Махмутов). Значительно расширились многообразие форм и проблематика научно-педагогического содружества (партнерства) ученых и учителей.

   Образовательная практика позволяет выделять особенности организации инновационной педагогической деятельности педагога-воспитателя:

  • она может осуществляться как в рамках традиционных массовых дошкольных организации, так и в учреждениях нового типа - мини-сады, дошкольные гимназии, центры;

  • <p align=justify> инновационная поисковая деятельность в образовательных учреждениях осуществляется на разных уровнях, процедура поиска в большинстве случаев осуществляется эмпирическим путем, т.е путем проб и ошибок.

   В инновационной педагогической деятельности принцип личностного подхода реализуется на основе сложного процесса перехода от парадигмы знаниево-просветительской к гуманистической. В отличие от традиционно заданных целей, цель инновационной педагогической деятельности направлена на разработку индивидуальной программы развития личности.

   Другой особенностью инновационной педагогической деятельности является совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающего направленность, ценностные ориентации, как отдельных педагогов, так и педагогического коллектива.

   Инновационная педагогическая деятельность требует осознания и обращения к вопросу готовности педагога к данному виду деятельности. Такими характеристиками готовности педагога, по мнению ряда следователей, могут быть следующие:

  • потребность в творчестве, осознанный выбор вариантов собственного профессионального поведения; способность и готовность выбирать адекватные средства и методы саморазвития, организации продуктивной деятельности в условиях сотрудничества; способность свободно ориентироваться в системе способов педагогической деятельности, умение переводить любую ситуацию в педагогическую, развивающую себя и других.

   Учитывая вышесказанное, мы хотим сказать, что процесс профессиональной подготовки будущего воспитателя как субъекта инновационной деятельности является специфической частью профессионального становления будущих педагогов. Он находится под влиянием общих как объективных, так и субъективных условий. Объективные условия, независящие от сознания объектов педагогической системы и определяющие профессиональное формирование будущих учителей в целом и как субъекта инновационной деятельности в частности, связаны с реальной системой профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе. К их числу можно отнести:

  • профессионально-педагогическую направленность подготовки;

  • содержание учебно-воспитательного процесса;

  • единство и взаимосвязь учебного и практического аспектов подготовки.

   Однако недостаточная готовность педагогов-воспитателей принять и практически реализовать нововведения значительно снижает результативность новшеств, вводимых в образовательный процесс, что позволяет утверждать, что в процессе вузовского образования должен осуществляться перенос акцентов с обучающей деятельности на преобразовательную, реализацию инновационности, что предопределяет процесс профессионального становления будущего воспитателя как субъекта инновационной деятельности. С этой целью нами разработана для студентов специальности 5В050101 - «Дошкольное обучение и воспитание» программа курса «Инновации в дошкольном образовании», который строится на основе знаний студентами дошкольной педагогики, является основой построения курсов инновационного менеджмента в дошкольном образовании, детской практической психологии. Исходным положением построения и организации изучения курса является понимание того, что педагогические дисциплины в структуре педагогического образования выполняют особую функцию смыслообразующую, т.к. только та педагогическая работа, которая построена с учетом понимания ценностно – целевых ориентиров в образовании, обновления содержания на основе принципов вариативности может эффективно решать задачи его развития и воспитания.

   Таким образом, изучение процесса профессиональной подготовки будущего педагога как субъекта инновационной деятельности имеет важное значение для повышения качества подготовки будущих воспитателей дошкольных организаций, особенно в связи с интенсификацией инновационных процессов в национальной системе образования.

ЛИТЕРАТУРА
  • 1.Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  • 2. Пригожин А.И. Нововведения; стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. – М., 1989.
  • 3.Кларин М.В. Инновацинные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Арена, 1994. – 222 с.
  • 4. Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно- организационная основа механизма ее развития. – М., 1993.
  • 5. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исследовании. – М., 1982. – 160 с.
  • 6. Никандров Н.Д. Методологические проблемы педагогики на современном этапе. //Советская педагогика. – 1985. – № 8. – С. 36-41.
  • 7. Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.
  • 8. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. – М., 1993.
  • 9. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической - инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. –М.: 1991. –ЦСПО РСФСР, 1991. – 91с. и др.
  • 10. Аллак Ж.. Вклад в будущее: приоритеты образования. – М.: Педагогика-пресс, 1993. – 164 с.
  • 12.Гершунский Б.С Философия образования для XXI века. – М.: Совершенство, 1998. – 605 с.
  • 13. Днепров Э.Д. Советская историография дореволюционной отечественной школы и педагогики (1918–1977). – М.: Изд-во НИИ ОП АПН СССР, 1981. – 90 с.
  • 14.Дюркгейм Э. О разделении труда: Метод социологии. – М., 1991. – 575 с.
  • 15. Колесников Ю.С. Педагогические цивилизации и их парадигмы. //Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 84 -89.
  • 16.Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. – М.: Прогресс, 1970. – 261 с.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама