Райчёнок Т.В., Лукашевич Т.М. Возможности белорусского музыкального фольклора в формировании национального самосознания дошкольников

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Версія від 19:34, 27 квітня 2015; Grineva olga (Обговореннявнесок)
(різн.) ← Попередня версія • Поточна версія (різн.) • Новіша версія → (різн.)
Перейти до: навігація, пошук

Райчёнок Т. В., Лукашевич Т. М. г. Барановичи, Беларусь

ВОЗМОЖНОСТИ БЕЛОРУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается значение использования белорусского музыкального фольклора в формировании национального самосознания дошкольников. Для активизации восприятия произведений музыкального фольклора дошкольниками авторы статьи предлагают такие средства как драматизация и интегрированный подход.

Ключевые слова: белорусский музыкальный фольклор; национальное самосознание, драматизация, интегрированный подход.

Abstract. In this article the importance of usage of Belorussian musical folklore in forming the notional self-consciousness of preschool children is considered. The authors offer to liven the perception musical folklore by preschool children through the means of dramatization and integrated methods.

Key words. Belorussian musical folklore, notional self-consciousness, dramatization, integrated methods.

Особенностью нынешнего этапа развития духовной культуры Республики Беларусь является то, что в современных условиях важной задачей остаётся формирование национально-государственного самосознания. Необходимо сохранять культурно-историческое наследие, историческую память народа, способствовать развитию белорусского языка. Сохранение историко-культурного наследия наиболее эффективное средство национального развития, оно является важнейшим источником творческих сил народа [3, с. 110]. Этому способствует знакомство дошкольников с образцами народного творчества Дошкольный возраст это возраст острой восприимчивости. Формируются те чувства, черты характера которые связывают его со своим народом. Именно в детстве закладываются основы любви и уважения к своему народу, что является исходным положением в формировании национального самосознания. В исследованиях Ж. Пиаже, Э. К. Сусловой, О. Н. Юденко доказано, что первичные представления о собственной национальной принадлежности складываются у ребёнка в течение 3 6 лет, что отражается в его личном отношении к миру, конкретной языковой и социокультурной действительности. Родной язык, который ребёнок усваивает, знакомясь с народными песнями, сказками, играми являются тем фундаментом, на котором вырастает потом чувство любви к своему краю. В связи с тем, что музыка и язык имеют некоторые общие качества (ритм, темп, интонация и др.), музыка способна воздействовать на процесс формирования речи. Дети обогащают свой словарный запас, лучше чувствуют мелодичность и напевность родного языка [2, с. 16]. Изучение фольклора удовлетворяет не только морально-эстетические потребности ребёнка, но и является действенным средством формирования национального самосознания, самоутверждения, самореализации. Изучая фольклор, дети познают особенную сущность своей нации, осознают её место среди других народов, её интересы, её права на свободное развитие [1, с. 25]. Традиционная белорусская культура уникальна и имеет мировое значение. На международном уровне не раз отмечалась большая ценность белорусского музыкального наследия, а белорусский полесский фольклор получил награду ЮНЕСКО. Большую роль музыкального фольклора в развитии национального сознания, самосознания, патриотических чувств определяли А. С. Федосик, А. М. Алехнович, Г. А. Барташевич и другие. Фольклор (англ. «народная мудрость», «народное знание») — художественное творчество, включающее песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, произведения музыкального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства [1, с. 3]. С самого раннего детства дети слушают, поют народные песни, проникаются смыслом и красотой народных мелодий, знакомятся с традициями обычаями своего народа. Их слух постепенно усваивает мелодические интонации и ритмические особенности, они становятся постепенно близкими и родными. Если в этом возрасте у детей будут накапливаться музыкально-слуховые впечатления, связанные с родными интонациями, музыкальный опыт детей постепенно отражается на их отношении к миру, воздействует на формирование идеологии. Народные обряды играют в жизни людей роль своеобразного аккумулятора и передатчика опыта. Через них каждое поколение как бы воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер, передаёт свой опыт новым поколениям. Обряды складывают существенный фрагмент духовной культуры нации. Они отображают различные социально-правовые отношения, морально-эстетические взгляды, особенности традиционной материальной культуры, художественной действительности. Массовость и весёлость — это черты обрядов, которые позволяют использовать их в дошкольном воспитании. Особенная красота и возвышенность обрядности в том, что она находится в тесной связи с активной деятельностью человека, с его трудом, ежедневными делами. Эта особенность обрядов соответствует принципу связи обучения с жизнью и обучения и воспитания. В основе каждого обряда лежат конкретные исторические толкования, реальные факты и события. Песни в обрядах и праздниках обеспечивают физическую и моральную разрядку, служат целям эстетического воспитания, содействуют проявлению творческого начала личности ребёнка, формированию внутреннего единства и духовного богатства, решают задачи преемственности поколений. В обрядовых песнях происходит прославление хозяйственности, трудолюбия. В ней присутствуют интонации похвалы, прославления. Они учат детей наблюдать за природой, развитием растительного и животного мира, за тем, как работают люди, как они взаимодействуют с окружающей средой. Песни передают жизненный опыт предков, являются особым ориентиром по приобретению необходимых навыков и умений, дают советы, наказы, желают добра и успеха в работе. В ходе исследования возможностей музыкального фольклора в формировании национального самосознания дошкольников были выделены средства, активизирующие восприятие произведений белорусского музыкального фольклора дошкольниками. Наиболее оптимальными из них являются театрализация песенного фольклора и интегрированный подход к его изучению По своей природе обрядовый песенный фольклор пронизан элементами народного театра, игры, пантомимы. Именно эта особенность позволяет в работе с дошкольниками использовать театрализацию песенного фольклора. Такой подход предполагает:

 объединение произведений единым сюжетом; 
 раскрытие содержания игровых, хороводных, танцевальных и других песен при помощи драматических приёмов и средств;
 использование соответствующих атрибутов народного искусства, музыкальных инструментов, народных костюмов;
 отработка навыков и умения исполнять необходимые движения, мизансцены;
 иллюстрация содержания фольклорных произведений средствами танца пантомимы, хореографии, пластики;
 изучение смысла календарных и семейно-обрядовых песен, основной символики птиц, растений, деревьев в фольклоре;
 переодевание детей в разных образных персонажей народных обрядов;
 воспроизведение фрагментов или элементов народных обрядов, ритуалов, с которыми связаны фольклорные песни, использование развлекательных и игровых форм фольклора при изучении народных песен;
 развитие творческой фантазии при работе над определёнными ролями, персонажами обрядового фольклора.

Ещё одним средством, активизирующим восприятие произведений музыкального фольклора дошкольниками можно назвать интегрированный подход к его изучению. Интегрированный подход предполагает изучение фольклора, литературы и живописи в синтезе. Родовым понятием, общим в фольклоре, литературе и живописи необходимо признать творчество. Народное творчество является неисчерпаемым источником профессиональной литературы и живописи. Такие знаменитые белорусские писатели как Ф. Богушевич А. Мицкевич, А. Гуринович, М. Богданович и другие постоянно опирались на фольклорные мотивы. Сопоставление и анализ их произведений и произведений музыкального фольклора неизменно вызывает у детей неподдельный интерес и желание познакомиться с оригинальными образцами фольклора. В произведениях таких художников как Н. Л. Марковец, М. И. Чепик, М. В. Савицкий, С. Г. Аракчеев и других отражены моменты народных праздников, календарных и семейных обрядов, страницы белорусской истории и трудовой жизни народа. Использование произведений живописи в процессе знакомства с примерами музыкального фольклора делает его ещё более органичным и доступным для восприятия, так как визуализирует музыкальные впечатления, что немаловажно в дошкольном возрасте. Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

 белорусский музыкальный фольклор является неиссякаемым источником знакомства дошкольников с историей, традициями, обычаями белорусского народа;
 театрализация и интегрированный подход являются теми средствами, которые способствуют активизации восприятия произведений белорусского музыкального фольклора дошкольниками;
 систематическое и целенаправленное приобщение дошкольников к музыкальному фольклору способствует формированию их национального самосознания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аляхновіч, А. М. Беларускі музычны фальклор / А. М. Аляхновіч, М. В. Рахчэеỷ, У. Д. Каструлёỷ. — Мінск : Універсітэцкае, 1996. — 335 с. 2. Беларускі дзіцячы фальклор: традыцыйныя запісы, апрацоỷкі і аỷтарскія творы; склад. А. М. Аляхновіч, М. В. Рахчэеỷ, А. C. Фядосік, У. Д. Каструлёỷ. — Мінск : «Беларусь», 1994. — 271 с. 3. Мындыкану, Л. А. Особенности формирования этнических представлений у детей дошкольного возраста / Л. А. Мындыкану // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы [Текст]: материалы VI Междунар. науч.-практ. семинара, 26 27 марта 2015 г., г. Барановичи, Респ. Беларусь / редкол. : А. В. Никишова (гл. ред.), Н. Г. Дубешко (отв. ред.) [и др.]. — Барановичи : РИО БарГУ, 2015. — С. 109 111.



Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама