Белинская А.Б. Конфликтологическая культура социального педагога
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
БЕЛИНСКАЯ Александра Борисовна, доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики Московского гуманитарного педагогического института, г. Москва
В структуре профессиональной культуры наряду с такими ее видами как информационная культура, методологическая культура, коммуникативная культура, выделяется культура конфликтологическая.
Конфликтология сегодня являет собой вполне сформировавшееся и устоявшееся научное направление, имеющее прикладное значение, поэтому правомерно рассматривать вопрос о конфликтологической культуре личности, которая заключается в стремлении и умении человека предупреждать и разрешать социально-педагогические конфликты: межличностные, межэтнические, и межнациональные. Владение конфликтологической культурой играет решающую роль в гармонизации межличностных отношений в условиях обостряющегося противостояния в современном обществе.
Содержание конфликтологической культуры личности составляют: культура ценностно-смысловой сферы, культура мышления, культура чувств, культура воображения, коммуникативная культура.
О.И. Щербакова определяет конфликтологическую культуру как качество личности, проявляющееся в способности решать проблемы и преодолевать противоречия конструктивными способами. В отличие от конфликтологической компетентности, которая характеризуется преимущественно наличием специальных знаний и умением управлять конфликтами, что можно делать без внутреннего принятия, конфликтологическая культура предполагает перестройку ценностно-смысловой сферы личности и включает особую систему ценностей, смыслов, мотивов, убеждений, установок личности, таких как ценность отношений, установка на сотрудничество, интернальность, рефлексия и т.д.
Специалисту, обладающему конфликтологической культурой, свойственно усвоение и использование особых, профессионально ориентированных конфликтологических знаний, необходимых для восприятия конфликтов и последующей реализации профессиональных функций в условиях конфликта. Таким образом, профессионально-прикладная специфика конфликтологической культуры специалиста отличает этот феномен от конфликтологической культуры личности.
Сущность конфликтологической культуры специалиста заключается в регулировании процессов профессионального взаимодействия (общения, взаимной деятельности, взаимоотношений), в преобразовании конфликтогенных параметров профессиональной среды, в структурировании профессиональной культуры специалиста.
Функциональное описание конфликтологической культуры специалиста, проведенное в логике конструктивных функций конфликта, позволяет определить ее ведущие регулятивные и преобразующие функции, заключающиеся:
- в гармонизации взаимоотношений субъектов профессиональной деятельности;
- в согласовании их взаимных действий;
- в обеспечении эффективной профессиональной деятельности и профессионального становления в условиях профессионального конфликта;
- в преобразовании конфликтогенной профессиональной среды с целью предупреждения возможных конфликтов [1, 180].
Конфликтологическая культура в отличие от конфликтологической компетентности позволяет выйти в психосоциальном развитии человека за пределы конфликтных отношений. Здесь речь идет фактически о вершинном свойстве личности, целенаправленное развитие которого, начиная с детского возраста, позволит в последующем избежать многих негативных проявлений.
Формирование конфликтологической культуры происходит в соответствии с механизмами психосоциального развития, представленными в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Социальные отношения в результате интериоризации переходят на внутренний план и преобразуются в стратегии и действия личности, которые, в свою очередь, становятся структурной основой психического функционирования.
В силу сложности и многогранности человеческого бытия конфликтологическая культура не может быть однообразным и монолитным конструктом. Ее проявления зависят от многих факторов. В этой связи, развитие конфликтологической культуры предполагает выявление и усвоение многообразных контекстов, в которых протекают конфликты и которые их определяют. Это, в частности, могут быть контексты поведения оппонента в конфликтной ситуации, внешние и внутренние контексты выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации, динамика конфликта, контексты внутреннего душевного состояния субъектов конфликтного взаимодействия и т.д.
Сложное душевное состояние – это типичная особенность человека, обратившегося в социальную службу за помощью. Поэтому первоочередной задачей социального педагога является создание благоприятной психологической атмосферы для общения с клиентом.
Список использованных источников:
- Селье Г. Стресс без дистресса / Г.Селье. – Рига: Виеда, 1992. – 124 с.