Психологическая поддержка учащихся в период формирования нового коллектива профильного класса
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
Автор: Долганина В.В.
За десятилетие социокультурной трансформации России с ее переходом к демократической модели управления и рыночной экономике существенно изменился социальный облик учащихся системы начального профессионального образования, цели и способы организации образовательного процесса. Вместо умозрительного идеологического образца в качестве педагогического ориентира избрана свободная в своем жизненном выборе личность, становление которой подразумевает ее ознакомление с огромным разнообразием социальных, экономических, политических тенденций мирового развития, при этом в качестве первоочередной стоит задача создания развивающей социальной среды.
Профильное образование ориентировано на стимулирование частной инициативы, наиболее полную реализацию человеческих возможностей, поощрение творческих способностей и, в конечном счете, на создание условий для свободного выбора личностью жизненного и профессионального пути.
В период профильного обучения, учащиеся получают первый опыт профессионально-ориентированной теоретической и в некоторых случаях практической работы. В этой связи можно говорить о коллективе единомышленников, объединенных общими профессиональными потребностями и интересами. Однако данный коллектив формируется из учеников разных параллельных классов и школ. Поэтому мы можем говорить о создании нового коллектива учащихся профильного класса, который еще предстоит сформировать.
Педагоги, работающие с учащимися профильных классов, испытывают определенные трудности в формировании коллектива: в адаптации к условиям профильного обучения; в создании благоприятного психологического климата; в формировании положительных взаимоотношений; в сплочении учащихся и профильного класса в целом; в управлении конфликтными ситуациями в классе.
Без специально-организованной психологической поддержки, учащемуся гораздо труднее ориентироваться в окружающей среде и успешно развиваться.
Психологическая поддержка представляет собой систему социально психологических способов и методов, способствующих социально профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.
Выход на первый план вопросов психологической поддержки личности, содействия ее развитию, становлению и самореализации стал одной из основных тенденций современной отечественной психологии, развивающейся в гуманистических традициях (А.Г. Асмолов, Д.В. Василенко, А.И. Волкова, О.С. Газман, Н.В. Гришина, И.В. Дубровина, Н.Н. Загрядская, И. Е. Лилиенталь, В. А. Петровский, Е. Н. Шиянов и др.).
Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.
Психологическая поддержка является одним из элементов педагогической поддержки, наряду с поддержкой социальной и медицинской. А.Г. Асмолов, рассматривая психологическую поддержку, опирается на понятие содействия, понимаемого как совместные акты поведения, преобразующие ситуацию развития личности, развития ребенка в обществе.
Задачей психологической поддержки является процесс совместного с учащимся определение его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, самореализации.
Основными методами психологической поддержки являются психологическая диагностика, психологическое просвещение, психологическое и психотерапевтическое консультирование, психологический тренинг и другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.
Психологическая диагностика основана на изучении особенностей взаимоотношений учащихся, уровня социально-психологического климата в группе, социально-психологической адаптации, ведущих мотивов, а также ценностно-ориентационного единства членов коллектива учащихся профильного класса. Кроме того, диагностика включат в себя составление на основе полученных данных социально-психологического портрета коллектива учащихся профильного класса, а также исследование особенностей классной и внеклассной работы с учащимися профильных классов (классные часы, викторины, КВН, круглые столы и пр.).
Психологическое просвещение включает в себя проведение родительских собраний, классных часов. Активная позиция учащихся, педагогов, социальных педагогов, родителей в психологическом просвещении способствует раскрытию потенциала личности, пониманию собственных жизненных задач, активизации процессов саморазвития и самовоспитания. Участие в педагогических консилиумах, педагогических советах.
Психологическое и психотерапевтическое консультирование основано на проведении индивидуальных и групповых консультаций по запросу учащихся, родителей и педагогического коллектива образовательного учреждения.
В рамках консультативной работы педагога-психолога могут быть решены следующие задачи:
- оказание помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, налаживании новых взаимоотношений в коллективе, направленности личности или психическом самочувствии;
- обучение учащихся навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития в профильной группе;
- оказание психологической помощи и поддержки учащимся, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
Консультирование педагогов происходит по поводу проблем обучения, поведения или межличностного взаимодействия конкретных учащихся или профильных классов. Консультация может иметь своим началом следующие источники: инициатором может быть педагог, по его запросу осуществляет ту или иную подготовительную работу; либо инициатором выступает педагог-психолог или социальный педагог, предлагая педагогу познакомиться с информацией об учащемся и задуматься над проблемой оказания ему помощи или поддержки.
Консультирование родителей также может проводиться по инициативе родителей, педагога-психолога или социального педагога, который может выполнять различные функции, прежде всего, информирование родителей о проблемах учащегося. Либо это может быть помощь в организации эффективного детско-родительского общения, если с таким запросом обратились родители или педагог-психолог считает, что именно в этой области кроются причины проблем ребенка. Итогом консультативной работы должен быть договор о совместных действиях родителей и педагога-психолога в решении задач психологической поддержки коллектива учащихся профильного класса в период его формирования.
Необходимо отметить, что любая группа на пути своего превращения в коллектив проходит стадии, в которой в результате совместной деятельности неизбежно предшествуют конфликты и взаимная «притирка». Для решения этой задачи можно использовать социально-психологический тренинг. В ситуации интенсивного взаимодействия на тренинге члены группы проходят те этапы формирования, на которые в обычной жизни может уйти гораздо больше времени и сил. Именно на это направлена групповая работа, которая обучает навыкам эффективного взаимодействия в коллективе учащихся профильных классов в период его формирования.
Практическая деятельность педагога-психолога ориентированна на создание социально-психологических условий для целостного психического развития учащихся профильных классов, а коррекционная – на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, взаимоотношений в коллективе, психологической атмосферы в нем и пр.
Профилактическая и коррекционная работа педагога-психолога позволяет работать не только с психологическими проблемами, которые выявлены в обучении, общении, поведении или внутреннем самочувствии учащихся, но и выступать в виде профилактически возникновения этих проблем в будущем.
В групповой работе с учащимися, обучающимися в профильных классах, необходимо учитывать общие интересы и склонности учащихся, а также стадии развития группы:
На стадии ориентациипроисходит знакомство и установление контакта между участниками тренинга, принятие общих правил работы группы. Упражнения должны быть направлены на прояснение как можно большей информации друг о друге: состав семьи, профессиональные предпочтения, привычки, хобби и пр. («Интервью», «Незнакомая компания», «Видение других» и пр.).
На стадии конфронтации и конфликта, форма работы приобретает иной характер. Данная стадия определена накоплением отрицательных эмоций, агрессии, которая может быть направлена как на участников тренинга, так и ведущего. Поэтому, важно в этот период решить проблему с наиболее приемлемым выходом отрицательной энергии через набор специальных упражнений («Толкалки», «Датский бокс», «На узком мостике» и пр.). Кроме того, уместны беседы о конфликтах, их причинах и способах разрешения.
На стадии согласия, сотрудничества и компромисса, в связи с выходом всех накопившихся отрицательных эмоций, происходит эффективное взаимодействие между участниками коллектива. Комплекс упражнений ориентирован на тактильное взаимодействие друг с другом («Круг доверия», «Путаница», «Слепой и поводырь» и пр.). Также это достаточно благоприятный период для адекватного восприятия сложных ситуаций, возникающих в коллективе в процессе его формирования. Только те ситуации, которые озвучиваются участниками тренинговой группы, можно коллективно обсудить.
На стадии интеграции личных потребностей и требований группы, происходит стабилизация отношений в группе, все, что не устраивало в группе, решено. Знания друг о друге достаточны для полноценного общения и взаимодействия. Динамика развития группы на данной стадии, позволяет нам говорить о сформированности данного коллектива. На последнем этапе подводятся итоги работы группы, участники которой анализируют ее деятельность, определяют, была ли решена главная цель тренинговой работы.
Важным условием в групповой работе с учащимися является подведение итогов после каждой встречи. Специалисты в этой области называют его этапом анализа или обсуждения результатов. В частности С.Е. Борисова выделяет следующий алгоритм работы на данном этапе:
- экспертам предоставляется возможность высказать свое мнение, которое реализуется не в форме критики и обвинений в адрес участников тренинга; в описании их поведения, в сообщении о наблюдаемых действиях участников игры без приписывания им установок и личностных черт;
- участники группы могут отстаивать и обосновывать свои решения, действия, стиль исполнения ролей и выбранную ими стратегию поведения. Важно помнить, что после обмена мнениями необходимо сохранять доброжелательные отношения между участниками тренинговой группы.
Результатом работы является изменение самосознания членов коллектива профильного класса, появление взаимных обязательств и доверия, сознательного стремления к общей цели, подкрепленные навыками эффективного группового взаимодействия.
Кроме того, адаптационные механизмы позволяют не только лучше приспособиться учащимся к новым социальным условиям, но и реализовать его потребности, интересы и стремления. Личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате адаптации формируются социальные качества общения, поведения и деятельности, принятые в обществе, благодаря которым учащийся реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределяться в профильном коллективе.
Таким образом, психологическая поддержка помогает учащимся справиться с трудностями, возникающими на первом этапе формирования новых отношений в профильном коллективе, сокращает сроки социально-психологической адаптации, позволяет сформировать положительный социально-психологический климат, определить позитивные тенденции развития группы как коллектива, а также положительно влияет на процесс обучения, актуализируя профессиональное самоопределение в целом.