Лясковская И.Л. Формирование образа гармоничной личности как необходимое условие преодоления кризиса среднего возраста
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
(Створена сторінка: Рассматривая инновации образования, психология уделяет огромное внимание непосредстве...) |
|||
(Одна проміжна версія одного користувача не показана) | |||
Рядок 1: | Рядок 1: | ||
− | Рассматривая инновации образования, психология уделяет огромное внимание непосредственно разработке новых методов повышения квалификации педагогических кадров, эффективной подготовке детей к последующему образовательному этапу, студентов к профессиональной работе, совершенно забывая о других социальных и возрастных категориях населения, о том, что им тоже необходимы образовательные, профилактические и психокоррекционные программы по преодолению различных психологических проблем. Именно поэтому мы считаем, что вопрос повышения образовательного уровня населения (не только детей и студентов) является актуальным и необходимым. | + | <p align=justify>'''[[Лясковская И.Л.]]''' - аспирантка кафедры психологии Института философского образования и науки [[НПУ|Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова]]</p align=justify> |
− | На сегодняшний день, по нашему мнению, активными и наиболее влиятельными участниками создания и развития нашего общества являются люди среднего возраста (25-40 лет). Ведь такие люди в своем возрасте имеют не только мощный потенциал (физические и умственные способности), а еще, что ценнее всего, как мы думаем, - большой жизненный опыт, который может принести пользу последующему развитию государства. Как известно, в среднем возрасте личность переживает один из самых главных жизненных кризисов, который относится к возрастному кризису и называется «кризисом среднего возраста». Это такой период в жизни человека, когда он задумывается над своими жизненными достижениями, подбивает некоторые итоги, делает ревизию внутренней системы жизненных ценностей, сверяет ее с реалиями окружающего мира, то есть переходит на другую, высшую ступень самосознания и осознания своего взаимодействия с жизнью [1; 78], [5; 43]. | + | |
− | Многие ученые рассматривают проблему кризиса среднего возраста не только с точки зрения его проявлений, но и определения путей его преодоления. Мы считаем, что любой возрастной кризис является переломным моментом, характеризующимся негативными изменениями в личностной структуре. Именно поэтому для его преодоления, на наш взгляд, человеку, переживающему кризис, необходимо предоставить образ гармоничной личности, который бы он стремился достигнуть в процессе психокоррекции для повышения своей социальной и личностной эффективности на данном возрастном этапе. | + | <p align=justify> Рассматривая инновации образования, психология уделяет огромное внимание непосредственно разработке новых методов повышения квалификации педагогических кадров, эффективной подготовке детей к последующему образовательному этапу, студентов к профессиональной работе, совершенно забывая о других социальных и возрастных категориях населения, о том, что им тоже необходимы образовательные, профилактические и психокоррекционные программы по преодолению различных психологических проблем. Именно поэтому мы считаем, что вопрос повышения образовательного уровня населения (не только детей и студентов) является актуальным и необходимым. </p align=justify> |
− | В основу нашего исследования было положено предположение о том, что возникновение кризиса среднего возраста обусловливается социальными (актуализированными и заостренными противоречиями, в основе которых лежат реальные ситуации, которые объективно не зависят от личности и связаны с состоянием ее здоровья, семьи, работы) и психологическими (заостренными внутренними личностными противоречиями, а именно расхождением между целями молодости и достигнутыми результатами, потерей смысла бытия, изменением ценностей, и определенными чертами характера личности) факторами. | + | <p align=justify> На сегодняшний день, по нашему мнению, активными и наиболее влиятельными участниками создания и развития нашего общества являются люди среднего возраста (25-40 лет). Ведь такие люди в своем возрасте имеют не только мощный потенциал (физические и умственные способности), а еще, что ценнее всего, как мы думаем, - большой жизненный опыт, который может принести пользу последующему развитию государства. Как известно, в среднем возрасте личность переживает один из самых главных жизненных кризисов, который относится к возрастному кризису и называется «кризисом среднего возраста». Это такой период в жизни человека, когда он задумывается над своими жизненными достижениями, подбивает некоторые итоги, делает ревизию внутренней системы жизненных ценностей, сверяет ее с реалиями окружающего мира, то есть переходит на другую, высшую ступень самосознания и осознания своего взаимодействия с жизнью [1; 78], [5; 43].</p align=justify> |
− | В связи с тем, что предметом исследования данной статьи является изучение и формирование образа гармоничной личности как необходимого условия преодоления кризиса среднего возраста, нами более детально были изучены психологические факторы возникновения кризиса среднего возраста, а именно определенные черты характера. Под определенными чертами характера мы подразумеваем «дисгармоничные черты характера», которые в психологии рассматриваются наряду с «гармоничными чертами характера». По В.Д. Менделевичу, гармоничные черты характера – это совокупность индивидуально психологических стереотипов поведения, которая способствует гармонизации межличностных взаимоотношений, избежанию различных видов конфликтов. Дисгармоничными чертами характера, в противовес гармоничным, считается совокупность таких индивидуально психологических стереотипов поведения, которые мешают личности выстраивать глубокие, длительные, эмоционально устойчивые, межличностные отношения и приводят к частым внешним и внутренним конфликтам. В.Д. Менделевич считает, что каждой гармоничной черте личности возможно противопоставить дисгармоничную черту: адаптивности - дезадаптовность, зрелости - инфантилизм, здравому смыслу - нездравый смысл, гибкости - ригидность, реализму в оценке окружающих * использование каузальной атрибуции, реальности самооценки - нереальность самооценки, самостоятельности - несамостоятельность, автономности – зависимость [3; 192]. | + | <p align=justify> Многие ученые рассматривают проблему кризиса среднего возраста не только с точки зрения его проявлений, но и определения путей его преодоления. Мы считаем, что любой возрастной кризис является переломным моментом, характеризующимся негативными изменениями в личностной структуре. Именно поэтому для его преодоления, на наш взгляд, человеку, переживающему кризис, необходимо предоставить образ гармоничной личности, который бы он стремился достигнуть в процессе психокоррекции для повышения своей социальной и личностной эффективности на данном возрастном этапе. </p align=justify> |
− | На основе анализа исследований проблемы изучения факторов и симптоматики кризиса среднего возраста нами были выделены такие дисгармоничные черты личности, которые могут привести к высокому уровню негативных проявлений кризиса среднего возраста: | + | <p align=justify> В основу нашего исследования было положено предположение о том, что возникновение кризиса среднего возраста обусловливается социальными (актуализированными и заостренными противоречиями, в основе которых лежат реальные ситуации, которые объективно не зависят от личности и связаны с состоянием ее здоровья, семьи, работы) и психологическими (заостренными внутренними личностными противоречиями, а именно расхождением между целями молодости и достигнутыми результатами, потерей смысла бытия, изменением ценностей, и определенными чертами характера личности) факторами. </p align=justify> |
− | * дезадаптированность (отсутствие способности личности приспосабливаться к условиям существования в окружающей среде); | + | <p align=justify> В связи с тем, что предметом исследования данной статьи является изучение и формирование образа гармоничной личности как необходимого условия преодоления кризиса среднего возраста, нами более детально были изучены психологические факторы возникновения кризиса среднего возраста, а именно определенные черты характера. Под определенными чертами характера мы подразумеваем «дисгармоничные черты характера», которые в психологии рассматриваются наряду с «гармоничными чертами характера». По В.Д. Менделевичу, гармоничные черты характера – это совокупность индивидуально психологических стереотипов поведения, которая способствует гармонизации межличностных взаимоотношений, избежанию различных видов конфликтов. Дисгармоничными чертами характера, в противовес гармоничным, считается совокупность таких индивидуально психологических стереотипов поведения, которые мешают личности выстраивать глубокие, длительные, эмоционально устойчивые, межличностные отношения и приводят к частым внешним и внутренним конфликтам. В.Д. Менделевич считает, что каждой гармоничной черте личности возможно противопоставить дисгармоничную черту: адаптивности - дезадаптовность, зрелости - инфантилизм, здравому смыслу - нездравый смысл, гибкости - ригидность, реализму в оценке окружающих * использование каузальной атрибуции, реальности самооценки - нереальность самооценки, самостоятельности - несамостоятельность, автономности – зависимость [3; 192]. </p align=justify> |
− | * инфантилизм (сохранение в психике и поведении взрослого человека качеств, черт и особенностей, свойственных детскому возрасту); | + | <p align=justify> На основе анализа исследований проблемы изучения факторов и симптоматики кризиса среднего возраста нами были выделены такие дисгармоничные черты личности, которые могут привести к высокому уровню негативных проявлений кризиса среднего возраста:</p align=justify> |
− | * ригидность (психологические трудности в изменении намеченной человеком программы в условиях, объективно требующих ее перестройки); | + | <p align=justify>* дезадаптированность (отсутствие способности личности приспосабливаться к условиям существования в окружающей среде);</p align=justify> |
− | * неуверенность в себе (неадекватная самооценка, не позволяющая человеку объективно соотносить свои силы с задачами разной сложности); | + | <p align=justify>* инфантилизм (сохранение в психике и поведении взрослого человека качеств, черт и особенностей, свойственных детскому возрасту);</p align=justify> |
− | * зависимость (неспособность личности принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность); | + | <p align=justify>* ригидность (психологические трудности в изменении намеченной человеком программы в условиях, объективно требующих ее перестройки);</p align=justify> |
− | * тревожность (повышенная склонность испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях); | + | <p align=justify>* неуверенность в себе (неадекватная самооценка, не позволяющая человеку объективно соотносить свои силы с задачами разной сложности);</p align=justify> |
− | * агрессивность (готовность к действиям, которые вызывают физический или психологический вред, уничтожение другого человека или группы людей); | + | <p align=justify>* зависимость (неспособность личности принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность);</p align=justify> |
− | * низкий уровень стрессоустойчивости (способности сохранять холодный разум в экстремальных ситуациях, а также умения отбросить эмоции в критический момент и действовать, руководствуясь здравым смыслом; | + | <p align=justify>* тревожность (повышенная склонность испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях);</p align=justify> |
− | * низкий уровень рефлексии (способности личности к анализу собственных психических состояний, действий, поведения); | + | <p align=justify>* агрессивность (готовность к действиям, которые вызывают физический или психологический вред, уничтожение другого человека или группы людей);</p align=justify> |
− | * низкий уровень волевой активности (способности личности к самодетерминации и саморегуляции психических процессов); | + | <p align=justify>* низкий уровень стрессоустойчивости (способности сохранять холодный разум в экстремальных ситуациях, а также умения отбросить эмоции в критический момент и действовать, руководствуясь здравым смыслом;</p align=justify> |
− | * несамоактуализированность (отсутствие стремления человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей). | + | <p align=justify>* низкий уровень рефлексии (способности личности к анализу собственных психических состояний, действий, поведения);</p align=justify> |
− | Результаты констатирующего эксперимента, направленного на изучение глубины кризиса среднего возраста у испытуемых и уровня развития дисгармоничных черт характера, указали на актуальность данной проблемы и наличие высокой корреляции между уровнем негативных проявлений кризиса данного возраста и выше указынными дисгармоничными чертами личности. | + | <p align=justify>* низкий уровень волевой активности (способности личности к самодетерминации и саморегуляции психических процессов);</p align=justify> |
− | В данной статье нам бы хотелось более детально проанализировать изучение глубины кризиса среднего возраста во время констатирующего эксперимента, так как наличие глубокого кризиса в данном возрасте будет указывать, как мы доказали в своем исследовании, на развитость дисгармоничных черт характера у личности. В эксперименте принимало участие 90 человек, находящихся в возрастном интервале 37-45 лет и проживающих на территориях Украины, России, Беларусии и Эстонии. В исследовании была использована модифицированная нами «Методика определения глубины жизненного кризиса» Л.В. Восковской – А.В. Лящук [3; 55]. По выше указанной методике и согласно классификации стадий жизненного кризиса Т.М. Титаренко нами были определены следующие уровни глубины кризиса среднего возраста: | + | <p align=justify>* несамоактуализированность (отсутствие стремления человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей).</p align=justify> |
− | * поверхностный (наблюдается снижение проявлений жизненного кризиса, что указывает на духовный рост исследуемого; человек по-новому смотрит на жизнь, у него появилась осознанная цель и смысл жизни); | + | <p align=justify> Результаты констатирующего эксперимента, направленного на изучение глубины кризиса среднего возраста у испытуемых и уровня развития дисгармоничных черт характера, указали на актуальность данной проблемы и наличие высокой корреляции между уровнем негативных проявлений кризиса данного возраста и выше указынными дисгармоничными чертами личности. </p align=justify> |
− | * средний (указывает на человека, который периодически входит в состояние духовного кризиса, но отрицает истинность и ценность своих переживаний; несмотря на это, ему не удается вернуться в прежнее состояние покоя; у него наблюдается усиление проявлений жизненного кризиса в субъективном времени, что говорит о недовольстве жизнью, появляются стремления морального и религиозного характера); | + | <p align=justify> В данной статье нам бы хотелось более детально проанализировать изучение глубины кризиса среднего возраста во время констатирующего эксперимента, так как наличие глубокого кризиса в данном возрасте будет указывать, как мы доказали в своем исследовании, на развитость дисгармоничных черт характера у личности. В эксперименте принимало участие 90 человек, находящихся в возрастном интервале 37-45 лет и проживающих на территориях Украины, России, Беларусии и Эстонии. В исследовании была использована модифицированная нами «Методика определения глубины жизненного кризиса» Л.В. Восковской – А.В. Лящук [3; 55]. По выше указанной методике и согласно классификации стадий жизненного кризиса Т.М. Титаренко нами были определены следующие уровни глубины кризиса среднего возраста: </p align=justify> |
− | * глубокий (в зависимости от величины коэффициентов может указывать на следующие проявления: a) может свидетельствовать о глубоком жизненном кризисе, который связан с потерей смысла жизни, депрессией и чувством вины; б) указывает на пограничное состояние, при котором человек видит бессмысленность жизни, но стремится избавиться от этого ощущения, углубляясь в работу и повседневные заботы; в) может указывать на человека, который переживает эмоциональный шок (например, в результате потери близкого человека) или же испытывает разочарование от жизни) [4; 123]. | + | <p align=justify>* поверхностный (наблюдается снижение проявлений жизненного кризиса, что указывает на духовный рост исследуемого; человек по-новому смотрит на жизнь, у него появилась осознанная цель и смысл жизни);</p align=justify> |
− | В результате проведения выше указанной методики были получены данные, представленные в таблице 1. Как видно из таблицы 2, у исследуемых среднего возраста наиболее выраженными являются глубокий (60%) и средний (30%) уровни проживания жизненного кризиса. | + | <p align=justify>* средний (указывает на человека, который периодически входит в состояние духовного кризиса, но отрицает истинность и ценность своих переживаний; несмотря на это, ему не удается вернуться в прежнее состояние покоя; у него наблюдается усиление проявлений жизненного кризиса в субъективном времени, что говорит о недовольстве жизнью, появляются стремления морального и религиозного характера);</p align=justify> |
− | На наш взгляд, такое положение вещей обусловлено тем, что в среднем возрасте человек начинает лучше осознавать свои возможности и перспективы, испытывать проблемы со здоровьем, понимая конечность собственного бытия, задумываться над своими достижениями и ярко переживать противоречия между желаниями и возможностями. | + | <p align=justify>* глубокий (в зависимости от величины коэффициентов может указывать на следующие проявления: a) может свидетельствовать о глубоком жизненном кризисе, который связан с потерей смысла жизни, депрессией и чувством вины; б) указывает на пограничное состояние, при котором человек видит бессмысленность жизни, но стремится избавиться от этого ощущения, углубляясь в работу и повседневные заботы; в) может указывать на человека, который переживает эмоциональный шок (например, в результате потери близкого человека) или же испытывает разочарование от жизни) [4; 123].</p align=justify> |
− | Таким образом, по результатам нашего исследования, большинство исследуемых (37-45 лет) не удовлетворены своими жизненными достижениями и переживают кризис среднего возраста на глубоком уровне, что свидетельствует о необходимости разработки и апробации психокорреционной программы или активных методов обучения, направленных на коррекцию дисгармоничных черт характера. | + | <p align=justify> В результате проведения выше указанной методики были получены данные, представленные в таблице 1. Как видно из таблицы 2, у исследуемых среднего возраста наиболее выраженными являются глубокий (60%) и средний (30%) уровни проживания жизненного кризиса. </p align=justify> |
− | Нами был разработан и апробирован социально-психологический тренинг, целью которого было формирование у испытуемых образа гармоничной личности для преодоления кризиса среднего возраста и повышения своей эффективности. Образ гармоничной личности в данном случае состоит из черт, противоположных, выделенным нами выше, дисгармоничным чертам. Он характеризуется адаптивностью, зрелостью, пластичностью, уверенностью в себе, автономностью, низким уровнем тревожности и агрессивности, высоким уровнем стрессоустойчивости, рефлексии, волевой активности и самоактуализированности. Тренинг состоял из 9 занятий продолжительностью 2-3 часа, каждое из которых имело цель: снижение остроты проявления одной или двух дисгармоничных черт характера и формирование противоположной гармоничной черты. Нами было проведено несколько таких тренингов, в которых принимало участие 45 человек экспериментальной группы. По окончанию тренингов учасникам вновь было предложено тестирование по модифицированной нами «Методике определения глубины жизненного кризиса» Л.В. Восковской – А.В. Ляшук. | + | <p align=justify> На наш взгляд, такое положение вещей обусловлено тем, что в среднем возрасте человек начинает лучше осознавать свои возможности и перспективы, испытывать проблемы со здоровьем, понимая конечность собственного бытия, задумываться над своими достижениями и ярко переживать противоречия между желаниями и возможностями. </p align=justify> |
− | В результате проведения формирующего эксперимента были получены данные, которые представлены в таблице 2. По результатам диагностики контрольной группы видно, что количество людей, переживающих кризис среднего возраста на глубоком уровне не снизилось, а даже повысилось на 6,6 %. Как видно из таблицы, после прохождения тренинга количество испытуемых из экспериментальной группы с глубоким уровнем проживання кризиса среднего возраста значительно снизилось (от 57,2 % до 2,2 %), что говорит об эффективности нашей тренинговой программы. В следствие этого у исследуемых среднего возраста наиболее выраженными стали средний (52,8 %) и поверхностный (44 %) уровни проживания жизненного кризиса. | + | <p align=justify> Таким образом, по результатам нашего исследования, большинство исследуемых (37-45 лет) не удовлетворены своими жизненными достижениями и переживают кризис среднего возраста на глубоком уровне, что свидетельствует о необходимости разработки и апробации психокорреционной программы или активных методов обучения, направленных на коррекцию дисгармоничных черт характера.</p align=justify> |
− | Таким образом, полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что формирование с помощью тренинга образа гармоничной личности и стратегия его достижения помогают личности снизить остроту проявлений дисгармоничных черт характера, что в свою очередь, влечет за собой снижение уровня глубины кризиса среднего возраста. | + | <p align=justify> Нами был разработан и апробирован социально-психологический тренинг, целью которого было формирование у испытуемых образа гармоничной личности для преодоления кризиса среднего возраста и повышения своей эффективности. Образ гармоничной личности в данном случае состоит из черт, противоположных, выделенным нами выше, дисгармоничным чертам. Он характеризуется адаптивностью, зрелостью, пластичностью, уверенностью в себе, автономностью, низким уровнем тревожности и агрессивности, высоким уровнем стрессоустойчивости, рефлексии, волевой активности и самоактуализированности. Тренинг состоял из 9 занятий продолжительностью 2-3 часа, каждое из которых имело цель: снижение остроты проявления одной или двух дисгармоничных черт характера и формирование противоположной гармоничной черты. Нами было проведено несколько таких тренингов, в которых принимало участие 45 человек экспериментальной группы. По окончанию тренингов учасникам вновь было предложено тестирование по модифицированной нами «Методике определения глубины жизненного кризиса» Л.В. Восковской – А.В. Ляшук. </p align=justify> |
+ | <p align=justify> В результате проведения формирующего эксперимента были получены данные, которые представлены в таблице 2. По результатам диагностики контрольной группы видно, что количество людей, переживающих кризис среднего возраста на глубоком уровне не снизилось, а даже повысилось на 6,6 %. Как видно из таблицы, после прохождения тренинга количество испытуемых из экспериментальной группы с глубоким уровнем проживання кризиса среднего возраста значительно снизилось (от 57,2 % до 2,2 %), что говорит об эффективности нашей тренинговой программы. В следствие этого у исследуемых среднего возраста наиболее выраженными стали средний (52,8 %) и поверхностный (44 %) уровни проживания жизненного кризиса. </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Таким образом, полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что формирование с помощью тренинга образа гармоничной личности и стратегия его достижения помогают личности снизить остроту проявлений дисгармоничных черт характера, что в свою очередь, влечет за собой снижение уровня глубины кризиса среднего возраста.</p align=justify> | ||
+ | |||
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | <center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center> | ||
* 1. Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис : типологический анализ критических ситуаций / Ф.Е. Василюк // Психологический журнал. – 1995. – Т. 16, № 3. – С. 90 - 101. | * 1. Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис : типологический анализ критических ситуаций / Ф.Е. Василюк // Психологический журнал. – 1995. – Т. 16, № 3. – С. 90 - 101. | ||
Рядок 35: | Рядок 38: | ||
+ | [[Категорія:Статті російською мовою]] | ||
[[Категорія:Наукові праці]] | [[Категорія:Наукові праці]] | ||
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | [[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | ||
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]] | [[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]] | ||
[[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]] | [[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]] | ||
− | [[Категорія:Статті з | + | [[Категорія:Статті з психології]] |
[[Категорія:Для аспірантів]] | [[Категорія:Для аспірантів]] | ||
[[Категорія:Для магістрантів]] | [[Категорія:Для магістрантів]] | ||
[[Категорія:Для науковців]] | [[Категорія:Для науковців]] | ||
[[Категорія:Для студентів]] | [[Категорія:Для студентів]] |
Поточна версія на 17:24, 26 серпня 2013
Лясковская И.Л. - аспирантка кафедры психологии Института философского образования и науки Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова
Рассматривая инновации образования, психология уделяет огромное внимание непосредственно разработке новых методов повышения квалификации педагогических кадров, эффективной подготовке детей к последующему образовательному этапу, студентов к профессиональной работе, совершенно забывая о других социальных и возрастных категориях населения, о том, что им тоже необходимы образовательные, профилактические и психокоррекционные программы по преодолению различных психологических проблем. Именно поэтому мы считаем, что вопрос повышения образовательного уровня населения (не только детей и студентов) является актуальным и необходимым.
На сегодняшний день, по нашему мнению, активными и наиболее влиятельными участниками создания и развития нашего общества являются люди среднего возраста (25-40 лет). Ведь такие люди в своем возрасте имеют не только мощный потенциал (физические и умственные способности), а еще, что ценнее всего, как мы думаем, - большой жизненный опыт, который может принести пользу последующему развитию государства. Как известно, в среднем возрасте личность переживает один из самых главных жизненных кризисов, который относится к возрастному кризису и называется «кризисом среднего возраста». Это такой период в жизни человека, когда он задумывается над своими жизненными достижениями, подбивает некоторые итоги, делает ревизию внутренней системы жизненных ценностей, сверяет ее с реалиями окружающего мира, то есть переходит на другую, высшую ступень самосознания и осознания своего взаимодействия с жизнью [1; 78], [5; 43].
Многие ученые рассматривают проблему кризиса среднего возраста не только с точки зрения его проявлений, но и определения путей его преодоления. Мы считаем, что любой возрастной кризис является переломным моментом, характеризующимся негативными изменениями в личностной структуре. Именно поэтому для его преодоления, на наш взгляд, человеку, переживающему кризис, необходимо предоставить образ гармоничной личности, который бы он стремился достигнуть в процессе психокоррекции для повышения своей социальной и личностной эффективности на данном возрастном этапе.
В основу нашего исследования было положено предположение о том, что возникновение кризиса среднего возраста обусловливается социальными (актуализированными и заостренными противоречиями, в основе которых лежат реальные ситуации, которые объективно не зависят от личности и связаны с состоянием ее здоровья, семьи, работы) и психологическими (заостренными внутренними личностными противоречиями, а именно расхождением между целями молодости и достигнутыми результатами, потерей смысла бытия, изменением ценностей, и определенными чертами характера личности) факторами.
В связи с тем, что предметом исследования данной статьи является изучение и формирование образа гармоничной личности как необходимого условия преодоления кризиса среднего возраста, нами более детально были изучены психологические факторы возникновения кризиса среднего возраста, а именно определенные черты характера. Под определенными чертами характера мы подразумеваем «дисгармоничные черты характера», которые в психологии рассматриваются наряду с «гармоничными чертами характера». По В.Д. Менделевичу, гармоничные черты характера – это совокупность индивидуально психологических стереотипов поведения, которая способствует гармонизации межличностных взаимоотношений, избежанию различных видов конфликтов. Дисгармоничными чертами характера, в противовес гармоничным, считается совокупность таких индивидуально психологических стереотипов поведения, которые мешают личности выстраивать глубокие, длительные, эмоционально устойчивые, межличностные отношения и приводят к частым внешним и внутренним конфликтам. В.Д. Менделевич считает, что каждой гармоничной черте личности возможно противопоставить дисгармоничную черту: адаптивности - дезадаптовность, зрелости - инфантилизм, здравому смыслу - нездравый смысл, гибкости - ригидность, реализму в оценке окружающих * использование каузальной атрибуции, реальности самооценки - нереальность самооценки, самостоятельности - несамостоятельность, автономности – зависимость [3; 192].
На основе анализа исследований проблемы изучения факторов и симптоматики кризиса среднего возраста нами были выделены такие дисгармоничные черты личности, которые могут привести к высокому уровню негативных проявлений кризиса среднего возраста:
* дезадаптированность (отсутствие способности личности приспосабливаться к условиям существования в окружающей среде);
* инфантилизм (сохранение в психике и поведении взрослого человека качеств, черт и особенностей, свойственных детскому возрасту);
* ригидность (психологические трудности в изменении намеченной человеком программы в условиях, объективно требующих ее перестройки);
* неуверенность в себе (неадекватная самооценка, не позволяющая человеку объективно соотносить свои силы с задачами разной сложности);
* зависимость (неспособность личности принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность);
* тревожность (повышенная склонность испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях);
* агрессивность (готовность к действиям, которые вызывают физический или психологический вред, уничтожение другого человека или группы людей);
* низкий уровень стрессоустойчивости (способности сохранять холодный разум в экстремальных ситуациях, а также умения отбросить эмоции в критический момент и действовать, руководствуясь здравым смыслом;
* низкий уровень рефлексии (способности личности к анализу собственных психических состояний, действий, поведения);
* низкий уровень волевой активности (способности личности к самодетерминации и саморегуляции психических процессов);
* несамоактуализированность (отсутствие стремления человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей).
Результаты констатирующего эксперимента, направленного на изучение глубины кризиса среднего возраста у испытуемых и уровня развития дисгармоничных черт характера, указали на актуальность данной проблемы и наличие высокой корреляции между уровнем негативных проявлений кризиса данного возраста и выше указынными дисгармоничными чертами личности.
В данной статье нам бы хотелось более детально проанализировать изучение глубины кризиса среднего возраста во время констатирующего эксперимента, так как наличие глубокого кризиса в данном возрасте будет указывать, как мы доказали в своем исследовании, на развитость дисгармоничных черт характера у личности. В эксперименте принимало участие 90 человек, находящихся в возрастном интервале 37-45 лет и проживающих на территориях Украины, России, Беларусии и Эстонии. В исследовании была использована модифицированная нами «Методика определения глубины жизненного кризиса» Л.В. Восковской – А.В. Лящук [3; 55]. По выше указанной методике и согласно классификации стадий жизненного кризиса Т.М. Титаренко нами были определены следующие уровни глубины кризиса среднего возраста:
* поверхностный (наблюдается снижение проявлений жизненного кризиса, что указывает на духовный рост исследуемого; человек по-новому смотрит на жизнь, у него появилась осознанная цель и смысл жизни);
* средний (указывает на человека, который периодически входит в состояние духовного кризиса, но отрицает истинность и ценность своих переживаний; несмотря на это, ему не удается вернуться в прежнее состояние покоя; у него наблюдается усиление проявлений жизненного кризиса в субъективном времени, что говорит о недовольстве жизнью, появляются стремления морального и религиозного характера);
* глубокий (в зависимости от величины коэффициентов может указывать на следующие проявления: a) может свидетельствовать о глубоком жизненном кризисе, который связан с потерей смысла жизни, депрессией и чувством вины; б) указывает на пограничное состояние, при котором человек видит бессмысленность жизни, но стремится избавиться от этого ощущения, углубляясь в работу и повседневные заботы; в) может указывать на человека, который переживает эмоциональный шок (например, в результате потери близкого человека) или же испытывает разочарование от жизни) [4; 123].
В результате проведения выше указанной методики были получены данные, представленные в таблице 1. Как видно из таблицы 2, у исследуемых среднего возраста наиболее выраженными являются глубокий (60%) и средний (30%) уровни проживания жизненного кризиса.
На наш взгляд, такое положение вещей обусловлено тем, что в среднем возрасте человек начинает лучше осознавать свои возможности и перспективы, испытывать проблемы со здоровьем, понимая конечность собственного бытия, задумываться над своими достижениями и ярко переживать противоречия между желаниями и возможностями.
Таким образом, по результатам нашего исследования, большинство исследуемых (37-45 лет) не удовлетворены своими жизненными достижениями и переживают кризис среднего возраста на глубоком уровне, что свидетельствует о необходимости разработки и апробации психокорреционной программы или активных методов обучения, направленных на коррекцию дисгармоничных черт характера.
Нами был разработан и апробирован социально-психологический тренинг, целью которого было формирование у испытуемых образа гармоничной личности для преодоления кризиса среднего возраста и повышения своей эффективности. Образ гармоничной личности в данном случае состоит из черт, противоположных, выделенным нами выше, дисгармоничным чертам. Он характеризуется адаптивностью, зрелостью, пластичностью, уверенностью в себе, автономностью, низким уровнем тревожности и агрессивности, высоким уровнем стрессоустойчивости, рефлексии, волевой активности и самоактуализированности. Тренинг состоял из 9 занятий продолжительностью 2-3 часа, каждое из которых имело цель: снижение остроты проявления одной или двух дисгармоничных черт характера и формирование противоположной гармоничной черты. Нами было проведено несколько таких тренингов, в которых принимало участие 45 человек экспериментальной группы. По окончанию тренингов учасникам вновь было предложено тестирование по модифицированной нами «Методике определения глубины жизненного кризиса» Л.В. Восковской – А.В. Ляшук.
В результате проведения формирующего эксперимента были получены данные, которые представлены в таблице 2. По результатам диагностики контрольной группы видно, что количество людей, переживающих кризис среднего возраста на глубоком уровне не снизилось, а даже повысилось на 6,6 %. Как видно из таблицы, после прохождения тренинга количество испытуемых из экспериментальной группы с глубоким уровнем проживання кризиса среднего возраста значительно снизилось (от 57,2 % до 2,2 %), что говорит об эффективности нашей тренинговой программы. В следствие этого у исследуемых среднего возраста наиболее выраженными стали средний (52,8 %) и поверхностный (44 %) уровни проживания жизненного кризиса.
Таким образом, полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что формирование с помощью тренинга образа гармоничной личности и стратегия его достижения помогают личности снизить остроту проявлений дисгармоничных черт характера, что в свою очередь, влечет за собой снижение уровня глубины кризиса среднего возраста.
- 1. Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис : типологический анализ критических ситуаций / Ф.Е. Василюк // Психологический журнал. – 1995. – Т. 16, № 3. – С. 90 - 101.
- 2. Восковская (Шутова) Л.В., Ляшук А.В. Духовный кризис: проблемы определения и диагностики // Психологическая диагностика. -2005. - № 1. -С. 51-71.
- 3. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - М.: Медпресс- Информ, 2005. – 432 с.
- 4. Титаренко Т.М. Життєві кризи: технології консультування. Перша частина / Тетяна Титаренко. – К.: Главник, 2007. –144 с.
- 5. Bill Riedler Understanding Yourself and Others // Dreokurs Relationship Centers (August, 1980) – 110 р.